Научная статья на тему 'НАПОЛЕОНОВСКАЯ ЭПОХА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: ЮБИЛЕЙ КАК СРЕДСТВО КОММЕМОРАЦИИ'

НАПОЛЕОНОВСКАЯ ЭПОХА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: ЮБИЛЕЙ КАК СРЕДСТВО КОММЕМОРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЮБИЛЕЙ / НАПОЛЕОНОВСКАЯ ЭПОХА / ПРАКТИКИ КОММЕМОРАЦИЙ / HISTORICAL POLITICS / ANNIVERSARY / NAPOLEONIC ERA / PRACTICES OF COMMEMORATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Постникова Алена Александровна

Юбилеи как «ритуалы» памяти, возрождая в сознании общества устойчивые исторические символы, наделены способностью приблизить прошлое к современности, придавая человечеству ощущение устойчивости в настоящем. В современной Европе проблема сохранения образов прошлого приобрела новое звучание в связи с миграционными процессами, трансформировав восприятие юбилеев памятных дат в исторической политике и в общественном сознании. Данный процесс наиболее ярко наблюдается применительно к трансформации образов Наполеоновской эпохи во французском обществе. Спустя двести лет символы Первой империи, став неотъемлемой частью национального сознания и живой памяти французов, приобрели актуальность в период празднования 200-их юбилеев сражений Наполеона. Память о сражениях Наполеоновской эпохи в современной Франции перешла из «церемониальной» памяти (сражение как национальная гордость) в «метафорическую» (битва как далекое прошлое, не имеющее никакой политической связи с современной Европой). «Французские юбилеи» Наполеоновской эпохи продемонстрировали, что интерпретация прошлого может стать эффективным инструментом реализации интеграционного проекта на уровне исторической политики, но не основой для европейской коллективной памяти. Очевидно, что общая европейская установка на памяти-жертвы приводит к совершенно обратному процессу - обострению чувства национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAPOLEONIC ERA IN THE HISTORICAL MEMORY OF MODERN FRANCE: ANNIVERSARY AS A MEANS OF COMMEMORATIONS

Jubilees as “rituals” of memory, reviving stable historical symbols in the consciousness of society, are endowed with the ability to bring the past closer to modern times, giving humanity a sense of stability in the present. In modern Europe, the problem of preserving images of the past has acquired a new sound in connection with migration processes, transforming the perception of jubilees of memorable dates in historical politics and in public consciousness. This process is most clearly observed in relation to the transformation of images of the Napoleonic era in French society. Two hundred years later, the symbols of the First Empire, becoming an integral part of the national consciousness and living memory of the French, gained relevance during the celebration of the 200th anniversary of the battles of Napoleon. The memory of the battles of the Napoleonic era in modern France passed from a “ceremonial” memory (battle as national pride) to a “metaphorical” (battle as a distant past that has no political connection with modern Europe). The “French jubilees” of the Napoleonic era demonstrated that interpreting the past can become an effective tool for implementing an integration project at the level of historical policy, but not the basis for European collective memory. Obviously, the general European installation on the victim memory leads to a completely reverse process - an aggravation of the sense of national identity.

Текст научной работы на тему «НАПОЛЕОНОВСКАЯ ЭПОХА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: ЮБИЛЕЙ КАК СРЕДСТВО КОММЕМОРАЦИИ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ / HISTORICAL SCIENCES

УДК 94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/54

НАПОЛЕОНОВСКАЯ ЭПОХА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ: ЮБИЛЕЙ КАК СРЕДСТВО КОММЕМОРАЦИИ

©Постникова А. А., SPIN-код: 6680-4487, канд. ист. наук, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, alina33_07_87@mail.ru

NAPOLEONIC ERA IN THE HISTORICAL MEMORY OF MODERN FRANCE: ANNIVERSARY AS A MEANS OF COMMEMORATIONS

©Postnikova A., SPIN-code: 6680-4487, Ph.D., Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, alina33_07_87@mail.ru

