Directions for further development of Kazakhstan oil and gas sector Parmanova O. (Republic of Kazakhstan) Направления дальнейшего развития нефтегазового сектора Казахстана Парманова О. А. (Республика Казахстан)
Парманова Огилой Абдухаировна /Parmanova Ogiloy - докторант делового администрирования, Международная бизнес-школа, Университет Нархоз, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: в современных условиях развития экономики страны целью экономической и структурной политики нефтегазовой отрасли Казахстана является: повышение эффективности работы нефтегазового сектора, реформирование действующей системы развития нефтегазовой отрасли, появление стимулов для существенного увеличения потока инвестиций в нефтегазовую индустрию. Abstract: in modern conditions for development of Kazakhstan economy in economic purposes and structural policy of the oil and gas industry need to increase the efficiency of oil and gas sector, the reform of the existing system and the emergence of incentives to significantly increase the flow of investments.
Ключевые слова: инвестиции, нефть, газ, налоги, нефтегазовый сектор. Keywords: investments, oil, gas, taxes, oil and gas sector.
Нефтегазовая отрасль Казахстана - это одна из главных отраслей страны, которая является базой по реализации крупномасштабных планов развития государства. В результате проведения глобального преобразования в нефтегазовой промышленности, страна достигла мировых успехов. Локомотивом во всех победах и достижениях являются углеводородные ресурсы. Нефтегазовая инфраструктура конкурентоспособная и соответствует международным стандартам по инновации и адекватна требованиям современного бизнеса. Очевидно, что даже при безусловном увеличении роста по использованию альтернативных источников энергии, нефть и газ будут занимать лидирующие позиции до 2050 года и обеспечит половину всего мирового потребления энергии.
В стратегической программе Президента Республики Казахстан до 2030 года акцентируется внимание на нефтяном секторе Казахстана и проводится параллель между экономическим процветанием страны и эффективным использованием национальных нефтяных ресурсов. В послание Президента Казахстана стратегия «Казахстан-2050» было отмечено, что по подведенным итогам реализации Стратегии-2030 за эти годы добыча нефти увеличилось в 3 раза, природного газа - в 5 раз. Доходы от сырьевых ресурсов были направлены в Национальный фонд. В стратегии Казахстан-2050 принято, что пятым глобальным вызовом XXI века - будет глобальная энергетическая безопасность. Казахстан является одним из ключевых элементов глобальной энергетической безопасности. «Наша страна, обладающая крупными запасами нефти и газа мирового уровня, ни на шаг не будет отступать от своей политики надежного стратегического партнерства и взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере»- отметил президент Казахстана [1].
Президент в своем послании отметил: «В условиях ограниченности, исчерпаемости природных ресурсов Земли необходимо научиться управлять природными ресурсами, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное - максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост». В нефтяной сфере Казахстана наиболее оптимальным сценарием добычи углеводородов является «прагматичный» сценарий, ориентированный на динамичный, но последовательный рост добычи до 100 млн. тонн в 2020 году, до 110 - 115 млн. тонн - к 2030 году, и стабилизацию в 2040 - 2050 годах на уровне 110 млн. тонн. На сегодняшний день по подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран мира, обладая 3% мирового запаса нефти. Нефтегазоносные районы занимают 62% площади страны, и располагают 172 нефтяными месторождениями, из которых более 80-ти находятся в разработке. Более 90% запасов нефти сосредоточено на 15 крупнейших месторождениях [4].
Не опровергая необходимость использования природных ресурсов во блага всего мирового сообщества, первоочередную пользу природные ресурсы должны приносить гражданам страны, на территории которой осуществляется добыча таких ресурсов. Соответственно, вопросы рационального, эффективного природопользования и охраны окружающей среды должны быть одним из важнейших направлений деятельности государства Республика Казахстан занимает одно из лидирующих мест в первой двадцатке в мире по разведанным запасам углеводородного сырья. Среди стран СНГ после России Казахстан занимает 2-е место по запасам нефти и 3-е место по запасам газа после России и Туркменистана. На сегодня государственным балансом РК учтены запасы по 256 нефтяным, газовым, нефтегазовым и нефтегазоконденсатным месторождениям. Также следует отметить, что основные нефтегазовые провинции расположены в западной части Казахстана. Доля республики в мировых
33
запасах нефти составляет порядка 3,2 % и газа около 1,5 %. Однако нам следует понимать, что приведенные оценки весьма условны и постоянно меняются, каждый год появляются новые данные.
