Научная статья на тему 'Налоговый риск в системе налогообложения'

Налоговый риск в системе налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ РИСК / НАЛОГОВЫЙ РИСК НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / НАЛОГОВЫЙ РИСК ГОСУДАРСТВА / ФАКТОРЫ НАЛОГОВОГО РИСКА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАЛОГОВОГО РИСКА / КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ / TAX RISK / TAX RISK TO THE TAXPAYER LEGAL ENTITY / TAX RISK FACTORS AND CHALLENGES / TAX COUNTRY RISK / IDENTIFY TAX RISKS / CLASSIFYING RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекулаева Е.Н.

В статье рассматривается понятие налогового риска в системе налогообложения, определено значение категории риска для налогоплательщиков юридических лиц и государства. Отражены факторы и классификация налогового риска, а также выбрана информация, обеспечивающая эффективность расчетов по обязательствам налогоплательщика перед бюджетом и принятию своевременных решений по снижению налоговых рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax risk the tax system

The article discusses the concept of tax risk the tax system, is defined categories of risk to taxpayers legal entities and the state. Reflected factors and classification of tax risk, as well as selected information providing efficiency calculations for the obligations of the taxpayer before budget and timely solutions to reduce tax risks.

Текст научной работы на тему «Налоговый риск в системе налогообложения»

New university

Economics & Law 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

УДК 005.334:336. 21

Е.Н. Чекулаева* *

НАЛОГОВЫЙ РИСК В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В статье рассматривается понятие налогового риска в системе налогообложения, определено значение категории риска для налогоплательщиков -юридических лиц и государства. Отражены факторы и классификация налогового риска, а также выбрана информация, обеспечивающая эффективность расчетов по обязательствам налогоплательщика перед бюджетом и принятию своевременных решений по снижению налоговых рисков.

Ключевые слова: налоговый риск, налоговый риск налогоплательщика -юридического лица, налоговый риск государства, факторы налогового риска, идентификация налогового риска, классификация рисков.

Целью исследования является значение налоговых рисков для налогоплательщиков и принятие своевременных решений по их снижению.

Понятие "налоговый риск" широко освещается в научной литературе, однако, среди подходов авторов нет единства.

Гончаренко Л.И., анализируя проблемы налогообложения, указывает на то, что налоговые риски - это неопределенность относительно достижения целей хозяйствующего субъекта в результате воздействия факторов, связанных с процессом налогообложения, которая может проявиться в виде финансовых (и иных) потерь или в возможности получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений.

Дятлов С.Г. употребляет термин "налоговый риск" как опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Щекин Д.М. дает следующее определение налогового риска: налоговый риск - это возможное наступление неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщика в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления. Данное определение подразумевает существование налогового риска не только для налогоплательщиков - юридических лиц, но и для других участников налоговых правоотношений.

© Чекулаева Е.Н., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.3

* Чекулаева Елена Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет.

25

Новый университет

Экономика и право 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

По-своему трактуют понятие налоговых рисков налоговые и таможенные органы. В их понимании налоговые риски - это вероятность несоблюдения налогоплательщиком налогового и таможенного законодательства. Установленная этими органами система управления налоговыми рисками используется при планировании контрольных мероприятий и выборе налоговых проверок [4, с.103].

Вышеизложенное позволяет нам дать определение налоговых рисков с позиции налогоплательщика - юридического лица налоговый риск - это возможный ущерб налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления.

С позиции налогового органа налоговый риск - это возможное неисполнение возложенных законом и налоговый политикой государства задач по обеспечению доходной части бюджета администрируемыми на подведомственной территории налогами и сборами.

Рассмотренные в статье подходы современных ученых О.В.Гордеевой, И.А.Майбурова,

С.Г. Пепеляева, А.Е.Шевелева и других к раскрытию содержания и выделению видов риска использованы для систематизации налоговых рисков в единую классификацию [5, с. 48]

Таблица 1

Основные подходы к классификации налоговых рисков

Критерии классификации Классификационные виды налоговых рисков

1. По субъектам, несущим налоговые риски - риски налогоплательщиков; - риски государства.

2. По источникам возникновения - риски, зависящие от налоговой политики государства; - риски, обусловленные финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков; - политические; - экономические; - социальные; - технические; - организационные.

3. По факторам возникновения - внутренние и внешние; - систематические и несистематические; - предсказуемые и непредсказуемые.

4. По величине возможных потерь - допустимые; - критические; - катастрофические.

5. По виду наступающих последствий - риски налогового контроля; - риски увеличения налогового бремени; - риски уголовного преследования.