Аннотация. Юбилеи как «ритуалы» памяти, возрождая в сознании общества устойчивые исторические символы, наделены способностью приблизить прошлое к современности, придавая человечеству ощущение устойчивости в настоящем. В современной Европе проблема сохранения образов прошлого приобрела новое звучание в связи с миграционными процессами, трансформировав восприятие юбилеев памятных дат в исторической политике и в общественном сознании. Данный процесс наиболее ярко наблюдается применительно к трансформации образов Наполеоновской эпохи во французском обществе. Спустя двести лет символы Первой империи, став неотъемлемой частью национального сознания и живой памяти французов, приобрели актуальность в период празднования 200-их юбилеев сражений Наполеона. Память о сражениях Наполеоновской эпохи в современной Франции перешла из «церемониальной» памяти (сражение как национальная гордость) в «метафорическую» (битва как далекое прошлое, не имеющее никакой политической связи с современной Европой). «Французские юбилеи» Наполеоновской эпохи продемонстрировали, что интерпретация прошлого может стать эффективным инструментом реализации интеграционного проекта на уровне исторической политики, но не основой для европейской коллективной памяти. Очевидно, что общая европейская установка на памяти-жертвы приводит к совершенно обратному процессу — обострению чувства национальной идентичности.

Abstract. Jubilees as "rituals" of memory, reviving stable historical symbols in the consciousness of society, are endowed with the ability to bring the past closer to modern times, giving humanity a sense of stability in the present. In modern Europe, the problem of preserving images of the past has acquired a new sound in connection with migration processes, transforming the perception of jubilees of memorable dates in historical politics and in public consciousness. This process is most clearly observed in relation to the transformation of images of the Napoleonic era in French society. Two hundred years later, the symbols of the First Empire, becoming an integral part of the national consciousness and living memory of the French, gained relevance during the celebration of the 200th anniversary of the battles of Napoleon. The memory of the battles of the Napoleonic era in modern France passed from a "ceremonial" memory (battle as national pride) to a "metaphorical" (battle as a distant past that has no political connection with modern Europe). The "French jubilees" of the Napoleonic era demonstrated that interpreting the past can become

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

an effective tool for implementing an integration project at the level of historical policy, but not the basis for European collective memory. Obviously, the general European installation on the victim memory leads to a completely reverse process — an aggravation of the sense of national identity.

Ключевые слова: историческая политика, юбилей, Наполеоновская эпоха, практики коммемораций.

Keywords: historical politics, anniversary, Napoleonic era, practices of commemorations.

Юбилеи как «ритуалы» памяти, возрождая в сознании общества устойчивые исторические символы, наделены способностью приблизить прошлое к современности, придавая человечеству ощущение устойчивости в настоящем. В современной Европе проблема сохранения образов прошлого приобрела новое звучание в связи с миграционными процессами, трансформировав восприятие юбилеев памятных дат в исторической политике и в общественном сознании.

Данный процесс наиболее ярко наблюдается применительно к трансформации образов Наполеоновской эпохи во французском обществе. Спустя двести лет символы Первой империи, став неотъемлемой частью национального сознания и живой памяти французов, приобрели актуальность в период празднования 200-их юбилеев сражений Наполеона.

До сих пор во Франции в качестве метафоры абсолютной победы господствует выражение «солнце Аустерлица». Это выражение используется французскими СМИ для обозначения победы как на футбольном матче, так и на президентских выборах. Слово «Аустерлиц» стало настолько популярным во Франции, что им называют рестораны, гостиницы Парижа, ибо оно ассоциируется с успехом. В сфере международных отношений этим прецедентом французы также обозначают успех, в том числе, как ни странно, в деле конструирования европейского единства. К примеру, в апреле 2014 г. под воздействием очередной волны кризиса Евросоюза одна из французских газет призвала не терять надежды на «восхождение солнца Аустерлица» для евро [16].

