Научная статья на тему 'Направления формирования социально-экономического эффекта дистанционной торговли'

Направления формирования социально-экономического эффекта дистанционной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ЗАТРАТЫ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / REMOTE TRADE / E-TRADE / SOCIAL IMPACT / QUALITY OF COMMERICAL SERVICE / MARKET SHARE / ECONOMIC EFFECT / COSTS / ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыганова Р.Р.

В статье определены предпосылки возникновения дистанционной торговли, ее отличия от традиционной розничной, обозначены состав и структура дистанционной торговли, тенденции ее развития под воздействием научно-технического прогресса, в том числе увеличение в ее структуре доли элементов, основывающихся на использовании информационно-коммуникационных средств связи: электронная, телевизионная торговля. Определена роль дистанционной торговли в части традиционных каталогов печатной формы, способствующих удовлетворению платежеспособного спроса жителей труднодоступных регионов. В статье также приведен теоретический анализ категорий «социальная эффективность» и «экономическая эффективность». Отмечено, что для целей повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов дистанционной торговли необходим рост социального эффекта, проявляющегося в качестве торгового обслуживания. Предложено количественно определить влияние социального эффекта дистанционной торговли на ее экономическую эффективность; с этой целью посредством экономикоматематического моделирования обозначено влияние качества торгового обслуживания на рыночную долю ведущих дистанционных торговых организаций. Отмечено, что показатели качества торгового обслуживания в дистанционной торговле отличны от традиционной розничной. Набор этих показателей, с одной стороны, отражает специфику дистанционной торговли, исходя из особенностей материально-технической базы, торгово-технологического процесса, с другой должен отвечать требованиям показателей качества торгового обслуживания, утвержденным ГОСТ Р 51304-2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION’S DIRECTIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC EFFECT OF REMOTE TRADE

The article outlines the background of remote trade, its differences from traditional retail, the analysis of the composition and structure of remote trade, the trend of distance trade ’s development under the influence of scientific and technical progress and the increase in the proportion of its elements, based on the use of information and communication means of communication: electronic and television trade. The article defines the role of distance for trade in parts of the traditional catalogs, printed forms, contributing to the satisfaction of solvent demand of remote regions. The paper also contains a theoretical analysis of the categories as «social and economic efficiency. » The article noted that for the purpose of economic efficiency’s increase of remote trade economic entities’ activity, it is necessary to increase the social effect, which manifests itself as a commercial service. The paper proposes to determine quantitatively the influence of remote trade ’s social effect on its economic efficiency; for this purpose by means of economic and mathematic modeling the article determines the influence of commercial service ’s quality on the market share of the leading remote trade organizations. As a result it was observed that the indicators of quality of commercial service in remote trade are different from traditional retail. The set of these indicators on the one hand, reflects the specific remote trade, based on the characteristics of the material and technical base, trade and technological process, on the other hand it must meet the requirements of trade service ’s quality ’s indicators approved by GOST R 51304-2009.

Текст научной работы на тему «Направления формирования социально-экономического эффекта дистанционной торговли»

Р. Р. Дыганова,

преподаватель кафедры экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия, dyganova-renata@rambler.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ

