Научная статья на тему 'Налоговый потенциал как инструмент реализации общественных потребностей'

Налоговый потенциал как инструмент реализации общественных потребностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал как инструмент реализации общественных потребностей»

Л.В. УЛЫБИНА

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Общие предпосылки налогообложения, по мнению ряда авторов, заключены в обособлении различных форм собственности на экономические блага и ресурсы, а также в отделении производства благ индивидуального потребления от производства общественных благ [3].

Производство общественных благ является одной из важнейших функций государства. К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.

С точки зрения экономической теории под общественными понимаются такие блага, главной характеристикой которых являются несоперничество в потреблении и неисключаемость из потребления [2]. Несоперничество в потреблении означает, что увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них. Неисключаемость из потребления означает, что ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Между тем следует отметить, что разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисклю-чаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами (услуги по обеспечению законодательства, национальная оборона). Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами (автодороги). Между теми и другими нельзя, разумеется, строго провести грань. Однако различие между ними практически значимо, поскольку сфера чистых общественных благ приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора, а сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии этого сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором.

Современная наука рассматривает принципы единства и отличия частных экономических и общественных благ.

Принципы единства: в отличие от естественных благ (вода, земля, воздух) частные экономические и общественные блага создаются в процессе трудовой деятельности человека, причем те и другие создаются в ограниченном количестве, их почти всегда не хватает (исключение - кризисы перепроизводства).

Принципы различия: принцип делимости, исключения или достаточности и принцип возможности эквивалентного обмена.

П. Самуэльсон в основу различия общественных и частных благ ставит принцип делимости. «Общественными благами называются такие блага, выгода от использования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо. Частными благами... называются блага, которые можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат» [6]. Благо является частным экономическим, если оно может быть произведено и потреблено одним лицом, но не может быть, в то же время, потреблено другим лицом.

Продукты питания, одежда, обувь, предметы санитарно-гигиенического назначения - все это примеры частных экономических благ. Те лица, которые не в

состоянии производить или оплатить стоимость производства блага, исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом.

К общественным благам мировая экономическая наука относит те товары и услуги, «которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления»: будучи потребленными одним субъектом, они остаются достаточными для потребления другими [3].

Общественные блага могут потребляться одновременно многими людьми. Например, транспортные магистрали, парки, система национальной обороны, государственной безопасности, правопорядка и т.д. На общественные блага не распространяется принцип исключения. К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю отмечают: «Это означает, что не существует эффективного способа отстранить индивидуумов от получения выгоды, приносимой общественными благами, едва лишь они возникают» [3]. Кроме того, обмен частными экономическими благами на рынке осуществляется в эквивалентный форме, в то время как для общественных благ возможен преимущественно безэквивалентный обмен (оборона, правопорядок).

По нашему мнению, следует отметить ранее обоснованный, но не названный в научной литературе временной принцип. «Получение выгоды от индивидуальных благ происходит после их приобретения, выгоды от общественных благ начинают поступать к обществу сразу после производства последних» [3]. Причем к отдельным его членам они поступают и до того, как он сможет платить налоги (пособия по беременности и родам).

Общественные блага характеризуются также тем, что они имеют сложную структуру, для их воспроизведения требуются большие издержки, окупаемость этих издержек достигается в длительные сроки. Выгоды от использования общественных благ достаются обществу, а не только одному лицу. Общество в лице государства организует их воспроизводство, мобилизует для этого ресурсы отдельных граждан, домашних хозяйств, предприятий и организаций. Аккумуляция ресурсов осуществляется в бюджете государства. При этом основным источником формирования доходов бюджета выступают налоги, которые являются наиболее эффективным способом мобилизации ресурсов для воспроизводства общественных благ, не уменьшая при этом стимул удовлетворения личных потребностей индивида. Причем «государственные расходы, источником которых служат налоговые поступления, позволяют затем вовлечь эти ресурсы в производство общественных товаров и услуг» [3].

Налоги с этой точки зрения представляются исторически определенной формой мобилизации ресурсов граждан, предприятий и организаций для производства общественных благ. Конкретные причины установления и сбора налогов в том или ином государстве определяются потребностями этого государства в конкретный период времени, интересами правящих классов общества, структурой государственных органов и многими другими факторами.

Появление налогов связано с определенной ступенью развития общества, где формируются его общественные потребности и появляется возможность удовлетворения этих потребностей путем слаженного функционирования государственных институтов.

Итак, налоги опосредуют процесс воспроизводства общественных благ. По ряду оснований они могут рассматриваться в качестве экономической базовой категории. Налоги как результат человеческого труда выражают отношения распределения и перераспределения вновь созданной стоимости (национального дохода) и валового внутреннего продукта (ВНП).

В современной практике через государственный бюджет разных стран проходит от 25% до 50% и более национального дохода [4]. При этом размеры и ди-

намика налоговых изъятий предопределены объемом и динамикой ВВП, объективными потребностями совершенствования структуры производительных сил и производственных отношений. Во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США свыше 90%, в ФРГ около 80%, в Японии 75% [4].

Таким образом, налоги являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей.

