Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ'

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНТРОЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазуренко Светлана Валентиновна

В статье рассматривается проблема эффективности оценки качественных и количественных показателей деятельности налоговых органов и налогового контроля. Изучается и приводится сравнительная оценка понятия «налоговый контроль» различными авторами и учеными. Приводится обобщение мнений с предоставлением общего итогового понятия. Устанавливаются субъекты и объекты налогового контроля. Отмечено, что в процессе контроля необходимо оценивать законность, своевременность и достоверность исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов. Перечислены основные формы отчетности подлежание оценке для выявления эффективной контрольной работы налоговых органов. Определяются основные показатели эффективной оценки проведения налогового контроля налоговыми органами в Российской Федерации. Сделан вывод о возможность объективно оценить результаты деятельности и организацию контрольной работы налоговых органов, выявить «узкие» места, обозначить ряд задач для решения выявленных проблем в ходе налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MAIN INDICATORS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF ITS IMPLEMENTATION

The article deals with the problem of the effectiveness of the assessment of qualitative and quantitative indicators of the activities of tax authorities and tax control. A comparative assessment of the concept of "tax control" by various authors and scientists is studied and presented. A summary of opinions is given with the provision of a general final concept. Subjects and objects of tax control are established. It is noted that in the process of control, it is necessary to assess the legality, timeliness and reliability of the performance of taxpayers ' obligations to pay taxes and fees. The main forms of reporting that are subject to evaluation to identify the effective control work of tax authorities are listed. The main indicators of effective assessment of tax control by the tax authorities in the Russian Federation are determined. It is concluded that it is possible to objectively assess the results of the activities and organization of the control work of the tax authorities, to identify "bottlenecks", to identify a number of tasks to solve the identified problems in the course of tax control.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ»

УДК 336.1

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

С. В. Мазуренко

В статье рассматривается проблема эффективности оценки качественных и количественных показателей деятельности налоговых органов и налогового контроля. Изучается и приводится сравнительная оценка понятия «налоговый контроль» различными авторами и учеными. Приводится обобщение мнений с предоставлением общего итогового понятия. Устанавливаются субъекты и объекты налогового контроля. Отмечено, что в процессе контроля необходимо оценивать законность, своевременность и достоверность исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов. Перечислены основные формы отчетности подлежание оценке для выявления эффективной контрольной работы налоговых органов. Определяются основные показатели эффективной оценки проведения налогового контроля налоговыми органами в Российской Федерации. Сделан вывод о возможность объективно оценить результаты деятельности и организацию контрольной работы налоговых органов, выявить «узкие» места, обозначить ряд задач для решения выявленных проблем в ходе налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, налог, налоговые органы, показатели деятельности, контроль, эффективность, оценка работы налоговых органов, показатели эффективности налогового контроля.

Для обеспечения экономической безопасности государства, охраны фискальных интересов на федеральном и муниципальном уровне предназначен налоговый контроль. Налоговый контроль является составной частью финансового контроля в системе государственного управления. Налоговые органы Российской Федерации являются неотъемлемой составляющей налогового контроля, поэтому существует особая необходимость изучения основных показателей эффективной оценки проведения налогового контроля.

Основной целью статьи является изучение широкого мнения многих авторов и ученых относительно трактовки понятия «налоговый контроль», провести обобщающую оценку мнений и определить, с помощью каких основных показателей

Мазуренко Светлана Валентиновна — старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь.

23

можно судить об эффективности качественной оценки деятельности налоговых органов.

Налоговый кодекс Российской Федерации [1] определяет понятие налогового контроля, в частности в п. 1 ст. 82 отмечено, что под налоговым контролем понимается деятельность специализированных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми органами и плательщиками сборов правовых актов о налогах и сборах в установленном порядке.

В учебной литературе многие авторы и учёные приходят ко мнению, что налоговый контроль целесообразно рассматривать в ключе управленческой деятельности.

Анализ трудов О. Б. Ивановой и Т. Р. Казарян [2, с. 75-88] позволил установить, что авторы придерживаются позиции, что налоговый контроль представляет собой особую деятельность по исполнению налогового законодательства, а также является инструментом управления налоговыми отношениями и налогообложения.

Автор К. В. Новоселов [3] считает, что налоговый контроль является основным инструментом, созданным государством с целью поддержания организационно -правовой системы управления.

О. А. Ногина [4, с.10] придерживается мнения, что налоговый контроль необходим для обеспечения надлежащего функционирования управляемого объекта и является неотъемлемой составляющей процесса управления.

