Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки аграрного сектора экономики в зарубежных странах'

Направления государственной поддержки аграрного сектора экономики в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетная поддержка / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАНЫ ЕС / ПРОГРАММЫ / budget support / agriculture / EU countries / Programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. Н.

В статье рассматриваются основные модели и уровень государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах мира. Раскрываются программы стимулирования сельскохозяйственного производства в Германии. Приводится возможная структура бюджетной поддержки в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the basic models and a level of the state support of an agriculture in the advanced countries of the world are considered. Programs of stimulation of an agricultural production in Germany are opened. The possible structure of budgetary support in Russia is resulted.

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки аграрного сектора экономики в зарубежных странах»

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

H.H. СЕМЕНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

Ключевые слова: бюджетная поддержка, сельское хозяйство, страны ЕС, программы.

430000, Республика Мордовия,

_г. Саранск, ул. Полежаева, 44, к. 25; тел. 8 (8342) 29-07-82; e-mail: nnsemenova@mail.ru

Статья подготовлена и опубликована при финансовой поддержке РГНФ и правительства РМ (проект №08-02-23211 а/В).

Цель и методика исследований

Будущее членство в ВТО ставит Россию перед проблемой разработки таких направлений аграрной политики, которые предполагали бы эффективную государственную помощь предприятиям сельского хозяйства и в то же время обеспечивали бы правовое регулирование торговли, осуществляемое ВТО. Для решения этой проблемы целесообразно изучить опыт других стран в данной сфере, чтобы избежать повторения их ошибок и использовать положительные результаты реализации таких программ.

Сельское хозяйство в силу специфических условий производства сельскохозяйственной продукции неконкурентоспособно по сравнению с другими отраслями, а потому получает солидную государственную поддержку в развитых странах. Причём такая поддержка является одним из приоритетных направлений экономической политики развитых стран.

В настоящее время в мировой практике выделяют две основные модели прямой господдержки сельского хозяйства: североамериканская и западноевропейская. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей по первой модели основывается на гарантированных закупочных ценах. Причём бюджетные выплаты определяются уровнем доходов фермеров. По второй модели выплачиваются дотации фермерам

на продукцию в пределах установленных квот (на производство сверх квот дотации не выплачиваются). Так, в Европейском союзе (ЕС) распределяют бюджетные средства исходя из площади земельных угодий, их расположения, качества. В США принятый в 1996 году очередной сельскохозяйственный закон предусматривал отказ правительства от регулирования процесса ценообразования. Взамен компенсационных выплат до уровня гарантированных цен введена система гибкого производственного контракта поддержки фермеров. Вместе с тем в программах предоставления субсидий ставились условия по осуществлению мер, связанных с сохранением и улучшением земель.

Результаты исследований

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 25 ведущих странах, входящих в эту группировку, размер поддержки сельскохозяйственным производителям в 2005 году составил 349 млрд долл. В 2003-2005 годах поддержка производителей в расчёте на 1 га сельхозугодий составляла: в ЕС - 843 долл., в Японии - 9529, в Норвегии - 2882, в Швейцарии - 3155, в США - 155 долл.

Основную роль в системе бюджетной поддержки сельского хозяйства играет защита внутренних рынков при помощи цен. Для этой цели в ЕС создана единая сельскохозяй-

ственная политика, где в качестве основных инструментов защиты внутреннего рынка введены таможенные пошлины и компенсационные платежи, призванные выровнять разницу между высокими внутренними и низкими мировыми ценами с помощью таможенных пошлин и платежей, а также субсидий на экспорт сельскохозяйственных продуктов. В Европе регулирование в значительной степени направлено на поддержание закупочных цен, обеспечивающих стабильность доходов производителей и ценовое равновесие между сельским хозяйством и другими отраслями.

Государственная поддержка сельского хозяйства обходится ЕС в огромные суммы. В среднем за 20022004 годы на сельское хозяйство выделялось 47,2 млрд евро в год, или 53,1% от всего бюджета ЕС. В 2005 году эти расходы составили 49 млрд евро (65 млрд долл.). Кроме того, сельское хозяйство финансируется из национальных бюджетов (12-15 млрд евро в год). Помимо этого субсидии на экспорт продовольствия составляют примерно 3,2 млрд евро. Сумма поддержки сельского хозяйства в России - 1,5 млрд долл.

