Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России'

Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапронова А. А., Цветкова Е. А.

В статье обозначена роль и значение инновационных процессов в России, подчеркнута необходимость их активизации с целью обеспечения модернизации экономики страны. Рассмотрены принятые правительством меры по регулированию инновационной сферы. Показано отсутствие комплексного и системного использования налоговых инструментов с целью развития инновационной деятельности, разработаны предложения по стимулированию субъектов инновационной деятельности посредством введения специального налогового режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России»

2. Черкасов Ю.М. Информационные технологии управления: учеб. пособие / Ю.М. Черкасов, И.Ю. Арефьева, Н.А. Акатова и др. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 216 с.

3. МБ8-системы устраняют разрыв между ИКР и производственными системами // Автоматизация и 1Т в энергетике. - 2009. - № 1. - С. 31-33.

4. Обоснование внедрения 8САЭА // Автоматизация и 1Т в энергетике. - 2009. - № 2. - С. 22-26.

5. Применение методов искусственного интеллекта // Автоматизация и 1Т в энергетике. - 2009. - № 4. - С. 12-19.

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

© Сапронова А.А.*, Цветкова Е.А.4

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

В статье обозначена роль и значение инновационных процессов в России, подчеркнута необходимость их активизации с целью обеспечения модернизации экономики страны. Рассмотрены принятые правительством меры по регулированию инновационной сферы. Показано отсутствие комплексного и системного использования налоговых инструментов с целью развития инновационной деятельности, разработаны предложения по стимулированию субъектов инновационной деятельности посредством введения специального налогового режима.

В современных условиях одним из ключевых факторов развитии экономики выступают инновации. Они воплощаются в экономическую жизнь как в материализованном виде (новые или улучшенные изделия, технологии, оборудование, материалы, источники энергии и т.п.), так и в немате-риализованном виде (улучшение организации труда и управления экономикой, повышение квалификации работников). Инновационные процессы взаимодействуют со многими процессами в социальной природной среде, создают конкурентные преимущества отдельным странам и регионам на международном рынке, им принадлежит ключевая роль в реализации основной идеи современной парадигмы устойчивого развития - гармоничное сочетание экономического роста с сохранением природной среды и социальным прогрессом [1, с. 58].

От масштабов и результатов инновационной деятельности во многом зависит место государства в мировой экономике и международном разде-

* Доцент, кандидат экономических наук.

* Студент кафедры «Налоги и налогообложение». Научный руководитель: Сапронова A.A., доцент, кандидат экономических наук.

лении труда. Вместе с тем нельзя не отметить, что уровень инновационо-стн современной российской экономики крайне низок.

Как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать производителей широко использовать инновации. Причиной тому служит высокая степень риска при осуществлении инновации [2, с. 16].

Однако в настоящее время в России разработка стратегии, направленной на развитие инновационной деятельности, поставлена в ряд важнейших задач экономической политики [1, с. 68]. Понимание необходимости принципиальных изменений в структуре экономики нашло своё отражение в статье Д.А. Медведева «Россия, вперед!»: «В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности... Мы будем поощрять и стимулировать научно-техническое творчество... Законодатели примут все решения для комплексной поддержки духа новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий. Государственные и частные компании получат всемерную поддержку во всех начинаниях по созданию спроса на продук-тыинновационной деятельности» [3, с. 10].

Следует отметить опыт таких стран, как Ирландия, Индия, Китай, Израиль, Тайвань, по предоставлению беспрецедентных налоговых льгот компаниям, осуществляющим деятельность в инновационной сфере, что привело к бурному экономическому росту в этих странах, изменению в короткие сроки структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли [2, с. 16].

В странах ЕС устойчивым трендом является сокращение прямого государственного «вмешательства» в инновационный процесс. Вместе с тем государство использует широкий набор мер опосредованного стимулирования инновационного процесса, среди которых ключевую роль играют следующие инструменты:

- исключение из налоговой базы компании суммы затрат на НИОКР, на приобретение лицензий, патентов;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли компании на сумму стоимости оборудования и приборов, передаваемых вузам, научно-исследовательским организациям и другим инновационным предприятиям;

- применение «налоговых каникул» в отношении прибыли, получаемой от реализации инновационных проектов;

- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, получаемых по акциям инновационных предприятий.

Законодательство почти всех стран ЕС предоставляет право предприятиям связи и телекоммуникации формировать инновационные фонды, которые не облагаются налогом. Размер такого фонда может составлять от 16 до 50 % прибыли предприятия [4, с. 64]. В связи с этим опыт стран ЕС по формированию инновационной среды и стимулированию инновационной активности может послужить подспорьем при выработке программ инновационного развития России [1, с. 68].

В последние годы в сфере налогообложения был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки [5, пп. 1.3 п. 1 I]. Вспомним хотя бы Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности [2, с. 17]. Однако данный документ решает далеко не все проблемы. Закон открывает перспективу в основном малым предприятиям в сфере инноваций. То есть предполагается, что им уже передана научная разработка для коммерциализации, а чтобы их заинтересовать предоставляются эти льготы. Но как стимулировать самый первый шаг - а именно передачу разработки от науки к бизнесу -пока нигде не прописано. Нет соответствующего закона, а без него будет сдерживаться и сама коммерциализация [6].

