Научная статья на тему 'Налоговый контроль по налогу на добавленную стоимость в регионах Сибирского федерального округа'

Налоговый контроль по налогу на добавленную стоимость в регионах Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НЕЗАКОННОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС / TAX CONTROL / VALUE-ADDED TAX / VAT ILLEGAL REFUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреенко Анна Павловна, Гомбожапова Светлана Викторовна

Анализируются результаты налогового контроля по налогу на добавленную стоимость (НДС) в регионах Сибирского федерального округа (СФО) в 2006-2010 гг. Рассматривается проблема низких поступлений НДС в бюджетную систему. Приведен рейтинг регионов СФО по уровню доначислений НДС, доли экспорта в валовом региональном продукте и удельному весу налоговых вычетов по НДС. Даны предложения по улучшению сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL OVER VALUE-ADDED TAX IN THE REGIONS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

The article analyzes the results of tax control of the VAT in the regions of the Siberian Federal District (SFD) in 2006-2010. The problem of low VAT revenue into the budget system connected with VAT illegal refund is studied. The authors present the ranking of the SFD regions according to the level of additional charges of VAT, the share of exports in Gross Regional Product and the share of VAT deductions and suggest how to improve the current situation.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль по налогу на добавленную стоимость в регионах Сибирского федерального округа»

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 336.225.673(57) А.П. КИРЕЕНКО

ББК 65.261.41-28(2Рос) проректор по научной работе

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: [email protected]

C.B. ГОМБОЖАПОВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Анализируются результаты налогового контроля по налогу на добавленную стоимость (НДС) в регионах Сибирского федерального округа (СФО) в 2006—2010 гг. Рассматривается проблема низких поступлений НДС в бюджетную систему. Приведен рейтинг регионов СФО по уровню доначислений НДС, доли экспорта в валовом региональном продукте и удельному весу налоговых вычетов по НДС. Даны предложения по улучшению сложившейся ситуации.

Ключевые слова: налоговый контроль, налог на добавленную стоимость, незаконное возмещение НДС.

A.P. KIREENKO

Vice-Rector for Research, Baikal State University of Economics and Law,

Doctor of Economics, Professor, Irkutsk e-mail: [email protected]

S.V. GOMBOZHAPOVA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

TAX CONTROL OVER VALUE-ADDED TAX IN THE REGIONS OF SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

The article analyzes the results of tax control of the VAT in the regions of the Siberian Federal District (SFD) in 2006—2010. The problem of low VAT revenue into the budget system connected with VAT illegal refund is studied. The authors present the ranking of the SFD regions according to the level of additional charges of VAT, the share of exports in Gross Regional Product and the share of VAT deductions and suggest how to improve the current situation.

Keywords: tax control, value-added tax, VAT illegal refund.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее «проблемных» налогов в российской налоговой системе. Методика исчисления налога, позволяющая применять налоговые вычеты, и возмещения

налога по методу начислений используется для создания различных схем уклонения от уплаты налога и даже прямого изъятия средств из бюджета. В целом по России за последнее десятилетие сумма возмещения

© А.П. Киреенко, С.В. Гомбожапова, 2012

экспортерам НДС из федерального бюджета увеличилась с 97,4 млрд р. в 2000 г. до

I 122,7 млрд р. в 2010 г., или более чем в

II раз, при увеличении экспорта российской продукции за аналогичный период — менее чем в 5 раз [1, с. 37].

Налоговая отчетность Управления федеральной налоговой службой (УФНС) по субъектам СФО отражает растущие год от года суммы налоговых вычетов. Общая сумма налоговых вычетов как по внутренним, так и по внешним операциям непрерывно растет в абсолютном выражении одновременно с ростом начисления налога. Проблема в том, что темп роста вычетов существенно опережает рост начисленных сумм налога. Об опережающем росте вычетов НДС можно судить по данным табл. 1.

