IV ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ,
международная конференция «россия и мир: вызовы интеграции»
Намечая контуры нового мира_
Гайдаровский форум прошел 16-19 января 2013 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Это уже четвертая масштабная встреча ведущих финансистов и экономистов, представляющих самые разные страны.
Все конференции, круглые столы, семинары форума носили общее название «Россия и мир: вызовы интеграции» и были посвящены стратегии России в ВТО, проблемам государственного контроля, экономического роста, вызовам валютной и налоговой политики, финансовым инструментам. «Естественно, будут вопросы международной конкурентоспособности вообще и конкурентоспособности России в частности», - сказал ректор РАНХиГС Владимир Мау на пресс-конференции в РИА «Новости» накануне открытия мероприятия.
Одна из задач, которую намеревались решить организаторы, - сформировать экспертное мнение и предоставить власти свое видение дальнейшего развития, а особенность форума, как и всегда, заключалась в его ориентированности на практические проблемы, стоящие перед страной.
За время своего существования Гайдаровский форум органично вписался в ряд наиболее авторитетных мировых дискуссионных площадок.
В. Мау в своем вступительном слове остановился на проблемах, стоящих перед экономическим сообщес-
твом в связи с последствиями кризиса 2008 г., который по своим масштабам оказался сравним с великими кризисами XX столетия - 30-х и 70-х гг. Потрясения в экономике оказались столь велики, что сегодня прежде всего интересует вопрос, как выстроить работу так, чтобы избежать повторения событий такого уровня. Понимая закономерности экономического развития, честный профессионал ответит, что застраховаться от кризисов можно только ограничив рост. В этом и состоит феномен роста, и инновационный путь развития возможен только через кризис. Выйти из кризиса, предотвратив новый, невозможно. Можно лишь хорошо подготовиться к наступлению следующего, который произойдет лет через 40-50.
Структурные кризисы рождают новые конфигурации мировых валют, приводят к масштабным геополитическим изменениям, формированию новых экономических доктрин, трансформации роли государства. Поэтому все участники форума находятся в интеллектуальном поиске посткризисного развития.
Сегодня становится очевидным, что основное регулирование должно быть не национальным, а наднациональным. Отсюда и тема форума этого года, посвященная интеграции. «Основной вызов, который стоит перед «двадцаткой» и «восьмеркой» - как, сохраняя национальное государство, обеспечить глобальное макроэкономическое регулирование», - подчеркнул ректор РАНХиГС.
Главным событием конференции нынешнего года стало участие в пленарном заседании Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева.
Поблагодарив за приглашение принять участие в форуме, Д.А. Медведев напомнил в своей речи, что кардинальные изменения, произошедшие в нашей стране за последние 20 лет и позволившие людям строить жизнь по собственному усмотрению, заниматься бизнесом, иметь частную собственность, ездить отдыхать, учиться и стажироваться за границу, стали возможными во многом благодаря команде Егора Гайдара, который в решающий момент не побоялся взять на себя ответственность и заложил основу перемен.
Эпохи сломов и глобальных изменений никогда не бывают простыми. Это особенно отчетливо видно сегодня. Мировое сообщество до сих пор не может преодолеть кризис 2008 г., который экономисты называют системным. Последствиями последнего сравнимого по масштабам кризиса - 1970-х гг. - стали большая политическая и экономическая либерализация, появление двух резервных валют и ускорение глобализации - ключевого фактора развития современного мира.
«Очевидно, что сегодня взаимозависимость экономических процессов в разных странах делает кризисные явления не более легкими, а более тяжелыми, -подчеркнул Председатель Правительства, - ...по сути, сегодня формируется новая экономическая модель, которая будет носить скорее всего наднациональный характер.
Предстоящие годы потребуют от ведущих стран ответственности и нетривиальности принимаемых решений. В этом году Россия будет председательствовать в «двадцатке», и главное, что мы должны сделать - восстановить доверие на глобальных рынках, развивать новые международные финансовые центры, снимать барьеры для инвестиций, повышать прозрачность и эффективность регулирования».
Основная цель правительства - переход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не ниже 5%. Как и прежде, стране необходимы технологическая, социальная и политическая модернизации. Правительство сосредоточит свою деятельность на семи основных направлениях: обеспечение макроэкономической стабильности, что означает проведение жесткой, долгосрочной, предсказуемой бюджетной политики и снижение инфляции, повышение эффективности государственных расходов; форсированное развитие инфраструктуры в ключевых сферах; совершенствование рынка труда; улучшение делового климата; создание конкурентных преимуществ в развитии человеческого капитала; сбалансированное региональное развитие; усиление международных позиций российской экономики.