Финансовые ресурсы, как любой другой вид ресурсов, обладают редкостью, т.е. их объем ограничен. В противоположность этому человеческие потребности безграничны и постоянно растут, что выражается в законе «возвышения потребностей».

Ввиду ограниченности финансовых, в том числе налоговых, ресурсов верно будет предположить, что инструментом более полного удовлетворения общественных потребностей выступает налоговый потенциал. От масштабов налогового потенциала страны и его полнейшей реализации практически всецело зависит предоставление государством членам общества общественных благ и услуг, а также их качество и количество.

Налоговый потенциал страны определяется общим экономическим потенциалом, и наоборот. Экономический потенциал страны характеризуется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством [8].

В русском языке слово «потенциал» означает степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей [5]. Следовательно, говоря о налоговом потенциале допустимо говорить о «возможности налогов», т.е. о некоторой условной, в принципе достижимой сумме налоговых сборов.

К определению налогового потенциала обращались многие авторы, но до сих пор в научной литературе нет единого понятия налогового потенциала. Ряд авторов под налоговым потенциалом понимают максимально возможную сумму поступлений налогов в условиях действующего законодательства или максимальную сумму начислений этих налогов [1, 7]. С таким пониманием трудно согласиться. Данная оценка не отвечает требованиям обеспечения воспроизводственного процесса. На наш взгляд, цели изучения налогового потенциала шире. Налоговый потенциал можно исследовать с разных позиций, исходя из разных условий, но его параметры не должны отождествляться с максимальной величиной.

По нашему мнению, под налоговым потенциалом понимается способность национального хозяйства произвести и мобилизовать в бюджет всех уровней долю национального дохода, определяемую потребностями общественного развития и возможностями государственных налоговых институтов.

Формула исчисления налогового потенциала может иметь вид:

/ = п,

НП = (Нб, х М,)хх1хх2х_хх/, где НП - налоговый потенциал; Нб - налоговая база по /-му налогу; N - налоговая ставка по /-му налогу; х1, х2, ..., х, - коэффициенты, определяющие заданные условия.

Перечень коэффициентов, отражающих заданные условия исследования, может быть различен в зависимости от цели исследования и факторов, оказывающих влияние на величину налогового потенциала.

Налоговый потенциал призван удовлетворять возрастающие потребности общества. Но вместе с тем следует отметить, что потенциальный налог сам по себе ничего не значит без оценки возможности реального механизма его изъятия. Наиболее полно удовлетворить возрастающие потребности общества мо-

жет только реализованная часть налогового потенциала. Налоговый потенциал, как потенциал вообще, не имеет четких границ степени своей реализации, но он реализуется в доходах бюджета. Возможность реализации налогового потенциала зависит от ряда субъективных и объективных факторов.

Среди этих факторов можно выделить две группы:

1) факторы экономического роста (уровень технического развития страны, профессиональный состав и уровень трудовых ресурсов, сырьевые богатства, состояние конкурентной среды и свободы предпринимательства, стабильность национальной валюты и т. д.);

2) политические факторы (демократизация общества, правовая грамотность граждан, налоговый менталитет, национальные традиции и т.д.).

Нельзя не учитывать и перспективных изменений в экономике.

Следует отметить, что между развитием экономики, налоговым потенциалом и общественными потребностями существуют определенные устойчивые связи и взаимозависимости. Рост общественных потребностей стимулирует развитие экономики по принципу «есть спрос - есть предложение». В свою очередь, развитие экономики расширяет налоговый потенциал, обеспечивая материальную базу для реализации роста общественных потребностей, а также требует дополнительных затрат на регулирование этого развития.

Подводя черту, можно сделать следующие выводы.

Востребованные обществом потребности наиболее полно может удовлетворить только институт государства. Для их удовлетворения государству необходимы финансовые ресурсы. Основным доходным источником государственных финансов выступают налоги. Ввиду ограниченности налоговых источников с одновременным ростом государственных расходов, связанных с выполнением экономических функций государства, имеет смысл обратиться к понятию налоговый потенциал. Налоговый потенциал - это изъятие максимально возможной доли национального дохода для наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. От налогового потенциала зависят качество и количество услуг, предоставляемых государством своим членам.

Литература

1. Коломиец А.Л., Мельник А.Д. О понятиях налогового и финансового потенциала региона // Налоговый вестник. 2000. № 1. С. 3-5.

2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина. Киров: «АСА»,

2000. 752 с.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс, Изд.13-е. М.: Инфра-М, 1999. 598 с.

4. Налоговое право: Учебн. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2001. 436 с.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во «Русский язык», 1978. 846 с.

6. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. М.: «Алгон»-ВНИИСИ, 1992.

7. Шалюхина М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки // Налоговый вестник. 2001. № 1. С. 31-34.

8. Экономический потенциал - Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Аз-раиляна. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. С. 482.

УЛЫБИНА ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА родилась в 1975 г. Окончила Московский университет потребительской кооперации (Чебоксарский филиал). Старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Чебоксарского кооперативного института. Аспирант кафедры экономической теории Чувашского государственного университета. Имеет более 20 научных работ в области налогов и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.