Научная статья на тему 'Налоговый контроль как фактор обеспечения экономической безопасности региона'

Налоговый контроль как фактор обеспечения экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафин Тимур Рустамович

Рассмотрены финансово-экономические показатели региона и показатели налогового контроля Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мустафин Тимур Рустамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AX CONTROL AS A SECURITY FACTOR ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Considered the financial and economic indicators of the region and indicators of tax control of the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль как фактор обеспечения экономической безопасности региона»

УДК: 336.221.2

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12081

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Мустафин Тимур Рустамович

главный специалист-эксперт УФНС России по Республике Башкортостан Россия, г. Уфа

Аннотация: рассмотрены финансово-экономические показатели региона и показатели налогового контроля Республики Башкортостан.

Ключевые слова: налоговый контроль, экономическая безопасность, Республики Башкортостан.

AX CONTROL AS A SECURITY FACTOR ECONOMIC SECURITY OF THE

REGION

Mustafin Timur R.

chief expert

UFNS of Russia in the Republic of Bashkortostan Russia, Ufa

Abstract: considered the financial and economic indicators of the region and indicators of tax control of the Republic of Bashkortostan.

Keywords: tax control, economic security, Republic of Bashkortostan.

Башкирия является одним из главных сельскохозяйственных и индустриальных регионов России, также республика - один из ведущих нефтедобывающих регионов РФ, центр машиностроения и химической промышленности.

Согласно данным министерства экономического развития Республики Башкортостан (РБ), по объему валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал занимает 10 место среди субъектов РФ, вводу в действие жилых домов - 5 место, сельскому хозяйству, экспорта и объему платных услуг населению - 7 место, обороту организаций - 9 место [1].

В 2018 году социально-экономическое положение Республики Башкортостан характеризовалось ростом промышленного производства, оборота розничной торговли, увеличением номинальной и реальной заработной платы, снижением безработицы.

"Строительство"

Рисунок 1 - Показатели экономического развития по РБ и РФ за 2018 год, % к

предыдущему году

Индекс промышленного производства за 2018 год составил 103,4%, в том числе по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» - 109,4%, «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» - 107,8%, «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» - 103,4%.

Республика является лидером среди регионов России по выпуску кальцинированной соды, дизельного топлива, двигателей, надувных судов, стекла листового, автобетононасосов, прицепов и полуприцепов.

Оборот розничной торговли в 2018 году сформировался на уровне 879,5 млрд. рублей, или 102,6% к уровню 2017 года. Сельскохозяйственное производство во всех категориях предприятий в 2018 году определилось на уровне 152,2 млрд. рублей, или 99,1% к уровню 2017 года.

По основным показателям сельхозпроизводства Башкирия занимает ведущие позиции среди субъектов России по производству: 1-е место по говядине, кумысу и товарному меду, 2-е место по молоку, поголовью КРС, 3-е место по поголовью лошадей, по овощам в закрытом грунте, 4-е место по картофелю.

Объем работ, исполненных по виду деятельности «Строительство», составил 188,6 млрд. рублей, что на 8,5% меньше уровня 2017 года, объем ввода в действие жилых домов составил 2288,3 тыс. кв. м - на 7,0% меньше 2017 года.

Среднемесячная зарплата в 2018 году повысилась на 8,7% в номинальном выражении на 6,2% в реальном, составив 33016,6 руб. Среднедушевые денежные доходы повысились в номинальном выражении на 0,9% и составили 28687,1 руб. Реальные денежные доходы населения уменьшились на 2,7% к уровню 2017 года [1].

По состоянию на 1 января 2019 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,98%, что на 0,05 процентного пункта ниже уровня аналогичного периода предыдущего года.

Рисунок 2 - Показатели социальной сферы по РБ

за 2018 год, % к предыдущему году

В консолидированный бюджет РБ за 2018 год поступило доходов в сумме 239,9 млрд. руб. с ростом к уровню 2017 года на 19,3%.

За 2018 год государственный долг республики сократился с 18,2 до 16,2 млрд. рублей. Долговая нагрузка снизилась с 13,8% до 10,0% к объему доходов бюджета республики без учета безвозмездных поступлений.

Указанные показатели не стали бы возможными, не будь организована в регионе работа по обеспечению экономической безопасности и особенно хотелось бы выделить один из его факторов - реализация функций налогового контроля.

