Налоговое стимулирование инвестиций в цифровую экономику
В.П.Голянова адвокат АК «Бизнес Развитие: адвокатура и консалтинг», партнер (г. Санкт-Петербург)
Валерия Петровна Голянова, [email protected]
Существующее в Российской Федерации налоговое стимулирование инвестиционной деятельности не удовлетворяет потребностям цифровой экономики. Механизмы специальных инвестиционных контрактов и получения статуса стратегического инвестора направлены на стимулирование локализации производств и строительства, но не подходят для моделирования цифровых проектов ввиду чрезмерных требований к суммам вложений - от 750 миллионов рублей и от 1 миллиарда рублей соответственно. Подобные вложения нехарактерны для венчурных цифровых проектов.
Для ИТ-отрасли существуют региональные программы налогового стимулирования - особые экономические зоны (ОЭЗ), в том числе экономически-привлекательная ОЭЗ Калининградской области и профильные налоговые кластеры. Но такие налоговые преференции заключаются в снижении налоговых ставок и направлены на будущую операционную деятельность, что недостаточно для стимулирования инвестиций. Региональные налоговые льготы -это инструмент конкурентной борьбы между субъектами Российской Федерации, за то, где будет зарегистрирован ИТ-бизнес и, как следствие, в чей региональный бюджет поступят налоги. Но цифровая экономика зачастую предполагает возможность трансграничной деятельности, когда клиенты и сотрудники организации могут находиться
в разных частях мира, поэтому конкурировать за налогоплательщика необходимо не только субъектам внутри страны, но и с другими юрисдикциями. К сожалению, Российская Федерация часто проигрывает в этой конкуренции.
По оценке Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, в международных рейтингах развития цифровой экономики за 2017 год по индексу развития ИКТ (ICT Development Index) Россия занимает 45-е место из 176 стран 1. В этом рейтинге наша страна уступает Великобритании, Гонконгу, Нидерландам, Люксембургу и США. Полагаю, что это связано не только с развитием экономики этих стран, но и с тем, что в этих юрисдикциях регистрируют цифровые проекты, «рожденные» в других государствах, в том числе в России.
В Российской Федерации существует довольно большой «квазироссийский» цифровой рынок - большое количества де-факто российских цифровых компаний, которые управляются из Российской Федерации и персонал которых живет в России, но де-юро они зарегистрированы в других юрисдикциях. Согласно данным исследования издания Inc, проведенного совместно с компанией Ernst & Young, российский венчурный рынок ежегодно растет на 10-15 процентов, а в ковидный 2020 год вырос почти в 2 раза 2. При этом, проана-
1 Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. [и др.]. Индикаторы цифровой экономики 2019: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. С. 248.
2 Венчурный рынок России в 2020 году. Ш1_: https://incrussia.ru/understand/vc-2020/
№ 9 (252) 2022
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
лизировав как методику этого исследования, так и сами сделки, рассматриваемые исследователями, можно сделать вывод о том, что речь идет о российских проектах, запущенных в России частными лицами, но с юридической точки зрения как рассмотренные венчурные сделки, так и сами цифровые проекты не всегда структурированы в Российской Федерации. Часто даже в созданные нашими гражданами проекты цифровой экономики венчурные инвестиции российских же граждан осуществляются через другие юрисдикции.
Чтобы исправить ситуацию необходим комплекс мер. Часть из них лежит в политической плоскости и реализовать их оперативно не получится. Другая часть -налоговое стимулирование инвестиций в цифровую экономику, реализовать которое можно в короткий срок. Необходимо сделать так, чтобы даже если ИТ-бизнесу для выхода на зарубежные рынки необходимо зарегистрировать иностранную торговую компанию, то основным центром прибыли ему должно быть выгодно и удобно сделать российское юридическое лицо.