Может быть, не все удается сделать так быстро, как хотелось бы, но работа ведется, и в последнее время она приобрела устойчивую динамику. Впервые за восемь последних лет Россия улучшила свои показатели в международных рейтингах, в том числе в рейтинге Всемирного банка.
«Открытая работа, активный повседневный диалог с гражданским обществом, с экспертами - один из принципов того правительства, которое я имею честь возглавлять, - отметил Д.А. Медведев. - Перед Россией стоят очень амбициозные цели и их достижение - единственный шаг в правильном направлении и шанс повысить уровень жизни в России», - убежден Председатель Правительства.
Закрытая экономика неизбежно приводит к застою. И во время экономического процветания, и в период глобального кризиса конкуренция является главным фактором обновления и самым эффективным лекарством от застоя. Современный экономический рост немыслим в пределах национальных границ. Не менее важны и вопросы интеграции, причем по разным направлениям. Поэтому постановка вопроса о выборе направления развития на запад, на восток, на север или юг носит надуманный и политизированный характер, нам нужны гармонизация усилий по всем направлениям и новые модели интеграции.
Обсуждая возможную конфигурацию посткризисного мироустройства, специалисты видят несколько возможностей и используют самые разные термины. Для нас же предпочтительным стало бы единое экономическое и гуманитарное пространство от Атлантического до Тихого океана. «И это будет наиболее адекватным ответом глобальным вызовам», - подвел итог Д.А. Медведев.
В пленарном заседании также приняли участие Роберт Манделл, лауреат Нобелевской премии по экономике, Отавиано Кануто, вице-президент Всемирного банка, Эско Ахо, консультативный партнер NOKIA Corporation, Нил Фергюсон, профессор Гарвардского университета и Лоренс Котликофф, профессор экономики Бостонского университета.
Тема взаимосвязей и взаимозависимости современной экономики была раскрыта в ходе панельной дискуссии «Новая конфигурация мировой финансовой системы», которую вел председатель Попечительского совета Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Алексей Кудрин. Он отметил подключение России к международным конвенциям и к мировым трендам нейтрализации барьеров. В частности, упомянул отмену ограничения на движение капитала и более упрощенный визовый режим, что приводит к либерализации финансовой сферы и рынка труда.
Министр финансов РФ Антон Силуанов в своем выступлении назвал вопрос финансового регулирования - не только в одной стране, а шире - глобального финансового регулирования - задачей, стоящей перед сегодняшними финансистами. Среди уроков кризиса - осознание, что государствам нельзя жить в долг, необходимо иметь запас прочности. Без сокращения долговых обязательств государства экономический рост невозможен. Безответственная финансовая политика в одной стране может распространиться на всю мировую финансовую систему, поэтому вопросы мониторинга и предсказуемости действий - не менее очевидный вывод.
Алексей Улюкаев, первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России) отметил, что в современной жизни дефицитом стали не товар или услуга, а знания. Поэтому ощутимый запрос на экспертную оценку сегодняшнего экономического положения очень ценен. Сегодня Россия демонстрирует неплохие базовые показатели финансового рынка, растут фондовые индексы, улучшаются настроения инвесторов, наблюдается баланс на внутреннем валютном рынке. Первый зампред Банка России обратил внимание на то, что зачастую «проблемы, которые кажутся макроэкономическими или фискальными, по сути своей являются проблемами структурными и институциональными». Говоря о координации глобальной макроэкономической политики, А. Улюкаев выразил обеспокоенность готовностью международных финансовых институтов менять приоритеты, оценки и правила в зависимости от текущей конъюнктуры. Нашей стране следует с осторожностью относиться к таким рекомендациям. Совместная деятельность национальных макрорегуляторов, когда речь идет о центральных банках, позволяет принимать решения в области глобального макрорегулирования. Наоборот, в области фискальной политики и в области управления долгом наблюдается серьезный дисбаланс. А. Улюкаев не отрицает даже возможности начала так называемых «валютных войн».
В дискуссии приняли участие Джек Голдстоун, профессор Университета Джорджа Мейсона (Вашингтон), Ханс Тиммер, директор Департамента экономического прогнозирования Всемирного банка и Симеон Дянков, заместитель премьер-министра, министр финансов Болгарии.
