Научная статья на тему 'Налоговые барьеры, мешающие развитию предпринимательства в Республике Польша'

Налоговые барьеры, мешающие развитию предпринимательства в Республике Польша Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / НАЛОГОВЫЕ БАРЬЕРЫ / TAX BARRIERS / ЭКОНОМИКА ПОЛЬШИ / POLAND''S ECONOMY / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конопа Славомир

В статье рассматриваются основные налоговые барьеры, которые мешают развитию предпринимательства в Польше. Статья будет полезна научным сотрудникам, аспирантам, практикующим специалистам и всем тем, кто интересуется экономикой Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые барьеры, мешающие развитию предпринимательства в Республике Польша»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

How tax barriers affect the development of entrepreneurship in the Republic of Poland Konopa S. (Republic of Poland) Налоговые барьеры, мешающие развитию предпринимательства

в Республике Польша Конопа С. (Республика Польша)

Конопа Славомир /Konopa Slawomir - заведующий лабораторией биохимии, Промышленно-исследовательский центр «Гинкго», г. Бельмопан, Республика Польша

Аннотация: в статье рассматриваются основные налоговые барьеры, которые мешают развитию предпринимательства в Польше. Статья будет полезна научным сотрудникам, аспирантам, практикующим специалистам и всем тем, кто интересуется экономикой Польши.

Abstract: the article discusses the main tax barriers that hinder the development of entrepreneurship in Poland. The article will be useful to researchers, graduate students, practitioners, and all those who are interested in the economy of Poland.

Ключевые слова: предпринимательство, налоговые барьеры, экономика Польши, малые и средние предприятия.

Keywords: entrepreneurship, tax barriers, Poland's economy, small and medium-sized enterprises.

Малые и средние предприятия играют значительную роль в экономике развитых стран. Аналогичная ситуация и в Польше, где такие субъекты экономической жизни составляют 99,8% всех зарегистрированных предприятий. Войдя в Европейский Союз, Польша была обязана принять закон, который действует на территории всего Союза и устанавливает критерии, определяющие принадлежность предприятий к малым, средним или крупным. Согласно этому закону, таких критериев четыре. Это среднегодовая численность работников, годовой оборот, размер активов и юридическая независимость. Согласно первому критерию, к микропредприятиям относятся предприятия, среднегодовая численность работников которых не превышает 9-и человек, у малых предприятий этот показатель не может превышать 49-и человек, у средних его пороговое значение составляет 249. Согласно второму критерию годовой оборот от продаж товаров, продуктов, услуг и от нефинансовой предпринимательской деятельности не может превышать два миллиона евро для микропредприятий, 10 миллионов для малых предприятий и 43 миллиона для средних. Подобным же образом выглядят ограничения по размеру активов, отличие состоится лишь в том, что размер активов средних предприятий не может превышать 50 миллионов евро [1].

Среди 1 миллиона 77 тысяч предприятий, зарегистрированных в Польше, всего 8,9% из них являются юридическими лицами — 91,1% зарегистрированы как физические лица. 95,76% всех предприятий составляют микропредприятия, 3,21% малые предприятия, 0,83% средние, а 0,18% крупные [2]. В стране преобладают микропредприятия, так как с ростом численности работников и доходов объем налоговых льгот становится меньше. Это один из юридических барьеров, которые мешают развитию предпринимательства.

Патент — специальный режим налогообложения, который предполагает уплату ежемесячно определенной суммы налога и освобождение от подачи налоговых деклараций. Данный вид налогообложения могут применять только физические лица

и простые товарищества, количество сотрудников которых не превышает 5-ти человек. По отношению к некоторым видам предпринимательской деятельности этот лимит сокращен даже до одного человека. Стоит добавить, что этот лимит учитывает лишь сотрудников, трудоустроенных по трудовым договорам, так как предприниматель, который нанимает работников по гражданско-правовым договорам, по закону лишается права на применение патентной системы налогообложения. По этой причине предприниматели не могут пользоваться услугами фрилансеров. Вышеупомянутый лимит относится только к сотрудникам, которые работают в области, указанной в решении начальника налоговой службы. В этом лимите не учитываются сотрудники, область осуществляемой работы которых не совпадает с основной деятельностью предприятия. Речь идет, прежде всего, о продавцах, водителях и менеджерах по работе с клиентами. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговую об изменении численности сотрудников и/или круга их трудовых обязанностей. Кроме того, в отношении предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и оказывающих услуги предприятиям, действует лимит дохода (63 910 злотых в 2016 году), при превышении которого предприниматели обязаны перейти на общую систему налогообложения. В этом случае уровень сложности налоговых процедур значительно возрастает, и предприниматели, которые были освобождены от многих требований, являющихся обязательными для других налоговых режимов, не справляются в новой обстановке. В результате предприниматели не повышают численность работников и отказывают в оказании услуг, если из-за дохода, полученного в результате их оказания, будет превышен вышеупомянутый лимит. Ставки налога, которые применяются к налогоплательщикам на патентной системе налогообложения, каждый год индексируются на уровень инфляции за первые три квартала предыдущего года. Однако в последнее время наблюдается дефляция, а ставки налога не снижаются. Из-за этого повышается реальное налоговое бремя [3].