Таблица 1

Динамика доли налоговых вычетов по НДС в начисленной сумме налога

по субъектам СФО за 2006—2010 гг., %

Субъекты 2006 2007 2008 2009 2010

Республика Алтай 96,4 96,1* 97,8** 95,7

Республика Бурятия 81,5 88,0 87,4 86,6 92,0

Республика Тыва 93,0 93,9 91,8 108,6 92,6

Республика Хакасия 93,4 107,2 108,4 106,2

Красноярский край 90,4 95,4 95,9 96,8 94,8

Иркутская область 87,6 94,3 93,9 99,0 103,3

Кемеровская область 88,2 90,4 91,6 94,7 92,5

Новосибирская область 91,0 92,7 92,4 91,9

Омская область 87,0

Томская область 87,9 92,7 92,3 89,4 87,6

Читинская область 86,8 84,8

* За 9 месяцев 2008 г.; ** за 10 месяцев 2009 г.

Составлено по данным формы налоговой отчетности 1-НДС «О структуре начисления налога на добавленную стоимость» УФНС по субъектам СФО

Данные табл. 1 показывают, что отношение суммы вычетов к начисленной сумме налога в большинстве субъектов СФО превышает 90%. При сохранении тенденции опережающего роста вычетов может возникнуть ситуация, при которой суммы налога, начисленные к уплате в бюджет, и суммы налога, принятые к вычету, окажутся равными, что противоречит экономическому

смыслу налога и представляет угрозу для доходов бюджета.

Высокая доля вычетов в регионах с экспортной направленностью в какой-то степени объяснима. Чем выше доля экспорта, тем значительнее сумма НДС, подлежащая возмещению экспортерами, и, следовательно, ниже объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на территории региона. Серьезные сомнения относительно законности и достоверности заявленных плательщиками сумм вычетов вызывает аналогичная ситуация в регионах с незначительной долей экспорта валового регионального продукта (ВРП). Проанализируем взаимосвязь данных показателей более подробно (табл. 2).

Таблица 2

Динамика доли экспорта в валовом региональном продукте по субъектам СФО за 2006—2009 гг., %

Субъекты 2006 2007 2008 2009 2006-2009

СФО* 34,0 29,4 25,7 22,2 27,8

Республика Алтай 5,3 3,8 4,3 3,8 4,3

Республика Бурятия 8,6 8,6 7,6 11,2 9,0

Республика Тыва 0,4 0,1 0,1 0,8 0,3

Республика Хакасия 64,9 83,5 80,9 49,1 69,6

Красноярский край 40,4 46,0 33,2 29,0 37,2

Иркутская область 37,0 31,9 33,1 25,3 31,8

Кемеровская область 51,8 44,5 47,4 45,9 47,4

Новосибирская область 9,9 10,9 9,7 7,9 9,6

Омская область 51,4 5,3 4,5 3,5 16,2

Томская область 10,7 11,2 8,3 7,5 9,4

Читинская область 7,8 8,9 4,4 4,7 6,4

* Без учета Алтайского края.

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http: / / www.gks.ru.

В зависимости от доли экспорта в ВРП среди субъектов СФО можно выделить:

- регионы, в которых доля экспорта в ВРП значительно выше его среднего значения по округу (Республика Хакасия — 69,6%, Кемеровская область — 47,4% и Красноярский край — 37,2%), среднее значение по округу — 27,8%;

- регионы, в которых доля экспорта в ВРП на уровне его среднего значения по округу (Иркутская область — 31,8%);

- регионы, в которых доля экспорта в ВРП значительно ниже его среднего значения по округу (Новосибирская область — 9,6%, Томская область — 9,4%, Республика Бурятия — 9,0%, Читинская область — 6,4%, Омская область — 3,5%, Республика Алтай — 4,3% и Республика Тыва — 0,3%).

В среднем за 2006-2009 гг. более четверти созданной экономикой округа продукции экспортируется в страны СНГ и дальнего зарубежья. Наиболее экспортно-ориентированными регионами округа являются Республика Хакасия (69,6%), Кемеровская область (47,4%), Красноярский край (37,2%) и Иркутская область (31,8%). Однако в течение рассматриваемого периода в данных регионах экспорт продукции имеет тенденцию к снижению, а общая сумма вычетов по НДС в начисленной сумме в 2010 г., наоборот, к возрастанию (табл. 3).