Не менее оживленное обсуждение состоялось и на круглом столе «Ответы G20 на глобальные вызовы», участие в котором приняли Ксения Юдаева, начальник Экспертного управления Президента РФ, шерпа Российской Федерации в «Группе двадцати», Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Габриэла Рамос, руководитель аппарата ОЭСР, шерпа ОЭСР, Сергей Сторчак, заместитель министра финансов РФ, Аасим Хусейн, заместитель директора Европейского департамента МВФ, Сергей Швецов, заместитель председателя Банка России, Джефф Чельски, ведущий экономист и координатор группы международных партнерств и политики Всемирного банка и другие.
В рамках панельной дискуссии «Международная валютная система» Петр Авен, председатель Совета директоров банковской группы «Альфа-банк», Роберт Манделл, лауреат Нобелевской премии по экономике, Александр Волошин, руководитель рабочей группы по созданию Международного финансового центра, Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ сошлись во мнении, что основные валютные единицы сохранят свои позиции на мировой арене. И только в случае финансового кризиса одного из валютных инструментов возможно появление новой денежной единицы. Попытки же создания единой глобальной валюты не имеют шансов на успех, пока все участники рынка не будут в этом нуждаться. Объяснением служат различные инвестиционные потребности экономических институтов тех или иных стран, основанные на нуждах внутреннего рынка.
Среди основных тем дискуссий на форуме - вызовы глобальной конкуренции, представление доклада Всемирного банка Doing Business in Russia, проблемы и перспективы, открывающиеся перед Россией в связи с вступлением в ВТО, перспективы налоговой гармонизации в таможенном союзе, значение экономической истории для экономической политики, конкуренция за человека, экономика образования, экономика культуры, вопросы эффективного здравоохранения. Участниками панельных дискуссий и «круглых столов» стали представители российского правительства, известные российские и зарубежные экономисты, деятели культуры.
Последний день форума был посвящен молодежи. В конференции «Россия и мир» приняли участие министр РФ Михаил Абызов и министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.
Главным итогом форума можно считать заключение экспертов о том, что нынешний год станет в мировой экономике годом выхода из кризиса. И России важно сохранить то устойчивое положение, которое она сегодня демонстрирует. Ресурсы России - человеческие, природные, финансовые - позволяют переориентировать экономику, создать благоприятные условия для развития.
Лидия КОРНИЛОВА
интеллект как регулятор рынка
Основные дискуссии Гайдаровского форума касались вопросов экономического развития и стабильности, что естественно для мероприятия, названного в честь видного отечественного экономиста. Тем интереснее выглядела панель «Государственный контроль: вопросы теории и практики», посвященная участию государства в рыночном хозяйствовании и контролю за расходованием средств. Модераторами обсуждения стали заместитель председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд и декан факультета МИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц.
Ключевые вопросы дискуссии сформулировал в своем выступлении В. Горегляд. Рассуждая об актуальности заявленной темы, заместитель председателя Счетной палаты отметил, что вопросы, поднимаемые Гайдаровским форумом, носят глобальный, макроэкономический характер. Поэтому неподготовленному слушателю тема встречи может показаться не столь значимой. Это в корне неверно.
Какова мера участия государства в экономике? Очевидно, что на разных этапах развития она существенно различается. Обычно под степенью присутствия государства понимают его объем, а не качество. В контрольных вопросах роль государства должна быть заметна участникам рынка, но не подавлять инициативу. Сегодня, когда стало ясно, что одной из причин кризиса 2008 г. стал недостаток государственного контроля, страны «двадцатки» настаивают на необходимости его усиления.
«В условиях либерализации экономики, когда мера участия государства должна не тормозить, а стимулировать развитие, государственный контроль - в первую очередь, финансовый - носит тонкий, можно сказать, интеллектуальный характер. Для такой работы нужны соответствующие специалисты, и требования к ним постоянно растут. Сегодняшний государственный контролер - не просто ревизор, а аналитик широкого профиля, способный до деталей погрузиться в ту сферу экономики, которой занимается», - отметил В. Горегляд.
При формировании правового поля деятельности государственного контроля надо опираться не только на достижения других стран, но и на детальный анализ собственных реалий. Достаточно вспомнить обширный отечественный опыт. В 1497 г. при Иване III впервые был издан сборник различных сводов по контролю. При Петре I одной из наиболее важных функций Сената был финансовый контроль, «особливо за ненужными расходами».
