Научная статья на тему 'Налоговые инструменты регулирования внешней торговли'

Налоговые инструменты регулирования внешней торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты регулирования внешней торговли»

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ

ТОРГОВЛИ Суязова Е.В.

Суязова Екатерина Владимировна - студент, кафедра учёта, анализа и аудита, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Волгоград

Статья будет по вопросам налоговые инструменты и регулирование внешней торговле в Российской Федерации. Раскрыта сущность данного вопроса, его методы, инструменты, цели, функции, ставки и принципы налогового регулирования внешней торговли в Российской Федерации. Исследована роль косвенных налогов и повышение бюджета на разных уровнях.

На сегодняшний день для внешней экономики и экономики вообще присуще много социально-экономических проблем, которые нуждаются в государственном вмешательстве. Для того чтобы было продуктивна рыночная экономика, для этого нужно государственное налоговое регулирование. М.Н. Марченко советник Председателя Конституционного Суда РФ, почётный президент Ассоциации юридических вузов России. Принимает участие в работе правовых комиссий при Совете Федерации Федерального Собрания РФ. В своей работе «Проблемы теории государства и права», выделяет следующее: «... в условиях формирования рыночной механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов» [4, с. 69].

Для того чтобы исследовать налоговое регулирование, нужно дать понятие налоговые инструменты и налоговое регулирование. Налоговые инструменты являются неотъемлемой частью налогообложения. Они помогают налоговым органам собирать налоговые платежи с налогоплательщиков (физических и юридических лиц).

В современных условиях регулирование налогообложения базируется на следующих принципах:

1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом [ч. 3 ст. 55 Конституции РФ]. Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве [п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ].

3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы [часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации] предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Налоги выступают как главные инструменты валового внутреннего продукта и национального дохода страны. Согласно федеральной службы государственной статистики, доля чистых налогов на производство и на импорт в 2016 году составляет 22,7%.

В основу налогового регулирования заложена система экономико -правовых мер. Данная система обеспечивает корректировку общих правил налогообложения в целях создания особых условий для налогоплательщиков. Налоги выполняют регулирующую функцию, направленную на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов,

аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность.

Основные методы регулирования налогообложения

Исследование теории регулирования налогообложения позволяет выделить следующие основные методы:

1. изменение состава и структуры системы налогов;

2. замена одного способа или формы налогообложения другими;

3. изменения и дифференциация налоговых ставок;

4. изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам.

Вопросы международного налогообложения представляют собой совокупность взаимоотношений государства и налогоплательщика, так как они складываются не на уровне отдельно взятой страны и установленного в ее пределах законодательства, а в системе международных налоговых отношений, где несколько стран одновременно участвуют в борьбе за мировой доход налогоплательщика.

К целям налогового регулирования внешнеторговой деятельности относят:

1. Поддержание стабильно высоких темпов экономического роста одновременно с ускорением реструктуризации экономики.

2. Усиление экономического и налогового регулирования одновременно с повышением уровня жизни населения.

3. Использование налоговой политики в целях повышения экономического потенциала и развития недостаточно загруженных секторов экономики.

4. Увеличение доходов бюджета и расширение налогооблагаемой базы.

Одним из средств осуществления налогового регулирования внешней торговли являются таможенные налоги и сборы, которые взимаются государственными органами, уполномоченными в данной области деятельности, с участников внешнеторговой деятельности при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при вывозе продукции с нее.

При налогообложении внешней торговли в Российской Федерации применяют два вида налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Различают ввозной и вывозной налог на добавленную стоимость. Ввозной НДС устанавливается по отношению к товарам, ввозимым (импортируемым) на таможенную территорию Российской Федерации и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Данные товары признаются объектами налогообложения по НДС. Их перечень достаточно широк. Данные товары облагаются по ставкам 10% или 18%

Акциз — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т.е. из других стран. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Подакцизными товарами в соответствии со статьей 181 НК РФ признаются:

- спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный);

- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции.

- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива) и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента;

- табачная продукция;

- автомобили легковые (мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.));

- автомобильный бензин;

- дизельное топливо;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- прямогонный бензин;

- со второго полугодия 2013 года к подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое.

Выделяют 3 вида ставок акцизов:

- твердая — устанавливается в фиксированном размере за единицу товара;

- адвалорная — устанавливается в процентом отношении от таможенной стоимости товара;

- комбинированная — это сочетание 2 вышеуказанных видов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях глобализации мировой экономики одним из главных и универсальных видов сотрудничества между странами выступает внешняя торговля товарами и услугами. Государство всячески воздействует на данный тип международных экономических отношений. Одной из разновидностей государственного регулирования внешней торговли выступает налоговое регулирование. Многие страны мира, в том числе и Россия, применяют в качестве основного средства, предназначенного для осуществления регулирования налогообложения экспортно-импортных операций, таможенные налоги и сборы. К ним относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Данные налоги являются федеральными и косвенными, имеют свои ставки и определенные особенности при налогообложении ввозимой или вывозимой продукции.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // Части первая и вторая, 2012. С. 704.

2. Барулин С.В. Налоговый менеджмент // «Дашков и К», 2012. С. 286.

3. ЕвдокимоваН.В. // Налоговое регулирование внешнеэкономической, 2009. С. 96.

4. МарченкоМ.Н. // Проблемы теории государства и права, 2011. С. 390.

5. Федорова О.С. / Ежемесячный журнал группы компаний // Налоги и финансовое право, 2012. № 7.

6. Таможенный кодекс таможенного союза, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.