Однако под влиянием процесса европейской интеграции национальные символы вступают в конфликт с общеевропейскими, утрачивая свою изначальную «дискурсивную формацию». Так, в 2005 г. «Солнце Аустерлица» потрясло Францию, вызвав бурную дискуссию о необходимости и характере празднования юбилеев битв. Эта дискуссия, переросшая даже в настоящий конфликт, является примером столкновения между глобальной и национальной историей, памятью-победой и памятью-трагедией.

В этот период символы эпохи Наполеона приобретают новое звучание не только в «общественном мифе», но и в «политическом дискурсе». Французский президент Ж. Ширак, ориентируясь во внутренней политике на принципы развитой демократии, обратился к периоду «Ста дней» Наполеона как к примеру либерализма в условиях сохранения прочной «вертикали власти». Научное обоснование этой идеи попытался сделать министр иностранных дел Д. де Вильпен, опубликовав исследование, посвященное «Ста дням» Наполеона [10]. Автор высказал мысль о том, что в первый период правления император находился в состоянии опьянения властью, и стремление к авторитаризму привело его к краху. Критикуя подобные политические устремления Наполеона, де Вильпен выражал полное одобрение и солидарность с теми демократическими начинаниями, которые проявились в период его «Ста дней».

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

В своих публичных речах президент неоднократно вспоминал не только об эпохе «Ста дней», но и об Аустерлице, заявляя, что эта победа стала началом истории современной Франции. Возвращение образов наполеоновской эпохи в «политическое поле» вызвало протест части французского общества. Так, национальных меньшинств возмутил тот факт, что правительство Ширака, заявляя о проведении политики демократизации и мультикультурализма, в то же время использует культ того правителя, который обращал в рабство целые народы [11]. Пик этой дискуссии как раз и пришелся на празднование юбилея битвы под Аустерлицем. Поэтому правительство решило, приняв настроения национальных меньшинств во внимание, дистанцироваться от проведения юбилейных мероприятий.

Однако французские интеллектуалы ожидали от президента Ж. Ширака проведения в честь юбилея Аустерлица масштабных мероприятий, особенно после того, как англичане торжественно отметили победу при Трафальгаре. На волне недовольства государственной политикой в 2005 г. была создана организация «За свободу истории», от лица которой П. Нора осудил игнорирование правительством такого значимого события в истории Франции, как победы под Аустерлицем [12]. Историк Э. Ле Руа Ладюри обвинил правительство в том, что оно подчинилось «давлению заморских народов» [14].

В итоге, в Париже празднование юбилея Аустерлица свелось к «традиционному ритуалу» школы Сен-Сир. В церемонии на поле битвы французскую сторону представляла министр обороны Мишель Аллио-Мари. В своем выступлении она постаралась озвучить собственную позицию как нейтральную, не упомянув ни о победе Франции, ни о заслугах Наполеона [1]. По всей видимости, дискуссия, которая развернулась в интеллектуальных кругах, заставила правительство дистанцироваться от любых упоминаний о Наполеоне.

Спустя десять лет, в связи с празднованием юбилея Ватерлоо, французы вновь вспомнили о дискуссии 2005 г. Писатели, историки, журналисты, как это было после Второй мировой войны, вновь задались вопросами: «Почему стыдно быть героем? Почему юбилей убивает память о победах, но возрождает память о травме?» [6]. Ответ на эти вопросы постарался дать газете «Ле Монд» историк П. Генифе: «Ватерлоо —9 это, действительно, европейский поворот, на который Аустерлиц не может претендовать, поскольку победа 1805 года не привела к переломному моменту в ходе континентального конфликта» [8].

Несмотря на все перипетии исторической судьбы образа Аустерлица, Вандомская площадь по-прежнему является для французов символом громких побед Наполеона. Каждый прохожий может увидеть слова, высеченные у основания колонны: «Император Наполеон посвятил эту колонну победам Великой армии...».

