Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки развития малого бизнеса регионов'

Направления государственной поддержки развития малого бизнеса регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / малый бизнес / развитие / регион / направления. / strategic planning / small business / development / region / directions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Е. Кремин

В рамках выполненного иследования была разработана система стратегических направлений развития малого бизнеса на территории региона, включающая различные механизмы и инструменты развития, использование каждого из которых рекомендовано с учетом интересов государственных органов и представителей предпринимательского сектора региона. Материалы статьи могут быть использованы федеральными и региональными органами власти и управления при разработке и корректировке стратегии и программ развития данного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. Е. Кремин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF STATE SUPPORT OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS OF REGIONS

The article developed a system of strategic directions for small business development in the region, including various development mechanisms and tools, the use of each of which was recommended taking into account the interests of state bodies and representatives of the business sector of the region. The materials of the article can be used by federal and regional authorities and management in the development and adjustment of strategies and development programs for this sector of the economy.

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки развития малого бизнеса регионов»

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО

БИЗНЕСА РЕГИОНОВ

А.Е. Кремин, научный сотрудник

Вологодский научный центр Российской академии наук (Россия, г. Вологда)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10245

Аннотация. В рамках выполненного иследования была разработана система стратегических направлений развития малого бизнеса на территории региона, включающая различные механизмы и инструменты развития, использование каждого из которых рекомендовано с учетом интересов государственных органов и представителей предпринимательского сектора региона. Материалы статьи могут быть использованы федеральными и региональными органами власти и управления при разработке и корректировке стратегии и программ развития данного сектора экономики.

Ключевые слова: стратегическое планирование, малый бизнес, развитие, регион, направления.

Стабильный экономический рост в современных условиях представляет собой сложный процесс, который определяется многими социально-экономическими условиями. Рост экономики региона делает возможным наращивание, поддержание и рациональное использование ресурсного потенциала региональной системы за счет стимулирования хозяйственных субъектов к интенсификации производства, повышения их конкурентоспособности на основе формирования бизнеса всех уровней [1].

Для экономики России, требующей диверсификации, развитие малого бизнеса (МБ) приобретает особое значение. Именно малые предприятия, не предполагающие крупных стартовых инвестиций, способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях ограниченности ресурсов [2-4]. Немаловажна роль МБ и с социальной точки зрения. Он не только позволяет создавать дополнительные рабочие места, но и удовлетворяет потребности локальных рынков, предоставляя населению услуги, а также обеспечивая его товарами народного потребления.

В то же время, проводимая органами государственной власти и управления политика на уровне региона в отношении малого бизнеса зачастую носит несистемный характер и отличается недостаточно высокой степенью эффективности. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие стратегических документов в большинстве субъектов РФ, регламентирующих оказание соответствующей мер поддержки и обосновывающих их направления [5]. Поэтому целью данной статьи является формирование системы стратегических направлений развития малого бизнеса различных регионов, включающей в себя реализацию группы инструментов и механизмов управления исследуемым сектором экономики, дифференцированных согласно существующей территориальной специфике.

Для решения данной проблемы на основе научных работ Мезнецевой Е.С., Дмитриева Е.О., Филимонова Н.М, Архангельского В.Н. и др. [6-9] была разработана система стратегических направлений развития малого бизнеса на территории региона, включающая в себя реализацию различных инструментов и механизмов управления исследуемым сектором экономики (табл. 1).

Таблица 1. Система стратегических направлений развития и поддержки малого пред-

принимательства и механизмов их реализации на территории региона

№ п/п Стратегические направления развития малого бизнеса Механизмы реализации Мероприятия

l. Стимулирование научно-технологического развития и инноваций в секторе МБ Цель: формирование инновационной экономики в регионе 1.1. Оказание содействия МБ в разработке и коммерциализации инновационных технологий Создание Центров молодежного инновационного творчества. Создание Центра прототипирования. Создание и развитие промышленных парков. Разработка и реализация механизмов привлечения инновационных проектов. Создание Фонда ресурсной поддержки Предоставление субсидий для возмещения доли затрат по кредитным и лизинговым платежам

