Научная статья на тему 'Налоговый контроль в системе эффективного налогового администрирования государства'

Налоговый контроль в системе эффективного налогового администрирования государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНСПЕКТОРЫ / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дажаева Лидия Юнусовна, Евлоева Хава Хамзатовна

В статье рассмотрены цели и задачи налогового администрирования, а также предложены варианты повышения эффективности форм и методов налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль в системе эффективного налогового администрирования государства»

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

И ТВОРЧЕСТВА

Дажаева Лидия Юнусовна, Евлоева Хава Хамзатовна, Ингушский государственный университет, г. Магас

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены цели и задачи налогового администрирования, а также предложены варианты повышения эффективности форм и методов налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, налогоплательщики, эффективность, инспекторы, бальная оценка работы.

У государства есть свои определенные задачи и для их выполнения ему необходимы денежные средства. Кроме того, правительство любой страны заинтересовано в том чтобы, страна была экономически развитой. На сегодняшний день в России доля налоговых поступлений в бюджет около 70 %, что показывает их приоритетное место среди всех доходов государства. Поэтому государству необходимо построить эффективную налоговую систему, в которой будет качественно осуществляться налоговый контроль. Реализация налогового контроля главная задача органов налогового администрирования государства. На основании статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается операции полномочных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. [1] Данная статья дает определение налоговому контролю, определяет формы проведения налогового контроля, а также круг лиц имеющих право на проведение налогового контроля в пределах их компетенций. Налоговый контроль заключается как в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, так и в проверке законности исчисления, и уплата налогов и сборов в установленное время, а также в ликвидации выявленных у налогоплательщиков нарушений. Из всего этого вытекает, что без полноценного налогового контроля

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

невозможно эффективное развитие налоговой системы страны, так как эффективное осуществление контроля лишает налогоплательщика возможности уклонится от уплаты налогов и сборов, а значит, стимулирует их уплату, что обеспечивает государственную казну необходимыми денежными ресурсами.

Эффективная работа налоговой системы во многом зависит от действенности налогового контроля, который пронизывает всю экономику, а также обеспечивает соблюдение правил законодательных основ налогообложения.

У налоговых инспекторов при произведении налогового контроля определены следующие цели:

- выявлять обстоятельства нарушения налогового законодательства, пресекать их, обеспечивать достоверность данных о своевременности и полноте уплаты налогов и сборов;

- проверять законности операций и действий, и в случае обнаружения ошибок привлекать к ответственности налогоплательщиков.

Благодаря проведению налогового контроля, государство, во-первых, пополняет бюджет и поддерживает порядок, установленный законодательством, • во-вторых, дисциплинирует плательщиков налогов, которые, признают неизбежность наказания за правонарушения, и они начинают понимать, что своевременно и в полном объеме платить налоги - их главная обязанность. Наиболее важные задачи при проведении налогового контроля приходится на систему органов Федеральной налоговой службы. Их основные задачи:

- проверять соблюдают ли налоговое законодательство лица, которые платят налоги, следят за тем, чтоб они вовремя и полностью вносили в соответствующий бюджет, налоги и другие обязательные платежи;

- учет налогоплательщиков;

- учет зачисления налогов по категориям и другим критериям;

- сообщать органам власти о поступлении налогов, которые поступают в соответствующие бюджеты;

- усовершенствовать работу системы налогообложения;

- осведомлять налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснять им систему налогообложения.

В налоговом кодексе установлены формы и методы налогового контроля, который проводится органами налоговой службы.

Совокупность способов, приемов и процедур формирует методы налогового контроля. Одновременно нужно выделить 2 уровня методов налогового контроля:

- общенаучные методы (анализ, синтез, статистический метод, моделирование, и т. д.) - применяются при реализации любого вида

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

деятельности, в то время как специально-правовые методы характерны только для однозначных видов деятельности, в частности и контрольная деятельность.

- специальные методы исследования - (экспертиза, инвентаризация, проверка документов, экономический анализ, осмотр помещений, территорий), могут быть применены для однозначных видов деятельности.

Можно еще выделить методы влияния на проверяемых лиц, таких как убеждение, поощрение, принуждение и др.

Формы налогового контроля - это совокупность определённых мероприятий, которые налоговые органы выполняют на постоянной основе. Налоговые инспекторы проводят налоговый контроль в нескольких формах: налоговые проверки; получение объяснений от плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов; проверка учета и отчетности; обследование, осмотр территорий или помещений, которые используются для получения выгоды (дохода).

В зависимости от временного фактора выделяют три формы налогового контроля: предварительный; текущий; последующий.

Цель предварительного контроля, во-первых, предотвратить •

противоречия, которые могут возникнуть в имеющем силу налоговом законодательстве. Во-вторых, отвратить налоговые нарушения и их неблагоприятные последствия еще тогда, когда они планируются.

Цель текущего налогового контроля: исключить нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции; создать условия для того что бы вовремя и правильно были перечислены налоги и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма позволяет вносить изменения и при этом не допускает никаких нарушений.