Возможности экстенсивного развития исчерпали себя, сегодня необходимо повышать эффективность экономики и государственного управления, чтобы не создавать дисбаланс между социальными обязательствами государства и доходами бюджета. По оценкам специалистов Счетной палаты, можно сэкономить до 30% бюджетных средств.
Результаты проверок Счетной палаты показывают, что основная причина финансовых потерь - неэффективное использование средств. Поэтому столь важным видится развитие стратегического аудита, который позволяет оценить ресурсообеспечение целевых программ в процессе их подготовки. К сожалению, неэффективность часто закладывается еще на этапе формирования программы.
Заместитель начальника Контрольного управления Администрации Президента РФ Валентин Ле-туновский попросил уточнить, следует ли Счетной палате подключаться к работе по формированию бюджета?
В. Горегляд отметил, что коллега затронул одну из наиболее дискуссионных проблем. С точки зрения достижения конечного эффекта, такое сотрудничество было бы, конечно, полезным. Но есть и возражения: подготовка бюджета - сфера деятельности исполнительной власти и не входит в компетенцию Счетной палаты. Этот вопрос пока не решен ни научно, ни законодательно. Специалистам ясна острая необходимость научно-методического сопровождения контрольной деятельности.
Одним из серьезных шагов в этом направлении станет создание в РАНХиГС кафедры теории и практики государственного контроля во главе с доктором экономических наук В.П. Гореглядом. Об этом объявил в ходе работы панельной дискуссии ректор Академии Владимир Мау. Счетной палатой и Академией проведена большая подготовительная работа, сформулированы первоочередные вопросы, поставлена задача подготовки современных кадров, разработаны программы обучения. Научное руководство кафедрой будет осуществлять председатель Счетной палаты России Сергей Степашин.
Станислав Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства Российской Федерации, сформулировал основной тренд мирового развития контрольной деятельности: запуск электронных систем финансового контроля. «Электронный бюджет» - так будет называться отечественная система - должен появиться к 2015 г. Между Казначейством и Счетной палатой уже существует электронное взаимодействие, что позволяет сделать сотрудничество значительно более оперативным и действенным.
Контрольная работа - инструмент, средство принуждения распорядителя работать в соответствии с правилами. А для этого нужно определенное законодательное поле. К сожалению, здесь есть вопиющие пробелы. Например, давно известно: существует 18 бюджетных нарушений. А ответственность предусмотрена лишь по трем! Сегодня поправки, позволяющие уравновесить нарушения и ответственность за них, уже приняты в первом чтении. Кроме того, центр тяжести ответственности будет перенесен со всего учреждения в целом лично на чиновников. Как одно из дальнейших усовершенствований законодательства, С. Прокофьев предложил ввести симметричные санкции и для самих контролирующих органов: совершена ошибка - надо отвечать.
И еще важный вопрос - налаживание внутреннего контроля. Сегодня лишь 46 из 113 органов исполнительной власти внедрили такой контроль. О его качестве и унификации речь пока вообще не идет.
Первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский настаивал на необходимости законодательной проработки всех нюансов контрольной деятельности. Есть ли, например, меры воздействия на руководство проштрафившегося банка? Ведь банк не сам банкротится, к этому приводят действия - ошибки или нарушения - менеджмента кредитной организации. А орган надзора имеет право только поставить вопрос о смене руководства перед советом директоров.
В. Летуновский поинтересовался у докладчика, не стоит ли в таком случае обнародовать тревожную информацию?
Алексей Симановский категорически не согласился с такой возможностью. Результаты контроля в банковской сфере во всем мире - информация конфиденциальная. Последствиями публичности могут стать «набег» на банк и - как результат - его гибель.
Директор НИИ системного анализа Счетной палаты РФ Юлия Крохина сосредоточилась на роли контрольных органов в борьбе с коррупцией, отметив, что контроль не позволяет формировать финансовую базу теневой экономики. Одна из основных проблем борьбы с коррупцией кроется в устоявшихся привычках всего общества. Следует честно признать, что многим значительно проще - и с точки зрения гарантии результата и с точки зрения наименьших затрат времени - «решать» вопросы с помощью «коробки конфет». Оправдание бытовой коррупции влечет за собой безбедное существование коррупции большой, наносящей прямой урон экономике государства.
Виктор Двуреченских, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы, отметил огромные объемы работы, выполняемые контрольными органами, и высокую степень ответственности специалистов. Сегодня заканчивается эпоха белых пятен в работе внешнего государственного финансового контроля, нормативная правовая база, регулирующая деятельность контрольных органов, сформирована и должна оказать реальную помощь в практике контролеров.
