Научная статья на тему 'Наплавочные материалы, обеспечивающие получение метастабильного аустенита для повышения эксплуатационной стойкости деталей'

Наплавочные материалы, обеспечивающие получение метастабильного аустенита для повышения эксплуатационной стойкости деталей Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
512
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Малинов В. Л.

Обобщены результаты исследований по разработке экономнолегированных наплавочных материалов, обеспечивающих повышение долговечности деталей машин, за счет получения в структуре наплавленного металла метастабильного аустенита, претерпевающего деформационные превращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наплавочные материалы, обеспечивающие получение метастабильного аустенита для повышения эксплуатационной стойкости деталей»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2005 р. Вип. № 15

УДК 669.018: 620.178.167.001.5

Малинов В.Л.*

НАПЛАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОЛУЧЕНИЕ МЕТАСТАБПЛЬНОГО АУСТЕНИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ СТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ

Обобщены результаты исследований по разработке экономнолегированных наплавочных материалов, обеспечивающих повышение долговечности деталей машин, за счет получения в структуре наплавленного металла метастабилъного аустенита, претерпевающего деформационные превращения.

Одним из главных направлений создания материалов в XXI веке является получение у них метастабильной структуры, способной адаптироваться к условиям внешнего воздействия при эксплуатации за счет самоорганизации, что позволяет существенно повысить долговечность деталей, инструмента и эффективно решать проблему ресурсосбережения [1].

Их разновидностью являются наплавочные материалы, обеспечивающие получение в структуре наряду с другими фазами метастабильного аустенита, способного при нагружении претерпевать мартенситные превращения.

Впервые идея создания таких материалов была высказана в середине 50-х годов в работах И.Н. Багачева и Р.И. Минца [2, 3], а первые наплавочные материалы этого типа созданы под руководством М.И. Разикова. Им и его сотрудниками были разработаны электроды УПИ 30ХЮГ 10 и порошковая проволока 1Ü1-30X11Г12Т [4]. Однако эти материалы имеют ограниченное применение. Наряду с высокими эксплуатационными свойствами, им присущ ряд недостатков. К ним относятся: трудная обрабатываемость резанием наплавленного металла резанием, его недостаточная коррозионная стойкость и сопротивление абразивному изнашиванию. Указанные причины ограничивают применение ранее разработанных наплавочных материалов.

В данной работе обобщены результаты исследований по созданию более технологичных наплавочных материалов, в том числе, обладающих повышенной абразивной стойкостью. Определены направления дальнейших исследований и показаны примеры технических решений, которые могут быть широко использованы в промышленности Украины для повышения долговечности быстроизнашивающихся деталей машин.

В работе [5] приведены данные о порошковой ленте ПЛ-Нп-15Х13АГ10МФС (ПЛН-4), которая показала высокую эффективность при наплавке деталей работающих в условиях контактного нагружения. Она была внедрена для восстановления крановых колес, плунжеров гидропрессов и цапф сталеразливочных ковшей. Наплавленный этой лентой металл имеет улучшенную обрабатываемость резанием, что достигнуто снижением содержания углерода и повышением стабильности аустенита по отношению к деформационному мартенситному превращению за счет увеличения степени легирования хромом и марганцем.

Показано, что термообработка, включающая низкотемпературный отжиг при 600-650 °С, обычно проводимая после наплавки для снятия внутренних напряжений, уменьшает стабильность аустенита к деформационному мартенситному превращению, и за счет этого повышает износостойкость на 30-40 % при трении скольжения и качения [6] .

Известно, что наиболее однородные свойства наплавленного металла удается получить при использовании электродной проволоки сплошного сечения. В связи с этим была разработана проволока Нп-14Х14Г12Ф 0 4 мм [7]. Автором проведены исследования свойств металла, наплавленного этой проволокой под флюсами Ан-348 и АН-26. Наплавку выполняли на режимах: сварочный ток 450-500 А, напряжение дуги 30-32 В, скорость наплавки 25-35 м/ч. Механические свойства наплавленного металла приведены в табл. 1.