Последующий контроль - целью данной формы налогового контроля является проверка законности совершенных плательщиком налога финансово -хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, перечисление налогов полностью и вовремя. А если установлены нарушения - предпринять рациональные меры по их устранению, и привлечь к ответственности виновных. Упомянутая форма налогового контроля имеет свои особенности: она позволяет обнаружить недостатки предварительного и текущего контроля, устраняет их.

А также одной из самых известных форм проведения контроля налоговыми органами при уплате налогов являются камеральные налоговые проверки. Они осуществляются в отношении всех налогоплательщиков.

Камеральная налоговая проверка проводится в том месте, где находятся налоговые органы на основе документов и деклараций,

которые налогоплательщик представляет им, и других документов о

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

деятельности налогоплательщика, которые есть у налогового органа.

Выездная налоговая проверка - еще одна форма налогового контроля. Она дает возможность отследить точность уплаты налогов и сборов, а также проследить исполняет ли налогоплательщик налогов иные обязанности, возложенные на него законодательством о налогах и сборах. Выездная проверка проводится на том месте, где находится налогоплательщик. И только на основе постановления начальника или его заместителя налогового органа. Первое, что надлежит работникам налоговых органов предъявить в ходе проведения выездной налоговой проверки - это соответственное решение, которое оформлено в соответствии с законодательством. Выездная проверка не может длиться свыше двух месяцев. Но иногда возникают исключительные случаи, когда вышестоящий налоговый орган имеет право превысить срок выездной проверки до четырех и шести месяцев. В случаях, когда проводятся выездные проверки организаций, у которых есть филиалы и представительства, время проведения проверки возрастает на месяц для проведения выездной проверки каждого филиала и представительства. В срок проведения выездной проверки включается время пребывания проверяющих на территории проверяемого • налогоплательщика.

Налоговые органы не могут проводить в течение одного года две или больше выездные налоговые проверки по одинаковым налогам за один и тот же период. Результатом окончания выездной налоговой проверки является акт проверки, который необходимо составить в течении 2-х месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке, акт подписывается работниками налогового органа, которые проводили налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем. После этого акт выездной проверки вручается налогоплательщику или его представителю. Если он не подписывает акт и его получение, то в акте делается соответствующая запись и акт выездной проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта выездной проверки в этом случае считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в течении 2-х недель со дня получения акта выездной проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. Например, если налогоплательщик получает акт налоговой выездной проверки, во вторник, то двухнедельный срок начнет исчисляться со следующего понедельника.

Из вышесказанного следует, что налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм налогового контроля и поэтому налоговой службой стоит задача постоянного усовершенствования форм и методов налогового

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

контроля. Приоритетной целью улучшения форм и методов налогового контроля является повышение его действенности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.

В данном случае было бы полезно ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, которые осуществляют контрольные проверки. Предназначение такой оценки, состоит в том, что налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов за каждое проверенное предприятие - исходя из деления на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности. За отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное число баллов. Сумма набранных баллов дает основание для вывода о его служебном соответствии.

Как уже известно, налогоплательщики обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Но в нашей стране исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего. А то, что плательщики налогов избегают от уплаты налогов легальными и нелегальными методами, что говорит о не безупречности налогового законодательства.

А значит, в первую очередь нужно улучшить законодательную базу, которая регулирует организацию и проведение налогового контроля. Для этого не помешало бы взять самое лучшее и подходящее для наших условий из опыта зарубежных государств в этой области.

Эффективность контрольной работы налоговой инспекции возрастет, если будут улучшены действующие процедуры налогового контроля:

- системы отбора плательщиков налога для проведения проверок;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

- форм и методов налоговых проверок.

Улучшение всех этих основ позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. При улучшении работы с кадрами перспективным будет переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Усовершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

- нужно увеличить число совместных проверок с органами налоговой полиции;

- проводить проверки предприятий, которые допускают скрытие налогов в больших размерах;

- проводить рейды в вечернее и ночное время;

- проводить перекрестные проверки;

- применять косвенные методы исчисления налогов.

Данный перечень путей усовершенствования, конечно же, не является

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

полным, и нужно искать дальнейшие направления, которые улучшат контрольные работы налоговой инспекции.

Литература:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Юрайт, 2016.

2. Налоги и налоговая система РФ: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Под научной ред. Л.И. Гончаренко. - М.: Юрайт, 2014

3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для бакалавров - 3-е издание, перераб. и доп. - М: Юрайт, 2014

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - URL: https:// www.nalog.ru

5. «Налоговая помощь» - материалы по проблемам взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов, налоговые споры. - URL: https:// www.taxhelp.ru

6. Российская Газета. - URL: https://www.rg.ru •

7. Форум налоговиков. - URL: https://www.fiscali.ru

8. В помощь о налогах. - URL: https://www.nalogitax.ru

9. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - URL: https:// www.economy.gov. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.