Активизация процесса европейской интеграции в преддверии 200-летнего юбилея войны 1812 г. привела к актуализации образов далекой эпохи в «метафорической» памяти французского общества. Особенно часто в информационном пространстве использовалась метафора «Березина» с целью характеристики неудачной политики президента Н. Саркози. Так, сделанное им в 2011 г. заявление о начале вывода французских войск из Афганистана вызвало отклик в обществе в виде карикатур. На одной из них был запечатлен сюжет, напоминающий отступление Наполеона из России. Карикатуру сопровождала надпись «История продолжается». Каждый неудачный шаг Саркози на политической сцене сопровождался в периодической печати словом «Березина». К примеру, многим политикам Западной Европы Н. Саркози, активно взявшийся за реформирование Евросоюза, напомнил Наполеона, политика которого была направлена на «имперское» объединение Европейского континента. Когда Саркози в 2007 г. принял активное участие в реанимации конституции

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

Евросоюза, в газетах стран еврозоны говорилось, что французский правитель вновь обещает спасти европейцев на Березине. В период жарких выборов, проходивших во Франции в мае 2012 г., одна газета зафиксировала, что кому-то из кандидатов придется пережить «Березину» [7]. Как известно, им оказался Саркози, и Франция отметила юбилейные мероприятия войны 1812 г. (которые, впрочем, в основном проходили в России) с новым президентом Ф. Олландом.

Значительным этапом в трансформации образов Наполеоновской эпохи в исторической памяти французов стали юбилейные мероприятия на Бородинском поле. Делегации двух стран возглавляли российский президент В. В. Путин и экс-президент Франции В. Жискар д'Эстен [7]. Через несколько дней после реконструкции Жискар д'Эстен дал интервью, посвященное русско-французским отношениям, радио «Эхо Москва». Подчеркнув уважительное отношение к России как к великой стране, он отметил, что русская кампания 1812 г. стала важным шагом на пути поиска взаимопонимания двух народов. По мнению Жискар д'Эстена, интерпретация результатов сражений этой войны как победы и для Франции, и для России способствует сближению наших стран.

Праздничные мероприятия на Бородинском поле, оживив в сознании французов память о русской кампании, привели к активному обсуждению этих событий на французских интернет-форумах. Французское общество выразило явную заинтересованность в продолжении исторических исследований событий войны 1812 г. Некоторые из участников дискуссий сообщили, что в последнее время в исторических исследованиях говорится о неоднозначности результатов как Бородинского сражения, так и битвы на Березине [13].

В 2015 г. европейский мир отметил 200-летие Ватерлоо. Париж принял решение не участвовать в памятных мероприятиях, поручив представлять на них Францию только послу в Бельгии. Среди реконструкторов было всего 5 % французов, а армию Наполеона пополнили ряды представителей других национальностей [6]. Французское правительство в очередной раз проявило равнодушие к празднованию событий Наполеоновской эпохи. В СМИ разгорелась дискуссия об отношении французского общества к своей собственной истории. В процессе обсуждения высказывались разные версии. Часть публицистов предположила, что французы до сих пор не могут признать своего поражения перед европейской коалицией [15]. В большинстве газет было отмечено, что такое поведение является вполне «нормальным» для французского правительства по отношению к своему прошлому, даже к победным датам.

Таким образом, память о сражениях Наполеоновской эпохи в современной Франции перешла из «церемониальной» памяти (сражение как национальная гордость) в «метафорическую» (битва как далекое прошлое, не имеющее никакой политической связи с современной Европой). «Французские юбилеи» Наполеоновской эпохи продемонстрировали, что интерпретация прошлого может стать эффективным инструментом реализации интеграционного проекта на уровне исторической политики, но не основой для европейской коллективной памяти. Очевидно, что общая европейская установка на памяти-жертвы приводит к совершенно обратному процессу - обострению чувства национальной идентичности.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект №20-011-31560 ОПН «Образ войны в коллективной памяти молодежи России и Европы: коммеморативные практики и механизмы формирования гражданской идентичности»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