6. По источникам возникновения неопределенности в условиях которой осуществляется деятельность налогоплательщиков - информационные риски; - риски процесса; - риски окружения; - репутационные риски.

7. По времени действия - временные (текущие); - постоянные.

8. По важности результата - основные; - второстепенные.

9. По отношению к налоговому законодательству и связанными с ним штрафными санкциями - спекулятивный налоговый риск; - чистый налоговый риск.

10. По отношению к налогоплательщику - юридическому лицу - риск неплатежеспособности (несвоевременное выполнение налоговых обязательств; - риск упущенной выгоды (финансовые потери от уплаты штрафов и пени по налоговым платежам).

26

New university

Economics & Law 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

Налоговый риск включает в себя:

- вероятность дополнительных выплат в бюджет в результате незапланированного повышения налоговых ставок;

- вероятность потерь в результате принятия налоговыми инспекторами решений, снижающих налоговые преимущества предпринимательской организации, т.е. решений о досрочной отмене предоставленных налоговых льгот;

- значительный рост задолженности перед бюджетом, который влечет за собой не только штрафные санкции, но и возможность остановки налоговыми органами всей деятельности предпринимательской фирмы, ареста ее счетов, изъятия документации, связанной с хозяйственной деятельностью фирмы, и др. Все это в конечном счете может привести к закрытию предпринимательской организации;

- вероятность возникновения потерь в результате допущенных налоговых ошибок по вине работников бухгалтерии организации.

Предметом исследования выступает комплекс теоретических и методологических проблем, связанных с влиянием налоговых рисков в системе современного налогообложения.

В качестве объекта исследования выбрана информация, обеспечивающая эффективность расчетов по обязательствам налогоплательщика перед бюджетом и принятию своевременных решений по снижению налоговых рисков.

Налоговые риски для государства имеют особое значение. Налоги, являясь одним из атрибутов государства, не только обеспечивают формирование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения ими собственных функций, но также выполняют перераспределение национального дохода, регулирование и стимулирование экономики.

Налоговые риски как государства, так и налогоплательщиков определяются в основном одними и теми же факторами, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы для юридических лиц - это их собственная деятельность по налоговому планированию, для государства - проводимая ими налоговая политика. Внешние факторы для налогоплательщиков - юридических лиц - это изменения условий налогообложения, для государства - формирование и функционирование международных оффшорных зон. Одновременно и равнонаправленно для них действует еще один внешний фактор - мировая конъюнктура цен на экспортируемую продукцию.

Рассмотрение понятия «налоговый риск» позволяет прийти к выводу, что оно определяет качественно обособленное явление в сфере налогообложения. Причинами, порождающими налоговые риски, могут быть как действия налогоплательщика, так и действия государства. При этом налоговые риски обусловливаются неопределенностью налогового законодательства и правоприменительной практики и могут служить существенным фактором в характеристике налоговой системы.

Налоговый риск несет увеличение налоговой нагрузки и применение различных налоговых санкций к организации и руководству. Так на примере Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Йошкар-Оле (ИФНС) за 2013 год налоговыми органами направлено юридическим лицам 39689 требований на сумму 1099,8 млн. руб. От должников юридических лиц после получения требований налоговых органов поступило 486,98 млн. рублей или 46% от суммы направленных требований (за 2012 год - 640,4 млн. рублей или 47 % от суммы направленных требований).

По результатам выездных проверок доначисления, по сравнению с I кв. 2010 года, возросли в 1,3 раза или на 25026 тыс. руб. и составили 102676 тыс. руб. (84,1 % от общей суммы доначисленых платежей). Сумма дополнительно начисленных платежей по организациям возросла на 22,0 % (на 16079 тыс. руб.).

Количество выездных проверок организаций в 2013 году увеличилось по сравнению с 2012 годом на 10 и составило 53 единиц, из них во всех случаях выявлены нарушения, таким образом результативность составила 100 процентов.

По результатам проведенных выездных налоговых проверок организаций за I квартал 2011 года доначислено платежей в размере 89065 тыс. руб.

27

Новый университет

Экономика и право 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

Одновременно на счета налогоплательщиков выставлено 23917 инкассовых поручений на общую сумму 363,2 млн. рублей (за 2010 год - 30850 инкассовых поручений на сумму 990,1 млн. рублей). Поступило в отчетный период со счетов налогоплательщиков денежных средств, взысканных в бесспорном порядке 90,96 млн. рублей или 9,2 % от суммы выставленных инкассовых поручений (за аналогичный период 2010 года - 170,6 млн. рублей или 17%).

Направлено банкам 10445 решений о приостановлении операций по счетам должников на сумму 344,4 млн. рублей.