Нефтегазовая отрасль республики имеет экспортноориентированную направленность и является многоотраслевым сектором экономики страны. Правительство Казахстана планирует в 2016 году, увеличивая экспортный потенциал, войти в десятку нефтедобывающих стран мира. Однако, учитывая изменения экономической и геополитической ситуации в мире, наше государство нацелено на развитие всех секторов экономики, ну а в особенности развитие нефтегазовой отрасли и нефтехимического производства. Для реализации данного плана страна может столкнуться с объективными сложностями, например по разработке большинства крупных месторождений, где общепринято, что условия считаются сложными. В частности следует отметить, что сами углеводороды по химическому составу относятся к категории проблемных, что находит свое отражение на повышение себестоимости нефтедобычи и экологической безопасности. В современных условиях развития нефтегазовой отрасли Казахстана можно выделить несколько основных тенденций:
Во-первых, нефтегазовый сектор - это стратегическая составляющая по обеспечению экономической независимости государства Казахстан.
Во-вторых, страна включена в широкие связи по вовлечению в процессы международной экономической интеграции. Нефтяные и газовые ресурсы издавна являлись предметом международного сотрудничества, они также всегда являлись объектами конкурентной борьбы. Удовлетворяя экономические интересы на мировом рынке, многие страны также преследуют цели по реализации крупномасштабных политических задач, иногда приобретающие главенствующие привилегии. Следует отметить, что Казахстан приложил немало усилий, чтобы Каспийский регион стал зоной дружественного и взаимовыгодного сотрудничества стран. В Казахстане зарегистрировано 203 контракта на недропользование в области углеводородного сырья. Сегодня на территории Казахстана ведут добычу нефти и газа на различных месторождениях иностранные компании: Итальянская Eni (Agip), на месторождениях Карашыганак и Кашаган, Французская Total на месторождении Кашаган, немецкая Royal Dutch Shell также на Кашагане, английская British Gas на Карашыганаке, Шеврон, Мобил, ЛУУКОЙЛ. Это сотрудничество приносит для Казахстана не только значимые инвестиции, а также способствует становлению на мировых рынках.
В- третьих, разрабатывая новые проекты в нефтегазовом секторе, наша страна увеличивает темпы по успешному развитию социальных программ, что находит отражение в пополнении бюджета государства посредством налоговых поступлений, а также программ по экологическому оздоровлению областей Каспийского региона, Актюбинской, Кызылординской и других.
Отметим важные особенности развития нефтегазовой отрасли Казахстана:
• Все природные ресурсы, добываемые на территории страны, практически не возобновляемы, для их возобновления нужны годы и годы.
• Сверхприбыльность нефтегазовых проектов ведет к повышению рисков по хищническому способу добычи полезных ископаемых.
• Нефтедобыча производится при совместных партнерских отношениях иностранных компаний и государственной национальной компанией АО «Казмунайгаз», для экспорта на мировые рынки энергоресурсов. В текущей ситуации Казахстан остро испытывает необходимость инвестиционного обновления основных фондов в нефтегазовой отрасли, обновление производственной ресурсной базы, с внедрением новых технологий. Видна перспектива по обновлению развития нефтегазового сектора лишь в возможности повышения инвестиционного климата в государстве.
Перспектива обновления развития нефтегазового сектора зависит от возможности повышения инвестиционного климата, который в текущей ситуации не достаточен.
Рассмотрим сильные и слабые стороны развития нефтегазового сектора Казахстана (таблица 1).
