Научная статья на тему '«Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить…»'

«Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить…» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОБОР / НОВОИЗБРАННЫЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ / ЗАДАЧИ / СЛУЖЕНИЕ / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / COUNCIL / NEWLY ELECTED PATRIARCH CYRIL / TARGETS / SERVICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Ольга Юрьевна

Статья посвящена Поместному собору Русской Православной Церкви, избравшему своего семнадцатого Предстоятеля. В приложении приводится обращение к соборянам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое можно считать программной речью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Васильева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Many and uneasy deeds are in store for us to commit

The article is devoted to the Local Council of the Russian Orthodox Church that elected its 17-th Primate. In the appendix you may find the address of the Holy Patriarch of Moscow and of the whole Russia Cyril to the members of the Council, which is in fact a policy speech.

Текст научной работы на тему ««Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить…»»

«НАМ ПРЕДСТОИТ МНОГИЕ И НЕЛЕГКИЕ ТРУДЫ

СОВЕРШИТЬ...»1

1 февраля 2009 г. в храме Христа Спасителя была совершена интронизация шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранного на Патриарший Престол Поместным Собором Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. Этому событию предшествовал Архиерейский Собор, тайным голосованием избравший кандидатов на Патриарший Престол, которыми стали Преосвященные митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Кроме выдвижения кандидатов Архиерейский Собор утвердил Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви, одобрил программу, повестку и процедуру избрания Святейшего Патриарха, которая выносилась на соборное утверждение. Рабочим заседаниям Поместного Собора предшествовал молебен перед чтимым списком Феодоровской иконы Божией Матери, совершенный Местоблюстителем Патриаршего Престола* митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Местоблюститель огласил Грамоту Архиерейского Собора о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви и объявил Собор открытым. Президиум, Секретариат, членов Счетной, Мандатной и Редакционной комиссий, предложенных Архиерейским Собором,

Поместный Собор утвердил в начале заседания.

После оглашения приветствий, поступивших в адрес Собора от Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Президента Республики Молдовы В.Н. Воронина, соборяне услышали доклад Местоблюстителя о жизни Церкви в годы первосветительского служения почившего Патриарха Алексия II. Для того чтобы представить себе количественное изменение, Местоблюститель сравнил статистику 1988-го и конца 2008 г. Так, в 1988 г. в Русской Православной Церкви было 76 епархий и 74 архиерея, 6893 прихода, 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии. Спустя 20 лет в Русской Православной Церкви насчитывалось 157 епархий, 203 архиерея (из них 149 правящих и 54 викарных), 29263 прихода; общее количество духовенства составило 30670 человек, из них священников - 27216, диаконов - 3454.

Особенно показательна Москва: за два десятилетия количество храмов в столице увеличилось в 22 раза (было 40 - стало 872). До 1990 г. был один монастырь, сейчас - 8. В городе, где раньше не было ни одного духовного заведения, действуют 3 семинарии и 2 православных университета.

Число монастырей в Церкви увеличилось в 36 раз - сейчас их 804 (из них в России мужских -234, женских - 244; в странах СНГ и Балтии -

1 Из Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации. Полную версию см. здесь -Приложение.

* В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви Священный Синод возложил на Митрополита это служение 6 декабря 2008 г.

142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья - 3 мужских и 3 женских; 16 мужских и 9 женских обителей находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей).

Большое внимание в докладе было уделено канонизации новомучеников. На протяжении двух минувших десятилетий было канонизировано более 1700 святых. Произошло обретение мощей прп. Серафима Саровского, свт. и исп. Луки, архиеп. Симферопольского и Крымского, прпп. Оптин-ских старцев, свт. Феофана Затворника. На свое историческое место была возвращена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы и т.д.

Значимым для Московского Патриархата стал институт самоуправляемых Церквей. С распадом Советского Союза возникла новая политическая реальность, в которой Русская Православная Церковь была призвана не только к усердному миротворческому деланию, но и к рассмотрению вопросов о том, какие изменения в каноническом церковном устройстве, в системе церковной администрации позволяют наиболее успешно осуществлять пастырское служение. Особенно острая ситуация сложилась на Украине, что связано в первую очередь с расколом, «возникшим вследствие внесения политической стихии в церковную жизнь». Ответом Церкви стало создание института Самоуправляемых Церквей - Украинской, Молдавской, Латвийской, Эстонской - в лоне единого Московского Патриархата. Каждая из них получила внутреннюю самостоятельность в осуществлении своего служения, в решении церков-но-административных вопросов. При этом учитывались особенности, связанные с положением в той или иной стране, а «также размеры и внутренний потенциал Самоуправляемой Церкви». Вместе с тем «было сохранено соборное единство нашего общего Патриархата и самой Святой Руси - нашей общей цивилизации и духовной культуры, нашего

общего исторического выбора, восходящего к святому равноапостольному князю Владимиру».

Митрополит Кирилл отметил еще одно величайшее событие - восстановление канонического общения с Русской Зарубежной Православной Церковью: 17 мая 2007 г. стало днем торжества Православия, днем врачевания ран, нанесенных народу и Церкви трагическими событиями минувшего столетия.

