НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА КАССОВОЙ ТЕХНИКОЙ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ
ЮМ ЛЕРМОНТОВ, советник налоговой службы II ранга
С необходимостью применения контрольно-кассовой техники (ККТ) сталкиваются почти все предприятия любой формы собственности. При этом законодательство предусматривает право налоговых органов осуществлять проверки соблюдения законодательства об использовании ККТ.
Налоговые органы осуществляют проверки ККТ в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а также согласно п. 1 ст. 7 Закона РФ № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Они обязаны:
— осуществлять контроль за соблюдением требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
— проверять документы, связанные с применением ККТ;
— получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
— проводить проверки выдачи кассовых чеков; налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Порядок проведения проверки ККТ. На конкретном предприятии или у индивидуального предпринимателя проверка соблюдения законодательства о ККТ проводится на основании поручения на проведение проверки, в котором указывается ряд обязательных реквизитов, придающих ему юридическую силу:
• наименование налогового органа;
• номер поручения и дата его вынесения;
• наименование проверяемого налогоплательщика или место проведения проверки;
• фамилии, должности и классные чины сотрудников налогового органа, входящих в состав проверяющей группы.
Поручение на проведение проверки подписывается руководителем налогового органа или его заместителем и заверяется печатью налогового органа.
В проверке имеют право принимать участие сотрудники других контролирующих или правоохранительных органов. В таком случае в поручении указывается их фамилии, должности и звания.
Проверка, как правило, начинается с приобретения реализуемой продукции для «собственных нужд». Это связано с тем, что налоговые органы не наделены правом так называемой «контрольной закупки». Далее предъявляется поручение на проведение проверки и служебные удостоверения.
В ходе проверки сотрудники налоговых органов имеют право проверить следующие документы:
• документы на право осуществления конкретной деятельности;
• документы, подтверждающие государственную регистрацию организации или постановку на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя;
• документы, удостоверяющие соответствие применяемых моделей ККТ требованиям Государственного реестра ККТ;
• документы на техническое обслуживание ККТ;
• карточки регистрации ККТ;
• журнал кассира-операциониста.
Требования, предъявляемые к ККТ. В соответствии с п. 1 ст.4 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок
и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ.
Во исполнение этой нормы постановлением Правительства РФ № 745 от 30.07.1993 утверждено Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее — положение).
Пунктом 4 Положения предусматривается, что организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением ККТ, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной. На таком документе должны быть пропечатаны ряд обязательных реквизитов, а именно:
а) наименование организации;
б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;
в) заводской номер контрольно-кассовой машины;
г) порядковый номер чека;
д) дата и время покупки (оказания услуги);
е) стоимость покупки (услуги);
ж) признак фискального режима.
Следует обратить внимание на то, что чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью контрольно-кассовых машин в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.
Пункт 7 Положения устанавливает, что в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые отвечают следующим требованиям:
а) соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам;
б) допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин;
в) имеют в случаях, установленных комиссией, прикладные программы, допущенные комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины;
г) оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»;
д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно-кассовых машин;
е) зарегистрированы в налоговых органах.
Не должна допускаться к применению ККТ, на которой отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.
Таким образом, ККТ можно считать неисправной в следующих случаях:
а) ККТ не печатает, печатает неразборчиво или неполностью печатает на чеке обязательные реквизиты;
б) ККТ не печатает, печатает неразборчиво или неполностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
в) ККТ не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;
г) ККТ не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
д) ККТ применяет прикладные программы, не допущенные к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины.
Контрольно-кассовые машины должны регулярно проходить проверку на предмет исправности в центрах технического обслуживания.
Нарушения, устанавливаемые налоговым органом в ходе проверки. В ходе проверки сотрудники налоговых органов могут установить следующие нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой машины:
• использование контрольно-кассовой машины в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
• применение неисправной контрольно-кассовой машины;
• применение контрольно-кассовых машин, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка изготовителя или одно из средств визуального контроля.
Следует иметь в виду, что применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно-кассовых машин.
Ответственность за нарушения законодательства о ККТ. В случае выявления одного из ранее
перечисленных нарушений наступает административная ответственность.
В соответствии с ст.14.5 КоАП РФ за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ предусмотрено наложение административного штрафа в следующих размерах:
• на граждан — в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;
• на должностных лиц — от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда;
• на юридических лиц — от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
За выявленное нарушение штраф может быть наложен как на физическое лицо, виновное в совершении административного правонарушения (например, на кассира), так и на само юридическое лицо.
При наложении штрафа за неприменение ККТ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (п. 1 ст.28.5 КоАП РФ).
В отдельных случаях согласно п. 2 ст.28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, а именно:
— если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела;
— если нет данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.
В пятнадцатидневный срок протокол об административном правонарушении рассматривается должностным лицом налогового органа. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении выносится постановление о наложении административного штрафа по ст. 14.5. КоАП РФ либо о прекращении дела об административном правонарушении.
Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности. В случае несогласия со штрафными санкциями налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган или в суд. Жалобу в вышестоящий
орган можно подать только в течение десяти суток после того, как была вручена копия постановления о наложении штрафных санкций. Дело должно быть рассмотрено в течение десяти дней.
Деятельность, при которой не обязательно применение ККТ. Не все организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения обязаны применять ККТ.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» производить наличные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ возможно при осуществлении следующих видов деятельности:
• продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
• продажи ценных бумаг;
• продажи лотерейных билетов;
• продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
• обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
• торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
• разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и
продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
• продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
• продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
• торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
• торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
• приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
• реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказании услуг
по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ; • продажи по номинальной стоимости государс -твенных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
ф ф *