ПГТУ, канд. техн. наук, доц.

Таблица 1 - Механические свойства металла, наплавленного 11п-14Х 14Г12Ф

Марка флюса Механические свойства

Предел текучести, Сто 2, МПа Предел прочности, ств, Мпа Относительное удлинение, % Относительное сужение, % Твердость, НВ

АН-348 580 770 6,5 9,8 350

АН-26 330 680 14,5 22,0 260

Испытания на износ проводились в условиях сухого трения на машине МИ-] М по схеме колодка-ролик. Ролик диаметром 46 мм и толщиной 10 мм изготавливался из стали 50 твердостью 320 НВ. Испытуемые образцы наплавленного металла имели размеры 10x10x25 мм. Скорость вращения ролика составляла 425 об/мин, скорость скольжения - 0,98 м/с, нагрузка -100 МПа. Эталоном сравнения служила отожженная сталь 50. Результаты определения относительной износостойкости после испытания в течение 15 мин. представлены на рис. 1. Для сравнения приводятся также данные относительной износостойкости металла, наплавленного проволоками Св-08Г2С и св-ЗОХГСА под флюсом Л11-348.

з

и А

и 2,5 О х >5

£ 2

•Е ............>Х>Х>

с >*>*>*■'> V,',','

4) __,',',',', \\\\>

£ о,5------—

о >'>'>■>. ;%<!<;.; *«•«*«*«* >х>м;>

о ','.',',> >»:%■ Хч-м

| о —, 1Ш , „

СВ-08Г2С Св-ЗОХГСА Сталь 50 Нп-14Х14Г12Ф Нп-14Х14Г12Ф

+ АН-348 + АН-348 + АН-348 + АН-26

Рис. 1 - Относительная износостойкость наплавленного металла

В металле, наплавленном проволокой 11п-14Х 14Г12Ф под флюсом АН-26, количество мартенсита в структуре увеличивалось от ~5 % в состоянии после наплавки, до ~60 % на поверхности износа. При использовании АН-348 после наплавки количество мартенсита было ~30 %, а после износа оно возрастало до -70 %.

Более высокая износостойкость наплавленного металла в первом случае объясняется оптимальной интенсивностью деформационного мартенситного превращения, обеспечивающего не только требуемое упрочнение поверхности, но и одновременную релаксацию напряжений, что позволяет большую долю внешнего воздействия расходовать на реализацию превращения, а не на разрушение.

На основании полученных данных сделан вывод о том, что использование для наплавки флюса АН-26 является более целесообразным, чем АН-348, так как обеспечивает более высокий уровень механических свойств и износостойкости наплавленного металла, а также лучшую отделимость шлаковой корки.

В работе [8] приведены данные о наплавочном материале 11;II1-6 (ПЛ-Нп-20Г15САФ). Он наиболее экономичен по сравнению с рассмотренными выше на Не-( г-Мп-С основе. Также, как и они, ПЛН-6 обеспечивает получение в наплавленном металле структуры метастабильного

аустенита. Сравнительные испытания в условиях трения качения и трения скольжения показали, что по износостойкости металл, наплавленный лентой ПЛН-6, также как и ПЛН-4 и Нп-14Х14Г12Ф, значительно превосходит металл, наплавленный Св-ЗОХГСА.

В предыдущих случаях рассматривалось применение хромарганцовистых наплавочных материалов для деталей, работающих при нормальной температуре. Вместе с тем в ряде работ показана целесообразность использования таких материалов и в случае повышенных температур эксплуатации. Предложено применять порошковую проволоку ПП-35ЖН (10Х13Г12АФСЮР) для увеличения эксплуатационной стойкости валков пилигримовых станов [9], работающих при температурах 700-800 °С. Анализ их эксплуатационной стойкости показал, что она в 1,40-1,65 раза выше, чем при серийно применяемой наплавке проволокой Св-08Х21Н10Г6. Это объясняется более высокой способностью к упрочнению металла, наплавленного ПП-35ЖН, и его динамическим старением в процессе эксплуатации с выделением дисперсных карбидов и карбонитридов.