Таблица 3

Изменение доли экспорта в ВРП и доли налоговых вычетов в начисленном НДС в отдельных субъектах СФО, %

В Республике Хакасия данные за 2010 г., к сожалению, не представлены на сайте УФНС региона. Доля вычетов по НДС в регионе за 2009 г. составила 106,2%, что на 13,2% больше, чем в 2006 г. Увеличение доли налоговых вычетов в начисленной сумме налога наблюдается и по остальным экспортным регионам округа. По итогам 2010 г. по сравнению с предыдущим годом и в Красноярском крае, и Кемеровской области анализируемый показатель снизился на два пункта, а в Иркутской области, наоборот, увеличился на четыре пункта. Тот факт, что при значительно меньшей доли экспорта вычеты по НДС в Иркутской области находятся на уровне Республики Хакасия, не может быть объяснен экономическими причинами, так как по уровню экономического развития региона Республика Хакасия заметно уступает Иркутской области. Следовательно, возникает предположение о нарушениях налогового законодательства и слабом налоговом кон-

троле за достоверностью исчисления НДС в Иркутской области.

Проблема необоснованности и недостоверности заявленных вычетов по внутренним операциям стоит не менее серьезно и масштабно, чем при осуществлении экспортных операций. Подтверждением этому служат значительные суммы вычетов за 2010 г. в Республиках Тыва и Алтай, а также в Новосибирской области — 92,6%, 95,7% и 91,9% соответственно. Высокая доля вычетов в Республиках Тыва и Алтай может быть частично объяснена низкой рентабельностью или убыточностью большинства предприятий ввиду экономической неразвитости региона, так как местные малые и средние производители не выдерживают конкуренции в ценовой политике со стороны более крупных производителей других регионов. Что касается высокой доли вычетов в наиболее экономически развитом регионе округа — Новосибирской области, то ее можно объяснить только значительными масштабами уклонения от уплаты налога.

Сравним данные о вычетах по НДС и экспорту с данными о доначислениях по НДС на одну результативную проверку в регионах СФО.

Для наглядности значение показателя по субъектам СФО сопоставим с его средним значением по округу, которое принято за единицу (табл. 4).

В зависимости от суммы доначисленных платежей на одну выездную проверку, выявившую нарушение налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость, выделены:

- регионы, в которых приведенный показатель значительно выше его среднего значения по округу (Новосибирская область — 1,9, Омская область — 1,4 и Республика Хакасия — 1,3);

- регионы, в которых приведенный показатель на уровне его среднего значения по округу (Кемеровская область — 1,1, Читинская область — 0,9 и Республика Тыва — 0,9);

- регионы, в которых приведенный показатель ниже его среднего значения по округу (Красноярский край — 0,8, Иркутская область — 0,8 и Томская область — 0,7);

- регионы, в которых приведенный показатель значительно ниже его среднего зна-

Субъекты Изменение доли экспорта в вРп Изменение доли налоговых вычетов в начисленном НДС

Красноярский край -3,2 +4,4

Иркутская область -5,2 +5,7

Кемеровская область -4,4 +4,3

чения по округу (Республика Алтай — 0,6 и Республика Бурятия — 0,6).

Увеличение абсолютной суммы доначислений в течение 2006-2009 гг. отмечается по всем регионам, входящим в состав СФО за исключением Омской области (рис.).

В Республике Хакасия по итогам контрольной работы всего за девять месяцев 2010 г. обеспечено рекордное увеличение

показателя: с 2 229,3 тыс. р. в 2009 г. до

12 728,9 тыс. р., или в 5,7 раз.

В Иркутской области в 2010 г. сумма вычетов составила 103,3% от начисленной суммы налога, доля экспорта в ВРП за 2009 г. — 25,3%, а сумма доначислений по налогу — 1 725,9 тыс. р., что заметно уступает даже тем регионам, где доля экспорта не велика.

Таблица 4

Динамика доначислений по НДС на одну выездную проверку, выявившую нарушение налогового законодательства в субъектах СФО по отношению к среднему значению

по округу, в 2006—2010 гг.

Субъекты 2006 2007 2008 2009 2010** 2006-2009

СФО* 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

Республика Алтай 0,2 1,0 0,8 0,3 0,8 0,6

Республика Бурятия 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

Республика Тыва 0,3 0,7 1,1 1,4 0,5 0,9

Республика Хакасия 1,3 1,2 1,8 1,0 6,2 1,3

Красноярский край 0,9 0,9 0,7 0,7 1,0 0,8

Иркутская область 0,9 0,8 0,8 0,7 0,8 0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кемеровская область 0,9 0,9 1,3 1,3 1,3 1,1

Новосибирская область 1,4 2,1 2,1 1,8 1,6 1,9

Омская область 2,4 1,2 1,0 0,8 0,9 1,4

Томская область 1,1 0,7 0,6 0,6 0,5 0,7

Читинская область 0,5 0,5 0,8 1,7 1,1 0,9

* Без учета Алтайского края; ** отчетные данные по Республике Алтай, Республике Хакасия и Кемеровской области за 9 месяцев 2010 г.