В статье определены предпосылки возникновения дистанционной торговли, ее отличия от традиционной розничной, обозначены состав и структура дистанционной торговли, тенденции ее развития под воздействием научно-техничского прогресса, в том числе увеличение в ее структуре доли элементов, основывающихся на использовании информационно-коммуникационных средств связи: электронная, телевизионная торговля. Определена роль дистанционной торговли в части традиционных каталогов печатной формы, способствующих удовлетворению платежеспособного спроса жителей труднодоступных регионов. В статье также приведен теоретический анализ категорий «социальная эффективность» и «экономическая эффективность». Отмечено, что для целей повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов дистанционной торговли необходим рост социального эффекта, проявляющегося в качестве торгового обслуживания. Предложено количественно определить влияние социального эффекта дистанционной торговли на ее экономическую эффективность; с этой целью посредством экономико-математического моделирования обозначено влияние качества торгового обслуживания на рыночную долю ведущих дистанционных торговых организаций. Отмечено, что показатели качества торгового обслуживания в дистанционной торговле отличны от традиционной розничной. Набор этих показателей, с одной стороны, отражает специфику дистанционной торговли, исходя из особенностей материально-технической базы, тор-гово-технологического процесса, с другой - должен отвечать требованиям показателей качества торгового обслуживания, утвержденным ГОСТР 51304-2009. Ключевые слова: дистанционная торговля, электронная торговля, социальный эффект, качество торгового обслуживания, рыночная доля, экономический эффект, затраты, экономико-математическое моделирование.

Внутренняя торговля является важнейшим элементом товародвижения страны, с одной стороны, обеспечивает реализацию произведенной потребительской стоимости, с другой - способствует удовлетворению платежеспособного спроса населения. Существующая тенденция концентрации капитала в торговле предопределяет необходимость развития дополнительных каналов распределения, отличных от традиционных. К их числу следует отнести дистанционную торговлю. Изучение аспектов развития дистанционной торговли становится особенно актуальным в связи с научно-техническим

прогрессом, развитием информационно-ком -муникационных систем, предопределяющих изменение и появление новых элементов в структуре дистанционной торговли.

Традиционно в состав дистанционной торговли включалась торговля по каталогам, однако в результате появления информационно-телекоммуникационных средств связи стало доступным использование других видов дистанционных продаж. Согласно ГОСТ Р 51303-2013, в состав дистанционной торговли включается посылочная торговля (в том числе по каталогам). Большинство же отечественных экономистов, а также объ-

№ 7(81) АВГУСТ 2017

68%

I Электронная торговля ■ Телевизионная торговля ■ Торговля по каталогам

Рис. 1. Структура рынка дистанционной торговли

единении, занимающихся изучением дистанционной торговли (например, Национальная ассоциация дистанционной торговли -НАДТ), включают в ее состав следующие элементы1:

1. Торговля по каталогам.

2. Торговля посредством телевидения (радио).

3. Электронная торговля.

Структура рынка дистанционной торговли по данным НАДТ на 2015 год представлена на рис. 1.

Современная ситуация на рынке дистанционной торговли характеризуется высоким удельным весом электронной торговли (68% в 2015 году, по данным НАДТ). Использование информационно-коммуникационных средств связи в розничной торговле (электронная, телевизионная торговля) способствует ускорению информационного обмена между участниками рынка, что создает предпосылки для более эффективного использования ресурсов торговых организа-

ций, более быстрого удовлетворения платежеспособного спроса населения.2

Дистанционная торговля в части традиционных каталогов печатной формы позволяет удовлетворить платежеспособный спрос населения в труднодоступных регионах, где развитие традиционной розничной торговли и проведение информационных телекоммуникаций затруднены. Исходя из этого, следует отметить социальный эффект дистанционной торговли, проявляющийся в качестве торгового обслуживания. С другой стороны, торговые организации нацелены на получение прибыли, и для реализации дистанционными торговыми организациями вновь произведенной потребительской стоимости необходимо повышать экономическую эффективность их деятельности. В связи с чем актуальными становятся вопросы определения взаимосвязи и взаимовлияния социальной и экономической эффективности в дистанционной торговле (рис. 2).

Развитие дистанционной торговли

Рис. 2. Взаимосвязь социальной и экономической эффективности дистанционной торговли

Проблеме взаимосвязи социальной и экономической эффективности посвящено достаточно большое количество работ.

И. А. Лисицкий считает, что социальная эффективность - «...это соответствие хозяйственной деятельности основным социальным потребностям и целям общества»3.

