УДК 378
66
Т.Ф. Кузенная
НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются направления фундаментализации профессионального филологического образования.
The trends of fundamentality of higher philological education are considered in the article.
Одной из ведущих тенденций высшего профессионального образования является фундаментализация. Согласно «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» потребность в фундаментализации связывается с решением проблемы качества высшего образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Очевидно, что модернизация высшего филологического образования на основе фундаментализации ставит не только проблему обоснования внедрения идей фундаментализации в существующий учебновоспитательный процесс. В этом вопросе соотношение феноменов «общее» — «частное» применительно к профессиональной подготовке в высшей школе способно адаптировать декларируемые в государственных образовательных документах положения применительно и к филологическому образованию. Намного важнее рассмотреть проблему сущности, механизмов и потенциальных зон внедрения общедидактических положений в процесс профессиональной подготовки филологов.
Общепринятым понятием фундаментализации образования является процессуально-содержательная трактовка посредством процесса формирования у будущих специалистов целостной научной картины мира на основе теоретико-методологических знаний, ориентированных на постижение глубинных, сущностных категориальных оснований и связей между процессами и явлениями окружающего мира.
По мнению В.А. Глуздова, современная трактовка внутренней сущности фундаментализации предполагает необходимый переход от узкоспециализированных целей к приобретению обобщенных знаний о «...глубинных сущностных основаниях и связях между процессами окружающего мира, с ориентированности знания на развитие общей культуры и научных форм мышления, с исторического контекста становления научного знания на современные представления о структуре и целостности содержании науки» [1, с. 24].
В образовательном процессе должны, прежде всего, фигурировать такие научные подходы, дисциплины и курсы, которые содержат наиболее фундаментальные знания, являющиеся базой для формирования общей и профессиональной культуры, быстрой адаптации к новым
профессиям, специальностям и специализациям, которые являются теоретической основой широкого развертывания прикладных исследований и разработок. Следовательно, речь идет о таких знаниях, которые, во-первых, способны формировать широкий, целостный, энциклопедический взгляд на современный мир и место человека в этом мире; во-вторых, позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность.
По мнению В.А. Сластенина, фундаментальное образование реализует единство онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический — с освоением методов и приобретением навыков познания, аксиологический — с освоением ценностных ориентиров в науке и культуре. Фундаментальное образование, являясь инструментом достижения научной компетентности, ориентировано на достижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами и явлениями окружающего мира.
Фундаментальное образование — катализатор творческой свободы, основанной на постижении и критическом восприятии совокупного опыта человеческого познания, на приобретении внутренней уверенности личности в своих возможностях использовать и индивидуально трансформировать этот опыт, — создает условия для стимуляции и реализации творческих начал личности. Как инструмент приобщения к современной интеллектуальной культуре, фундаментальное образование способствует достижению качественно нового уровня культуры рационального мышления, который оказывается плодотворным не только для проблем локальной области знания, но и во всей сфере познавательной деятельности [3, с. 19].
Как видно, фундаментализация профессионального образования в современных условиях — это не простое увеличение объемов каждой из фундаментальных дисциплин (естественнонаучных и гуманитарных) или сроков образования, а переход к новым принципам отбора и систематизации знаний, создание фундаментальных учебных курсов и их согласование друг с другом для достижения нового качества образованности каждой личности и общества в целом. В русле обновленного понимания фундаментализации появляются исследования о многоуровневой фундаментализации содержания профессионального образования [4], механизмах интеграции фундаментальной и прикладной (практико-ориентированной) подготовки специалистов на основе принципа фундаментальности [2].
