УДК 336.02
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИИ TAX RISKS AS A SPECIFIC TYPE OF FINANCIAL RISKS OF COMMERCIAL ORGANIZATION: ESSENCE AND CLASSIFICATION
Пестрикова А.Б.
Южно-Российский институт управления - филиал
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Pestrikova A.B.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: В статье раскрывается понятие «налоговые риски» как особая экономическая категория в налоговых правоотношениях. Рассматриваются основные подходы к определению, характеристики и классификации налоговых рисков. Анализируются взгляды ученых-экономистов о сущности возникновения, причинах развития и спецификах управления ими.
Ключевые слова: налоговые риски, финансовые риски, управление налоговыми рисками, оптимизация налогообложения.
Annotation: The article reveals the concept of tax risk as a special economic category in tax legal relations. The author considers the main approaches to the definition, characteristics and classification of tax risks. The
paper analyzes the views of economists about the nature, causes and specifics of management.
Key words: tax risks, financial risks, tax risk management, tax optimization.
Особой экономической категорией, отражающей специфические свойства процесса оптимизации налогообложения, является налоговый риск. На сегодняшний день Налоговый кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты страны не раскрывают этот термин. Вместе с тем в специальной научной и учебной литературе по налоговому менеджменту многие авторы неоднократно ссылаются на эту, прежде всего, экономическую категорию. Таким образом актуальность исследования налоговых рисков сводится к двум ключевым аспектам:
1. Налоговые риски относятся к числу современных явлений, которые характерны для налоговой системы, которая складывается в стране;
2. Роль и значение налоговых рисков возрастает с усилением налогового администрирования со стороны государства и развитием рыночных отношений.
Рассмотрение налоговых рисков следует начинать с определения общего подхода к их пониманию. Так, термин «риск» означает сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий.[1] Исходя из этого, можно выделить ряд общих характеристик риска, применимых в этом случае:
1. Эта категория является вероятностной: невозможно достоверно предсказать наступление или не наступление неблагоприятных последствий;
2. Оценивая риск возможно: идентифицировать факторы, его вызывающие, и дать качественную и количественную оценку определенных рисков;
3. Вероятность наступления большинства рисков не является стабильной во времени. Так, принятие решений, которые непосредственно направлены на пресечение возможных рисков, наиболее эффективно в обозримом будущем. Всегда существует вероятность, что со временем могут возникнуть иные факторы, создающие новые риски или пресекающие существующие;
4. Объективность возникающих рисков всегда связана с субъективностью их восприятия разными специалистами. [2]
Вместе с тем, налоговые риски носят ряд специфических характеристик, приводимых в исследованиях отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Прежде всего, налоговые риски относятся к категории чистых рисков, что на практике означает, что они приносят не только финансовые, но и иные потери. Это связано с тем, что понесенный налогоплательщиком ущерб может иметь колоссальные размеры и стать причиной прекращения деятельности экономического субъекта. Эта характеристика нашла свое отражение в ряде формулировок отечественных авторов. Так, Циркунова Г.А. и Мигунова М.И. оценивают налоговые риски как «возможные доначисления налогов, штрафов, пени и иные санкции налоговых органов в случае проведения ими выездной документальной проверки». [3] С иной, более широкой трактовкой, выступает Назаров Р.А.: «вероятностное явление, которое в случае наступления может повлечь за собой дополнительные финансовые потери в виде доначисления налогов (сборов), начисления пеней, штрафов, отказа в возмещении налога на добавленную стоимость». [4] Представленные точки зрения делают акцент на возможных финансовых потерях. Вместе с тем, можно выделить ряд иных неблагоприятных последствий для
налогоплательщика: снижение доверия контрагентов, в связи с «повышенным» вниманием налоговых органов к организации, потерю хорошей деловой репутации. Такие последствия сложно оценить количественно, но их влияние зачастую становится решающим.
Налоговые риски - сложная категория рисков, которая имеет свой финансовый и правовой аспекты. Такие риски можно рассматривать как финансовую категорию не вследствие наличия прямого материальной потери, измеряемого в стоимости понесенного ущерба, а потому, что они возникли по причине принятия неправильного финансового решения. В то же время они являются правовой категорией, поскольку их возникновение обусловлено наличием определенной модели взаимоотношений между всеми участниками налоговых правоотношений[8]. С этой позиции причиной наступления налоговых рисков может быть решение, как налогоплательщика, так и государства, а негативные последствия в таком случае имеют финансово-правовой характер.
Стоит также отметить, что налоговые риски присущи всем участникам налоговых правоотношений. Государство сталкивается с налоговыми рисками в случае принятия решений в сфере налогообложения как при осуществлении законотворческой деятельности по формированию налоговой системы страны, определению прав и обязанностей участников налоговых отношений, так и при проведении налогового контроля [10]. Налоговые риски налогоплательщика возникают при принятии им управленческого решения в сфере налогового менеджмента. Так, экономист Гончаренко Л.И. определил налоговые риски как «возможное наступление неблагоприятных материальных (прежде всего финансовых) и иных последствий для налогоплательщика или государства в результате действий (бездействий) участников налоговых правоотношений». [5] Вместе с тем, другой экономист Пинская М.Р. отмечает, что достаточно часто налоговые риски для обеих сторон возникают из-за противоречий и
нечеткости налогового законодательства (т.е. законотворческой деятельности государства), которые провоцируют спорные ситуации между ними. [6] Таким образом, объективной причиной возникновения налоговых рисков является диалектическое противоречие, внутренне присущее фискальной и регулирующей функциям налогов [9]. Так, государство заинтересовано в максимальном и полном поступлении средств в бюджет страны. В то же время налогоплательщики стремятся оптимизировать (на практике минимизировать) свои налоговые перечисления. [7] Гармонизация интересов государства и налогоплательщиков в условиях объективной разнонаправленности таковых выступает важным фактором снижения налоговых рисков для обеих сторон.
Список литературы:
1. Кирюшкин В. Е., Ларионов И. В. Основы риск менеджмента. - М.: «Анкил», 2009. - С. 12.
2. Лисовская И. А. Налоговые риски: понятие, факторы возникновения, методы управления//Актуальные вопросы налогообложения. 2014г. - №3 - С.4.
3. Циркунова Г. А. и Мигунова М.И. Налоговые риски: сущность и классификация// Финансы и кредит. - 2005. - №3
4. Назаров Р.А. Управление налоговыми рисками организации// Все для бухгалтера. 2013. - №4.
5. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теоретический взгляд на содержание понятия и факторы возникновения //Налоги и налогообложение. - 2013. - №1
6. Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявления//Финансы. - 2014. - №2.
7. Писарева А.С. Повышение налоговой культуры и ее актуальность в увеличении уровня выполнения налоговых обязательств // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 90-98.
8. Магомадов Х.У. Рейтинговая оценка муниципальных образований при расчете налогового потенциала муниципалитетов (на примере Ростовской области) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 4. С. 76-84
9. Хачатрян А.П. Основные задачи модернизации государственной налоговой политики в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 2. С. 235239.
10. Ивлева О.А. Налоговое управление как система взаимодействия бизнеса и власти // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 9 (64). С. 11-15.