Научная статья на тему 'Налоговые споры (некоторые аспекты их урегулирования в досудебном порядке)'

Налоговые споры (некоторые аспекты их урегулирования в досудебном порядке) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ОБЖАЛОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин Сергей Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов, связанных с досудебным порядком урегулирования налоговых споров. В частности, изложены мнения авторов об обжаловании решений налоговых органов в ряде зарубежных стран. Проанализированы статистические данные. Обращено внимание на практические налоговые материалы и выводы судов, рассматривающие экономические споры в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax disputes (some aspects of their extrajudicial dispute resolution)

The article describes some aspects related to the extrajudicial tax dispute resolution. In particular, the article contains the views of the authors on appealing against decisions of tax authorities in some foreign countries. Statistical data is analyzed. Attention is drawn to practical tax materials and court findings dealing with economic disputes in Russia.

Текст научной работы на тему «Налоговые споры (некоторые аспекты их урегулирования в досудебном порядке)»

© 2019 г. С. C. Шишкин

налоговые споры (некоторые аспекты их урегулирования в досудебном порядке)

DOI: 10.24411/2226-6720-2019-10036

Шишкин Сергей Сергеевич - канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Гражданский и арбитражный процессы» Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Ижевский институт (филиал)

(E-mail: shishkinsergey@mail.ru)

Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну.

Мсороко ямомото

Наравне с тем, что законодатель позволяет налогоплательщику обжаловать любые решения (действия, бездействия) налоговых органов в судебном порядке, налоговое законодательство РФ предусматривает досудебный порядок урегулирования спора.

Отношения, которые складываются между налогоплательщиками и налоговыми органами, изначально, носят конфликтный характер. Объясняется это тем, что налогоплательщики обязаны уплачивать налоги, сборы, страховые взносы в обязательном порядке, представлять налоговую отчетность. А налоговые органы вправе требовать этого, проводить налоговые проверки, за неуплату обязательных платежей привлекать к налоговой ответственности, начислять пени. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой: «они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, - принадлежит властное полномочие, а с другой - налогоплательщику - обязанность повиновения»1.

Досудебный порядок урегулирования спора является некоей дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщика.

И здесь интересен зарубежный опыт. Как указывают авторы, исследующие вопросы оспаривания актов налоговых органов на международной арене, «досудебное урегулирование налоговых споров, или досудебный аудит, - это универсальный правовой институт, которым обладают практически все развитые и развивающиеся государства, стремящиеся выстроить одновременно жесткую и гибкую систему налогового администрирования, отвечающую современным стандартам эффективной налоговой политики»2. Соглашаясь с данным мнением,

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции».

2 Казачкова З.М., Летавина Е.А. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 45 - 49.

отметим, что Российский законодатель, вводя обязательный досудебный аудит в нашей стране, бесспорно, учитывает опыт, складывающийся на международной арене.

В ряде зарубежных стран данный порядок существует уже давно. Например, в США, должностные лица апелляционного департамента Службы внутренних доходов США пользуются широкими полномочиями по урегулированию споров, включая заключение соглашений (например, когда существует высокая вероятность, что при судебном рассмотрении спор будет решен не в пользу налогового органа)3.

В России процедура досудебного урегулирования налогового спора в вышестоящем налоговом органе является обязательной, при этом законодатель не исключает обжалования решений (действий, бездействий) в последующем в судебном порядке (ст.138 НК РФ). Это позволяет авторам утверждать, что «досудебный порядок обжалования не заменяет правосудие и не лишает права на судебную защиту и при выборе удачных и эффективных правовых решений способен значительно снизить нагрузку на судебную систему при сохранении качества защиты прав и законных интересов налогоплательщиков»4. И с этим действительно следует согласиться, так как досудебный порядок урегулирования споров в вышестоящем налоговом органе является неким «фильтром», выявляющим ошибки нижестоящих налоговых органов, как материально-правового, так и процессуально-правового характера.

Суды, в свою очередь, рассматривая дела, строго следуют этим правовым положениям. В тех случаях, когда налогоплательщик обращается в суд, не обжаловав в соответствующей части решение налогового органа, суд оставляет заявление налогоплательщика в этой части без рассмотрения. Так, например, Арбитражный суд Курганской области оставил заявление общества в части возложения на инспекцию обязанности возвратить уплаченные по решению платежи без рассмотрения в связи с несоблюдением в этой части обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Суд апелляционной инстанции подтвердил, что доказательств соблюдения установленного пунктом 2 статьи 138 НК РФ обязательного досудебного порядка урегулирования спора в этой части обществом в материалы дела не представлено, и поддержал судебный акт нижестоящего суда5.

Обратим внимание на официальную статистику региональных налоговых органов (Удмуртская Республика), показывающую положение дел в данной части. Для этого воспользуемся материалом, который размещен на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту.