Важным направлением, позволяющим реализовать в полной мере преимущества структур с метастабильным аустенитом, является восстановление и упрочнение деталей, подвергающихся износу в сочетании с сильными ударами. Данные условия работы характерны для треф валков и муфт прокатных станов, крестовин железнодорожных и трамвайных путей, деталей автосцепки ж.д. вагонов, молотков, ковшей драг, зубьев землеройных машин и др.

В настоящее время наиболее широко для работы в этих условиях применяются литые детали из стали 110Г13Л. Повышенная износостойкость стали 110Г13Л реализуется при больших статических и динамических нагрузках, вызывающих ее сильный наклеп, но при отсутствии такого нагружения поверхностный слой деталей не упрочняется и изнашивается абразивом подобно углеродистой стали.

Наплавка обычно выполняется для ремонта изношенных литых деталей, что позволяет продлить срок их службы и получить значительный экономический эффект. Однако получение наплавленного металла, соответствующего по составу стали 110Г13Л связано с серьезными технологическими трудностями, так как она склонна к охрупчиванию при перегреве и медленном охлаждении. Эффективным приемом, позволяющим повысить трещиностойкость наплавленного металла, является уменьшение в нем содержания углерода. Сохранение высокой износостойкости при этом обеспечивается за счет реализации деформационного мартенситного превращения при оптимальной интенсивности его развития.

С учетом этого авторами работы [10] предложен наплавочный материал 70Г7Х4Н2М. При его использовании аустенит, получаемый в структуре наплавленного металла, является метастабильным. Исследование рентгенографическим методом изношенной поверхности показало, что в исходной аустенитной структуре образуется до 20 % мартенсита деформации. Использование проволоки 70Г7Х4Н2М для электрошлаковой наплавки черпаков драг обеспечило повышение их долговечность на 20 % по сравнению со сталью 1 ЮГ 13Л.

Показано, что высокую износостойкость в условиях контактно-ударного нагружения можно обеспечить при использовании порошковой проволоки ПП-30Х8Г8СТ [11]. В структуре наплавленного металла наряду с аустенитом содержится 20-30 % мартенсита. Внедрение данной проволоки на Каменск-Уральском заводе ОЦМ показало, что долговечность наплавленных деталей увеличилась в 2-7 раз (шпиндели прокатных станов, ролики правильных машин, крестовины пересечения трамвайных путей и др.).

Для работы в условиях абразивного и ударно-абразивного изнашивания применяются обычно наплавочные материалы, обеспечивающие получение в структуре наплавленного слоя значительного количества твердых фаз (карбидов, боридов и др.). Однако их присутствие, хотя и является необходимым, но недостаточным условием высокой износостойкости. Увеличение их количества сверх оптимального для данных условий изнашивания, приводит к охрупчиванию и быстрому разрушению рабочей поверхности.

При этом важную роль играет структура металлической матрицы сплавов, в частности присутствие остаточного аустенита. В литературе приводятся противоречивые данные относительно его оптимального содержания. Одной из причин этого является то, что в подавляющем большинстве случаев при разработке износостойких сплавов, используется лишь качественная оценка условий, в которых они эксплуатируются. Это затрудняет рациональный выбор наплавочного материала для конкретных условий работы.

И.В. Петровым [12] предложено, для характеристики различных условий изнашивания использовать коэффициент динамичности (Кд), определяемый как отношение твердости образца из стали 110Г13Л после изнашивания в данных условиях к его исходной твердости. Сталь 110Г13Л накапливает энергию внешнего воздействия, упрочняясь при этом, а уровень ее упрочнения позволяет судить об интегральной интенсивности ударно-абразивного воздействия.

