Научная статья на тему 'Направления и формы совершенствования инновационной деятельности в высшей школе РФ'

Направления и формы совершенствования инновационной деятельности в высшей школе РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ / INNOVATION / INNOVATION POLICY / INNOVATION DEVELOPMENT / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / THE MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Юлия Павловна

В статье представлена авторская модель взаимодействии инновационной системы национального образования и рыночной экономики в период модернизации, приведено описание одного из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ -системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines and forms of improving innovation activities in higher education in the Russian Federation

The article presents the author’s model of the interaction between the innovation system of national education and market economy in the period of modernization and describes one of the prerequisites for innovative development of higher education across the Russian Federation the system of regional policy in the field of education, science and innovation.

Текст научной работы на тему «Направления и формы совершенствования инновационной деятельности в высшей школе РФ»

ниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы исполнения наказаний». / Российская газета №156 (5829) от 11.07.2012 г.

9. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2012 г. № 456 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы». / Российская газета №186 (5859) от 15.08.2012 г.

10. Родни Тернер Дж. Руководство по проектно-ориентированному управлению / Пер. с англ. под общ. ред. Воропаева В.И. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2007. С. 27-32.

11. Саркисян Ю. Проектная компетентность государственных и муниципальных служащих как объект социологического анализа. // Власть. 2011. № 5. С. 123127.

12. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной про-

грамме «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» (с изменениями и дополнениями) // Информационносправочная система Консультант-Плюс [Электронный ресурс:

http://base.consultantm/cons/cgi^nlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=133921]

13. Фливберг Б. Рациональность и власть: еще раз о кейс-стади. // Социс -социологические исследования. 2007. №1. С. 62-70.

УДК 338.1

Куликова Ю.П., соиск.

Направления и формы совершенствования инновационной деятельности

в высшей школе РФ

В статье представлена авторская модель взаимодействии инновационной системы национального образования и рыночной экономики в период модернизации, приведено описание одного из условий инновационного развития высшей школы в субъектах РФ -системной региональной политики в области образовательной, научной и инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, инновационное развитие, модернизация экономики, управление инновационным развитием.

В программных документах и заявлениях Правительства РФ высшим учебным заведениям отводится ключевая роль при переходе на инновационный путь развития. Это объясняется необходимостью подготовки высококвалифицированного человеческого капитала для обеспечения задачи модернизации страны, что может быть обеспечено качественным функционированием системы высшего образования. Высшие учебные заведения представляют собой наиболее благоприятную среду для интеграции науки и образования. При этом, как отмечалось ранее, развитие высшего образования должно быть согласовано с общими задачами социально-экономического развития, а деятельность высших учебных заведений интегрирована в инновационные процессы на уровне национальной и региональных инновационных систем.

С целью обеспечения эффективности управления требуется выявление основных связей, определяющих влияние высшего образования на инновационную систему страны и влияющих, в свою очередь, на развитие высшей школы. Это дает возможность учитывать их интересы для более целенаправленного и результативного взаимодействия.

Общая модель взаимоотношений между вузами и другими участниками национальной инновационной системы в условиях модернизации экономики РФ представлена на рисунке. Использование модели обеспечивает возможность системного подхода к интеграции вузов в национальную инновационную систему.

Если представить инновационные процессы, протекающие в инновационной системе, в виде упрощенной линейной модели, то основная система связей будет «образование-наука-бизнес», а дополнительная будет включать органы власти, интегрирующие элементы, инновационную инфраструктуру (эти субъекты создают рамочные и операционные условия инновационного процесса).

В Российской Федерации к органам власти, осуществляющим государственное регулирование сферы образования, относятся Президент РФ, Правительство РФ, министерства, ведомства, департаменты. Их основными функциями являются стратегическое планирование, мониторинг, нормативно-правовое регулирование образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности. Органы власти принимают участие в финансировании деятельности образовательных и научных учреждений. Они могут выступать инициаторами как процессов объединения вузов (федеральные университеты), так и процессов межвузовской кооперации, оказывая различные виды поддержки.

При Президенте РФ созданы совещательные и консультативные органы по вопросам развития образования и науки.

В 2012 г. создан Совет при Президенте РФ по экономике и инновационному развитию РФ (расформирована Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России) - совещательный орган, образованный в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с модернизацией экономики и инновационным развитием. В соответствии с задачами Совета к его компетенции можно отнести подготовку предложений и координацию деятельности, в том числе по межвузовскому взаимодействию и развитию связей высшей школы с органами власти, предпринимательским и экспертным сообществами.