Таблица 1. SWOT анализ развития нефтегазового сектора в РК
SWOT анализ развития нефтегазовой отрасли в Казахстане
Сильные стороны Слабые стороны
огромный потенциал прогнозируемых ресурсов всех видов ископаемых, включая нефть и газ и наличие собственной материально-сырь ев ой базы несистемный характер научно-исследовательской базы, отставание науки геологии от мировых достижений и оторванности ее от нефтегазовой отрасли
благоприятные условия для открытия новых месторождений и развитая инфраструктура старение производственных фондов
производственно-технологический опыт неэффективное использование финансовых средств
перспективы развития государственно-частного партнерства в нефтегазовой отрасли слабое межведомственное взаимодействие и отсутствие координации со стороны Министерства Энергетики
высокопрофессиональный кадровый корпус недостаточный приток молодых кадров
хороший инвестиционный климат в стране несовершенство механизмов коммерциализации
политическая и экономическая стабильность в стране технологическое отставание
Угрозы В 03М0Ж НО сти
невосполнение полезных ископаемых находит отражение на развитие нефтегазовой отрасли,невыявление в течение 10 лет новых конкурентоспособных месторождений применение инновационных геологических технологий по региональному исследованию недр Прикаспийской впадины
мировой спад цен и спроса на нефть возникновение мультипликативного эффекта
несовершенство нормативно-технических документов для проведения геологоразведочных работ приостанавливает развитие нефтегазовой отрасли трансформация геологической отрасли с Кодексом РК "О недрах и недропользовании"
неиспользование новых инновационных технологических процессов ведет к ухудшению экологии системы мониторинга состояния недр по запасам нефти и газа
отсутствие утвержденной методической документация для научно-прикладных работ ведет к спаду в науке геология создание самостоятельного государственного органа в сфере геологоразведки и нефтегазовой отрасли
закрепление статуса сырьевого придатка развитых стран привлечения масштабных инвестиций
С годами прослеживается тенденция с проблемами и трудностями, возникающими по восполнению запасов полезных ископаемых. С этим связана актуальность в вопросе наращивания развития нефтегазовой отрасли базируясь на мощные инновационные технологии, что даст возможность полноты раскрытия потенциалов наших недр и выявление трудно извлекаемых месторождений. В этой связи вполне справедливо и обоснованно, что полезные ископаемые, как конечный продукт недропользования, должны добываться и использоваться с максимальной пользой и отдачей, и в первую очередь, для жителей территории недропользования. Речь идет о благосостоянии народа Казахстана.
Одним из экономических инструментов, с помощью которого государство имеет рычаги воздействия на рыночную экономику, являются налоги. Способом увеличения экономического эффекта от недропользователей являются введенные налоги и платежи за пользование природными ресурсами. Как только возникло государство налоги стали занимать важную часть в экономических отношениях общества. Вопросам налогообложения посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых: А. Лаффера, А. И. Худякова, К. А. Сагадиева, Е. А. Кировой, М. Н. Крейниной, М. И. Литвиной, С. Н. Сайфиевой, А. А. Исаева, Д. Г. Черника, А. В. Брызгалина, Л. П. Павловой, В. Г. Панскова и других. Огромный интерес с профессиональной точкой зрения представлены в научных работах ученых Н. Н. Тютюрюкова, М. Х. Тусеевой, Э. К. Идрисова, Ф. С. Сейдахметова, Ф. А. Гудкова, А. А. Нурумова, М. Т. Оспанова, где рассмотрены с практической и теоретической точки зрения аспекты налогообложения инвестиционной деятельности. Особенно актуальны вопросы влияния взаимосвязи между налоговым бременем и финансовыми показателями, оценивающие инвестиционную деятельность отраслей и предприятий. Текущее налоговое законодательство в РК достаточно сложное и противоречивое, присутствует неоднозначность в трактовании норм. Наряду с финансовыми проблемами, которые негативно сказываются на деловой активности предприятий нефтегазового сектора, прослеживаются высокий уровень налоговой нагрузки и низкий финансовый показатель инвестиционной деятельности. Пансков В. Г. считает, что на уровне государства в качестве показателя налоговой нагрузки следует использовать показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП [2]. При этом он также отмечает, что показатель налогового бремени является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны. Рассмотрим состояние налоговой нагрузки в Казахстане в рамках позиций на мировых рейтингах (таблица 2).
Таблица 2. Сравнительный рейтинг РК по индексу экономической свободы за 5 месяцев 2016 г. по показателю налоговой нагрузки к ВВП
Наименование страны Ставка подоходного налога (%) Ставка корпоратив ного подоходного налога (%) Налоговая нагрузка% к ВВП ВВП (млрд) ВВП на душу населения
Страны Европы
Австрия 50,0 25,0 42,5 $395,5 $46 420
Бельгия 50,0 33,0 44,6 $481,5 $42 973
Дания 56,0 23,5 48,6 $249,5 $44 343
Финляндия 31,8 20,0 44,0 $221,0 $40 347
Франция 45,0 34,3 45,0 $2 580,8 $40 375
Германия 47,5 15,8 36,7 $3 721,6 $45 888
Италия 43,0 27,5 42,6 $2 127,7 $35 486
Норвегия 47,8 27,0 40,8 $345,2 $66 937
Швеция 57,0 22,0 42,8 $448,2 $45 986
Швейцария 40,0 24,0 27,1 $472,8 $58 087
Великобритания 45,0 20,0 32,9 $2 548,9 $39 511
Страны Азии
Китай 45,0 25,0 19,4 $17 617,3 $12 880
Иран 35,0 25,0 5,8 $1 334,3 $17 114
Южная Корея 38,0 24,2 24,3 $1 778,8 $35 277
Япония 40,8 23,9 30,3 $4 750,8 $37 390
Катар 0,0 0,0 5,2 $320,5 $143 427
ОАЭ 0,0 0,0 22,4 $599,8 $64 479
Саудовская Аравия 2,5 2,5 4,3 $1 605,7 $52 183
Страны Америки
Канада 29,0 15,0 30,6 $1 591,6 $44 843
США 39,6 35,0 25,4 $17 418,9 $54 597
Страны постсоветского пространства
Азербайджан 25,0 20,0 13,3 $165,3 $17 618
Беларусь 13,0 18,0 25,4 $172,0 $18 161
Казахстан 10,0 20,0 14,0 $418,5 $24 020
Кыргыстан 10,0 10,0 20,8 $19,2 $3 361
Россия 13,0 20,0 34,8 $3 564,5 $24 805
Узбекистан 22,0 9,0 19,9 $171,7 $5 609
Анализ сделан на основе исследований по индексу экономической свободы исследовательского центра «The Heritage Foundation» [5].