С учетом Кд проведено изучение абразивной и ударно-абразивной износостойкости наплавленного металла систем Бе-Сг-Мп-С и Бе-Сг-Мп-У-С с различными соотношениями упрочняющих фаз и метастабильного аустенита в структуре [13]. Исследования выполнялись методом планирования эксперимента для различных значений Кд в интервале от 1,2 до 3,5, что соответствует условиям испытаний, варьируемым от абразивного изнашивания практически без ударов, до изнашивания с очень интенсивной ударной нагрузкой. Содержание легирующих элементов в наплавленном металле изменялось в следующих пределах: углерод 1... 3 %, хром 6... 12 %, марганец 2...6 %. Также изучались свойства наплавленного металла дополнительно легированного ванадием в количестве ~3 %. В результате были получены регрессионные зависимости ударно-абразивной износостойкости (в) от химического состава наплавленного металла:

Е(кд=1,2) = 0,98 + 0,68-С + 0,087-Мп - 0,027-Сг + 0,021-С-Сг -

- 0,2-С2 - 0,017-Мп2, (1) в(Кд=1)4) = 0,93 + 0,6-С + 0,11-Мп - 0,018-Сг + 0,017-С-Сг -

- 0,18-С2 - 0,019-Мп2, (2) ескд=1,т) = 1Д7 + 0,41-С + 0,044-Мп -0,018-Сг + 0,017-С-Сг +

+ 0,025-С-Мп - 0,16-С2 - 0,015-Мп2, (3)

е(кд=2,о) = 1,19 + 0,36-С + 0,023-Мп - 0,015-Сг + 0,017-С-Сг +

+ 0,037-С-Мп - 0,18-С2 - 0,012-Мп2, (4)

е(кд=з,5) = 0,77 + 0,866-С + 0,002-Мп - 0,014-Сг + 0,031-С-Мп +

+ 0,01-Сг-Мп-0,34-С2-0,017-Мп2, (5)

При малых коэффициентах динамичности (Кд = 1,2... 1,4) наибольшая износостойкость была получена в наплавленном металле следующего химического состава: 2...2,5 % С, ~12 % Сг, 2...3 % Мп. Его твердость составляла 45...50 НЯС. Структура наплавленного металла преимущественно мартенситно-карбидная, количество остаточного аустенита составляет 256-30 %. В данных условиях ударно-абразивного воздействия легирование наплавленного металла ванадием в количестве до 3 % при одновременном увеличении содержания углерода до 2,5... 3,0 % повышает износостойкость на 10... 15 %.

С увеличением интенсивности ударно-абразивного воздействия, и, соответственно, ростом Кд в наплавленном металле следует уменьшать содержание углерода и увеличивать количество марганца. Так при Кд = 3,5 оптимальным является следующее содержание легирующих элементов: 1,0... 1,7 % С, 5...6 % Мп, ~12 % Сг. Твердость наплавленного металла ~ 40 НЯС. Структура преимущественно аустенитная, при суммарном количестве мартенсита и карбидов в структуре менее 40 %. В данных условиях ударно-абразивного воздействия легирование ванадием неэффективно, поскольку не обеспечивает увеличения износостойкости.

Для различных вариантов интенсивности ударно-абразивного изнашивания, характеризуемых Кд, были разработаны следующие наплавочные материалы: ПЛ-Нп-230Х12Г2 и ПЛ-Нп-250Х10Г4ФЗ при Кд = 1,2...1,4; ПЛ-Нп-200Х12Г2 при Кд = 1,7...2,0; ПЛ-Нп-160Х12Г5 и ПЛ-Нп-100Х6Г4 при Кд = 3,5; а также ПЛ-Нп-200Х12Г5 для более широкого диапазона Кд = 1,4... 3,5.

Наплавку, разработанными порошковыми лентами сечением 18x4 мм, проводят под флюсом АН-26 на режимах: сила тока I = 600-700 А, напряжение II = 28-32 В, скорость наплавки V = 35-40 м/ч. Указанные ленты отличаются хорошими наплавочно-технологическими характеристиками

После наплавки структура и фазовый состав могут отличаться от оптимальных (в частности для обеспечения технологичности). В этом случае, эффективным способом их регулирования является нормализация, а ее режимы должны выбираться с учетом интенсивности ударно-абразивного воздействия (Кд).

