Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства'

Направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
974
74
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Демироглу Н.Б., Зиадинова З.С.

В статье обобщены основные направления государственной поддержки малого бизнеса. Рассмотрена система поддержки малого бизнеса со стороны государства и определены принципы содействия развитию малого предпринимательства.

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки субъектов малого предпринимательства»

УДК: 334.021

Демироглу Н. Б.

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУ ВО РК «КИПУ», г. Симферополь

Зиадинова З. С.

студентка 4 курса факультета экономики, менеджмента и информационных технологий

ГБОУ ВО РК «КИПУ», г. Симферополь

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье обобщены основные направления государственной поддержки малого бизнеса. Рассмотрена система поддержки малого бизнеса со стороны государства и определены принципы содействия развитию малого предпринимательства.

Ключевые слова: экономика, малый бизнес, государственная поддержка, принципы развития малого бизнеса, субъект малого предпринимательства.

С начала проведения и реализации экономических реформ, поддержка формирования и реализации малого предпринимательства в России является одним из главных приоритетов государственной политики. Благодаря работе субъектов малого бизнеса повышается уровень численности работающего населения, растет конкурентная среда и экономическая стабильность, формируются предпосылки для развития среднего класса. Малое предпринимательство дает возможность осуществлять собственные творческие способности и инициативу. Велика роль компаний малого предпринимательства в становлении научно-технического прогресса. В малых предприятиях более развито введение оригинальных изделий, которые нуждаются в меньших капиталовложениях и обеспечивают их ускоренную окупаемость. Именно по этой причине в развитых странах развитие малого предпринимательства играет огромную роль. Создается политика для его поддержки, с помощью которой интересы бизнеса сбалансируются с интересами государства.

Проблемам организации и ведения малого бизнеса посвящено множество трудов отечественных ученых экономистов. Так, автором Джеляловой Н. Б. обобщены особенности налогообложения физических диц, осуществляющих деятельность в сфере малого предпринимательства [2]. Организационно-методические основы составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства рассмотрены в статье С. А. Аблязовой [1]. Эмирова Э. С. акцентировала внимание на проблемы и пути методического обеспечения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса [5]. Данная работа обостряет внимание на элементы системы государственной политики в сфере малого бизнеса.

В современном мире образовались две ключевые формы господдержки малого предпринимательства. Сущность первой состоит в обширном государственном регулировании работы предприятий малого бизнеса в совокупности с государственным протекционизмом. Вторая заключается в умеренном государственном регулировании и формировании рыночных условий для конкуренции.

Устойчивая экономическая поддержка малого бизнеса является показателем правильного развития экономики на территории Российской Федерации. При формировании, любой компании необходимо укрепить свои позиции на рынке, и для этого ей нужна устойчивая материальная база. Формирование одинаковых условий для всех предприятий, которые заняты в сфере бизнеса, выравнивание предпринимательских структур с иными областями общественного производства является целью государственной поддержки бизнеса. Особенно данный вид помощи необходим мелкому и среднему бизнесу. Сегодня одной из важнейших задач государства является поддержка малого и среднего

предпринимательства. Чтобы ее реализовать, необходимо однократное пособие для открытия собственного дела, целевые субсидии малому бизнесу и система гарантийных фондов в любом регионе.

Чем выше уровень общественной бесконфликтности, тем быстрее и рентабельнее происходят существенные структурные изменения в народном хозяйстве. При этом огромную роль играют предприятия малого и среднего предпринимательства, способные обеспечивать рабочие места для тех людей, которые остались без работы при закрытии или перепрофилировании больших компаний.

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом увеличивают жизнедеятельность больших, их конкурентоспособность. С помощью массовых выпусков и стабильного ассортимента изделий увеличивается рентабельность крупного производства. Но ускорение научно-технического прогресса сильно уменьшает такие возможности: нужно регулярно вводить коррективы в технико-экономические параметры товаров, опираясь на изменения рынка. Предприятия малого предпринимательства, оперативно приводящие комплектующие изделия в соответствие с достижениями науки и техники, помогают крупным сборочным предприятиям сберечь свои достоинства и адаптироваться к новым требованиям. При этом число этих предприятий должно быть выше потребностей сборочных производств, так как данная основа определяется полноценной конкуренцией. Это является основной предпосылкой эффективного взаимодействия крупных, средних и малых предприятий. Но в российской экономике нет такой взаимосвязи. Это говорит о том, что невозможно развитие экономики без смещения акцента в сторону предприятий бизнеса.

Одним из основных стимулов становления всех компаний является комплекс мер, который несет ответственность за поддержку малого предпринимательства в состоянии устойчивости, и сформированный местными властями в каждом отдельном регионе. Государственная поддержка малого бизнеса ориентирована на сокращение экономических и прочих видов рисков для субъектов хозяйствования. Основные направления, по которым государство осуществляет поддержку субъектов малого предпринимательства обобщены в таблице 1.