Социально-экономические условия

Национальные и региональные органы власти, Совет при Президенте РФ по экономике и инновационному развитию РФ

Стратегическое

планирование,

мониторинг,

регулирование

разование

Схема взаимодействия между системой высшего образования и участниками национальной инновационной системы

Международные факторы

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, является Министерство образования и науки РФ. Министерство образования и науки разрабатывает и реализует программы развития высшей школы, в том числе на основе интеграции образования и науки. Министерство также может стать разработчиком программы интеграции высшей школы в национальную инновационную систему РФ и мероприятий, содействующих развитию межвузовского взаимодействия, для повышения эффективности использования образовательного и научноисследовательского потенциала системы высшего образования [1].

Сфера образования в рамках инновационной системы обеспечивает подготовку трудовых ресурсов разной степени квалификации, а также профессиональное и творческое развитие личности. При этом типы учебных заведений подразделяются на дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения профессионального образования (включая учреждения высшего профессионального образования), другие типы учреждений (школы-интернаты, учреждения дополнительного образования детей и т.д.).

Одним из направлений развития сотрудничества российских высших учебных заведений с международными партнерами является установление отношений с уже существующими международными объединениями. Реализация данного направления может осуществляться в рамках совместных программ, которые могут быть представлены в виде совместных публикаций, участия в совместных исследованиях, проведение форумов и т.д. С учетом низких показателей цитируемости российских ученых по гуманитарным дисциплинам, в том числе экономическим, важность приобретает развитие студенческих и преподавательских обменов в данной области. При этом в международных отношениях могут выступать как отдельные вузы, так и их объединения. Так одной из перспектив развития консорциума вузов Томской области является установление партнерских отношений с вузами Китая. Основой для участия российских вузов в многосторонних межвузовских объединениях зарубежных стран могут стать консорциум российских, белорусских и казахстанских вузов, а также университетская сеть АТЭС [2].

Стратегической перспективой развития международных отношений российских вузов является участие ведущих университетов в глобальных исследовательских консорциумах, что возможно после реализации задачи увеличения количества российских вузов, входящих в мировые рейтинги университетов.

На примере университетской сети АСЕАН и ряда других международных организаций среди основных проблем международного взаимодействия вузов можно выделить общие проблемы, возможности решения которых определяются на межправительственном уровне:

- неформальная организация ряда партнерств (на основе многосторонних соглашений университетов), что создает сложности при выборе форм и механизмов решения финансово-экономических вопросов. На практике основными источниками финансирования международных партнерств в сфере высшего образования являются: членские взносы, доходы от публикаций, бюджетное финансирование (гранты, субсидии), средства донорских организаций, средства партнеров по диалогу, доходы по контрактам, доходы от конференций и реализации образовательных программ;

- отсутствие единой нормативно-правовой базы для взаимного признания дипломов, совместных дипломов, учета результатов совместной научно-исследовательской деятельности всеми государствами-участниками;

- несовпадение образовательных стандартов, требований к вузам и систем контроля над качеством образования государств-участников, что обусловлено историческими различиями систем образования;

- различия государственной политики в целом и в области высшего образования;

- необходимость использования прогрессивных средств коммуникации для преодоления территориальной отдаленности вузов требует доступа к интернет-линиям высокой пропускной способности.

Вузами-участниками международных партнерств должны решаться следующие проблемы, обусловленные международным характером взаимодействия:

- определение законодательных основ деятельности, что выражается в выборе организационно-правовой формы и страны регистрации (например, Всемирная сеть университетов зарегистрирована в Великобритании как компания с ограниченной ответственностью, неформальный Университет Арктики планируется преобразовать в фонд);

- определение вида диплома - двойной, совместный, дополнительные сертификаты;

- система контроля качества образования во всех вузах-участниках;

- организационные и финансово-экономические вопросы академической и преподавательской мобильности (взимание платы за обучения, условия контрактов и т.д.)

- поддержание равной активности участников международного партнерства и баланса их интересов (более развитые страны часто выступают в роли донорами);

- определение языка обучения и общения [3].

Инновационное развитие высшей школы, в том числе на основе межвузовского взаимодействия по рассмотренным направлениям, требует решения проблемы координации деятельности вузов и создания общего информационного поля в системе высшего образования.

Недостаточная степень координации во многом обуславливает низкий уровень инновационной активности в сфере высшей школы, что отражается

на результирующих показателях деятельности высших учебных заведений. В 2009 г. научные исследования и разработки осуществляли 45 % вузов. Треть малых инновационных предприятий при вузах, созданных в соответствие с Федеральным законом № 217, не осуществляют реальной деятельности. По данным социологических опросов более 50 % выпускников вузов не работают по специальности, что отражает несоответствие полученного образования потребностям рынка труда.

Одной из основных проблем в области управления инновационным развитием высшей школы РФ является отсутствие единой и актуальной информационной базы учета инновационных образовательных программ, научно-исследовательских проектов и инновационных предприятий при вузах в высшей школе. Это затрудняет оценку инновационного развития в системе высшего образования, а следовательно и оценку участия вузов в реализации задачи модернизации. Непрозрачность информации снижает возможность контактов между потенциальными партнерами [4].