Филологическое профессиональное образование обладает определенными предпосылками для внедрения обозначенных направлений фундаментализации:
— во-первых, тенденция расширения функционального поля языка не только как важнейшего средства человеческого общения, но и как феномена национальной духовной культуры, в котором отражаются коллективные духовные ценности, национальный менталитет;
— во-вторых, тенденция интеграции филологических знаний в конкретной языковой ситуации, обусловленной, с одной стороны, еди-
68
ным для филолога-лингвиста (языковеда) и филолога-литературоведа исходным объектом профессиональной деятельности — текстом как произведением словесности, с другой стороны, необходимостью целостного познания духовной культуры общества на основе сформированной у филолога целостной картины мира;
— в-третьих, тенденция интеграции филологии с философией (герменевтикой), культурологией, этнопсихологией, историей и другими гуманитарными науками;
— в-четвертых, внедрение общенаучного филологического подхода для изучения явлений целостной языковой картины и проектирования содержания профессионального образования будущих филологов.
Общеметодические предпосылки дают возможность инновационно осуществлять взаимосвязь общенаучных, гуманитарных, культурологических и языковых дисциплин; формировать обобщенные способы деятельности, современный стиль научно-профессионального мышления.
Таким образом, объединенные социальным заказом обеспечения профессиональной мобильности специалистов в широкой области филологической деятельности (научной, педагогической, журналисткой, социологической и т. п.) и научной идеей формирования целостной научной картины знаний, обобщенных способов ее познания и проектирования, направления фундаментализации высшего филологического образования представляют собой:
— на методологическом уровне — широкое внедрение филологического подхода к организации процесса профессиональной подготовки;
— на целевом уровне — развитие культуры профессионального филологического мышления и духовной культуры;
— на методическом уровне — проектирование интегрированных учебных дисциплин;
— на практическом уровне — формирование обобщенных герменевтических умений понимания текстов.
Осуществленная в логике обозначенных направлений фундамента-лизация филологического образования будет способствовать обогащению содержания профессионального образования, его научности, системности, концептуальности, что позволит будущему филологу конструктивно решать базовые профессиональные задачи широкого спектра работы с текстом в соответствии со стратегическими тенденциями внедрения филологической составляющей в гуманитарную область профессиональной деятельности. Фундаментальное филологическое образование должно дать такие знания и способности, которые являются универсальными по существу и позволят специалисту-филологу ориентироваться в любой новой гуманитарной сфере.
Список литературы
1. Глуздов В.А. Наука и учебный предмет. Методологический анализ взаимосвязи: Монография. Н. Новгород, 2000.
2. Касперович Н.В. Педагогические задачи как средство реализации принципа фундаментальности в процессе подготовки будущих учителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2005.
3. Сластенин В.А. Гуманистическая концепция педагогического образования // Современная высшая школа. 1991. № 4. С. 34 — 39.
4. Читалин Н.А. Многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2006.
Об авторе
Т.Ф. Кузенная — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.
УДК 804.0:37
И.Ю. Иеронова
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРЕВОДЧИКОВ
С позиций современных требований к профессии переводчика и психологического аспекта профессиональной деятельности обосновывается содержательно-функциональная модель профессиональной культуры переводчиков.
The conceptual and functional model of forming professional culture of translators/interpreters is presented in the article from the point of view of modern requirements for the profession of translator/interpreter, including its psychological aspects.
Глобализация мировой экономики, рост числа международных компаний, изменения в социальной структуре мирового сообщества определили интенсивность межкультурных контактов. Однако оказалось, что представителям разных культур достаточно непросто работать вместе и многие попытки общения заканчиваются неудачей из-за различий в стиле поведения, общения, мышления. Согласно мнению И.С. Алексеевой, современный специалист-переводчик обеспечивает сиюминутные и долговременные контакты между людьми; помогает обмену информацией как базой человечества; сохранению и передаче гуманитарных ценностей; способствует открытости общества. «Тенденция к глобализации подготовлена самоотверженной деятельностью переводчиков, а сама глобализация возможна только при условии хорошо организованного переводческого процесса» [1, с. 8]. Так возникло и приобрело особую актуальность новое научное направление — меж-культурная коммуникация и соответствующая специальность: переводчик как посредник межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация имеет основную цель — достижение социальной общности между субъектами межкультурного общения. Переводчик как посредник межкультурной коммуникации обеспечивает предметное понимание между субъектами межкультурного общения — носителями разных культур, результатом которого высту-