1.2.Стимулирование выпуска инновационной продукции

1.3. Стимулирование модернизации производства

1.4.Развитие кооперации между субъектами предпринимательства, НИИ и ВУЗам

2. Привлечение трудовых ресурсов в сектор МБ, реализация предпринимательского потенциала Цель: трудоустройство населения региона 2.1. Повышение квалификации сотрудников субъектов МБ Организация технологических стажировок на ведущих предприятиях. Проведение тренингов и мастер-классов Предоставление финансовых ресурсов для найма молодых специалистов Публикация статей и трансляций передач об успешных практиках бизнеса

2.2. Повышение квалификации руководителей субъектов МБ

2.3. Целевая подготовка в ВУЗах специалистов, востребованных в секторе МБ

2.4. Создание благоприятных условий труда для высококвалифицированных специалистов

2.5. Повышение общественной заинтересованности к предпринимательству

2.6. Повышение предпринимательской активности

3. Выведение продукции МБ на новые региональные и международные рынки Цель: развитие внешнеэкономической деятельности региона 3.1. Развитие экспорта, создание региональных брендов Субсидии на возмещение затрат, связанных с издержками по осуществлению экспортной деятельности. Создание Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МБ. Создание территориального бренда приоритетной отрасли

3.2. Развитие импортозамещения

3.3. Расширение участия субъектов МБ в госзаказах

3.4. Развитие МБ в стратегических отраслях

4. Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти Цель: развитие и повышение эффективности институтов исполнительной власти и управления региона 4.1. Повышение качества оказания услуг органов исполнительной власти Проведение ежегодного мониторинга деятельности МБ, а также эффективности реализуемых мер поддержки и развития Публикация результатов мониторинга на информационных порталах Обучение работников организаций, образующих инфраструктуру поддержки МБ

4.2. Стимулирование деятельности общественных организаций

4.3. Повышение квалификации сотрудников органов исполнительной власти

4.4. Повышение масштабов реализации оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия

5. Сокращение разрыва в уровне развития субъектов МБ Цель: социально-экономическое развитие локальных территорий региона 5.1. Организация системы поддержки и развития малого бизнеса на муниципальном уровне Реализация мероприятий, направленных на формирования благоприятной среды для функционирования МБ

Представленная система описывает механизмы и инструменты реализации пяти приоритетных направлений развития малого бизнеса, которые позволят решить следующие задачи социально-

экономического развития региона: формирование инновационной экономики, трудоустройство населения, развитие внешнеэкономической деятельности, развитие институтов исполнительной власти и управления, а также развитием локальных тер-

риторий (муниципальных образований региона).

В свою очередь, выбор данных направлений также должен быть обусловлен текущим состоянием развития МБ и его ролью в экономике региона. Для этого предлагается использовать разработанную ранее типологизацию субъектов МБ по степени его влияния на различные составляющие социально-экономического развития регионов (табл. 2) [10].

Таблица 2. Типологизация субъектов РФ по степени влияния малого бизнеса на различные составляющие социально-экономического развития регионов

Тип Вклад МБ

В социальное развитие В экономическое развитие В инвестиционное развитие

Высокий Низкий Высокий Низкий Высокий Низкий

I + + +

II + + +

III + + +

IV + + +

V + + +

VI + + +

VII + + +

VIII + + +

Исходя из представленных типов субъектов РФ была разработана система рекомендаций по выбору и использованию направлений, а также соответствующих механизмов поддержки МБ, указанных в таблице 1, согласно сложившейся в регионе экономической ситуации (табл. 3). Сто-

ит отметить, что развитие институтов исполнительной власти и управления, а также формирование благоприятной среды для функционирования субъектов МБ ввиду своей универсальности целесообразно реализовать на территории каждого субъекта федерации.

1S?

Таблица 3. Рекомендации по использованию механизмов развития малого бизнеса региона для отдельных типов субъектов РФ_

Механизмы реализации Тип субъекта РФ (по уровню вклада МБ в экономику региона)

I II III IV V VI VII VIII

Соц.-Выс. Соц. -Низ. Соц. -Выс. Соц. -Низ. Соц.-Выс. Соц. -Низ. Соц. -Выс. Соц. -Низ.