По мнению В.Н. Некрасова, В.Н. Овчинникова, между экономической и социальной эффективностью существует противоречие, и для достижения социально-экономического прогресса общества «необходимо избегать как уравниловки в распределении материальных благ, так и чрезмерного неравенства и стремиться к достижению оптимума».4

Также значительное внимание в литературе уделено вопросу влияния экономической эффективности на социальную и наоборот.

На наш взгляд, актуальным является рассмотрение влияния социального эффекта на экономический, поскольку предполагается, что удовлетворение платежеспособного спроса населения формирует предпосылки для получения прибыли организациями дистанционной торговли. Достижение этой цели возможно при выполнении следующих условий: формирование оптимального предложения (то есть ассортимента), которое соответствует структуре спроса, и, как следствие, оптимизация затрат; повышение качества торгового обслуживания - предполагает улучшение результативности (эффективно-

сти) деятельности организаций дистанционной торговли.

К базовым показателям качества торгового обслуживания организаций дистанционной торговли, исходя из специфики материально-технической базы, торгово-тех-нологического процесса, следует отнести удобство пользования сайтом, географию доставки, быстроту загрузки сайта и т.д.5 Результативным показателем деятельности компании является ее удельный вес в отрасли. Для определения влияния качественных параметров деятельности компаний на доли этих компаний в дистанционной торговле можно использовать экономико-математическую модель линейной регрессии. Пятифак-торную модель влияния качественных параметров на доли компаний можно записать в следующем виде6:

т = /(*„.' хзх, х0фз, хдз, хопз),

где У - доля рынка электронной торговли;

Хет - удобство выбора товара;

X. с - быстрота загрузки сайта;

Хофз - удобство оформления заказа;

Хдз - варианты доставки заказа;

X - варианты оплаты заказа.

оп.з. А

Тогда оценочное уравнение множественной регрессии, определяющее влияние показателей качества торгового обслуживания на изменение рыночной доли торговых структур, будет иметь следующий вид:

№ 7(81) АВГУСТ 2017

XX-

f 2 0,7 1,7 1,8 2

0,7 0,25 0,7 0,9 0,8

1,7 0,7 1,45 1,54 1,7

1,8 0,9 1,54 1,64 1,65

2 0,8 1,7 1,65 2

,1.4 0,6 1,6 1,8 1,4

у -Ь0+ 61х1 + Ь2х2 + Ъъхъ + ¿4х4 +Ь5х5 ,

где у - изменение рыночной доли (результативный показатель);

x1, x2, x3, x4, x5 - элементы показателей качества торгового обслуживания;

Ь1, Ь2, Ь3, Ь4, Ь5 - параметры уравнений множественной регрессии.

На основании анализа статистически данных мы получили следующую числовую матрицу:

1,4^ 0,6 1,6 1,8 1,4 1/

Для получения значений параметров уравнения множественной регрессии необходимо определить обратную матрицу:

'9,96 -5,46 -4,18 3,02 -6,22 -0,69^1 -5,46 7,95 -9,01 5,3 7,02 -2,05 -4,18 -9,01 10,1 -6,01 0,82 4,77 3,02 5,3 -6,01 3,53 -1,88 -1,37 -6,22 7,02 0,82 -1,98 6,08 -1,75 -0,69 -2,05 4,77 -1,37 -1,75 0,51 ).

Искомый вектор оценок определяется произведением обратной матрицы и прямой матрицы. Таким образом, уравнение регрессии имеет вид

у = 0,576 + 0,121х1 - 0,191х2 + 0,081х3 + + 0,157х4 +0,058х5 .

Анализ полученных результатов показывает, что увеличение рыночной доли интернет-магазина на 1% может быть достигнуто при сокращении времени загруз-

(.гху1 =

ки сайта на 0,191 с; при повышении удобства выбора товара на сайте на 0,121 балла, удобства оформления заказа на 0,081 балла; при повышении числа вариантов доставки и оплаты заказов на 0,157 и 0,058 единицы соответственно.

