Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ООО "СВС РЕГИОН"'

НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ООО "СВС РЕГИОН" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКУПКИ / ПРОДАЖИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПЛАН ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кардасова А.Д., Харченкова Г.И.

В статье рассматриваются понятие и сущность закупочной логистики, этапы планирования закупочной деятельности предприятия. Также представлены результаты анализа закупочной деятельности ООО «СВС Регион», сравнительный анализ объема продаж и объема закупок. В заключении предложены мероприятия по совершенствованию закупочной деятельности на рассматриваемом предприятии.The article discusses the concept and nature of the procurement logistics, procurement planning stages of the enterprise. Also pre-presented results of the analysis of procurement of "SHS State", a comparative analysis of sales and the volume of purchases. In conclusion, proposed measures to improve procurement activities in the enterprise in question.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ООО "СВС РЕГИОН"»

ориентировано на возврат в общее русло развития цивилизации.

Возможные направления преодоления препятствий: укрепление стабильности экономического развития; совершенствование правового воздействия и повышения правовой культуры населения; создание современного законодательства о предпринимательстве; неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов; активизация деятельности самих предпринимателей и ряд других.

За предпринимательством в России будущее. Но следует помнить, что только глубокая вера в свои собственные силы предпринимателей, их способность к объединению для защиты свободного предпринимательства может стать залогом всех позитивных достижений и перемен в экономике.

Использованные источники:

1. Журавлёв А. Л. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение. - 2010. - №1

2.Позняков В.П. Российские предприниматели в современной социальной структуре. - 2012. - № 5

Э.Чередниченко В.А., Шапиро В.Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях. - 2009. - № 10

4. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес. - 2010.

Кардасова А.Д. студент 3 курса Харченкова Г.И., к.техн.н.

доцент

Амурский государственный университет

Россия, г. Благовещенск НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАКУПОК МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ООО «СВС

РЕГИОН»

В статье рассматриваются понятие и сущность закупочной логистики, этапы планирования закупочной деятельности предприятия. Также представлены результаты анализа закупочной деятельности ООО «СВС Регион», сравнительный анализ объема продаж и объема закупок. В заключении предложены мероприятия по совершенствованию закупочной деятельности на рассматриваемом предприятии.

Ключевые слова: планирование, закупочная деятельность, продажи, закупки, совершенствование, предприятие, план закупок.

DIRECTIONS OF PERFECTION OF PLANNING OF PURCHASES OF MATERIAL RESOURCES OF «SVS REGION»

The article discusses the concept and nature of the procurement logistics, procurement planning stages of the enterprise. Also pre-presented results of the analysis of procurement of "SHS State", a comparative analysis of sales and the

volume of purchases. In conclusion, proposed measures to improve procurement activities in the enterprise in question.

Key words: planning, procurement, sales, purchasing, improving, enterprise procurement plan.

Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Выделяют различные подсистемы логистики: закупочная, распределительная, транспортная, логистика запасов и многие другие.

Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Закупочная логистика является одной из важных частей общественного производства, охватывает значительную часть сферы обращения, обеспечивает физическое перемещение материальных ресурсов как от производителя до потребителя, так и внутри предприятия.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что любое предприятие имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. От налаженной системы снабжения во многом зависит как эффективность отдельных звеньев предприятия, так и всей деятельности в целом.

План материально-технического обеспечения производства (МТО) является одним из основных разделов плана экономического и социального развития предприятия. Разработка планов МТО способствует успешному решению проблем обеспечения сырьем, материалами, комплектующими, топливом, энергией и другими видами ресурсов, необходимых для осуществления процесса производства. Одновременно с этим в плане материально-технического обеспечения определяются поставщики и сроки поставок материалов.

В настоящее время система материально-технического обеспечения претерпела существенные изменения. Предприятия самостоятельно организуют материально-техническое обеспечение исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о колебании цен путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. Приобретение ресурсов на рынке товаров и услуг осуществляется предприятиями по прямым договорам, в оптовой торговле, в том числе на ярмарках, аукционах и у организаций материально-технического снабжения, а также у других посреднических организаций.

