Л. Л. Арзуманова*
Налоговое взаимодействие государств БРИКС в современных условиях
Аннотация. В статье представлен взгляд на развитие налоговых отношений государств — участниц БРИКС с учетом новой расстановки сил на мировом олимпе и политики санкций. Автором анализируется процесс выработки единых подходов в сфере международного налогообложения, трансфертного ценообразования, предотвращения уклонения от налогообложения и обмена информацией в рамках БРИКС. В работе рассматриваются принципы налогообложения, сформулированные в документах БРИКС, в частности принцип, согласно которому налоги должны взиматься в юрисдикции, в которой осуществляется экономическая деятельность. По итогам проведенного исследования автор заключает, что на сегодняшний день существует плацдарм в области модернизации действующих правил Модельной конвенции и определения подходов в рамках более плотного сотрудничества, в том числе информационного, в рамках администрирования налоговой сферы.
Ключевые слова: модельная конвенция, государства БРИКС, налоговая сфера, сотрудничество государств.
DOI: 10.17803/1994-1471.2018.88.3.068-070
Современный период характеризуется новой расстановкой приоритетов на международной политической арене, что направлено на создание новейших механизмов развития глобальной реальности, особенно с учетом осложнения международных отношений и усиления санкционной политики. Указанные вызовы требуют создания новых институтов, одним из которых признается БРИКС1.
Включение парламентариев в партнерский диалог БРИКС, их участие в обсуждении важнейших вопросов интеграционного развития
способствуют прогрессу в решении этих вопросов, создают более надежную правовую основу предупреждения существующих рисков, служат залогом успешного торгово-экономического, финансового, иных форм взаимодействия государств — участников БРИКС2.
Импульсом к сотрудничеству в налоговой сфере в рамках БРИКС стала встреча министров финансов государств БРИКС в апреле 2012 г. в г. Вашингтоне, в ходе которой выработаны подходы в сфере международного налогообложения, трансфертного ценообразования, пре-
1 Межгосударственное объединение, которое занимает более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеет объединенный валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн долл. США.
2 БРИКС: контуры многополярного мира : монография / С. Е. Нарышкин , Т. Я. Хабриева , А. Я. Капустин [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабриева ; зам. отв. ред. Н. М. Бевеликова. М. : ИЗиСП при Правительстве РФ ; Юриспруденция, 2015.
© Арзуманова Л. Л., 2018
* АрзумановаЛанаЛьвовна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Арзуманова Л. Л.
Налоговое взаимодействие государств БРИКС в современных условиях
дотвращения уклонения от налогообложения и обмена информацией.
Год спустя в г. Нью-Дели руководителями налоговых органов государств БРИКС было принято решение о расширении сотрудничества в таких сферах налоговой политики и налогового администрирования, как: усиление борьбы с несоблюдением законодательства и увеличение внимания к международному сотрудничеству; обмен лучшими практиками и повышение компетентности сотрудников; обмен опытом противодействия уходу от налогообложения и неисполнению требований законодательства, включая злоупотребление выгодами, предоставляемыми налоговыми соглашениями, и перемещением прибыли при помощи сложных многоуровневых структур; развитие механизмов БРИКС, упрощающих противодействие сделкам, соглашениям, сокрытию средств от налогообложения, а также схемам, направленным на злоупотребление возможностями, избежание уплаты налогов; содействие эффективному обмену информацией; все иные проблемы, представляющие общий интерес и касающиеся вопросов, связанных с налогообложением3.
В том же году, 17 мая, на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Москве главы налоговых администраций стран — участниц БРИКС обсудили будущую структуру взаимодействия между национальными налоговыми администрациями и предложили сформировать единый подход к налоговым вопросам, который позднее был декларирован в г. Форталеза в 2014 г. и прозвучал так: «Налоги должны взиматься в юрисдикции, в которой
осуществляется соответствующая экономическая деятельность, что позволит создавать благоприятные условия для устойчивого развития и экономического роста... уклонение от уплаты налогов, транснациональное налоговое мошенничество, агрессивное налоговое планирование и связанный с этим агрессивный уход от налогообложения наносят вред не только глобальной экономике, но и национальным экономикам государств БРИКС»4.
В доктрине также встречаются две фундаментальные позиции по вопросу взаимодействия налоговых администраций государств — участников БРИКС:
— плюсы от взаимодействия налоговых администраций государств — участников БРИКС;
— следует ли признать действующее взаимодействие как направление будущих последовательных системных преобразований в рамках сотрудничества БРИКС.
Найти однозначный ответ на эти вопросы сложно, поскольку с даты создания БРИКС (2006 г.) прошло не так много времени. Тем не менее наблюдается позитивная тенденция в развитии данного межгосударственного объединения, примером которому стал IX саммит БРИКС, к участникам которого обратился Президент России В. В. Путин, отметив, что «наша страна заинтересована в углублении экономического взаимодействия в формате "пятерки". За последнее время на этом направлении достигнуты практические успехи. Прежде всего, отмечу начало операционной деятельности Нового банка развития (НБР). Уже одобрено 7 инвестиционных проектов в странах БРИКС на сумму около 1,5 миллиарда долларов. В ны-
3 См.: Communique of BRICS Heads of Revenue Meeting Issued in New Delhi on 18th January, 2013 // URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBmitBric/E3AFA90B6DB65D F544257B12004047F.
4 См.: Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС. г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 г.). П. 17.
Кроме того, государства отметили свое стремление вывести экономическое сотрудничество на качественно новый уровень (п. 20 Форталезской декларации). Предусматривается разработка дорожной карты экономического сотрудничества в рамках БРИКС, а также Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС и Общих принципов углубления экономического партнерства стран БРИКС, в которых будут определены меры по развитию экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках БРИКС. Шерпам государств поручено подготовить соответствующие предложения для их представления на одобрение к саммиту БРИКС в г. Уфе (Россия) в 2015 г.
нешнем году ожидается утверждение НБР второго пакета инвестпроектов на общую сумму 2,5—3 миллиарда долларов. Убежден, что их реализация будет способствовать не только росту экономики, но и дальнейшей интеграции между нашими странами»5.
Таким образом, на сегодняшний день существует плацдарм в области модернизации действующих правил Модельной конвенции и определения подходов в рамках более плотного сотрудничества, в том числе информационного, в рамках администрирования налоговой сферы.
Материал поступил в редакцию 12 января 2018 г.
TAX COOPERATION OF BRICS STATES IN PRESENT DAY CONDITIONS
ARZUMANOVA Lana Lvovna — Doctor of Law, Associate Professor of the Department of Financial
Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Abstract. The paper presents a perspective with regard to the development of tax relations between the BRICS member states, given the new balance of forces on the global scene and the policy of sanctions. The author analyzes the process of developing common approaches in the field of international taxation, transfer pricing, prevention of tax evasion and exchange of information within the framework of BRICS. The paper considers the principles of taxation enunciated in the BRICS documents, in particular, the principle that taxes should be levied in the jurisdiction where the economic activity is being carried out. Based on the results of the study, the author concludes that currently there are a lot of drawback in the field of modernization of existing rules of the Model Convention and determination of approaches to be applied for more close cooperation, including information cooperation, within the framework of tax administration.
Keywords: Model Convention, BRICS member states, taxation, cooperation of States.
5
Путин В. В. БРИКС — к новым горизонтам стратегического партнерства // URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/55487.