Партнер компании PriceWaterhouseCoopers Russia Кирилл Никитин известен среди коллег позицией, обозначающей, что граждане должны интересоваться, куда идут их налоги. К сожалению, в России такой интерес проявляют пока немногие. А ведь общественная заинтересованность - один из важных компонентов контроля за расходованием средств. К. Никитин предложил порассуждать о том, как налоговые инструменты могут повлиять на качество контрольной среды. Обществу пора ставить вопрос об институциональной модификации государственного контроля, которая позволит изменить его качество. Необходимым условием такого сценария становится логическая увязка двух
половинок сознания соотечественников, в котором первая половина, сильно развитая, отвечает за потребление госуслуг, а вторая - пока атрофированная - осознает, что все оказываемые государством услуги оплачены из кармана граждан в виде налогов. В качестве возможных практических шагов, позволяющих выстроить эти увязки, можно рассмотреть точечные изменения налогового законодательства. Таких механизмов множество. Например, гражданин, взявший на себя оплату высшего образования своих детей, очевидно, имеет право на некое послабление налогового бремени.
Взявший слово В. Летуновский просил обратить внимание, что любое предложение, в том числе о точечных изменениях в законодательстве, должно соотноситься с моделью управления экономикой. В противном случае получится, что мы «точечно» меняем двигатель в мерседесе на агрегат от роллс-ройса. Зачем и каков будет результат?
Заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Наталья Доронина отметила, что при совершенствовании контрольно-надзорных функций прежде всего надо исходить из создания конкурентной среды. Глобализация международных связей привела к установлению стандартов
должного поведения, которые содержатся во многих международных документах и направлены на достижение экономических целей. Это касается и органов государственной власти, и частного бизнеса.
Председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров напомнил об известной всем ситуации, как ржавчина, разъедающей не только понятие финансовой дисциплины, но и все государство. Речь идет о выделении средств на решение какой-либо задачи в конце года. Всем заведомо понятно, что многие серьезные подрядные работы физически невозможно осуществить за оставшиеся до конца года, скажем, две недели, даже месяц. Результатом становится липовая отчетность. Изменения в законодательстве назрели. Кроме того, необходимо продумать не только ответственность за нарушения, но и стимулы за соблюдение установленных правил. Так, стимулы тратить правильно у нас есть, а вот тратить меньше - нет.
Завершая детальное обсуждение вопросов государственного контроля, декан МИГСУ Игорь Бар-циц выразил надежду на плодотворное сотрудничество научных и образовательных центров страны и органов государственного контроля в обеспечении устойчивого развития государства.
региональная конвергенция и экономическим рост:
перспективы в россии
На круглом столе «Региональная конвергенция и экономический рост в России» эксперты поднимали вопросы экономического развития регионов и предлагали механизмы ускорения регионального развития и региональной конвергенции. По словам экспертов, основные проблемы, с которыми сейчас сталкивается Россия, это территориальная разрозненность регионов, ресурсозависимая экономика и отстающее производство. Главными направлениями совершенствования региональной конвергенции были названы: совершенствование производств и их диверсификация, создание благоприятных условий для инвестирования в регионы, переход от добывающей экономики, а так же создание благоприятных условий для движения человеческого капитала. Первым выступил Антонио Спилимбер-го, глава миссий МВФ в РФ. Он подчеркнул, что «регионы разнятся по уровню жизни в первую очередь из-за различий в природных ресурсах», призвал модернизировать производственные мощности, а также предположил, что именно диверсификация производства способна улучшить общий экономический климат в стране. Бруно Бальва-нера, руководитель по региональному развитию в России Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), назвал российский рынок одним из самых перспективных и наиболее быстро рас-
тущих. Российским регионам необходимо понять, что инвестиции идут не туда, где есть ресурсы или энергетика, а туда, где есть желание создавать площадки для инвестирования - отметил докладчик. Рольф Альтер, директор по вопросам государственного управления и территориального развития ОЭСР, обратил внимание на важность экономического и территориального преобразования для достижения региональной конвергенции. Стремление улучшить инвестиционный климат в регионе - один из ключевых механизмов региональной экономической конвергенции. По словам Натальи Зубаревич, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, «Россия имеет многолетний опыт в выравнивании регионов, и этот процесс требует разных стратегий развития, которые будут учитывать региональную специфику». Докладчик обозначил основные направления государственной политики, назвав нынешний механизм управления «полуавторитарным», при этом обозначив его наиболее эффективным в нынешнее время. Ирина Стародубровская, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие», убеждена, что самоцелью не должна быть конвергенция как таковая. Необходимо улучшать общее экономическое положение России, вследствие чего и произойдет постепенная региональная конвергенция.
smart-россия: от
О приоритете развития интеллектуального капитала, IT-технологий и IT-индустрии, способных, по мнению участников круглого стола, стать локомотивом экономики, говорилось на секции «Проектируем smart-Россию: философия, методология, технологии».