С учетом изложенного для обеспечения масштабной задачи модернизации экономики РФ необходимо скоординированное использование интеллектуального потенциала, материально-технической базы и распределения финансирования вузов.

В настоящее время в данной области существует ряд разрозненных информационных ресурсов:

- База данных хозяйственных обществ, созданных на базе высших учебных заведений, при ФГБНУ Центр исследований и статистики науки;

- PUNEt.ru - федеральная университетская компьютерная сеть России, созданная в 1994 г. в рамках государственной программы как 1Р-сеть, объединяющая региональные сети, а также сети крупных научно-образовательных учреждений;

- региональные ресурсы, аккумулирующие информацию о инновационных разработках вузов;

- общие ресурсы сети (например, Портал «Инновации и предпринимательство» при НДП «Альянс-Медиа» содержит базу данных по инновационным проектам российских предприятий).

Однако существующие ресурсы ограничены с функциональной точки зрения, с точки зрения охвата и актуализации материалов, а также не предоставляют системной информации о деятельности высшей школы.

Поэтому с целью содействия интеграции вузов в национальную инновационную систему автором предложено расширить проект Министерства образования и науки РФ по созданию базы данных хозяйственных обществ, учрежденных при вузах (База данных учета уведомлений о создании научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ).

Базу данных необходимо включить в полнофункциональный Интернет-портала, способный выступить информационной площадкой для взаимодействия малых инновационных предприятий, научно-исследовательских

коллективов, инвесторов, организаций инновационной инфраструктуры и других участников инновационной деятельности.

Целью формирования Интернет-портала инновационного развития высшей школы является обеспечение мониторинга инновационных проектов вузов и создание условий для повышения роли системы высшего образования в социально-экономическом развитии страны на основе предоставления актуальной и полной информации всем заинтересованным участникам.

Основными субъектами информирования выступают: органы власти; общественные организации; представители сферы образования и высшего образования (руководство, преподаватели, сотрудники, студенты); представители инновационной инфраструктуры; предприятия реального сектора экономики; международные партнеры.

Следует обеспечить наличие на Интернет-портале следующих информационных блоков:

- реестр малых инновационных предприятий, созданных на базе

вузов;

- образовательные проекты;

- инновационная инфраструктура;

- участие вузов в государственных проектах;

- новостной блок - информация о ключевых событиях иннова-

ционной сферы;

- мониторинг доступных программ и конкурсов по реализации

образовательных и научно-исследовательских проектов.

Для поддержания Интернет-портала и обеспечения согласованного участия вузов в реализации задачи модернизации страны предлагается создание Центра координации инновационной деятельности вузов, выполняющего аналитические, информационные, консалтинговые и координационные функции.

При создании Центра может быть учтен опыт Европейского центра по стратегическому управлению университетами (European Centre for Strategic Management of Universities) и Координационного Центра кадровой поддержки инновационной деятельности в Московской области.

Европейский центр по стратегическому управлению университетами основан в 1986 г. как международная некоммерческая ассоциация. Современная цель - содействие повышению конкурентоспособности вузов на основе стратегического управления для реализации задач стратегии развития Европейского Союза на период до 2020 г. Центр предлагает программы развития управления, бенч-маркетинг и участвует в образовательных программах в сфере управления.

Координационный Центр кадровой поддержки инновационной деятельности в Московской области создан в 2006 г. как структурное подразделение Академии социального управления (на основании приказа Министерства образования Московской области). Цель центра - координация систем-

ной деятельности по обеспечению квалифицированными кадрами инновационного развития Московской области.

Первоначально Центр координации инновационной деятельности вузов может быть создан на конкурсной основе на базе одного из ведущих российских вузов. В последующем Центр может быть преобразован в организационно-правовую форму некоммерческого партнерства.

Создание центра будет способствовать повышению числа участников инновационной деятельности из числа вузов, своевременному выявлению кадровых потребностей социально-экономического развития, поиску партнеров в научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельности, повышению эффективности инновационной инфраструктуры вузов

[5].

Цель Центра координации инновационной деятельности может быть сформулирована как координация системной деятельности высшей школы по интеграции в национальную инновационную систему для реализации задач модернизации экономики РФ на основе:

- формирования и развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности на основе интеграции науки и образования;

- формирования и развития инновационной инфраструктуры и систем управления инновационной деятельностью вузов;

- поддержки реализации национальных проектов в области образования и научных исследований;

- формирования системы информационно-аналитического обеспечения сотрудничества между вузами и участниками национальной инновационной системы;

- содействия развитию инновационного предпринимательства при высших учебных заведениях;

- содействия развитию международного сотрудничества [6].