Прослеживается тенденция высокой налоговой нагрузки в развитых странах и напротив, развивающиеся страны отличаются низкими ставками на налоги и низкий процент налогового бремени к ВВП. Возможной причиной является высокий уровень жизни населения в развитых странах, которые имеют социальную защищенность за счет социальных программ, обязательным требованиям для существования этих программ является финансовое и налоговое обеспечение. Стоит заметить, что в развитых странах высокие показатели валового внутреннего продукта на душу населения, как например, в Норвегии - 66937 долларов США, Швейцария - 58087 долларов США и высокий инвестиционный капитал дают также возможность применять высокие налоговые ставки. В отличие от них, развивающиеся страны имеют тенденцию развития экономики - это форсированный тип развития экономики, усиление деловой активности и привлечение инвестиций, которые требуют низкие ставки на налоги. В Казахстане при налоговой нагрузке 14%, валовый внутренний продукт на душу населения составляет 24 020 долларов США. Отметим, что развитие экономики за последние десятилетия поставило перед современным обществом ряд сложнейших проблем, вызванных в основном следующими факторами: энергетическим и сырьевым кризисом, неравномерным развитием технологического потенциала в различных странах мира. Решение этих важных проблем тесно
связывается с перспективами обеспеченности первичными энергоносителями, совершенствованием методов и их добычи, технологии переработки и целесообразного конечного применения [6].
Сегодня наблюдается переход от налогообложения фискального характера для недропользователей к регулирующей. То есть методы налогообложения, при которых цель была пополнение бюджета страны, меняются на методы, направленные на развитие нефтегазовой отрасли в целом посредством налоговых инструментов и стимулирование инвестиционной направленности деловой активности нефтедобывающих компаний. Коэффициент налоговой нагрузки по отрасли определяется как отношение суммы поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет к сумме совокупного годового дохода. Отсюда, налоговую нагрузку можно представить в следующем виде:
TB =
Z T_ Z Ti_ 2 • B
RE RE RE
TB - the tax burden (налоговая нагрузка)
XT-the cumulative 1ах(совокупная сумма начисленных и уплаченных налогов)
RE - revenue (совокупный годовой доход)
B - the tax base (база для исчисления налога)
ti - tax rate for i (ставка i налога)
BH - tax base for i (налоговая база для i налога)
Показатель налоговой нагрузки, рассчитанный по данной формуле, определяет налоговую нагрузку как составляющую или долю налогов в совокупном доходе. Но показатель по данной формуле не характеризует влияние налогов на финансовые показатели. В результате корреляционно-регрессивного анализа рассмотрим связь и зависимость налоговой нагрузки и финансовых показателей рентабельности инвестиций или эффективности вложения инвестиций.
ROI -Return On Investment (коэффициент окупаемости инвестиций).