Анализируя суждение Е. В. Поролло [5] о понятии налоговый контроль, автором установлено, что его позиция солидарна вышеперечисленным и проявляется так же, как элемент государственного управления, представляет особую деятельность по исполнению налогового законодательства.

П. В. Сигутов [6] считает, что налоговый контроль является необходимым элементом в управлении финансовой деятельностью государства и объективно участвует в экономической жизни общества.

Учитывая мнения авторов, можно отметить, что налоговый контроль — это особый вид деятельности специально-уполномоченных органов власти, в результате которых обеспечивается исполнение регламентированных нормами налогового законодательства обязанностей лиц в сфере налогообложения, проводится анализ, оценка, определяются основания для применения к ним принудительных мер, например, налоговых санкций, а также привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение налогового законодательства, повлекшее налоговое правонарушение.

Государственный налоговый контроль — это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение

налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

Налоговые органы Российской Федерации и её территориальные подразделения (например, Федеральная налоговая служба России) являются основными субъектами налогового контроля. Полномочия налоговых органов могут исполнять также другие органы (например, таможенные) в случае, если налогоплательщик при пересечении таможенной границы РФ обязан уплатить соответствующие налоги и сборы за перевозимый товар. Отдельными полномочиями по осуществлению проверок налогоплательщика наделены Счетная палата РФ, Министерство финансов России, органы внутренних дел и др.

Налоговые отношения, которые возникают непосредственно между государством, государственными налоговыми органами и налогоплательщиками принято считать объектом налогового контроля. Поэтому в большинстве современных литературных источников понятие "объект налогового контроля" трактуется как действие (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных лиц по уплате налогов и сборов и исполнению иных обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством. В процессе контроля оценивается законность, своевременность и достоверность исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов.

Для эффективной оценки деятельности налоговых органов могут использоваться разные качественные и количественные показатели, позволяющие сделать объективную, а не субъективную оценку их деятельности. Для того, чтобы провести оценку работы деятельности налоговых органов, к анализу принимается отчетность налоговых инспекций. Существуют две формы отчетности в качестве источника для проведения анализа: отчет о результатах контрольной работы налоговых органов и сведения о результатах проверок налогоплательщиков по соблюдению законодательства о налогах и сборах [7].

Данные отчеты содержат детальную информацию не только о количестве проведенных проверок, но также сведения по каждому виду налогов и сборов по отдельности, суммах доначислений как в целом, так и отдельно. Можно увидеть разбивку по видам бюджетов, видам проверок, по категории налогоплательщиков, а также по характеру платежей в бюджет. Представленная информация в такой отчетности считается количественной, так как все данные отражены в абсолютном выражении, например, в рублях.

Для оценки качественных показателей деятельности налоговых органов используют вычисления в относительных выражениях, например, в процентах, долях. Такие показатели рассчитываются по результатам деятельности контрольной работы налоговых органов за определенные периоды. Судить об эффективности проверки можно, сравнивая данные показатели в динамике за ряд лет.

Эффективность проведения проверок налоговыми органами и основные показатели эффективности налогового контроля можно определить, используя формулы 1-9.

Удельный вес налоговых нарушений показывает долю выявленных налоговых нарушений в общей совокупности проверок налоговыми органами:

НН

%НН = НН * 100% , (1)

где: %НН — удельный вес налоговых нарушений;

НН — выявленные налоговые нарушения;

НП — количество налоговых проверок.

Удельный вес доначислений показывает долю суммы платежей доначисленных в результате проверки в общей совокупности сумм поступлений в бюджет:

%ДН = ДН * 100% , (2)

где: %ДН — удельный вес доначислений в совокупности налоговых поступлений;

ДН — сумма платежей, доначисленных в результате проверки;

П — сумма поступлений в бюджет за период.

Показатель суммы доначислений на одну налоговую проверку показывает величину в абсолютном выражении суммы доначислений от одной налоговой проверки:

ДН/НП = НП , (3)

где: ДН/НП — сумма доначислений на одну налоговую проверку;

ДН — сумма доначисленных платежей;

НП — количество налоговых проверок.

Показатель суммы доначислений на одного инспектора показывает величину в абсолютном выражении суммы доначислений, выявленную одним налоговом инспектором, проводившим проверку:

ДН/НИ = НИ , (4)

где: ДН/НИ — сумма доначислений на одного налогового инспектора;

ДН — сумма доначисленных платежей;

НИ — количество налоговых инспекторов, проводивших проверку.

