Научная статья на тему 'Налоговый мониторинг - инновационная функция налогового контроля'

Налоговый мониторинг - инновационная функция налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / TAXES / TAXATION / TAX MONITORING / TAX CONTROL / IMPROVEMENT OF TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плеханова Дарья Александровна, Матягина Татьяна Владимировна

С каждым годом повышаются требования к качеству проведения налогового контроля для достижения необходимых результатов и совершенствования налогового контроля. Это связано с потребностью в пополнении бюджета государства, ввиду обеспечения возможности финансирования государственных структурных органов и выполнением общегосударственных задач. С 2015 года введена новая форма налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков налоговый мониторинг. В статье рассмотрена особенность данной формы налогового контроля, условия ее проведения и её преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый мониторинг - инновационная функция налогового контроля»

Список литературы /References

1. Бердникова Л.Ф., Одарич В.В. Сущность и структура дебиторской и кредиторской задолженностей // Молодой ученый, 2016. № 9.2. С. 5-8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29158/ (дата обращения: 17.11.2018).

2. Бухгалтерский (финансовый) учет / В.П. Астахов. М.: Юрайт, 2015. 992 с.

3. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1969. 78.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 3 от 26.11.2011. № 146.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 05.08.2014. № 117-ФЗ.

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: утв. Минфином РФ от 13.06.2015. № 49.

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.2018 г. № 34н.

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2016г. № 94н.

9. Парушина Н.В. Аудит дебиторской задолженности // Аудиторские ведомости, 2016. № 9. С. 37.

НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ - ИННОВАЦИОННАЯ

ФУНКЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1 2 Плеханова Д.А. , Матягина Т.В.

Email: Plekhanova657@scientifictext.ru

1Плеханова Дарья Александровна - магистрант; 2Матягина Татьяна Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики предпринимательства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет,

г. Уфа

Аннотация: с каждым годом повышаются требования к качеству проведения налогового контроля для достижения необходимых результатов и совершенствования налогового контроля. Это связано с потребностью в пополнении бюджета государства, ввиду обеспечения возможности финансирования государственных структурных органов и выполнением общегосударственных задач. С 2015 года введена новая форма налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков - налоговый мониторинг. В статье рассмотрена особенность данной формы налогового контроля, условия ее проведения и её преимущества. Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговый мониторинг, налоговый контроль, совершенствование налогового контроля.

TAX MONITORING - INNOVATIVE FUNCTION OF TAX

CONTROL Plekhanova D.A.1, Matyagina T.V.2

1Plekhanova Darya Aleksandrovna - Undergraduate Student; 2Matyagina Tatyana Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF BUSINESS ECONOMICS, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION UFA STATE AVIATION TECHNICAL UNIVERSITY,

UFA

Abstract: every year requirements for the quality of tax control are increased to achieve the necessary results and improve tax control. This is due to the need to replenish the state budget, in view of ensuring the possibility of financing state structural bodies and the implementation of national tasks. Since 2015, a new form of tax control has been introduced for the largest taxpayers - tax monitoring. The article considers the peculiarity of this form of tax control, the conditions for its implementation and its advantages. Keywords: taxes, taxation, tax monitoring, tax control, improvement of tax control.

УДК 330

В настоящее время большое внимание сосредоточено на повышении результативности контрольной работы налоговых органов. Это связано с потребностью в пополнении бюджета государства, ввиду обеспечения возможности финансирования государственных структурных органов и выполнением общегосударственных задач. Поэтому с каждым годом повышаются требования к качеству проведения налогового контроля для достижения необходимых результатов и совершенствованию налогового контроля.

Результативность контрольной работы налоговых органов - это многофакторная проблема, которая связана с совершенствованием всех форм налогового контроля и тесном взаимодействии отделов налоговых инспекций, обеспечивающие работу по контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах. На сегодняшний день в достигнутых результатах налоговых органов наблюдается положительная оценка, а именно:

1) отказ от тотального налогового контроля налогоплательщиков и построения контрольной работы посредством выявления рисков у налогоплательщиков и точечного выбора объектов при планировании выездных налоговых проверок;

2) повышение уровня показателей, характеризующих результативность контрольной работы снижение количества налоговых проверок с одновременных повышением доначислений;

3) совершенствование форм налогового контроля, введение налогового мониторинга [1].

Налоговый мониторинг - новая форма налогового контроля, введена с 1 января 2015 года Федеральным законом № 348-Ф3 от 4 ноября 2014 года. Новая форма налогового контроля осуществляется на добровольной основе в соответствии с регламентом, предполагающей информационное взаимодействие

налогоплательщиков с налоговыми органами по предоставлению доступа к информации и документам организации для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Особенность налогового мониторинга заключается в том, что инициатором налогового контроля в новой форме выступает сам налогоплательщик.