В среднем в Европе расходы на господдержку составляют 40% себе-

Budget support, agriculture, EU countries, programs.

№ 1 (67), 2010 г.

Аграрный вестник Урала

15

стоимости сельскохозяйственной продукции, а в расчёте на 1 га пашни - в 60 раз больше, чем в России. Это главное условие её конкурентоспособности на мировом рынке.

Необходимость бюджетной поддержки сельского хозяйства доказана мировым опытом развития продовольственного комплекса, а также социально-экономическими и природными особенностями его функционирования. Следует подчеркнуть, что западное общество рассматривает сельское хозяйство и продовольственный рынок как систему, не способную к саморегулированию, а средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства -как естественную компенсацию неизбежных потерь отрасли в условиях рынка. Размер этой платы в отдельных странах может достигать до 70% стоимости продукции сельского хозяйства (рис.).

Наиболее масштабную поддержку сельхозтоваропроизводителям оказывают страны с наименее благоприятными природно-климатическими условиями для ведения агробизнеса (Норвегия, Япония, Южная Корея).

На наш взгляд, при разработке направлений аграрной политики России необходимо учесть опыт Германии.

После объединения в Германии в рамках реформирования сельского хозяйства был разработан и успешно осуществлён ряд специальных программ.

Программа стимулирования инвестиций в отдельные хозяйства (ЕРР) предназначена для старых федеральных земель. Её цель - улучшение условий жизни в сельской местности. Программа ориентирована прежде всего на фермеров, основным источником дохода которых является сель-хозпроизводство (более половины рабочего времени они заняты в сельскохозяйственном производстве и получают не менее половины совокупного дохода от этой деятельности); фермеров, получающих основной доход от работы в сельском, лесном хозяйстве, области туризма или народных промыслов (государством стимулируется работа по поддержа-

нию естественных условий в своём хозяйстве с доходом не менее 50% от суммы общего дохода и при продолжительности рабочего времени за пределами хозяйства менее половины от общей продолжительности трудового дня); арендаторов (регулируемый срок аренды - 12 лет); арендодателей. На определённых условиях могут получать субсидии также юридические лица.

Стимулирование кооперативных хозяйств зависит от числа хозяйств - членов кооперации. Размер суммы ограничен верхним установленным ЕС пределом. Она в несколько раз (максимально - в 3 раза) выше суммы, выделяемой для отдельного хозяйства.

Установлены следующие условия для включения в программу: наличие профессиональной квалификации, планов улучшения производства; получающий поддержку фермер в течение 10 лет должен вести в своём хозяйстве бухгалтерский учёт, чтобы можно было непрерывно контролировать ситуацию в хозяйстве и своевременно предупредить ошибочное развитие; для овощеводческих хозяйств и хозяйств, занятых выращиванием специальных культур, достаточно только учёта налогов.

Стимулированию подлежат производственные инвестиции, направленные на улучшение качества и переход к выпуску нового вида продукции, снижение себестоимости продукции, экономию энергии, защиту окружающей среды и улучшение экологии, в том числе в производстве продукции птицеводства, подготовку сельскохозяйственной продукции к реализации, улучшение естественных условий производства в растениеводстве.

Инвестиции в области животноводства могут стимулироваться только в том случае, если поголовье скота после инвестиций не превышает 2,5 усл. гол. на 1 га используемой в сельскохозяйственном производстве площади. Кроме того, в молочном животноводстве инвестиции могут стимулировать в случае, если в хозяйствах в момент подачи заяв-

Экономика

ки содержится не более 40 коров на 1 рабочую силу и 60 коров на 1 хозяйство; более 30% площади сельхозугодий составляют многолетние лугопастбищные угодья или в хозяйстве 50% площадей занято под основными кормовыми культурами; инвестиции направляются на рационализацию имеющихся в момент подачи заявки стандартных производственных мощностей в целях снижения себестоимости производства.