4 000 3 000 2 000 1 000 0

О'

04

О.І

к

5

и

ГО

*

ГО

X

ГО

*

5

Ц

ю

>

п

и

ф

0_

о

'«О

го

а

*

> 5 5 * и

а

к

0

1 и го а

о

ШШШІ

.0

н

и

го

ц

ю

о

к

го

*

и

н

*

а

гч

чґ

о

00

гч

.0

н

и

го

ц

ю

о

к

го

*

и

со

о

а

ш

3

ш

т

оо

.0

н

и

го

ц

ю

о

к

го

*

и

а

г

ю

5

и

О

со

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

0^

0^

IV

о

.0

н

и

го

ц

ю

о

к

го

*

и

3

о

.0

н

и

го

ц

ю

о

к

го

*

и

3

о

'«О

т

1^

аз

н

и

го

ц

ю

0

к

го

*

и

1 5 I-5 Т

□ 2006 г. □ 2009 г.

Динамика доначислений по налогу на добавленную стоимость на одну выездную проверку, выявившую нарушение налогового законодательства по СФО (в разрезе субъектов), за 2006—2009 гг., р.

Значительное увеличение суммы доначислений по НДС наблюдается в Читинской области (с 448,0 тыс. р. до 2 242,7 тыс. р. (в 5 раз)) и Республике Тыва (с 274,5 тыс. р. до 1 092,7 тыс. р. (в 4 раза)). Среднее значение суммы доначислений по НДС за 2006-2009 гг. в данных двух регионах по отношению к среднему значению по округу одинаково и составляет 0,9. Однако доля вычетов по НДС в Республике Тыва остается на уровне более высоком, чем в Читинской области.

Заметно увеличилась сумма доначислений по НДС в Кемеровской (в 3,4 раза) и Новосибирской областях (в 2,9 раза). Результаты контроля за исчислением и уплатой НДС в Республике Хакасия, Новосибирской и Омской областях показывают, что резервы сбора этого налога еще не исчерпаны. Основной резерв роста доходов бюджета от администрирования НДС — контроль за правомерностью применения налоговых вычетов и подтверждение права на применение нулевой ставки.

Сопоставив рассмотренные данные, построим рейтинг субъектов СФО по уровню доначислений НДС, доли экспорта в ВРП и удельному весу налоговых вычетов по НДС (табл. 5). Средние значения по СФО приняты за единицу.

Таблица 5

Ранжирование субъектов СФО в соответствии с показателями налогового контроля по НДС (СФО-1)

Субъекты Доначисления на одну ВНП, выявившую нарушения Доля экспорта в ВРП Доля вычетов в начисленном НДС

Новосибирская область 1,9* 0,3 0,99

Омская область 1,4 0,6 0,94

Республика Хакассия 1,3 2,5 1,12

Кемеровская область 1,1 1,7 0,99

Читинская область 0,9 0,2 0,9

Республика Тыва 0,9 0,1 1,04

Иркутская область 0,8 1,1 1,03

Красноярский край 0,8 1,3 1,02

Томская область 0,7 0,3 0,97

Республика Алтай 0,6 0,2 1,04

Республика Бурятия 0,6 0,3 0,94

* Выделены значения, превышающие средние показатели по округу.

Сравнивая данные о доначислениях и доле вычетов, можно сделать следующие выводы. Лучше всего контрольная работа организована в Омской области, так как в этом регионе уровень соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства существенно лучше, чем в других регионах (самая низкая доля налоговых вычетов) и результативность проверок по НДС выше (доначисления на одну проверку в 1,4 раза выше среднего показателя). В Новосибирской области высокая результативность проверок не приводит к значительному улучшению налоговой дисциплины плательщиков. Худшие показатели результатов налогового контроля и соблюдения налогового законодательства демонстрируют регионы, в которых показатели доначислений ниже среднего уровня, а доля вычетов по НДС выше среднего уровня: Республика Тыва, Иркутская область, Красноярский край и Республика Алтай.