Рисунок 1 - Планирование закупочной деятельности

Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения. Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения, либо покупая новые товары. Такая информация содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц предприятия по решению таких задач снабжения, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля над количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе и т. п.

Объектом исследования является предприятие ООО «СВС Регион». Компания «СВС Регион» является импортером сувенирной продукции ведущих мировых производителей. Компания поставляет оригинальные и необычные подарки, сувениры, удивительные и полезные товары для дома по всем городам РФ, а также ряду стран СНГ.

ООО «СВС Регион» также является крупнейшим поставщиком удивительных ТВ-товаров для дома, кухни, товаров для красоты и здоровья. Компания поставляет товары в крупные оптовые торгово-закупочные предприятия, интернет-магазины, оптовые рынки и ярмарки, предприятия малого бизнеса, а также физическим лицам, в том числе организаторам совместных покупок. Данные товары имеют масштабную рекламную поддержку по телевидению, Интернету, в печатных изданиях.

Компания предоставляет услуги по продаже товаров для дома, офиса, красоты и здоровья, игр и головоломок, хобби и увлечений, аксессуаров, а также предоставляет услуги по праздничному оформлению помещений воздушными шарами.

Определяющим фактором развития производства являются кадры предприятия, непосредственно выполняющие те или иные функции хозяйственной деятельности.

В ООО «СВС Регион» трудовой коллектив включает в себя четырех сотрудников, а именно директора, менеджера, web-дизайнера и заведующего складом.

В таблице 1 представлен товарооборот компании за 2013-2015 годы.

Таблица 1 - Товарооборот ООО «СВС Регион» за 2013-2015 годы (руб.)

Месяц 2013 год 2014 год 2015 год

1 2 3 4

Январь 1 238 294 2 180 236 864 858

Февраль 1 053 627 1 761 383 1 364 527

Март 725 235 1 391 585 765 363

Апрель 260 964 1 021 787 628 433

Май 458 714 995 108 611 887

Июнь 534 618 734 868 567 294

Июль 640 359 621 907 605 806

Август 385 769 408 906 423 894

Сентябрь 1 095 354 745 834 698 735

Октябрь 1 221 265 1 484 335 1 158 367

Ноябрь 2 926 405 2 364 172 1 103 431

Декабрь 1 412 301 1 103 600 1 096 627

Итого 11 952 912 14 813 727 8 889 228

На основании полученных данных можно сделать вывод, что, в общем, товарооборот организации в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился, а именно на 2860815 руб., однако в 2015 году по сравнению с 2014 товарооборот снизился на 5816499 руб. Увеличение товарооборота в 2014 году произошло в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, августе и октябре, что положительно отразилось на увеличении товарооборота за весь год. Отрицательно повлияли на сумму общего увеличения товарооборота результаты таких месяцев, как июль, сентябрь, ноябрь и декабрь. Таким образом, за счет увеличения товарооборота в 2014 году компания смогла расширить свой ассортимент продукции, тем самым повысив свою конкурентоспособность на рынке.

Для того чтобы сравнить объем закупок и объем продаж, а соответственно оценить закупочную деятельность ООО «СВС Регион» составим таблицы 2 и 3.

Таблица 2 - Сравнение затрат на закупки и объема продаж товаров в 2014 году

Продукция Затраты на закупку (руб) Объем продаж по закупочным ценам (руб.) Абсолютное отклонение (руб.) Удельный вес остатков товара в общем объеме остатков, %

1 2 3 4 5

Товары для дома 1673421 715637 957783 35

Товары для офиса 974131 661299 312832 11

Игры и головоломки 718721 677909 408115 2

1 2 3 4 5

Хобби и увлечения 1459108 1069308 389799 14

Красота и здоровье 1237601 796469 441132 16

Аксессуары 1123711 747513 376198 13

Товары к празднику 997305 758346 238958 9

Итого 8184000 5426484 2757516 100

Таблица 3 - Сравнение затрат на закупки и объема продаж товаров в 2015 году

Продукция Затраты на Объем продаж Абсолютное Удельный вес

закупку (руб) по закупочным ценам (руб.) отклонение (руб.) остатков товара в общем объеме