Первый необходимый шаг - изменение норм налогообложения венчурных инвесторов, вкладывающих в цифровые компании. В венчурных инвестициях с одной стороны выступает инвестор как источник денежных средств, с другой стороны выступают основатели проекта с идеей и готовностью организовать бизнес, но без денег. В Российской Федерации без налоговых последствий юридически невозможно инвестору с долей в 30 процентов вложить в проект денег больше, чем автор идеи, который владеет 70-процентной долей юридического лица, кроме как через предоставление займов. В цифровой экономике идея и команда часто имеют не меньшую ценность, чем денежные средства, поэтому необходимо перенять из законодательства других
юрисдикций практику вложения в капитал юридического лица взносов в большем размере, чем номинальная стоимость долей. Такой механизм без изменения гражданского законодательства, можно внедрить посредством корректировки норм Налогового кодекса Российской Федерации. Вклад участника в имущество общества (добавочный капитал) не должен облагаться налогом при получении его юридическим лицом. Более того, при продаже доли в обществе внесенные ранее вклады в имущество общества должны уменьшать налог на доходы физических лиц (далее -НДФЛ) инвестора - физического лица и учитываться в качестве расходов инвестора - юридического лица. Это позволит получать цифровым проектам финансирование в большем объеме, чем номинальная стоимость долей участников, и структурировать сделки на территории Российской Федерации.
Помимо введения в законодательство норм, касающихся возможности инвестиций в бизнес сумм больших, чем номинальная стоимость доли в капитале общества, необходимо дополнительное налоговое стимулирование венчурных инвесторов. Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках реализации мероприятия 1.17 федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» разработан законопроект «О бизнес-ангелах» 3, направленный на налоговое стимулирование частных инвесторов, осуществляющих инвестиции в российские высокотехнологичные проекты на ранней стадии их реализации. В основе законопроекта лежит перспективная идея введения налоговых вычетов для инвесторов, которые, продав долю в одном проекте, реинвестируют полученные денежные средства в другие высокотехнологичные венчурные проекты. Авторами законопроекта предпо-
3 Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения специального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для инвесторов-физических лиц и введения льготной ставки по НДФЛ от инвестиционного дохода физических лиц».
лагается, что организация, в которую инвестируют, должна пройти технологическую экспертизу по критериям инновационности. Но всегда ли цифровой высокотехнологичный бизнес - это инновационная технология? Нет. Некоторые проекты e-commerc или edtech вообще могут быть созданы на базе конструкторов. Например, прошла бы технологическую экспертизу калифорнийская Coursera Inc, которая недавно вышла на IPO, по критерию инновационности в течении года после ее основания? Сомневаюсь, так как в основе цифрового бизнеса Coursera Inc лежит новая бизнес-модель, а не новая технология. Если государство продолжит бороться с юридической миграцией ИТ-бизнеса только через правила КИК, предусматривающие обязанность российских собственников платить налоги в Российской Федерации за свои иностранные компании и контроль счетов физических лиц без налогового стимулирования инвестиций в эту сферу, то мы получим еще и фактическую миграцию.
Еще один важный налоговый аспект, препятствующий развитию цифровой экономики, - удобство работы с удаленными, живущими в разных частях страны и даже мира сотрудниками. Необходимость открытия обособленных подразделений и сдачи отчетности, касающейся сотрудников, живущих в разных частях страны, в разные налоговые инспекции бюрократизирует работу. А блокировка счетов и исключение из Единого государственного реестра юридических лиц цифровых компаний за то, что они не находятся по юридическому адресу, - это пережиток аналогового мира. Необходимо внести в законодательство изменения, позволяющие венчурной ИТ-компании не находиться по адресу государственной регистрации и обязывающие получать почтовую корреспонденцию по этому адресу, ведь бизнес-модель цифро-
вых компаний может вообще не предусматривать офисы и обособленные подразделения.
Этот вопрос стал особенно актуальным после массовой релокации в 2022 году ИТ-специалистов в другие государства. Даже проживая за рубежом, такие специалисты могут развивать цифровую экономику нашей страны, работая удаленно на российские компании и ИТ-стартапы. Но для этого доход таких сотрудников не должен облагаться повышенной ставкой НДФЛ в 30 процентов. Необходимо внести изменения в статью 224 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых нерезидентов нашей страны, работающих удаленно на российские компании. Это не только поможет остановить переход к иностранным работодателям сотрудников, сменивших государство - место жительства, но и стимулирует структурирование цифровых компаний на территории России, поскольку им будет выгодно нанимать интернациональную удаленную команду.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., ГохбергЛ. М. [и др.]. Индикаторы цифровой экономики 2019 : статистический сборник. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. 248 с.
2. Венчурный рынок России в 2020 году иЯЬ: https://incrussia.ru/understand/vc-2020
3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения специального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для инвесторов-физических лиц и введения льготной ставки по НДФЛ от инвестиционного дохода физических лиц : проект федерального закона. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».