ROI= (доход — себестоимость)/сумма инвестиций*100% или
ROI =
RE - C
Из формулы выше наблюдается взаимосвязь между налоговой нагрузкой и коэффициентом возврата инвестиций или как принято его называть показателем рентабельности вложений, которая демонстрирует тесную зависимость. То есть увеличение прибыли, повышение рентабельности инвестиций напрямую зависят в данной взаимосвязи от уменьшения налоговой нагрузки. Следовательно, эффективность инвестиционных вложений находится в прямой зависимости от величины показателя налоговой нагрузки или бремени. Согласно данному анализу можно сделать вывод, чем больше налоговое бремя, тем меньше чистая прибыль, тем меньше рентабельность инвестиций. Корреляционный и регрессионный анализы это методы стохастического моделирования экономической деятельности предприятий и отраслей, который изучает взаимосвязи показателей хозяйственной деятельности, когда зависимость между ними не является строго функциональной и искажена влиянием посторонних, случайных факторов [7]. Целью минимизации налоговых рисков является модель или направления по оптимизации налогообложения для нефтедобывающих компаний для улучшения инвестиционной активности в нефтегазовом секторе. С помощью нее появляется возможность спрогнозировать налоговую нагрузку и влиять на финансовый показатель инвестиционной деятельности. Выше рассмотрена прямая зависимость показателя рентабельности инвестиций от налоговой нагрузки. То есть существует необходимость снизить налоговые ставки на добычу полезных ископаемых, предоставление льготных условий с учетом дебитности скважин, что эффективно отразится на показателях рентабельности и окупаемости инвестиционных средств и даст возможность формирования финансовых ресурсов как собственных источников финансирования в основные фонды. Сегодня назрел вопрос проведения реформирования налогового законодательства в нефтегазовой отрасли в части ослабления нагрузки на предприятия нефтегазового сектора. Предлагаемые автором направления развития нефтегазового сектора предусматривают важный аспект
- это ослабление рычагов со стороны государства или снижение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор, а также внедрение новых технологий за счет инвестиций, что даст эффект на воспроизводство запасов топливно-энергетических ресурсов на малорентабельных объектах с трудноизвлекаемыми запасами. Рассмотрим наиболее значимые предложения по направлениям реформирования действующей системы развития нефтегазовой отрасли и немного подробнее опишем направления дальнейшего развития нефтегазового сектора Казахстана. Как и отмечалось выше, налоговая нагрузка на компании, осуществляющие деятельность в нефтегазовом секторе Казахстана достаточно велика. При слишком высокой нестабильности налоговой нагрузки финансовые активы могут выводиться за границу или замораживаться, что автоматически сыграет на замедление экономического роста и не даст возможности внедрения инноваций в отрасли и привлечения инвестиций [3]. Поэтому автором предложено внедрить несколько направлений по стимулированию компаний нефтегазового сектора для привлечения инвестиций путем изменений порядка налогообложения в нефтегазовом секторе РК:
- предоставление льготных налоговых условий компаниям нефтедобывающего сектора РК, ставка налога по добыче нефти должна рассчитываться с учетом дебитности скважины, то есть малорентабельных объектов с трудно извлекаемыми запасами, ценам на сырую нефть и времени открытия месторождение;
- разработка критериев отнесения месторождений к мелким и введение понижающего коэффициента при расчёте НДПИ для таких месторождений, в целях обеспечения эффективного извлечения остаточных запасов, налог на добычу полезных ископаемых может быть уменьшен по проектам с использованием методов увеличения нефтеотдачи;
- внедрение механизма скидки на истощение недр, который подразумевает льготный режим налогообложения по добыче природных ресурсов на завершающей стадии проекта;
- интенсивное применение высокоэффективных технологий в виде горизонтального бурения, использование методов повышения нефтеотдачи.
В заключение хотелось бы отметить, что проведенное исследование показало ряд проблемных аспектов, которые непосредственно связаны с влиянием налогового фактора на финансовый показатель и предложены инструменты по стимулированию и развитию нефтегазового сектора РК и обеспечение поступлений в бюджет страны.
Все вышеперечисленное повлияет на дальнейшее развитие нефтегазового сектора страны, привлечение новых инвестиций, пополнение бюджетных средств и развитие инновационной экономики. Предлагаемые направления будут улучшать рациональное и комплексное использование недр Казахстана.
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. Казахстанский путь - 2050 // «Казахстанская правда»,18 января, 2014 г.
2. Пансков В. Г. «Показатель налогового бремени» // Налоговая политика и практика, 2009. № 3. С. 64.
3. Парманова О. А. Инновационная экономика Казахстана // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 5 (54). Часть II. Новосибирск: СибАК, 2016. С. 168-178.
4. [Электронный ресурс]: Официальный сайт казахстанской Ассоциации Kazenergy. URL: http://www.kazenergy.com/ http://www.kmgep.kz/.
5. [Электронный ресурс]: Официальный сайт исследовательского центра «The Heritage Foundation» 2016 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/.
6. Cагадиев К. А. Проблемы конкурентоспособности национальной экономики. В кн. Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. В двух томах / ответ. ред. М. Б. Кенжегузин. Т. 1. Алматы: ИЭ МОН РК, 2003. C. 90.
7. Управленческий учет: учебник / под ред. А. Д. Шеремета. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009. 428 с.