остатков, %

Товары для дома 1463032 556626 906405 24

Товары для офиса 872443 527515 344928 9

Игры и 659946 410314 249632 7

головоломки

Хобби и увлечения 1254782 492284 762497 20

Красота и здоровье 117138 498711 618427 16

Аксессуары 898246 425882 472363 13

Товары к празднику 954129 548799 405329 11

Итого 7219719 3460135 3759584 100

Проанализировав полученные результаты в таблицах 2 и 3 можно сделать вывод, что закупки товаров осуществляются предприятием не эффективно, так как остаются значительные неоправданные запасы товаров, которые в следующем году уже могут не пользоваться спросом и соответственно не принесут прибыли. Наибольшую долю остатков на складе составляют товары для дома, товары для хобби и увлечения, красоты и здоровья.

Данная проблема существует на предприятии по причине того, что директор при планировании закупок опирается лишь на личный опыт и личные предположения будущего спроса, не анализируя реальные показатели объема продаж по закупочным ценам и категориям товаров.

Эффективное планирование состоит в оптимальном выборе момента закупки и объема закупки. Для такого выбора в каждый момент времени

достаточно располагать такой информацией, как объем текущих товарных остатков, ожидаемое время от заказа до появления товара в магазине, объем уже сделанных, но еще не доставленных заказов, прогноз объема продаж на будущее и размер страхового (неснижаемого) запаса. Прогноз продаж обычно осуществляется либо опытными экспертами, либо специализированными системами, а страховой запас вычисляется с учетом возможных колебаний спроса и задержек в доставке.

В качестве основы для оптимального выбора параметров закупки необходим прогноз будущих продаж каждого товара и вычисляемый на его основе прогноз товарных остатков.

Так как все предыдущие данные (закупки и продажи) были представлены в закупочных ценах, то и план продаж на 2016 год будет рассчитан по закупочных ценам.

В связи с кризисной ситуацией в стране, нестабильным рынком, компания ООО «СВС Регион» предполагает, что по сравнению с 2015 годом продажи увеличатся примерно на 5 %, поэтому ставится цель достигнуть именно этого уровня продаж. При помощи данных таблицы 6 рассчитаем объем продаж по категориям товаров на 2016 год.

Таблица 4 - План продаж на 2016 год в закупочных ценах

Продукция Квартал, руб. Итого, руб.

I II III IV

1 2 3 4 5 6

Товары для дома 211443 94080 94764 184170 584456

Товары для офиса 120351 166354 101655 165530 553890

Игры и головоломки 97486 110166 98987 124190 430829

Хобби и развлечения 157228 102219 107593 149857 516897

Красота и здоровье 123493 95036 89368 215747 523645

Аксессуары 87823 107408 85530 166414 441175

Товары к празднику 110698 85556 101367 278617 576238

Итого 908552 760818 679264 1284525 3627130

Как отмечалось раннее, при планировании закупочной деятельности на данном предприятии директор должен знать остаток товаров на складе, спрос на продукцию по товарным группам и показатели объема продаж по категориям товаров также за определенные периоды времени (в данном случае за кварталы). На основе вышеперечисленных данных составим план закупок товаров по категориям ООО «СВС Регион».