Обязанность фиксировать продажи товаров и услуг с помощью кассового аппарата или чекового принтера — следующий барьер, мешающий развитию бизнеса. Такая обязанность возлагается на предпринимателей, оборот которых за год превышает 20 000 злотых. Такой лимит действует с 2013 года, когда его сократили наполовину. На практике столь низкое пороговое значение означает, что эта обязанность возлагается на подавляющее большинство предпринимателей. К лимиту не относятся платежи, которые предприниматель получает прямо на банковский счет или с помощью курьерской службы, когда плательщика можно определить однозначно. Проблема появляется, когда предприниматель хочет принимать платежи с помощью банковских карт и платежных агрегаторов — такой способ весьма распространен в Польше — такого рода платежи приравниваются к платежам наличными. Если предприниматель принимает деньги на свой банковский счет, то он обязан хранить документацию, подтверждающую передачу покупателю каждого товара. Покупатель не может перечислить деньги на банковский счет и поехать за товаром в магазин — по закону, если превышен лимит, то такие сделки должны фиксироваться на кассовом аппарате. К тому же освобождением от фиксации сделок купли-продажи не могут воспользоваться предприниматели, торгующие, например, фотоаппаратами, радиоприемниками, телевизорами, компакт-дисками и продуктами, содержащими в себе драгоценные металлы.

По всей вероятности, в 2017 году станут обязательными кассовые аппараты, работающие в режиме онлайн. Такие кассовые аппараты будут отправлять на центральный сервер анонимные данные о покупаемых продуктах, то есть каждый кассовый аппарат придется подключить к Интернету. Это проблема для малых предпринимателей, предприятия которых находятся в небольших деревнях и удаленных от цивилизации местах. Им не только придется понести довольно большие расходы на то, чтобы приобрести новые кассовые аппараты, но и на то, чтобы

58

ежемесячно оплачивать счета за Интернет. Стоимость таких кассовых аппаратов оценивается более чем в 2000 злотых. Стоит добавить, что в настоящее время на рынке нет кассовых аппаратов, которые удовлетворяют новым требованиям, так что начинающим предпринимателям приходится покупать кассовые аппараты, которые в ближайшем будущем будут непригодны для бизнеса [4].

Налоговые проверки — очередная проблема предпринимателей. Согласно ст. 83 закона «О свободе предпринимательской деятельности» Польши максимальный период всех проверок на микропредприятиях, а также малых, средних и крупных предприятиях составляет 12, 18, 24 и 48 дней соответственно, однако на практике чиновники могут продлевать проверку до бесконечности. Известны случаи, когда налоговые проверки продолжались несколько лет, несмотря на судебные решения, по которым налоговая служба была обязана их прекратить. Предприниматели боятся подавать заявления на возврат НДС, так как в таком случае проверка почти гарантирована. Целью проверок в Польше является не предотвращение злоупотреблений и неуплаты налогов, их основная цель — пополнять государственный бюджет. По указаниям свыше, 80 % всех проведенных проверок должны заканчиваться штрафом [5].

Подводя итоги, с точки зрения права и налоговых обязанностей жизнь предпринимателей представляется нелегкой. Законодательство постоянно меняется, зачастую в худшую сторону, а предприниматели подвергаются все большим экономическим репрессиям. Эти репрессии и высокое налоговое бремя приводят к тому, что все больше и больше польских предпринимателей регистрируют предприятия в сопредельных государствах — Германии, Словакии и Чехии. В ближайшем будущем улучшения ситуации ожидать не стоит.

Литература

1. Закон о свободе предпринимательской деятельности от дня 2.07.2004. Сборник законов 1807/173/2004 (ред. от 01 августа 2016 г.).

2. Raport o stanie malych i srednich przedsi^biorstw w Polsce w latach 2013-2014. Варшава: Wydawnictwo Naukowe Instytutu Technologii Eksploatacji, 2015. с. 140.

3. Закон о фиксированном подоходном налоге на некоторые доходы, получаемые физическими лицами от дня 20.11.1998. Сборник законов 930/144/1998 (ред. от 01 августа 2016 г.).

4. Wplywy z VAT mog^ wzrosn^c o miliardy dzi^ki kasom online. [Электронный ресурс]: Веб-портал onet.pl. URL: http://biznes.onet.pl/podatki/wiadomosci/kasy-fiskalne-online-miliardy-z-vat-dla-budzetu/4lk32f/ (дата обращения: 01.08.2016).

5. «Przyjazne panstwo» Platformy w praktyce. Resort finansów dokr^ca srub§ skarbówkom: albo docisniecie przedsi^biorców, albo kary! [Электронный ресурс]: Веб-портал wpolityce.pl. URL: http://wpolityce.pl/gospodarka/225514-przyjazne-panstwo-platformy-w-praktyce-resort-finansow-dokreca-srube-skarbowkom-albo-docisniecie-przedsiebiorcow-albo-beda-kary/ (дата обращения: 01.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.