Изучалось влияние температуры нагрева при нормализации, которая варьировалась от 800 до 1100 °С (время выдержки 20 мин.), на свойства металла, наплавленного порошковыми лентами ПЛ-Нп-200Х12Г5 и ПЛ-Нп-250Х10Г4ФЗ. Было показано, что с увеличением интенсивности ударно-абразивного воздействия и, соответственно, Кд, необходимо использовать более высокие температуры нагрева при нормализации с целью увеличения количества аустенита в структуре, а также степени его стабильности, за счет дополнительного легирования при растворении части карбидов. В условиях абразивного изнашивания с малой интенсивностью ударного воздействия (Кд = 1,2... 1,4) повышение износостойкости наплавленного металла обеспечивает нормализация со сравнительно невысоких температур (-800 °С). Получаемая при этом структура является преимущественно мартенситно-карбидной, а количество аустенита составляет 20-30 %. Наплавленный металл, содержащий ванадий, при изнашивании в этих условиях обладает более высокой (15-20 %) износостойкостью. При большой интенсивности ударного воздействия (Кд = 2,0... 3,5) наиболее высокую износостойкость обеспечивает нормализация с высоких температур (-1100 °С). При этом в структуре преобладает аустенит (> 70 %), который имеет повышенную стабильность по отношению к деформационному мартенситному превращению. С увеличением количества мартенсита и карбидов в структуре при данных условиях испытаний износостойкость снижается. При Кд = 3,5 после нормализации металл, наплавленный ПЛ-Нп-250Х10Г4ФЗ, имеет примерно такую же ударно-абразивную износостойкость, как наплавленный ПЛ-Нп-200Х12Г5 - не содержащий ванадий.

При наплавке высокоуглеродистых износостойких сплавов обычно имеет место образование трещин. Эффективным технологическим приемом, позволяющим избежать этого, и вместе с тем получить метастабильный аустенит с различным количеством упрочняющих фаз в наплавленном металле, является наплавка низкоуглеродистыми легированными сплавами с их химико-термической обработкой (цементация, азотирование и др.) и последующей термической обработкой, предложенная в работе [14]. Использование этого приема позволяет восстановить наплавкой геометрические размеры изношенных деталей, изготовленных из металла с ограниченной свариваемостью, без образования трещин. При необходимости после ХТО и термообработки может проводиться шлифование.

При абразивном изнашивании наплавленного металла типа 3 0Х ЮГ 10 наибольшая износостойкость получена поле цементации и закалки с 1000 °С. Этому соответствовало получение в структуре наряду с мартенситом и карбидами метастабильного аустенита (>50 %), интенсивно превращающегося в мартенсит под воздействием абразивных частиц. При этом прирост мартенсита деформации составлял - 40 %. Положительный эффект в увеличении износостойкости оказывает и динамическое старение, с выделением карбидов на изнашиваемой поверхности.

Выводы

1. Использование материалов на Бе-Сг-Мп-С и Бе-Мп-С основе позволяет в структуре наплавленного материала получать наряду с другими составляющими метастабильный аустенит, способный претерпевать деформационное мартенситное превращение при нагружении. Это открывает большие возможности в создании новых эффективных экономнолегированных наплавочных материалов, существенно повышающих долговечность деталей машин.

2. Количество и степень стабильности аустенита необходимо регулировать с учетом исходных химического, фазового составов наплавленного металла и условий нагружения. При их оптимизации может быть получен наиболее высокий уровень износостойкости.

3. Повысить технологичность и коррозионную стойкость ранее разработанных наплавочных материалов типа 3 0Х ЮГ 10 можно за счет снижения в них содержания углерода и повышения хрома до 13-14 %

4. Наплавку марганцовистыми и хромо-марганцовистыми материалами следует проводить под флюсами, сохраняющими в наплавленном металле требуемое содержание марганца и других легирующих элементов.