3 Белоусов А.В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 23 - 26.

4 Хаванова И.А. Право налоговой (административной) жалобы: отдельные вопросы теории и практики // Финансовое право. 2010. № 7. С. 23 - 27.

5 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.10.2019 N Ф09-6256/19 по делу № А34-13373/2018// www.arbitr.ru/

| Динамика количества рассмотренных жалоб, единиц

■ Поступило, ед. ■ Рассмотрено, ед.

■■

1

1 316 277 1 322: 289 259

237 230

1 1 1 i

пг. 2016 nr. 2017 nr. 2018 nr. 2019

Статистические данные показывают, что решения налоговых органов обжалуются регулярно. При этом повышение наблюдалось в 2017-2018 годах, тогда как в 2019 году чуть больше поступило жалоб чем в 2016 г.

В литературе предлагаются идеи об урегулировании конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком с учетом анализа опыта зарубежных стран. Более того, принят Федеральный закон № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»6. Однако, анализ положений статьи 1 указанного Закона позволяет сделать вывод о том, что процедура медиации не применима к спорам, возникающим из публичных правоотношений. В тоже время, руководство налогового ведомства не исключает ее применение в налоговых правоотношениях, как это существует в ряде зарубежных стран7. В таком случае понадобятся изменения в действующее Российское законодательство, так как Федеральный закон № 193-Ф3 содержит запрет.

И.А. Хаванова отмечает, что налоговая служба Канады (Canadian Revenue Agency) вводила свою пилотную программу посредничества. В целом программа продемонстрировала достаточно низкую востребованность. Налогоплательщики и сотрудники налоговых органов в большей степени были ориентированы на достижение согласия без привлечения к разрешению спора третьего лица (посредника)8. Шередеко Е.В., анализируя зарубежное налоговое законодательство, отмечает, что в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии альтернативные государственному суду методы разрешения правовых конфликтов применяются уже более 120 лет. Однако специализированных налоговых медиаторов в Великобритании нет. В ряде ситуаций Служба внутренних доходов и таможен имеет право заключать с налогоплательщиком сделки, в которых роль медиаторов могут выполнять представитель налогоплательщика или налогового органа9.

6 Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // «Российская газета», № 168, 30.07.2010.

7 Мишустин М.В. IV Международная конференция «Медиация - инвестиция в будущее». URL: http:// www.nalog.ru/rub_mns_news/3856115/;

8 Хаванова И.А. К вопросу об альтернативных способах разрешения налоговых споров в США и Канаде. // Финансовое право. 2015. № 9. С. 30 - 35.

9 Шередеко Е.В. Медиация в налоговом споре: опыт зарубежных стран. // Финансовое право. 2012. № 8.

ФНС России стратегической целью ставит развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиваться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, иных внесудебных процедур, позволяющих устранить конфликтные ситуации при обращении в Федеральную налоговую службу без необходимости подачи письменной жалобы, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб, упрощение способов взаимодействия, создание условий и стимулов для разрешения споров во внесудебном порядке10.

Все изложенное свидетельствует о том, что налоговое законодательство отличается особой сложностью. Вводя новые институты, Российскому законодателю следует учитывать опыт зарубежных стран. В целом Россия идет в данном направлении. В тоже время налоговым органам Российской Федерации действительно не следует принимать все процедуры урегулирования споров, которые применяют зарубежные коллеги, а обдуманно использовать некоторые из них, для решения конкретных спорных ситуаций.

Библиографический список

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции».

2. Казачкова З.М., Летавина Е.А. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 45 - 49.

3. Белоусов А.В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 23 - 26.

4. Хаванова И.А. Право налоговой (административной) жалобы: отдельные вопросы теории и практики // Финансовое право. 2010. № 7. С. 23 - 27.

5. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.10.2019 № Ф09-6256/19 по делу № А34-13373/2018// www.arbitr.ru.

6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // «Российская газета», № 168, 30.07.2010.

7. Мишустин М.В. IV Международная конференция «Медиация - инвестиция в будущее». URL: http://www.nalog.ru/rub_mns_news/3856115/

8. Хаванова И.А. К вопросу об альтернативных способах разрешения налоговых споров в США и Канаде. // Финансовое право. 2015. № 9. С. 30 - 35.

9. Шередеко Е.В. Медиация в налоговом споре: опыт зарубежных стран. // Финансовое право. 2012. № 8.

10. Приказ ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы» // https: // www.nalog.ru /rn18/ apply_ fts/ pretrial/ 4052937/

10 Приказ ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78 «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 20132018 годы» // Ьйрз: // www.nalog.ru /гп18/ арр1у_ А^/ргеШа!/ 4052937/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.