Налоговым мониторингом могут воспользоваться только те организации, которым присущи 3 критерия, установленные Налоговым кодексом РФ [2] (Рис. 1).

Таким образом, налоговым мониторингом могут воспользоваться только крупнейшие налогоплательщики.

Заявление для проведения мониторинга подается налогоплательщиком самостоятельно не позднее 1 июля текущего года, а так же отзыв заявления не позднее 1 ноября текущего года по месту постановки на учёт. В Республике Башкортостан крупнейшие организации состоят на учёте в Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в городе Уфе.

Критерии организации

для проведения налогового мониторинга

Рис. 1. Критерии, присущие организациям, которые могут воспользоваться налоговым

мониторингом

Преимущество для налогоплательщиков заключается в том, что процедура мониторинга избавляет от возможности подвергнуться выездным или камеральным налоговым проверкам в течение периода, анализируемого в ходе налогового мониторинга, минимизирует налоговые риски, а так же является новым и основным инструментом досудебного урегулирования споров. Преимуществом для налоговых органов, по словам заместителя главы Федеральной налоговой службы России Сергея Аракелова, является уменьшение расходов на материальные и трудовые затраты для обеспечения налогового администрирования [3].

Однако, как и все существующие формы налогового контроля, налоговый мониторинг имеет ряд недостатков. Хотя Минфин России и утверждает, что ведение данного вида налогового администрирования не потребует дополнительных материальных затрат, так как может перераспределить трудовые ресурсы и провести организационные мероприятия в рамках штатной численности, этот факт можно легко оспорить. Введение налогового мониторинга - процесс трудоёмкий и затратный. Специалистов в этой области в России недостаточно, а для обучения новых сотрудников (или переквалификации имеющихся) потребуется некоторое время. Налоговый мониторинг также является технически сложной процедурой. Потребуется хранить большие объёмы информации, обеспечивать быстрый доступ к этим данным, а также наладить бесперебойную работу самой системы и её безопасность [4]. Одним из негативных факторов существования налогового мониторинга является его добровольный характер. С одной стороны, это, безусловно, положительно -взаимодействие осуществляется с компаниями, готовыми сотрудничать с налоговыми органами, которым нечего скрывать, которые хотят обезопасить бизнес от постоянных проверок, штрафных санкций. Но, с другой стороны, компании, не идущие на такой диалог, станут субъективно «подозрительными» для налоговых органов. Налоговый мониторинг более эффективен для среднего и малого бизнеса, так как с его помощью можно бороться с такой проблемой, как фирмы однодневки. Но, как правило, для этого потребуется ещё больше средств и времени. Система все равно останется недостаточно прозрачной, для её эффективной работы. А крупные налогоплательщики будут заинтересованы искать новые пути ухода от уплаты налогов, при всем при том, что для них исчезнет факт внезапности, который был при

проведения выездной проверки [5]. Кроме того, применяемый только крупными налогоплательщиками налоговый мониторинг, и не урегулированный порядок его продления режима мониторинга сужают потенциал и требуют совершенствования.

Таким образом, налоговый мониторинг - это современная форма налогового контроля, которая позволяет минимизировать налоговые риски, оперативно разрешить возникающие налоговые спорные ситуации, освободить от проведения выездных и камеральных налоговых проверок. Однако, внедрение новой формы налогового контроля - мониторинга - вопрос не столько изменения законодательства, сколько психологии, взаимоотношений между основными участниками налоговых отношений: налоговым органом и налогоплательщиком. Введение налогового мониторинга способствует формированию и развитию качественно нового уровня взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, смещению акцента с фискальной функции налогового контроля на профилактическую и обеспечению оптимального сочетания фискальной и превентивной направленности налогового контроля [6].

Список литературы /References

1. Баландина А.С., Герб А.А. Сущность налогового мониторинга в России и особенности его осуществления в зарубежных странах [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 5-7.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 386-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»/ (дата обращения: 12.03.2017).

3. Аракелов Сергей. Конфликтов с налогоплательщиками каждый год становится все меньше / Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/m77/news/smi/3951915/ (дата обращения: 12.03.2017).

4. Саркисян Э.П., Сидельников А.Р. Новая форма налогового контроля: особенности и перспективы развития // Международный студенческий научный вестник, 2015. № 1. С. 6.

5. Катульская Я.Н. Налоговый мониторинг: прогресс в организации налогового контроля или новые проблемы в организации налогового контроля // Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. № 6-9. С. 41-43.

6. Васюченкова Л.В. О налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля // В сборнике: Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2015. С. 293-297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.