Таким образом, качество торгового обслуживания в дистанционной торговле в значительной степени воздействует на экономические и рыночные показатели, к числу которых можно отнести рыночную долю компании. Улучшение качества торгового обслуживания в дистанционной торговле способствует повышению социального эффекта, а в долгосрочной перспективе ведет к повышению экономического эффекта торговых структур и торговли в целом. 'jjjj

Литература

1. Национальная ассоциация дистанционной торговли [Электронный ресурс]. URL: http://www. namo.ru (дата обращения: 13.10.2016).

2. Саталкина Н.И., Герасимов Б.И., Терехова Г.И. Экономика торговли: учеб. пособие. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 232 с.

3. Лисицкий И. А. Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в сфере услуг на примере предприятий общественного питания: атореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2008.

4. Салихова Р.Р., Дыганова Р.Р. Управление кон -курентоспособностью торговых организаций. М.: РУСАЙНС, 2016. 192 с.

5. Коммерсант [Электронный ресурс]: № 65, от 14.04.2015 г. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2708683 (дата обращения: 13.10.2016).

6. Талызин В. А. Лабораторный практикум по эконометрике: учеб. пособие. Казань: Ред.-изд. центр, 2011. 148 с.

FORMATION'S DIRECTIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC EFFECT OF REMOTE TRADE

R.R. Dyganova, lecturer, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia, dyganova-renata@rambler.ru

The article outlines the background of remote trade, its differences from traditional retail, the analysis of the composition and structure of remote trade, the trend of distance trade's development under the influence of scientific and technical progress and the increase in the proportion of its elements, based on the use

of information and communication means of communication: electronic and television trade. The article defines the role of distance for trade in parts of the traditional catalogs, printed forms, contributing to the satisfaction of solvent demand of remote regions. The paper also contains a theoretical analysis of the categories as «social and economic efficiency.» The article noted that for the purpose of economic efficiency's increase of remote trade economic entities' activity, it is necessary to increase the social effect, which manifests itself as a commercial service. The paper proposes to determine quantitatively the influence of remote trade's social effect on its economic efficiency; for this purpose by means of economic and mathematic modeling the article determines the influence of commercial service's quality on the market share of the leading remote trade organizations. As a result it was observed that the indicators of quality of commercial service in remote trade are different from traditional retail. The set of these indicators on the one hand, reflects the specific remote trade, based on the characteristics of the material and technical base, trade and technological process, on the other hand it must meet the requirements of trade service's quality's indicators approved by GOST R 51304-2009.

Key words: remote trade, e-trade, social impact, quality of commerical service, market share, economic effect, costs, economic and mathematical modeling.

References

1. Nacional'naya associaciya distancionnoj torgovli [National Association of distance selling ]. URL: http://www.namo.ru (accessed: 13.10.2016).

2. Satalkina N.I., Gerasimov B.I., Terekhova G.I. EHkonomika torgovli [The Economics of the trade]: ucheb. posobie. M.: Forum: NIC INFRA-M, 2013. 232 s.

3. Lisickij I.A. Social'no-ehkonomicheskaya ehffek-tivnost' i kachestvo obsluzhivaniya naseleniya v sfere uslug na primere predpriyatij obshchestven-nogo pitaniya [Socio-economic efficiency and quality of public services in the field of services for example

catering]: atoref. dis. ... kand. ehkon. nauk. Moskva, 2008.

4. Salihova R.R., Dyganova R.R. Upravlenie kon-kurentosposobnost'yu torgovyh organizacij [Management of competitiveness of trade organizations]. Moskva: RUSAJNS, 2016. 192 s.

5. Kommersant [Merchant]: № 65, ot 14.04.2015 g. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2708683 (accessed: 13.10.2016).

6. Talyzin V.A. Laboratornyj praktikum po ehko-nometrike [Laboratory course in econometrics]: ucheb. posobie. Kazan': Red.-izd. centr, 2011. 148 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.