Список литературы:

1. Jacques Garnier: "Austerlitz": La bataille rêvée de napoléon (2005). https://clck.ru/SRkzo

2. Chirac+Marengo. https://clck.ru/SRm2g

3. Chirac candidat??? https://clck.ru/SRm33

4. Bousmar, E. (2015). Waterloo 1815-2015: mémoire et Bicentenaire. La Revue nouvelle, 70, 24. http://hdl.handle.net/2078.3Z161529

5. Bicentenaire de 1812: une reconstitution d'envergure de la bataille de Borodino. https://clck.ru/DLykM

6. Bicentenaire de Waterloo: les Français boudent la reconstitution https://clck.ru/SRm7h

7. Bloc-notes: questions sur le scénario arrêté d'un imprévisible scrutiny. https://clck.ru/DLykB

8. Les Français ont un problème avec leur histoire. Le Monde. 11 Juin. 2015.

9. L'institution du français. Essai sur le colinguisme des Carolingiens à la République. https://clck.ru/SRmAN

10. De Villepin D. Les Cent-Jours ou l'esprit de sacrifice. Perrin, 2001.

11. La victoire de Napoléon célébrée dans la discretion. https://clck.ru/SRmBo

12. L'institution du français. Essai sur le colinguisme des Carolingiens à la République. https://clck.ru/SRmAN

13. Passion - histoire. https://clck.ru/DLynb

14. Polémique autour des célébrations du bicentenaire de la bataille d'Austerlitz. Le Monde. 03 décembre 2005.

15. Pourquoi la France est-elle absente du bicentenaire de Waterloo? https://clck.ru/SRmCS

16. Un euro pour sauver Brive... https://clck.ru/SRmCi

References:

1. Jacques Garnier: "Austerlitz": La bataille rêvée de napoléon (2005). https://clck.ru/SRkzo

2. Chirac+Marengo. https://clck.ru/SRm2g

3. Chirac candidat??? https://clck.ru/SRm33

4. Bousmar E. Waterloo 1815-2015: mémoire et Bicentenaire // La Revue nouvelle. 2015. V. 70. P. 24. http://hdl.handle.net/2078.3/161529

5. Bicentenaire de 1812: une reconstitution d'envergure de la bataille de Borodino. https://clck.ru/DLykM

6. Bicentenaire de Waterloo: les Français boudent la reconstitution https://clck.ru/SRm7h

7. Bloc-notes: questions sur le scénario arrêté d'un imprévisible scrutiny. https://clck.ru/DLykB

8. Les Français ont un problème avec leur histoire. Le Monde. 11 Juin. 2015.

9. L'institution du français. Essai sur le colinguisme des Carolingiens à la République. https://clck.ru/SRmAN

10. De Villepin, D. (2001). Les Cent-Jours ou l'esprit de sacrifice. Perrin.

11. La victoire de Napoléon célébrée dans la discretion. https://clck.ru/SRmBo

12. L'institution du français. Essai sur le colinguisme des Carolingiens à la République. https://clck.ru/SRmAN

13. Passion - histoire. https://clck.ru/DLynb

14. Polémique autour des célébrations du bicentenaire de la bataille d'Austerlitz. Le Monde. 03 décembre 2005.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61

15. Pourquoi la France est-elle absente du bicentenaire de Waterloo? https://clck.ru/SRmCS

16. Un euro pour sauver Brive... https://clck.ru/SRmCi

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 28.10.2020 г. 02.11.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Постникова А. А. Наполеоновская эпоха в исторической памяти современной Франции: юбилей как средство коммеморации // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №12. С. 447452. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/54

Cite as (APA):

Postnikova, A. (2020). Napoleonic Era in the Historical Memory of Modern France: Anniversary as a Means of Commemorations. Bulletin of Science and Practice, 6(12), 447-452. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.