5. Использование коэффициента динамичности (Кд) позволяет количественно оценить различные условия ударно-абразивного воздействия и отказаться от широко используемой качественной оценки, отличающейся большой неопределенностью, а также выбирать наиболее эффективные наплавочные материалы для конкретных условий эксплуатации.

6. С целью управления структурой и стабильностью аустенита в наплавленном металле может быть использована термическая и химико-термическая обработки.

Перечень ссылок

1. Лякишев Н.П. Новые направления в технологии получения материалов с заданными свойствами / Н.П. Лякишее // Металлы - 1992. - № 2. - С. 5-8.

2. Богачев И.Н. Повышение кавитационной стойкости деталей машин / И.Н. Богачев, Р.И. Минц. - М.: Машиностроение, 1964. - 143 с.

3. Богачев И.Н. Кавитационные разрушения и кавитационностойкие сплавы / И.Н. Богачев, Р.И. Минц. - М.: Металлургия, 1972. - 179 с.

4. Разиков М.И. Сварка и наплавка кавитационной стали марки 3 ОХ ЮГ 10 / М. И. Разиков, С.Л. Мельниченко, В.П. Ильин. - М: НИИМАШ, 1964. - 35 с.

5. Износостойкость дисперсионно-твердеющих сталей с нестабильным аустенитом / Л.С. Малинов, В.И. Коноп-Ляшко, В.Д. Панин и др. II Тез докл. II Всесоюзн. научн.-техн. конф. (июль, 1977) Прогрессивные методы сварки в тяжелом машиностроении и наплавки в черной металлургии. / Ждановский металлургический ин-т. - Жданов, 1977. - С. 22-24.

6. Малинов Л.С. Марганецсодержащие наплавочные материалы /Л.С. Малинов, В.Л. Малинов // Автоматическая сварка. - 2001. - № 8. - С. 30-32.

7. Патент UA 23408А Украша, MKI С 22 С 38/38. Склад дроту для зносостшко! наплавки / Л.С. Малтов, В.М. Полещук , ДО. Деркач и др.: - № 96072795; Заявл. 12.07.96; Опубл. 02.05.98, Бюл. №2.

8. Новый наплавочный материал системы C-Fe-Mn-V для повышения долговечности ходовых колес мостовых кранов / Л.С. Малинов, Е.Я. Харланова, A.A. Колечко и др. // Сварочное производство. - 1988. - № 9. - С. 18-20.

9. Порошковая проволока ПП-35ЖН для износостойкой наплавки валков пилигримовых станов /Л.С. Малинов, A.B. Ковалъчук, А.И. Олдаковский и др. // Тез докл. II Всесоюзн. научн.-техн. конф. (июль, 1977) Прогрессивные методы сварки в тяжелом машиностроении и наплавки в черной металлургии. / Ждановский металлургический ин-т. - Жданов, 1977. -С. 17-18.

10. Высокомарганцовистая сталь для электрошлаковой наплавки / В.П.. Пономаренко, А.Я. Шварцер, В.Н. Малъко и др. // Металловедение и термическая обработка металлов. -1982. -№ 10.-С. 57-60.

11. Разиков Н.И. О выборе наплавочного материала, стойкого при кавитационно-ударном нагружении / Н.И. Разиков, Б.А. Кулешенко // Сварочное производство. - 1967. - № 7. - С. 10-12.

12. Петров И.В. Исследование износостойкости наплавочных материалов при абразивном износе и динамических нагрузка / И.В. Петров: Дис. ...канд. техн. наук. - Москва, 1965. -152 с.

13. Малинов В.Л. Разработка экономнолегированных наплавочных материалов для повышения износостойкости деталей, работающих в условиях ударно-абразивного изнашивания / B.JI Малинов: - Дис. ...канд. техн. наук. - Мариуполь, 2000. - 135 с.

14. Патент UA 63462 А Украша, С 21 Д 1/2. Cnoci6 змщнення / Л.С. Малтов, В.Л. Малтов № 2343704; Заявл. 22.04.2003; Опубл. 15.01.2004, Бюл. № 1.

Статья поступила 18.04.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.