Вынесено и направлено в службу судебных приставов 3430 постановления об обращении взыскания на имущество должников на общую сумму 353,0 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом количество направленных в 2011 году постановлений выросло на 841 единиц.

Кроме того, направлено 15399 исполнительных документов о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщиков на общую сумму 25,6 млн. рублей.

В январе - марте 2011 года проведены камеральные проверки по 16422 декларациям и расчетам, что на 12311 проверок или на 42,8 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Удельный вес проверок, по которым выявлены нарушения в текущем году возрос и составил 6,0 % от общего количества камеральных проверок, против 2,9 % в I квартале 2010 года.

По результатам камеральных налоговых проверок дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней, с учетом налоговых санкций и пеней в размере 1217 тыс. руб. За январь-март прошлого года этот показатель составлял 9389 тыс. руб. (без учета доначисленных платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, по ст. 243 НК РФ 1115,0 тыс. руб.). В расчете на одну камеральную проверку, выявившую нарушения, сумма доначисленных платежей в текущем году снизилась и составила 1,2 тыс. руб., против 11,5 тыс. руб. в I квартале 2011 года (без учета ЕСН, доначисления на 1 результативную проверку в 1 квартале 2010 г. составляли 1,4 тыс. руб.). Сумма дополнительно начисленных платежей в расчете на одну результативную проверку организаций составила 2,3 тыс. руб.

Основная причина снижения количества камеральных проверок и доначисленных сумм заключается в том, что с 01.01.2010 г. налоговые органы не являются администраторами единого социального налога и страховых взносов в пенсионный фонд.

С начала 2011 года в результате проведения исполнительных действий в бюджеты всех уровней поступило 161,6 млн. рублей, в том числе: добровольно должниками погашена задолженность в сумме 60,5 млн. рублей, поступило со счетов службы судебных приставов 101,1 млн. рублей. Поступления от проведения исполнительных действий за 2011 год снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 332 млн. рублей. В течение 2011 года ИФНС принято 121 решение о признании должника банкротом и направлено в суд 122 заявления. Возбуждены 95 процедур банкротства. Завершено 106 дел о несостоятельности (банкротстве) в связи с завершением конкурсного производства. В результате завершения процедур банкротства за 2011 год погашено задолженности в ходе дел о несостоятельности (банкротстве) с участием уполномоченного органа на сумму 14,9 млн. руб. ИФНС списано безнадежной к взысканию задолженности в сумме 427,2 млн. руб. [2, с. 55]. Вынесены определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам и списана задолженность в сумме 103,8 млн. рублей. [1, п.1,2].

В текущем году сумма поступлений в бюджеты всех уровней в результате применения мер принудительного взыскания составила 645,4 млн. рублей, чем обеспечено значение показателя эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства на 61,5%.

Проведенный анализ показывает, что в 2011 году по сравнению с предыдущим годом произошел рост количества рассмотренных в судах дел, что связано с активизацией работы налоговых органов по взысканию задолженности с юридических лиц в судебном порядке. Также по сравнению с 2010 годом количество направленных постановлений в службу судебных приставов (ССП) выросло на 841 единицу, что показало взаимодействие ИФНС с территориальными органами ССП для обеспечения значение показателя эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства [7]

Можно выделить два основных направления работы по управлению налоговыми риска-

28

New university

Economics & Law 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

ми, которые принесут ощутимую практическую пользу бизнесу:

1) идентификация и снижение существующих налоговых рисков;

2) устранение налоговой неэффективности.

Идентификация и снижение существующих налоговых рисков. В условиях кризиса незапланированный отток денежных средств на погашение налоговых претензий или арест счетов налоговыми органами может привести к прекращению бизнеса. Снижение и предотвращение налоговых рисков позволят не только предотвратить потери денежных средств, но и увеличить чистую прибыль за счет уменьшения размера налоговых резервов, признанных в финансовой отчетности.

Устранение налоговой неэффективности. Достаточно сложно определить границу между понятием "эффективность налогообложения" и незаконными схемами налоговой оптимизации. Одним из вариантов определения налоговой эффективности может быть "оптимизация совокупного налогового бремени группы компаний за счет применения законных и широко применимых на практике инструментов налогового планирования, учетной политики и использования средств внутреннего контроля".

Наиболее явными признаками, свидетельствующими о возможности повышения эффективности налогообложения компании, могут служить:

- высокая эффективная ставка налога на прибыль;

- большая сумма невычитаемых расходов для целей налогообложения прибыли;

- низкая оборачиваемость и большие остатки "входящего" НДС;

- наличие налоговых убытков в отдельных компаниях группы при налоговой прибыли.