Коэффициент общей эффективности налогового контроля:

Коэ = | , (5)

где: Коэ — коэффициент общей эффективности налогового контроля;

Вз — сумма, взыскания из дополнительных начислений в расчете на одного работника;

З — сумма затрат на одного работника.

Показатель нагрузки на одного специалиста показывает количество налогоплательщиков, обсуживающихся одним налоговым сотрудником:

Нс=КН . (6)

где: Нс — нагрузка на одного специалиста;

КН — количество налогоплательщиков, которые состоят на учете; КС — количество налоговых специалистов.

Коэффициент эффективности выездной налоговой проверки показывает, сколько выявлено нарушений в ходе проведенной выездной проверки:

Энвп = —— , (7)

НВП ' 4 '

где: Энвп — коэффициент эффективности выездной налоговой проверки; Р — количество проверок, в которых выявлены нарушения; НВП — количество налоговых выездных проверок.

Коэффициент эффективности одного специалиста:

Энс = — , (8)

КНС ' 4 '

где: Энс — коэффициент эффективности на одного налогового специалиста; Р — количество проверок, в которых выявлены нарушения; КНС — количество налоговых специалистов.

Коэффициент взысканий:

Кв = — , (9)

ДН'

где: Кв — коэффициент взысканий;

В — общая сумма взысканий из суммы доначислений;

ДН — сумма доначислений, выявленных в ходе проведения проверок.

Вышеуказанные показатели могут сравниваться со средними показателями на региональном, окружном или федеральном уровнях. Качественные и количественные показатели вполне можно сопоставить с аналогичными показателями различных налоговых инспекций для оценки эффективности деятельности конкретного налогового органа. В итоге это дает возможность объективно оценить результаты деятельности и организацию контрольной работы налоговых органов, выявить «узкие» места, обозначить ряд задач для решения выявленных проблем в ходе налогового контроля.

Таким образом, для оценки эффективности налогового контроля разработаны разнообразные коэффициенты и показатели. Данные показатели можно

27

проанализировать в динамике для установления эффективности деятельности контрольных органов. Анализ динамических сдвигов качественной и количественной оценки налогового контроля позволит сформулировать выводы и рекомендации об эффективности деятельности налоговых органов. Очень важно проводить такую оценку не только в целом по региону, а также затрагивать оценку деятельности отдельных налоговых инспекций в городах и отдельных районах города. Такие меры помогут оценить эффективность их деятельности в рамках государственного налогового контроля, выявить проблемы функционирования и рекомендовать пути их преодоления.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, 05.08.2000, № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru

2. Иванова О. Б. Теоретико-методологические подходы к содержанию налогового контроля в рыночной экономике // Финансовые исследования. — 2012. — № 1 (34). — С. 75-88.

3. Новоселов К. В. Контроль налоговых органов за налогообложением прибыли организаций: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.10. — Екатеринбург: Ур. гос. эконом. ун-т., 2005.

4. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. — СПб., 2002. 159 с.

5. Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. — М., 1996. — 264 с.

6. Сигутов П. В. Направления совершенствования налогового контроля: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.10. — Иркутск: Байкал. гос. ун-т экономики и права., 2005.

7. Михасева Е. Н. Организация и методика проведения налоговых проверок. — Волгоград: Издательство Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2017. — 120 с.

KpbiMCKUû uaynubiu eecmnuK, № 1 (30), 2021

krvestnik.ru

TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MAIN INDICATORS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF ITS

IMPLEMENTATION

S.V. Mazurenko,

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Sevastopol State

University", Sevastopol

The article deals with the problem of the effectiveness of the assessment of qualitative and quantitative indicators of the activities of tax authorities and tax control. A comparative assessment of the concept of "tax control" by various authors and scientists is studied and presented. A summary of opinions is given with the provision of a general final concept. Subjects and objects of tax control are established. It is noted that in the process of control, it is necessary to assess the legality, timeliness and reliability of the performance of taxpayers ' obligations to pay taxes and fees. The main forms of reporting that are subject to evaluation to identify the effective control work of tax authorities are listed. The main indicators of effective assessment of tax control by the tax authorities in the Russian Federation are determined. It is concluded that it is possible to objectively assess the results of the activities and organization of the control work of the tax authorities, to identify "bottlenecks", to identify a number of tasks to solve the identified problems in the course of tax control.

Keywords: tax control, tax, tax authorities, performance indicators, control, efficiency, assessment of the work of tax authorities, indicators of the effectiveness of tax control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.