Местоблюститель затронул все важнейшие стороны церковной жизни: миссионерское служение, реформирование духовного образования, расширение социальной и хозяйственной деятельности Церкви.

Отдельный раздел - «Взаимоотношения с государством и обществом». Он не только представил ретроспективу отношений прошедших десятилетий, но и указал на их вероучитель-ную основу - Социальную концепцию Русской Православной Церкви и ее учение «О достоинстве, свободе и правах человека». Было также отмечено, что в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви постепенно создается правовая база, позволяющая выстраивать конструктивное сотрудничество Церкви и государства. Высокий уровень церковно-государственных отношений достигнут в Литве, где Церкви передано 95% храмовых зданий, а в школах преподаются учебные предметы, знакомящие с Православием.

В то же время в данной области остаются нерешенными многие вопросы. Так, в России до сих пор не удается поставить на прочную правовую основу практику преподавания в государственных школах такого предмета, как «Основы православной культуры», а также систематическую работу военного духовенства. Ждет окончательного урегулирования проблема возврата церковного имущества. Несмотря на многие усилия, в Эстонии продолжает оставаться открытым вопрос о церковной недвижи-

«Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить...»

мости. Многие трудности связаны с последствиями вмешательства светской власти во внутренние дела Церкви на Украине. Кроме того, нерешенной остается проблема получения Украинской Православной Церковью со всеми ее епархиями, монастырями и приходами статуса «юридического мира».

Церковь сегодня выступает за возрождение традиционных нравственных начал в политике государств, в которых живут духовно руководимые ею народы, за развитие сотрудничества между ними, а также с другими православными народами. Сегодня Церковь является защитницей богоданных норм морали и общепринятого человеческого поведения. «Мы напоминали и власть имущим и всему народу о том, что утверждение нравственных начал жизни ограждает общество от саморазрушения и задает творческую мотивацию для его совершенствования».

Прошедшие два десятилетия показали, что Русская Православная Церковь, ведомая Патриархом Алексием II, стала важнейшей миротворческой силой, уберегшей страну в 1991 — 1993 гг. от противостояния и вражды.

Единство Церкви, важность которого подчеркивал почивший Патриарх Алексий, всегда оставалось важнейшим приоритетом в сфере внешних церковных связей, но не все было просто в этих отношениях. В начале Патриаршества Алексия II имели место посягательства на канонические пределы Русской Православной Церкви. Так, в 1992 г. Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение об учреждении так называемой Бессарабской митрополии с кафедрой в Кишиневе, назначив на нее ранее запрещенного в служении епископа Русской Православной Церкви. В 2007 г. в составе этой митрополии были учреждены три «епархии», претендующие на земли по левому берегу Днестра, в том числе входящие в состав Украины. Создание параллельной митро-

полии не принесло положительных результатов ни церковным, ни светским политикам. Жизнь показала, что верующие и духовенство стремились и стремятся сохранить церковное единство.

Подобная параллельная юрисдикция была учреждена в 1996 г. Константинопольским Патриархом в Эстонии. Это привело здесь к расколу Православия, к временному прекращению канонического общения между Московским и Константинопольским Патриархатами, к обострению межправославных отношений, которые в полной мере не урегулированы и по сей день. Усилиями Святейшего Патриарха Алексия II, мудрой политикой эстонского епископата ситуацию в Эстонской Православной Церкви в целом удалось стабилизировать.

Раскол на Украине также поддерживался отдельными иерархами Константинопольского Патриархата, что входило в противоречие с официальной позицией Константинопольской Церкви о признании Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим митрополитом Владимиром, в качестве единственной канонической Церкви Украины.

И как это не раз было в истории, областью напряженных дискуссий с Константинопольским Патриархом по-прежнему остаются вопросы о понимании прав Поместных Церквей на осуществление попечения о своей пастве в церковной диаспоре.

Местоблюститель подчеркнул, что Русская Православная Церковь, не отступая от основ церковного канонического строя и отстаивая нормы православной соборности, всегда стремилась к терпеливому диалогу и поддержанию братских отношений.

Последний раздел доклада митрополита Кирилла был посвящен взаимоотношениям с инославными. Было отмечено, что период 80-90-х гг. ушедшего

столетия был связан с активным прозелитизмом. Докладчик подчеркнул: «В большинстве своем активным прозелитизмом занимались проповедники из всевозможных протестантских деноминаций, но мы с горечью увидели в рядах новоявленных "просветителей Руси" и представителей католического духовенства и монашеских орденов».

Говоря о сегодняшнем дне, Местоблюститель отметил, что тревожные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются христиане всего мира, «побуждают сохранять... диалог с наиболее здравомыслящими представителями инославия». Этот диалог направлен на то, чтобы объединить усилия против маргинализации религии, выступать в защиту права верующих строить жизнь в соответствии со своими убеждениями.

Особую важность в современном мире приобрела миротворческая позиция лидеров ведущих религиозных традиций. Это придает новое звучание межрелигиозному диалогу и сотрудничеству. В большинстве стран на постсоветском пространстве межрелигиозные отношения бесконфликтны и близки к оптимальным.