Закономерным результатом сложившейся ситуации является перераспределение финансовых потоков с территорий СФО в федеральный бюджет за 2010 г. (табл. 6).

Сравнивая данные табл. 6 с результатами проведенного анализа, можно отметить, что регионы не заинтересованы в увеличении сбора НДС — низкие результаты налогового контроля и низкая налоговая дисциплина плательщиков не мешают получать средства из федерального бюджета. Лидером здесь опять является Иркутская область (максимальные трансферты из федерального бюджета при отрицательных поступлениях в федеральный бюджет с территории области).

Таким образом, существующий порядок исчисления НДС является одним из скрытых механизмов перераспределения бюджетных средств между территориями и налогоплательщиками и в то же время используется для отмывания денег, служит материальной базой коррупции. Например, при экспорте леса экспортеры для получения возмещения НДС из бюджета используют подставные фирмы, лес приобретается в большинстве случаев за наличный расчет, налоги от вырубки и перепродажи леса в бюджет не поступают, а денежные средства, полученные из бюджета, обналичиваются и используются в теневом обороте. При этом региональные и местные органы власти не заинтересованы в сокращении возврата НДС, так как, во-первых, этот

Таблица 6

Прямые и обратные финансовые потоки из регионов в федеральный бюджет за 2010 г.,

млн р.

Субъекты Поступления в федеральный бюджет Безвозмездные перечисления (в консолидированный бюджет субъекта) от бюджетов других уровней Баланс Безвозмездные перечисления к поступлениям, %

1 2 3 4 (2 - 3) 5 (3/2)

Российская Федерация 3 174 306,9 1 397 181,8 1 777 125,1 44,0

Сибирский федеральный округ 161 074,9 205 675,8 -44 600,9 127,7

Республика Алтай 1 440,6 9 021,1 -7 580,5 626,2

Республика Бурятия 2 027,6 20 751,2 -18 723,5 1 023,4

Республика Тыва 545,7 11 467,4 -10 921,7 2 101,5

Республика Хакасия -1 557,7 4 689,2 -6 246,8 -301,0

Алтайский край 10 580,4 32 245,3 -21 664,9 304,8

Красноярский край 24 924,6 26 840,4 -1 915,8 107,7

Иркутская область -3 799,1 24 202,0 -28 001,1 -637,0

Кемеровская область 22 179,8 18 596,2 3 583,6 83,8

Новосибирская область 29 252,9 18 627,4 10 625,6 63,7

Омская область 18 261,8 11 059,8 7 202,0 60,6

Томская область 52 719,3 10 834,9 41 884,5 20,6

Забайкальский край 4 498,9 17 341,0 -12 842,1 385,4

Источник: [2, с. 39].

налог полностью зачисляется в федеральный бюджет, а во-вторых, увеличение теневого денежного оборота позволяет поддерживать уровень жизни населения, не тратя на это бюджетные средства, в-третьих, как уже было отмечено, это питает коррупцию.

Решением проблемы может быть перераспределение части НДС на региональный и местный уровень с одновременной отменой возмещения НДС для посредников, что будет способствовать как сокращению незаконных операций (в Иркутской области это

незаконная вырубка леса), так и снижению экспорта непереработанных материалов. Чтобы при этом товары, экспортируемые посредниками, оставались конкурентоспособными на внешнем рынке, для них можно предусмотреть льготу — освобождение от уплаты налога без возмещения налога, уплаченного при приобретении товара. Региональные и местные бюджеты будут иметь свои собственные доходные источники, тесно связанные с хозяйственной деятельностью на территории региона.

Список использованной литературы

1. Пансков В.Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС // Финансы. 2011. № 8. С. 37-42.

2. Сибирское экономическое обозрение: информ.-аналит. вып., янв.-дек. 2010 г. Новосибирск, 2011. Вып. 25.

Refeгenses

1. Panskov У^. Vozmozhnye ри^ resheniya ргоЫету nezakonnogo vozmeshcheniya NDS // Finansy. 2011. № 8. S. 37-42.

2. Sibirskoe ekonomicheskoe obozrenie: inform.-analit. vyp., yanv.-dek. 2010 д. Novosibirsk, 2011. Уур. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.