Таблица 1. — Основные направления государственной поддержки субъектов малого бизнеса

№ Направление Понятие

1 Финансовая поддержка разработка государственных программ, обеспечивающие льготное кредитование субъектов малого предпринимательства, предоставление субсидий, льготных налоговых режимов и амортизационных льгот и другое

2 Материальная и техническая поддержка разнообразные формы предложения технологии и оборудования в аренду для субъектов малого бизнеса, создание технопарков, технополисов и другое

3 Консультационная и информационная поддержка обеспечение доступа к электронным библиотекам, электронным базам данных, оказание консультационных, бухгалтерских и правовых услуг, в том числе по проблемам создания, управления, налогообложения и другое

4 Формирование рыночной инфраструктуры образование ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых компании, рынков сбыта и т.д.

Долгосрочные и краткосрочные программы, которые осуществляются на федеральном и региональном уровнях, представляют собой основную организационную форму государственной поддержки малого бизнеса.

Система господдержки субъектов малого предпринимательства включает:

- государственные нормативно-правовые акты, предназначенные для поддержки и развития малого предпринимательства;

- государственный аппарат — комплекс государственных институциональных структур, с помощью которых развивается малое предпринимательство, происходит реализация государственной политики в этой сфере и осуществляется регулирование сферы малого бизнеса и управление инфраструктурой его поддержки;

- государственная инфраструктура поддержки малого бизнеса, которая включает бюджетные и коммерческие предприятия, которые создаются с участием или без участия государства.

Принципы, соблюдая которые осуществляется государственное содействие малому предпринимательству:

- разделение возможностей по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса между федеральными и муниципальными органами государственной власти;

- ответственность федеральных и муниципальных органов государственной власти за обеспечение благоприятных условий для становления субъектов малого и среднего бизнеса;

- участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, бюджетных организаций, которые выражают интересы субъектов малого и среднего бизнеса, в становлении и реализации государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса;

- предоставление равного доступа субъектов малого и среднего бизнеса для получения поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, которые установлены федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства.

В области господдержки малого бизнеса финансовое обеспечение федеральной политики является одной из основных задач. Также основными задачами является формирование эффективного финансового механизма для реализации господдержки малого бизнеса и участие в финансировании региональных программ, проектов и мероприятий, которые направлены на развитие и поддержку малого предпринимательства.

Для достижения поставленных заданий необходимо внедрение и реализация таких направлений деятельности:

1. Разработка экономической стратегии по привлечению отечественных и иностранных инвесторов с целью обеспечения развития и функционирования субъектов малого предпринимательство в России.

2. Влияние использования льготного налогового режима для организаций, которые работают в сфере малого бизнеса.

3. Реализация работы системы лизинговых операций, которая дает наиболее перспективную возможность формирования и продолжения функционирования производственной основы малого и среднего предпринимательства.

4. Выявление факторов развития внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства.

5. Подготовка и переподготовка кадров для работы в структурах малого предпринимательства.

6. Формирование условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем создания благоприятной инфраструктуры.

7. Информационное, законодательное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей.

8. Формирование инвестиционно-инновационной деятельности в предпринимательских структурах, помощь в освоении новых технологий и изобретений.

Основываясь на действующее законодательство и результаты научных трудов, систему государственной поддержки малого бизнеса условно можно разделить на следующие группы:

1. Система нормативного и правового регулирования.

Основным нормативным актом является федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4]. В данном законе значительная роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Система финансовой поддержки. Особенности финансовой структуры малых предприятий:

- невысокий уровень собственных источников финансирования;

- ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм;

- нерегулярность финансирования.

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» [3].

3. Система имущественной поддержки. Данный вид поддержки предоставляют государственные и муниципальные органы. Например, передача во владение или пользование государственного и муниципального имущества (зданий, сооружений, земельных участков, машин, оборудования и т.д.) на бесплатной основе либо на льготных условиях, то есть по условиям и ценам, которые выгоднее рыночных.

4. Система предоставления инфраструктурных услуг.

Под инфраструктурой поддержки малого бизнеса понимают:

- становление системы коммерческих и бюджетных организаций, которые работают в виде поставщиков (подрядчиков). Их целью является размещение заказов на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг федеральных и муниципальных нужд при осуществлении государственных и других программ развития малого бизнеса.

- формирование агентств по развитию бизнеса, фондов содействия кредитованию, акционерных фондов, занимающихся инвестициями, и закрытых паевых инвестиционных фондов, которые привлекают инвестиции для малых предприятий.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что создание инфраструктуры содействует развитию субъектов малого предпринимательства, росту их вложений в реализацию социально-экономических задач.

Таким образом, следует отметить, что конкретный выбор элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в любом случае обуславливается состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

Литература

1. Аблязова С.А. Оргашзацшно-методичш основи складання фшансово! зв^носп суб'ек^в малого тдприемництва / Аблязова С.А., Н.Б. Джелялова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Выпуск 33. Экономические науки. — Симферополь : НИЦ КИПУ. — 2012. — С. 145-150.

2. Джелялова Н.Б. Организация деятельности и особенности общей системы налогообложения физических лиц-предпринимателей / Н.Б. Джелялова, Л.Б. Джелялова // Бизнес Информ. — № 1. — 2012г. — С. — 115-117.

3. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские

(фeрмерские) хозяйства» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53112/

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

5. Эмирова Э.С. Проблемы и пути совершенствования методического обеспечения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса / Э.С. Эмирова, Н.Б. Демироглу // Электронный научный журнал Таврический научный обозреватель № 3, 2015 г., часть I. (Договор с РИНЦ: № 304-05/2015 от 14.05.2015) — С.180-184.