Научная статья на тему 'Налоговый потенциал региональной экономики'

Налоговый потенциал региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / БЮДЖЕТ / НЕДОИМКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Югай Евгений Викторович, Федотова Гилян Васильевна

В данной статье рассмотрено понятие «налоговый потенциал», его значение при осуществлении налогового процесса, выделены основные методы его оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал региональной экономики»

17. К вопросу о работе АО «ЖИЛСТРОЙСБЕРБАНК КАЗАХСТАНА»/ Тимошина Т.П., Рахимжанова Н.Б.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Ответственный редактор Горохов А. А.. 2013. С. 235-243.

18. К вопросу о жилищном строительстве в республике Казахстан/ Тимошина Т.П., Рахимжанова Н.Б.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Ответственный редактор Горохов А. А.. 2013. С. 235-238.

Shurshalina, Gulsara Shalabaeva, undergraduate of Finance and management department,

(sara82_@mail.ru)

Kovshova Tatyana Petrovna, Master of Science in Economy, МВА, Senior Teacher of Finance and management department, the North Kazakhstan State University named after Manash Kozybayev, Petropavlovsk, Kazakhstan (tanya_timoshina@mail.ru) EFFECT OF CORPORATE CULTURE ON THE EFFECTIVENESS OF THE ASSEMBLY OF PEOPLE OF KAZAKHSTAN

The Assembly of people of Kazakhstan demonstrates to the world the success of the policy pursued by Kazakhstan in the field of interethnic relations. A unique institution, bringing together more than 100 ethnic groups of the country, has played a huge role in maintaining the stability and progressive development of the Republic of Kazakhstan. A sense of cohesion and unity is possible on the basis of a common faith in the values and goals of "Mangilik El". Organizations that provide employees with greater powers require special mentality of the owner, which is based on basic trust. The formation of corporate culture of an organization is a manifestation of common sense with it, the competence and efficiency of management, the condition of survival in the global world.

Key words: modern management, corporate culture, normative value management, brand, value of Declaration, trust, and corporate social responsibility.

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Югай Евгений Викторович, студент (e-mail: evgeniy__yugay1995@mail.ru) Федотова Гилян Васильевна, профессор, д.э.н., Волгоградский государственный технический университет,

Волгоград, Россия

В данной статье рассмотрено понятие «налоговый потенциал», его значение при осуществлении налогового процесса, выделены основные методы его оценки.

Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговые поступления, бюджет, недоимки, региональная экономика.

Одной из основных задач, при проведении налоговой политики, безусловно, является правильная оценка налогового потенциала того или иного региона, что в свою очередь позволит максимально, насколько это воз-

можно увеличить налоговые поступления в бюджет, а также оптимизировать налоговую нагрузку субъектов налогообложения.

Налоговый потенциал - совокупность объектов налогообложения, расположенных на определенной территории. Иными словами налоговый потенциал региона представляет собой максимально возможную сумму налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетной системы и исчисляющихся на определенной территории, в соответствии с федеральным и местным законодательством.

Налоговый потенциал региона является довольно информативным показателем при осуществлении налогового процесса, поскольку на его основании возможно проведение анализа результатов деятельности хозяйствующих субъектов, выявление особенностей их развития и функционирования в данном регионе.

В качестве инструмента налогового регулирования, налоговый потенциал используется для решения следующих задач:

- оптимизация уровня налоговой нагрузки на экономику;

- оценка степени эффективности существующих и планируемых к введению налогов;

- определение состава и структуры системы налогообложения;

- разработка направлений налоговой политики.

Результаты расчетов налогового потенциала позволяют наиболее эффективно осуществлять расчет ожидаемых налоговых поступлений. Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала приводит к повышению заинтересованности органов местного самоуправления в сокращении налоговых недоимок. В данном случае уменьшение объемов налоговых поступлений в местные бюджеты не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из вышестоящего бюджета.

При оценке налогового потенциала, необходимо учитывать его взаимосвязь с бюджетным и финансовым потенциалом. Налоговый потенциал отражает совокупность налогооблагаемых ресурсов и объемы поступления налогов. Бюджетный потенциал отражает как налоговые, так и неналоговые доходы. Финансовый потенциал является более широкой категорией, поскольку отражает все финансовые потоки в данном регионе. Таким образом, налоговый потенциал является частью финансового потенциала.

Измерение и последующее наблюдение за изменением налогового потенциала региона позволяет выявить проблемы региональной экономики, разрабатывать меры, направленные на повышение налогового потенциала, а также более эффективного формирования регионального бюджета.

При оценке налогового потенциала оценивается по нескольким показателям, в частности применяются показатели доходов, фактически собранных в регионе, среднедушевых доходов населения.

На сегодняшний день существует несколько методов оценки налогового потенциала, каждый из которых имеет как преимущества, так и недостатки.

1. Репрезентативная налоговая система (РНС), суть которой заключается в расчете возможной суммы бюджетных платежей, которая может быть собрана, при условии среднего уровня налоговых усилий и одинаковом составе налогов и ставки налогообложения во всех регионах. Исходя из данных о фактически собранных налогах и по налоговым базам, можно рассчитать совокупный объем поступлений - налоговый потенциал. Основная заслуга метода РНС - возможность использовать регрессионный анализ. Использование метода РНС позволяет сократить количество данных, которые используются при измерении налогового потенциала. Для оценки налогового потенциала данным методом потребуется лишь информация о совокупных доходах по региону и небольшой набор переменных, используемых в качестве косвенных измерителей налоговых баз регионов.