Задачи межвузовского центра координации инновационной деятельности могут включать:

- информационное обеспечение инновационного развития высшей школы посредством поддержки единого информационного портала;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта в области нормативно-правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических основ инновационной деятельности вузов;

- обеспечение справочной информацией органов государственной власти, высших учебных заведений и участников инновационной деятельности по запросам;

- обеспечение аналитической информацией органов государственной власти и высших учебных заведений по запросам, в том числе маркетинг образовательных услуг по подготовке кадров для осуществления и сопровождения инновационной деятельности;

- консультирование и проведение экспертизы проектов межвузовского взаимодействия и других видов стратегических партнерств;

- консультирование и проведение экспертизы стратегических и нормативных документов вузов в области воздания систем управления инновационной деятельностью и систем менеджмента качества;

- участие в формировании нормативно-правовой базы в области инновационной деятельности вузов посредством подготовки предложений в законодательные и нормативные акты;

- координация и научно-методическое обеспечение создания и развития инновационной инфраструктуры высшей школы;

- координация и сопровождение национальных и международных научно-исследовательских и образовательных проектов;

- содействие в организации участия вузов в национальных и выставках и ярмарках;

- содействие в организации межвузовских конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;

- содействие проведению согласованных мероприятий вузов на рынке международных образовательных услуг (координация, объединение ресурсов, идей и т.п.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- координация и содействие программ академической мобильности в области обмена научными и научно-педагогическими кадрами, студентами, аспирантами [7].

Таким образом, организации межвузовского взаимодействия могут выступить органичным элементом национальной и региональных инновационных систем и явиться одним из инструментов инновационного развития высшей школы РФ в условиях модернизации экономики. При этом развитие межвузовского сотрудничества на региональном, национальном и международном уровнях расширяет возможности отдельных высших учебных заведений по повышению эффективности деятельности на основе интеграции науки и образования. В качестве одного из способов координации инновационного развития высшей школы в Российской Федерации может быть рассмотрено создание Центра координации инновационной деятельности вузов.

Литература

1. Евгеньева А. Консорциум томских вузов и НИИ - по любви или по расчету? // Томский обзор. 24.11.2011. URL: http://obzor.westsib.ru/article/357690

2. Критерии университета инновационного типа // Национальный исследовательский Томский политехнический университет: официальный сайт. URL:

http ://past.tpu. ru/html/innov-criteria. htm

3. Положение о Координационном Центре кадровой поддержки инновационной деятельности. М.: ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», 2006. URL: http://ckp.momos.ru/rdocs/

4. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости Власть. 30.01.2012. URL: http://www.putin2012.ru/events/149

5. Рейтинг инновационной активности в России в 2011 г. // Ассоциация инновационных регионов России: официальный сайт.

URL: i-regions.org> events/Reiting2. doc

6. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011.

7. Стерлигов И. Треть малых предприятий при вузах существует лишь на

бумаге// Наука и технологии России: 02.08.2011. URL:

http://www.strf.ш/material.aspx?d_ш=41450&CatalogЫ=223&prmt=1

УДК 338.2

Гранкина Н.Г., асп.

Необходимость государственного стимулирования перехода современных компаний к социально ответственной

модели поведения

В статье продемонстрированы проблемы обеспечения государственного регулирования реализации корпоративной социальной ответственности. Представлены возможные механизмы стимулирования государством деятельности компаний, реализующих социально ответственную модель поведения в России.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность,

стейкхолдер, филантропический маркетинг, государственное регулирование социальной ответственности бизнеса, информационная асимметрия.

Эффективность деятельности бизнеса современных компаний во многом зависит от степени их вовлеченности в решение приоритетных задач, стоящих перед обществом. К числу таких задач следует отнести снижение уровня безработицы, повышение уровня жизни населения, улучшение качества функционирования системы образования и здравоохранения, охрану окружающей среды.

Решению социально значимых задач, как отмечает ряд исследователей (например, Л.И. Полищук, С.В. Белова, С.В. Туркин) может способствовать реализация концепции социальной ответственности бизнеса. Её можно охарактеризовать как достаточно новое явление, ставшее логичным развитием существовавших ранее маркетинговых концепций (производственной, товарной, сбытовой и социально - этической). В данной связи следует отметить, что процесс интенсивного развития и осознания обществом сущности корпоративной социальной ответственности (КСО) в мировой практике носил стремительный характер, занял не более 50 лет и продолжается в настоящее время.

Данный процесс затронул и Россию. В нашей стране руководство ряда компаний, осознав значимость социально ответственного поведения, изучает позитивный опыт зарубежных бизнес - структур по данному направлению и адаптирует его к российским условиям. Весьма продуктивной, в этой связи, представляется корпоративная социальная ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.