Таблица 5 - План закупки товаров на 2016 год

№ Предмет договора Сведения о График осуществления процедур закупки

начальной

(максимальной) Планируемый Срок исполнения

цене договора период размещения договора (месяц,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(стоимости товара), руб. извещения о закупке (месяц, год) год)

1 Товары для дома 150000 06.2016 07.2016

2 Товары для офиса 200000 04.2016 05.2016

3 Товары для офиса 150000 07.2016 08.2016

4 Игры и головоломки 110000 04.2016 05.2016

5 Игры и головоломки 200000 07.2016 08.2016

6 Хобби и развлечения 120000 08.2016 09.2016

7 Красота и здоровье 100000 05.2016 06.2016

8 Красота и здоровье 50000 09.2016 10.2016

9 Аксессуары 100000 04.2016 05.2016

10 Аксессуары 150000 07.2016 08.2016

11 Товары к праздникам 150000 01.2016 02.2016

12 Товары к праздникам 200000 09.2016 10.2016

Итого 1690000 - -

Примечание: закупка товаров осуществляется в электронной форме, все товары соответствуют требованиям к качеству.

План закупок не является обязательным к точному исполнению и может корректироваться и конкретизироваться в течение года с учетом изменений спроса потребителей.

Товарооборот характеризует объем деятельности торгового предприятия и является основным показателем деятельности и развития. Он характеризует уровень и структуру удовлетворения потребностей населения в товарах народного потребления.

В показателе товарооборота находят свое отражение:

- процесс материального движения товаров из сферы производства и обращения в сферу потребления;

- процесс реализации стоимости и потребительной стоимости товаров в условиях определенного уровня цен.

По прогнозным значениям товарооборот ООО «СВС Регион» за 2016 год составит 10383682 руб. Так как 2016 год еще не закончился, не возможно в полной мере оценить эффективность влияния составленного плана закупок на товарооборот, но можно предположить, что большая часть товаров на складе, с учетом остатков с прошлого года и закупок новых товаров, будет продана и принесет компании прибыль.

Для того чтобы рассчитать товарооборот с учетом выполнения плана продаж и плана закупок, необходимо учесть в плане продаж торговую наценку ООО «СВС Регион», которая в среднем составляет 190%.

Таблица 12 - Результаты расчета планируемого товарооборота в 2016 году_

Продукция Планируемый товарооборот при выполнении плана продаж и плана закупок, руб.

Товары для дома 1694922

Товары для офиса 1606281

Игры и головоломки 1249404

Хобби и развлечения 1499001

Красота и здоровье 1518570

Аксессуары 1279407

Товары к празднику 1671090

Итого 10518677

Таким образом, в результате расчета возможного товарооборота при условии выполнения плана продаж и плана закупок, товарооборот за год составит 10518677 руб., что на 134995 руб. больше, чем запланировала компания. Это доказывает эффективность составленного плана закупок на 2016 год и, который даст возможность компании не только выполнить план на 2016 год, но и превысить плановые значения.

Использованные источники:

1. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и К, 2013. - 420 с.

2. Маргунова, В.И. Логистика: учебное пособие / В.И. Маргунова. - Минск: Выш. шк., 2011. - 508 с.

3. Палагин, Ю.И. Логистика. Планирование и управление материальными потоками: учебное пособие / Ю.И. Палагин. - Политехника, 2012. - 290 с.

Катаев А.В.,

доцент

кафедра Менеджмента и инновационных технологий

Катаева Т.М.,

доцент

кафедра Менеджмента и инновационных технологий Институт управления в экономических, экологических и

социальных системах Южный федеральный университет

Россия, г. Таганрог ЗАДАЧА МИНИМИМИЗАЦИИ КОЛИЧЕСТВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РАБОТ В ПРОЕКТЕ: МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ

РЕШЕНИЯ

Статья посвящена разработке и описанию математической модели минимизации членов проектной команды, для использования которой на практике был разработан пошаговый эвристический алгоритм поиска близкого к оптимальному решения. Приведены также принципы и пример его практической реализации.

Ключевые слова: управление проектом, оптимизационная модель, критерий минимизации исполнителей проектных работ.

Kataeva T.M.,

assistant Professor of Management and innovative technologies Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems

Southern Federal University, Russia, Taganrog Kataev A. V.,

assistant Professor of Management and innovative technologies Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems

Southern Federal University,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.