Другой наиболее распространенной причиной налоговой неэффективности является недостаточная работа с первичными документами. Зачастую бухгалтер предпочитает не вычитать затраты для целей обложения налогом на прибыль и НДС из-за недостатков в первичных документах или в счетах-фактурах, представленных поставщиком, вместо того чтобы тратить время на получение от него исправленной или более детализированной первичной документации.

Ценой налоговой неэффективности могут являться миллионы рублей переплаченных налогов, длительное "замораживание" денежных средств в невозмещенном НДС и отложенных налоговых активах и, как следствие, значительное снижение финансовых показателей компании.

Однако, как показывает практика, зачастую налоговая неэффективность не может быть устранена простыми методами такими как недостаточная автоматизация, низкая квалификация или нехватка персонала, неэффективная организация налогового отдела, отсутствие мотивации. Поэтому для успешного управления налоговыми рисками и устранения налоговой неэффективности необходим комплексный подход к построению системы управления налоговыми обязательствами в организации. Такая система должна позволять осуществлять "активное" управление налоговыми рисками, то есть своевременно выявлять и устранять риски до появления их в актах налоговой проверки, а также выявлять и устранять источники налоговой неэффективности.

В заключение следует отметить, что непрофессиональное управление налоговыми рисками может нанести серьезный ущерб финансовому положению организации, поэтому необходимо создавать эффективную систему управления и проводить мониторинг как внутреннюю часть контроля за рисками. Подобное системное управление дает возможность более осмысленно подойти к процессу принятия управленческих решений, ликвидировать или снизить налоговые риски. Все это требует выработки стратегии, однако не означает их полное устранение, поскольку некоторые риски принципиально не могут быть устранены. Тем не менее, все налоговые риски должны быть своевременно идентифицированы и оценены и в дальнейшем учитываться при принятии управленческих решений.

Библиографический список

[1] «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства

29

Новый университет

Экономика и право 2015. № 3(49)

ISSN 2221-7347

признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» [Текст]: приказ ФНС России от 19.08.2010 г. № ЯК-7-8/393@// Рос.газ.-2010.-06 окт. - с.9.

[2] Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. - М.: Проспект, КноРус, 2012.-784 с.

[3] Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками [Текст] / О.В. Гордеева. // Законодательство и экономика. - 2008. - № 2. - С.38 - 45.

[4] Петров М.А. Налоговая система и налогообложение России [Текст] /М.А. Петров. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2009. - 402 с.

[5] 5.Чекулаева Е.Н. Управление налоговыми рисками в системе урегулирования отношений с налогоплательщиками: Дис.к.э.н. - Йошкр-Ола, 2012 г. - 146 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права [Текст] / Д.М.Щекин. - М.: Статут, 2007. - 112 с.

[7] Электронный ресурс Сводные данные статистической налоговой отчетности http://www.r12.nalog.ru/.

UDC 005.334:336. 21

E.N. Chekulaeva

TAX RISK THE TAX SYSTEM

The article discusses the concept of tax risk the tax system, is defined categories of risk to taxpayers -legal entities and the state. Reflected factors and classification of tax risk, as well as selected information providing efficiency calculations for the obligations of the taxpayer before budget and timely solutions to reduce tax risks.

Keywords: tax risk, tax risk to the taxpayer - legal entity, tax country risk, tax risk factors and challenges, identify tax risks, classifying risks.

References

[1] "About the statement of the Order of write-off of a shortage and debt on a penalty fee, penalties and to percent recognized hopeless to collecting and the List of the documents confirming circumstances of recognition hopeless to collecting a shortage, debt on a penalty fee, penalties and percent" [Text]: the order of FNS of Russia of 19.08.2010 No. YaK-7-8/393 @//Ros.gaz.-2010.-06 Oct. - page 9.

[2] Tax code of the Russian Federation. Parts the first and second. - M.: Prospectus, Knorus, 2012.-784 pages.

[3] Gordeeva O. V. To a question of management of tax risks [Text] / O. V. Gordeeva.//Legislation and economy.-2008.-№ 2. - Page 38 - 45.

[4] Petrov M. A. Tax system and taxation of Russia [Text] / M. A. Petrov. - Rostov N/Dona.: Phoenix, 2009. -402 pages.

[5] 5. Chekulayeva E.N. Management of tax risks in system of settlement of the relations with taxpayers: Dis.k.E.n. - Yoshkr-Ol, 2012 - 146 pages.

[6] Shchekin D. M. Tax risks and tendencies of development of the tax right [Text] / D.M.Shchekin. - M.: Statute, 2007. - 112 pages.

[7] Electronic resource Summary data statistical tax the report / http://www.r12.nalog.ru/.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.