В свиноводстве подлежат стимулированию только инвестиции в рационализацию, не повышающую производственные мощности.

Инвестиции в технику для экспорта исключены из программы стимулирования (за исключением машин, связанных с улучшением экологии производства, и дождевальных машин для защиты от заморозков плодовых культур).

Согласно положениям данной программы, фермер может получить кредит в размере 130 тыс. евро на 1 рабочую силу и до 30 тыс. евро на 1 предприятие с понижением ссудного процента. В районах с неблагоприятными для сельскохозяйственного производства условиями снижение ссудного процента составляет до 6%, в других районах, имеющих благоприятные условия, - до 4%. Положение о сниженном проценте для недвижимого имущества действует до 20 лет, для прочих инвестиций - 10 лет.

Вместо снижения процента на заём ссудного капитала может выдаваться дотация, составляющая для недвижимости до 20% (в районах с неблагоприятными условиями - до 30%), для всех прочих инвестиций - до 14% (в районах с неблагоприятными условиями - до 21%) от подлежащих стимулированию затрат. Дотируются также затраты на подготовку участка к застройке при переселении, на улучшение луго-пастбищных угодий при крупных строительных мероприятиях, на защитные лесопосадки и прочие не приносящие ущерба ландшафту мероприятия. Предусматривается улучшение условий стимулирования молодых фермеров.

Собственная доля фермеров должна составить не менее 10% (в наличном или безналичном выражении).

Программа аграрных кредитов (АКР) направлена на стимулирование инвестиций на рационализацию и улучшение условий жизни и работы. Поощрительные средства могут получить фермеры с полной или частичной занятостью в сельском хозяйстве, если они являются фермерами согласно закону о пенсионном обеспечении фермеров или закону о страховании по болезни фермеров, а также если их годовой доход не превышает 100 тыс. евро (включая супруга). Доход, полученный не в

Россия

Австралия

Канада

Европейский Союз| Япония Южная Корея Норвегия США

10

20

30

40

50

60

70

80

Рисунок. Отношение объёма государственной поддержки к стоимости продукции сельского хозяйства, %

0

16

Аграрный вестник Урала

№ 1 (67), 2010 г.

сельскохозяйственном производстве, не должен превышать 50 тыс. евро в год.

Стимулируются производственные инвестиции в улучшение качества и переход на новый вид продукции, в осуществление мероприятий по снижению издержек, по экономии энергии и защите окружающей среды и животных, по подготовке продукции к реализации, по организации свободного времени и отдыха, в улучшение естественных условий производства в растениеводстве.

В новых землях Германии дополнительно стимулируются инвестиции, направленные на восстановление крестьянского двора в побочной отрасли, переход на экологически чистые энергоносители, первичное приобретение машин и технического оборудования, возраст которого не превышает 5 лет, в виноградники на площадях с правом восстановительных посадок, в первичное развитие экстенсивного скотоводства и овцеводства.

Сумма по снижению процентной ставки выплачивается в виде одноразовой дотации после того, как было подтверждено получение ссуды рынка ссудных капиталов и осуществление инвестиций. Дотации на сумму процентов колеблются в зависимости от инвестиций и района в пределах от 8 до 31%. Личные средства фермера не должны превышать 10% (в наличной или безналичной форме).

Молодые фермеры после получения хозяйства могут осуществлять инвестиции не один раз, но, как правило, не имеют достаточного времени для образования собственного капитала. Мероприятия по стимулированию инвестиций в отдельные хозяйства и премия на поселение призваны облегчить старт.

Условия участия в программе следующие: начинающий фермер к моменту подачи заявки должен быть не старше 40 лет, фермер должен иметь так называемый ЄМ-статус, позволяющий подпадать под действие закона о помощи по старости фермерам, или иметь статус сельхозпред-принимателя в соответствии с законом о страховании фермеров от болезней, а также статус владельца хозяйства или участника хозяйственной деятельности.

Молодому фермеру обеспечены лучшие условия стимулирования всех подлежащих стимулированию инвестиций в рамках как програм-

мы стимулирования инвестиций в единоличное хозяйство, так и программы аграрных кредитов. В первом случае фермер может получить доплату в размере до 5% от полученной ссуды рыночного капитала или вместо этого снижение на 1% ссудного процента.