2. Упрощенный метод, который предполагает использование данных по десяти основным налогам, составляющим около 90% всех налоговых доходов региона. Он применяется в случае недостатка данных для метода РНС. Оценку налогового потенциала оставшихся налогов можно сделать без большой погрешности исходя из итога оценки по десяти налогам.

3. Фактический метод. Данный метод предусматривает расчет налогового потенциала исходя из фактических значений налоговых поступлений, с учетом льгот и недоимок. Основной идеей данного метода является то, что полной реализации налогового потенциала (в рамках легального сектора) препятствуют только недоимка и льготы. Согласно данному методу, формула расчета налогового потенциала имеет вид:

НП=Ф+3+Л (1)

где Ф - фактические поступления налогов,

3 - прирост задолженности за отчетный период,

Л - сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.

Недостатком данного метода является сложность планирования полученного показателя, так как здесь не используется налоговая база, в то время как предыдущие два метода, с достаточно высокой степенью надежности допускают перспективную оценку налогового потенциала именно через планирование налоговой базы.

4. Метод оценки налогового потенциала через валовой региональный продукт (ВРП) отражает вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории региона с использованием собственных экономических ресурсов (земли, труда, капитала) за определенный период времени. Показатель ВРП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением.

Данные методики применимы только для «узкого» определения налогового потенциала, попытки же оценить «расширенный» потенциал затруднены отсутствием официальной статистики характеризующей неформаль-

ную и теневую сторону экономики. Использование «расширенной» трактовки актуально в случае решения масштабных социально-экономических проблем, решение которых требует совершенствования налоговой системы, а также при формировании долгосрочной бюджетной и кредитно-финансовой политики.

В Южном Федеральном Округе наиболее высоким налоговым потенциалом обладают Волгоградская область, Краснодарский край и Астраханская область.

Несмотря на положительную динамику ряда показателей, налоговый потенциал региона не реализуется в полном объеме из-за существующих недостатков и различных факторов, влияющих на него:

- Разный уровень социально-экономического развития региона, как следствие, разные финансовые возможности (экономический фактор).

- Недостаточность фискальных полномочий у региональных и местных органов власти (политический фактор).

- Низкое качество контроля (налогового администрирования) за поступлением налогов и сборов (правовой фактор). Низкий уровень налоговой культуры и социальной ответственности граждан (социальный фактор).

К сожалению, на данный момент не может идти и речи об эффективном использовании имеющегося налогового потенциала. Прежде всего, это объясняется тем, что среди налогоплательщиков достаточно развито стремление уклониться от уплаты налогов путем "теневых" оборотов, расчетов через третьих лиц, вексельных и иных не денежных форм расчетов, проведение "фиктивных" экспортных операций и т. д.

Список литературы

1. Анализ существующих методик оценки налогового потенциала региона и муниципального образования [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:http://www.fer.ru/rftap/files/RFTAP_QCBS_2.3_Final_report_2.pdf

2. Жиляева М. И., Кабардова И. А. Методика оценки налогового потенциала регионов РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа. —

URL: http://sclence-bsea.bglta.ru/2010/ekonom_2010/jlljaeva_metod.htm

3. Мещерякова Л.А. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета// Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 7 (64).

4. Мещерякова Л. А. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета// Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 7 (64). [Электронный ресурс] — Режим доступа —

URL:http://www.fin-lzdat.ru/ journal/region/detail.php?ID=9680

5. Лемешко Н. С. Экономические науки Сравнительная характеристика методов оценки налогового потенциала регионов // Экономические науки. — 2012. — № 7 (92) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ecsn.ru/download/journal/201207

6. Плотников В.А., Федотова Г.В. Государственная бюджетная политика в условиях кризиса: региональный аспект / В. А. Плотников, Г.В. Федотова // Управленческое консультирование. 2015. № 4 (76). С. 59-69.

7. Плотников В.А., Федотова Г.В. государственная бюджетная политика в условиях кризиса: региональный аспект // Управленческое консультирование. - 2015 - №4 (76). С.59-69.

8. Федотова Г.В., Кривчиков Е.В. Потери бюджета как фактор ослабления безопасности страны // Финансы и кредит - 2013 - №9 (537). С. 25-28.

9. Государственно-частное партнерство и специфика его реализации в регионах России/ Плотников В.А., Федотова Г.В., Пролубников А.В.// Экономика и управление. 2015. № 1 (111). С. 38-43.

10. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами/ Козенко Ю.А., Федотова Г.В.// монография / Козенко Ю. А., Федотова Г. В.. Элиста, 2006.

11. ТЕории финансов и финансового менеджмента/ Перекрестова Л.В., Федотова Г.В., Мытарева Л.А.// учебное пособие / Л. В. Перекрестова, Г. В. Федотова, Л. А. Мы-тарева ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. ун-т". Волгоград, 2010.

12. Оценка инвестиционной привлекательности рынка драгоценных металлов в условиях мирового финансового кризиса/ Федотова Г.В., Широбакин В.И.// Финансы и кредит. 2011. № 2 (434). С. 56-59.

13. Особенности управления затратами торговых предприятий/ Балгужин Д.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 34-36.

14. История теории бюджета/ Сибагатулина Л.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 243-245.

Yugay Evgeniy Viktorovich, student (e-mail: evgeniy_yugay1995@mail.ru) Volgograd state technical university, Volgograd, Russia Fedotova Gilyan Vasilyevna, Doc. Ec. Sci., associate professor Volgograd state technical university, Volgograd, Russia TAX POTENTIAL OF REGIONAL ECONOMY

Abstract: This article discusses the concept of "tax capacity", its importance in the implementation of the tax process, identified the main methods of assessment.

Keywords: tax potential, tax revenues, budget, arrears, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.