В соответствии с законодательством Российской Федерации основным субъектом налоговых правоотношений, реализующих функции налогового контроля является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

В Республике Башкортостан такими органами являются Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан и 14 инспекций межрайонного уровня, среди которых следует отдельно выделить единый регистрационный центр (Межрайонная

407

ИФНС России №39 по Республике Башкортостан), который выполняет функцию налогового контроля по регистрации и учету налогоплательщиков и созданная в этом году Межрайонная ИФНС России №4 по Республике Башкортостан осуществляющая работу по взысканию задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Налоговый контроль является одним из факторов и важной составляющей обеспечения экономической безопасности региона. Важной целью налоговых органов, является задача обеспечения поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также во внебюджетные фонды. Решение поставленной цели возможно лишь в том случае, когда имеется работающий механизм налогового контроля, функционирующий в сочетании с грамотно отлаженной налоговой политикой. Грамотно сформированные налоговые механизмы позволяют существенно снизить налоговую преступность, уменьшить теневой сектор экономики, и в результате этого обеспечить устойчивость бюджетной системы государства.

В условиях становления и реформирования налоговой системы России, налоговый контроль как фактор обеспечения экономической безопасности стал играть важную роль. Точно устроенные механизмы налогового контроля могут в существенной степени снизить вероятность ухода экономической деятельности в теневой сектор. Налоговый контроль также не должен быть препятствием деятельности добросовестного субъекта экономики, выполнение законно возложенных государственных органов обязанностей по уплате налогов не должно требовать излишне больших ресурсных расходов. В этой связи повышение эффективности проведения мероприятий налогового контроля влияет как на показатели деятельности самого налогового органа, так и улучшение социально-экономического состояния региона.

Налоговая преступность, также оказывает большое воздействие на ограничение развития экономики. Она наносит существенный ущерб, так как затрагивает все сферы экономической деятельности. Налоговая преступность способствует увеличению масштабов теневой экономики, криминализации важных сфер жизни, последствия чего выражаются в нарушении образования бюджетов всех уровней, которые не получают значительное количество денежных средств. Все это создает угрозы безопасности личности, общества, государства.

Согласно данным УФНС России по Республике Башкортостан за 2018 год на территории Башкирии налоговыми органами в бюджеты всех уровней собрано 423 млрд рублей. По сравнению с 2017 годом поступления увеличились на 25,7%. В консолидированный бюджет региона поступило 163 млрд 293 млн рублей, с ростом к прошлому году на 24%. Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование за указанный период составила 109 млрд 182 млн рублей, с ростом к 2017 году на 7,8% [2].

Общий объем поступлений в рамках контрольно-аналитической работы в 2018 году составил 5 млрд 230 млн рублей - с ростом к 2017 году на 29%. В том числе, по результатам добровольного уточнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств поступило 2 млрд 322 млн рублей или 44,4% в общей сумме поступлений по контрольно-аналитической работе. По сравнению с 2017 годом эти поступления выросли в 2,7 раза.

Результативность выездных налоговых проверок в 2018 году возросла на 3,2% и составила 2 млрд 545 млн рублей.

Здесь следует отметить, что контрольная деятельность в налоговых органах республики работает на повышение эффективности проводимых мероприятий и проводится на риск-основе.

Количество проверок из года в год сокращается (с 2013 сократилось с 2000 до 150

в год).

Это все результаты совершенствования реализации контрольных функций налогового органа, которые обусловлены совершенствованием налогового законодательства.

По состоянию на 1 января 2019 года в Республике Башкортостан 22 тыс хозяйствующих субъектов зарегистрировали более 58 тысяч единиц онлайн-касс. По сравнению с 2017 годом количество аппаратов ККТ нового поколения и ее владельцев возросло в 1,8 и 2 раза соответственно. Основной задачей на 2019 год является усиление контрольной работы за соблюдением порядка применения онлайн-касс в рамках третьего, заключительного, этапа перехода на новый порядок регистрации и применения контрольно-кассовой техники.

Совокупная задолженность по налогоплательщикам, управляемым налоговыми органами РБ, по итогам работы за 2018 год сократилась на 3 млрд 475 млн рублей или на 13,7%, и составила 21 млрд 869 млн рублей.

Список литературы:

1. Сайт Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. - URL: https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/makrojekonomika/analiz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rb/ (дата обращения 23.10.2019).

2. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - URL: nalog.ru (дата обращения 23.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.