Таким образом, программы стимулирования развития сельского хозяйства в Германии нацелены на достижение максимальной эффективности производства и формирование современной производственной и социальной инфраструктуры отрасли.

Выводы. Рекомендации

На наш взгляд, проблему потребности сельского хозяйства в бюджетных средствах следует рассматривать с перспективой минимум на 10 лет. Исходной точкой при этом должны служить не только реальные возможности экономики страны, но и научно обоснованная потребность села в этой поддержке, направления эффективного её использования. С этой целью целесообразно бюджетную поддержку отрасли по опыту стран ЕС разделить на четыре группы.

К первой группе следует отнести прямые бюджетные выплаты сельскохозяйственному производителю, включающие в себя поддержку рыночных цен, а также дифференцированные выплаты за посевные площади сельхозкультур и поголовье скота, за качество продукции и другие, непосредственно стимулирующие производственную деятельность.

Вторую группу составит бюджетная поддержка инвестиционных проектов, охватывающих строительство, приобретение техники и оборудования, мелиорацию земель и строительство дорог. Формами поддержки развития основных фондов являются лизинг и прямое бюджетное участие в конкретных проектах.

Третья группа - бюджетная поддержка развития сельских территорий. Она коснется сельских поселений, находящихся в худших природно-экономических условиях. Сюда войдут также компенсация затрат по передаче земли под лес, аграрная защита окружающей среды, сооружение инженерных и коммуникационных сетей, строительство объектов социально-бытовой инфраструктуры, меры, способствующие улучшению демографического положения на селе.

К четвёртой группе относятся общие услуги, оказываемые сельско-

Экономика

му хозяйству. Это финансирование государственных организаций, непосредственно обслуживающих село, сельскохозяйственная наука и образование, защита растений и скота, племенная работа и семеноводство, карантинные мероприятия, ветеринария, информационное и консультационное обслуживание и др.

В странах ЕС взамен множества видов прямых бюджетных выплат устанавливается единая их форма в расчете на 1 га сельхозугодий. При этом семь государств сообщества внедрят дифференцированные ставки по регионам. Новые страны ЕС к упрощённой системе бюджетной поддержки перейдут в ближайшие 3-4 года. При этом учитывается, что в момент расширения ЕС старые его члены получали бюджетную поддержку сельского хозяйства в среднем по 35% сельскохозяйственного дохода, а вновь вступившие - только 17%. Этот разрыв намечается ликвидировать до 2012-2013 годов.

На основе опыта ЕС будет социально, экономически и политически справедливо, если на бюджетную поддержку сельского хозяйства России выделять 3-3,5% ВВП страны. Это составит 400-450 млрд руб., или 63-70% ВВП сельского хозяйства (примерно такая же доля отраслевого ВВП принята в развитых странах мира). На 1 га сельхозугодий приходилось бы по 73-82 долл., что в 3 раза меньше по сравнению со странами ЕС. Сумму бюджетной поддержки целесообразно распределить в следующих пропорциях:

■ прямые бюджетные выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям - 50-55%;

■ структурная поддержка (инвестиционные проекты) - 20-22%;

■ развитие сельскохозяйственных территорий - 23-26%;

■ общие услуги (государственные мероприятия) селу - 7-9%.

В заключение необходимо отметить, что государственная поддержка сельского хозяйства в зарубежных странах представляет собой сложный механизм, включающий разнообразный инструментарий, который влияет на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, финансово-кредитный сектор. Опыт зарубежных стран представляется практически значимым для нашей страны, однако использовать его следует с учётом особенностей экономического развития РФ.

Литература

1. Пошкус Б. И. Бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2006. № 2. С. 3-8.

2. Пошкус Б. И. Потребность сельского хозяйства в финансовых ресурсах на расширенное воспроизводство // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 4. С. 24-26.

3. Цейко В., Бауэр О. Программы стимулирования развития сельского хозяйства в Германии // АПК: экономика, управление. 2008. № 11. С. 66-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.