Религиозные лидеры едины в своей реакции на все важнейшие события.

Межрелигиозные структуры - Межрелигиозный совет России и Межрелигиозный совет СНГ - спо-

собствуют укреплению межнациональных отношений, снятию напряженности в местах конфликтов. «Так, в прекращение вооруженного армяно-азербайджанского конфликта, - указал Местоблюститель, - внесли свой вклад встречи христианских и мусульманских лидеров, проведенные при посредничестве Святейшего Патриарха Алексия».

В период патриаршества Алексия II Русская Православная Церковь придавала большое значение расширению контактов с международными организациями. Взаимодействие с ними дало возможность миру услышать авторитетный голос Русской Православной Церкви. В трагический период «хрущевских гонений» русское духовенство использовало международную трибуну для поддержки гонимой Церкви.

В заключительных словах доклада Митрополит Кирилл призвал соборян хранить братскую любовь, мир и единство: «Я как Местоблюститель Патриаршего Престола хотел бы выразить убежденность в том, что в наступающий период своей истории наша Церковь под водительством избранного Предстоятеля принесет Господу новый обильный плод». В докладе, как видим, прозвучали не только оценки пережитого и сделанного, но и те проблемы, которые предстоит решать вновь избранному Предстоятелю Русской Православной Церкви.

© Васильева О.Ю.

Приложение

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА2* после интронизации 1 февраля 2009 г. в соборном храме Христа Спасителя

Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и представители государств, православные народы которых пребывают в лоне Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во Христе братья и сестры!

Изволением Святого Духа и членов Поместного Собора Церкви нашей ныне был я, недостойный, возведен собратьями моими на престол Патриар-

хов Московских и всея Руси и из их рук получил знаки патриаршего достоинства. Ваши молитвы, ваши добрые лица напутствуют меня сегодня перед началом Патриаршего поприща, которое не может быть ни легким, ни беспрепятственным. Господь и Церковь возлагают на меня тяжкий крест, несение которого требует полной самоотдачи и полного посвящения себя тому служению, к которому ныне я был призван через троекратное посаждение на Патриарший престол. Неслучайно на плечи Патриарха возлагается великий параман - символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того,

2* Из материалов официального сайта Русской Православной Церкви.

Кто «смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).

Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно совершить в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам.

Посему, сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на горнее Патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред Престолом Божи-им моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским. Мой мысленный взор обращается также к Святейшим Предстоятелям Церкви нашей, особенно же к тем, кто нес это служение в новейшее время, начиная со святителя и исповедника Тихона и кончая приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II.

Патриарх - хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти свт. Марка Ефесского - дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха - не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1Кор. 11, 19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию Дома Божия. «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь» - эти слова св. Викентия Лерин-ского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни.

Патриарх - защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве «исторической Руси». Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих госу-

дарств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси.

Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научатся сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с ее заботами, радостями и скорбями.

Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности. Вера станет понятной и реально востребованной, несмотря на всю множественность и противоречивость существующих в обществе взглядов и убеждений, тогда, когда человек осознает и глубоко прочувствует несомненную правоту и силу того послания, которое Сам Бог передает людям через Свое Откровение. Не может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее слова Божия. И если эта очевидная истина не становится очевидной для многих людей, то означает сие только то, что красота и убедительность Божественного Слова помрачается тем, что сегодня мы называем «человеческим фактором».

Свидетельство Церкви миру предполагает не только проповедь с церковной кафедры, но и открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог, в котором обе стороны и говорят, и слушают. Через такой диалог истины веры становятся по меньшей мере понятными, ибо входят в творческое и живое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. Церковь же обогащает себя через такой диалог знанием того, что представляет из себя современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви.

Такой диалог способствует также большему взаимопониманию между людьми разных взглядов и убеждений, включая убеждения и религиозные, и содействует упрочению гражданского мира и согласия в наших обществах и государствах. В рамках доброжелательного диалога и сотрудничества

«Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить.»

на конституционной основе должны развиваться и церковно-государственные отношения, служа благу Церкви и государства, служа благу народа.

Предстоятель каждой Поместной Церкви призван вместе с собратьями из других Церквей заботиться о единстве Вселенского Православия. Благодаря за совместную молитву находящихся здесь Первои-ерархов и представителей Святых Православных Церквей, свидетельствую, что всегда буду открыт к диалогу с Церквами-Сестрами и к совместным усилиям, которые помогли бы нам укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий.

Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу. Мы должны идти навстречу молодым людям - как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество - все это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры.

Наш христианский долг - заботиться о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных - обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости.

Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить. И сейчас я вспоминаю священные заветы первого и пятнадцатого Патриархов. «Доброе дело - украшать и воздвигать церкви, - писал святитель Патриарх Иов, - но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь - Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая». Дай Бог, чтобы эти вдохновенные слова Святейшего Патриарха Алексия II стали пророческими.

Я сердечно благодарю всех собравшихся здесь за молитву. Надеюсь, что ваша молитвенная поддержка, как и ходатайство обо мне перед Богом всей Церкви, никогда не иссякнут. Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомыслен-ны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор. 13, 11). Аминь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.