Модератором заседания выступил председатель экспертного совета по вопросам электронного обучения и информационным технологиям в образовании при Комитете Государственной думы по образованию Владимир Тихомиров. Он обозначил основную идею нового общества как «генерацию новых идей, знаний и интеллектуального капитала людьми, которые специально подготовлены для того, чтобы осуществлять и поддерживать эти процессы».
Участники дискуссии, среди которых: депутат Государственной думы Олег Смолин, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Наталья Тихомирова, профессор Гарвардского университета Тимоти Кол-тон, президент-ректор Международной академии бизнеса и новых технологий Валерий Иванов, управляющий директор Monitor Group, член Экспертного
идеи - к проектам
совета при Правительстве РФ Александр Толкачев, генеральный директор Центра e-Learning, основатель сообщества e-Learning PRO Елена Тихомирова, генеральный директор компании «Виртуальные технологии в образовании» Валентин Гаркуша, генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян и другие специалисты, обсудили вопросы построения системы smart-образования в России, развитие e-learning индустрии, цели, функции и перспективы развития smart-экономики.
На примере Ярославской области и Республики Башкортостан были продемонстрированы возможности повышения качества управления с развитием инфраструктуры smart-общества. Так, в Ярославле проектируются элементы smart-региона, а в Республике Башкортостан функционируют интеллектуальная система городского освещения, система спутниковой навигации ГЛОНАСС, smart-система в экологии.
Участники круглого стола неоднократно выражали мысль о необходимости развития дистанционного образования в России как основы формирования e-learning индустрии и smart-общества.
лидерство в период постоянных и стремительных изменений
Ицхак Адизес - известный эксперт в области повышения эффективности ведения бизнеса и правительственной деятельности, автор теории жизненных циклов компании, директор Института своего имени (Adizes® Academy of Management), почетный доктор РАНХиГС - представил аудитории яркий мастер-класс по управлению организацией. Те, кто читал его книгу «Идеальный руководитель», содержащую не только оригинальную типологию функций менеджмента, но и калейдоскоп фактов, событий и ситуаций, узнали его индивидуальный стиль супер-консультанта, которому обязаны своим успехом такие корпорации как «Кока-кола», «Банк Америки», «Volvo», «Visa Group» и многие другие, имеющие объемы продаж от $2 млн. до $2 млрд. Доктор Адизес читает лекции в более чем 40 странах, а его книга «Корпоративные процессы: как организации растут и умирают и что с этим делать?» считается классическим пособием в теории управления.
Его выступление в РАНХиГС также было проиллюстрировано множеством примеров, взятых из практики управления и взаимодействия в любой по составу группе, начиная от государства в целом до отдельно взятой семьи. По словам мастера, взаимодействие материальных ресурсов и культуры (которая восполняет их недостаток) в сочетании с эффективным менеджментом образуют надежную платформу для успешного развития и функционирования организаций всех уровней. Главное при этом - доверие и уважение к партнерам в команде или к гражданам, если речь идет о государстве. Это подтверждается успешным развитием такой малоресурсной страны как, например, Швейцария.
Неразумно искать беспроблемный путь развития, потому что любое изменение или движение рождает проблему. Но саму проблему следует воспринимать как возможность, а ее решение - как реализацию этой возможности. Не стоит забывать, что любое решение рано или поздно создает следующую проблему и так происходит постоянно. Рассуждая о демократичности управления в команде, Адизес обратил внимание на то, что диктатура здесь даже необходима, а форма принятия решений зависит от самого руководителя. Что касается конфликтов внутри команды, то мастерство их эффективного преодоления заключается в объединении внутренних противоречий на основе общих целей и взаимодополнения противоположностей.
Материалы с заседаний круглых столов подготовили Александр Молостов, Юлия Климентова, Алексей Миронов.
Фото - http://gaidarforum.ru/ru/