Эконом. - Выс. Эконом. - Выс. Эконом. - Низ. Эконом. - Низ. Эконом. - Выс. Эконом. - Выс. Эконом. - Низ. Эконом. - Низ.

Инве-стиц. -Выс. Инве-стиц.-Выс. Инве-стиц.-Выс. Инве-стиц.-Выс. Инве-стиц.-Низ. Инве-стиц.-Низ. Инве-стиц.-Низ. Инве-стиц.-Низ.

Стимулирование научно-технологического раз-вития и инноваций в секторе МБ

1. 1. + + + +

1. 2. + + + +

1. з. + + + +

1. 4 + + + +

Привлечение трудовых ресурсов в сектор МБ, реализация предпринимательского потенциала

2. 1. + + + +

2. 2. + + + + + +

2. з. + + + +

2. 4. + + + +

2. 5. + + + +

2. б. + + + + + +

Выведение продукции МБ э на новые региональные и международные рынки

з. 1. + + + +

з. 2. + + + +

з. з. + + + + + +

3. 4. + + + +

Таким образом, использование данной системы позволит обеспечить обоснованность выбора стратегических направлений развития малого бизнеса на территории отдельного субъекта РФ с учетом его вклада в экономику. Предлагаемый подход является оригинальным и отличает данное

исследование от существующих по данной тематике тем, что в рамках его использования учитываются интересы государственных органов и представителей предпринимательского сектора. Данный учет осуществляется при помощи реализации мероприятий стимулирующих отдельные

аспекты функционирования исследуемого разработке и корректировке стратегии и сектора экономики, направленных на ре- программ развития данного сектора эко-шение проблем социально-экономического номики. Дальнейшие работы автора будут развития территории. посвящены решению вопросов разработки

Полученные результаты могут быть ис- положений стратегии развития малого пользованы федеральными и региональ- бизнеса на территории каждого субъекта. ными органами власти и управления при

Библиографический список

1. Кремин А.Е. Методика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе // Проблемы развития территории. 2017. № 3 (89). С. 4661.

2. Гутман, Г.В. Управление региональной экономикой [Текст] / Г.В. Гутман. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 173 с.

3. Кузнецов, С.В. Пространственные возможности и ограничения модернизации российской экономики: пример Северо-западного макрорегиона [Текст] / С.В. Кузнецов, Н.М. Межевич, С.С. Лачининский // Экономика региона. - 2015. - № 3 (43). С. 25-38.

4. Манухина, А.В. Анализ влияния социально-экономических факторов на формирование малого бизнеса в регионах Российской Федерации [Текст] / А.В. Манухина // Вестник университета. - 2012. - №3. - С. 172-177.

5. Афанасьев, М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики [Текст] / М. Афанасьев, Л. Мясникова // Вопросы экономики. - 2005 г. - № 4. - С.75-86.

6. МезенценваЕ.С. Стратегическое управление как фактор развития малого производственного бизнеса // Экономика региона, 2008, №1, С. 206-211.

7. Дмитриева Е. О. Модели развития малого предпринимательства в моногородах Российской Федерации // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Т. 9, № 2. C. 195-216.

8. Филимонова Н.М. Определение перспективных направлений развития малого предпринимательства в регионах России // Экономика региона. 2008. №1. С. 212-217.

9. Архангельский В.Н. Инновационные решения в развитии малого и среднего предпринимательства // Инновационные приоритеты промышленного развития. 2010. №3. С. 192-196.

10. Мазилов Е.А., Кремин А.Е. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии российских регионов: проблемы и тенденции // Проблемы развития территории. 2018. № 2 (94). С. 7-18.

DIRECTIONS OF STATE SUPPORT OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

OF REGIONS

A.E. Cremin, researcher

Vologda scientific center of the Russian academy of sciences (Russia, Vologda)

Abstract. The article developed a system of strategic directions for small business development in the region, including various development mechanisms and tools, the use of each of which was recommended taking into account the interests of state bodies and representatives of the business sector of the region. The materials of the article can be used by federal and regional authorities and management in the development and adjustment of strategies and development programs for this sector of the economy.

Keywords: strategic planning, small business, development, region, directions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.