Торгово-промышленной палатой России был проведен мониторинг и анализ экономической эффективности норм указанного закона. Были опрошены члены ТПП РФ, профильные комитеты, палаты на местах. В результате лишь четверть опрошенных оценили эффективность внесенных изменений как высокую. Подавляющее же число предпринимателей и главных бухгалтеров отметили низкую эффективность изменений, обосновав это тем, что предусмотренные законом льготы касаются крайне узкого сегмента инновационной деятельности и не могут оказать значимого влияния на изменение направленности отечественной экономики в сторону внедрения новейших технологий [7].

Последующие изменения, внесенные в НК РФ, также не дали ожидаемого эффекта. В частности, в качестве дополнительной меры с 2009 г. установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и раз -работки. Вместе с тем одобренный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами [5, пп. 1.3 п. 1].

Тем не менее, государство нельзя обвинить в отсутствии внимания к теме развития науки и инноваций. В октябре 2009 г. в Государственной думе был проведен круглый стол «Инновационное развитие России: про-

блемы законодательного обеспечения», на котором присутствовали представители законодательной и исполнительной власти, большого и малого бизнеса, инвестиционных кругов, науки. Первым делом, по мнению экспертов круглого стола, необходимо принять федеральные законы об инновационной системе, разъясняющие основные понятия в этой области, прописывающие полномочия органов государственной власти и предусматривающие прямые и косвенные меры государственной поддержки субъектов инновационной деятельности.

Ведущий дискуссии, председатель комитета по науке и наукоёмким технологиям Госдумы Валерий Черешнев объявил, что комитет вместе с рабочей группой, состоящей из представителей исполнительной и законодательной власти разных уровней, уже подготовили проекты таких законов, и они сведены в единый пакет с условным названием «Инновационная Россия». Базовым в подготовленном пакете является проект ФЗ «Об инновационной деятельности», представляющий собой что-то вроде глоссария по инновациям.

В рамках упомянутого пакета законопроектов предлагаются законопроекты о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, среди них:

- в части предоставления льготы по налогу на имущество организациям науки, высшего образования и иным организациям в отношении имущества, используемого в научно-исследовательских целях;

- в части предоставления льготы по земельному налогу организациям науки, высшего образования и иным организациям в отношении земельных участков, используемых в целях научно-исследовательской деятельности;

- в части введения коэффициентов ускоренной амортизации для научных, образовательных и инновационных организаций;

- об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость патентно-лицензионных операций;

- в части исключения из объекта налогообложения по налогу на прибыль средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образования [8].

Необходимо констатировать, что эти меры, к сожалению, не носят комплексный, системный характер и поэтому не решают многих проблем в сфере налогообложения инновационных организаций.

Представляется, что более адекватным способом достижения поставленных целей может явиться введение для научных и инновационных организаций специального налогового режима. Существующие четыре специальных налоговых режима были установлены для различных видов организаций, которые в силу специфики осуществляемой ими деятельности требуют специальных подходов при налогообложении. Несомненно, такой спецификой обладают также научные и инновационные организации.

Инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость. Учитывая влияние также налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога, очевидно, что наиболее значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки.

В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от вышеупомянутых налогов. Вместо них целесообразно установить для данных категорий налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных организацией доходов по ставке 6 % (аналогичная ставка предусмотрена упрощенной системой налогообложения).

Теперь о некоторых принципиальных деталях.

Во-первых, понятие и порядок признания научных организаций таковыми сформулированы в ст. 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ [2, с. 17]. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации [9, п. 1 ст. 5]. Что касается инновационных организаций, то в случае отсутствия ФЗ «Об инновационной деятельности», определение данного понятия можно представить в соответствующей главе НК РФ. Под инновационными организациями предлагается понимать организации, использующие результаты экспериментальных разработок, научной (научно-исследовательской) или научно-технической деятельности, у которых доля доходов от реализации усовершенствованной или принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг), реализации прав интеллектуальной собственности на новые или усовершенствованные способы (технологии) производства и иные нововведения, используемые при производстве и (или) реализации продукции (товаров, работ, услуг), составляет не менее 50 % от суммы всех доходов за календарный год. При этом сумма указанных доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ.

Во-вторых, переход на данный режим должен осуществляться в добровольном порядке. При этом, предполагается, что для перехода на данный режим организация должна будет обратиться в компетентный орган исполнительной власти за признанием (аккредитацией) её в качестве научной либо инновационной. Объектом налогообложения предлагается признавать доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 НК РФ, налоговой базой - денежное выражение этих доходов. Налоговым перио-

дом по данному налогу целесообразно признать календарный год, отчетными периодами - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, по итогам которых необходимо исчислять и уплачивать авансовые платежи. Следует также предусмотреть уменьшение налоговых платежей на сумму страховых взносов, внесенных налогоплательщиком на обязательное пенсионное страхование.

Сроки оплаты авансовых платежей по налогу можно было бы определить, например, не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а всей суммы налога по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Предоставление декларации можно установить в те же сроки.

Если затронуть вопрос о распределении по бюджетной системе налоговых поступлений от единого налога, то следует предложить такую схему: 10 % - в федеральный бюджет; 45 % - в бюджет субъекта Российской Федерации; 45 % - местный бюджет. При таком распределении будут учтены интересы всех участников бюджетного процесса.

Представляется, что введение специального налогового режима для научных и инновационных организаций является наиболее эффективной мерой по созданию целостной системы стимулирования научной и инновационной деятельности. Её введение может создать дополнительные стимулы для активизации работы региональных и местных властей по развитию научной и инновационной деятельности на своих территориях. Таким образом, в сочетании с проводимой в последнее время активной политикой по развитию инновационной деятельности на федеральном уровне в эту работу будут вовлечены и все остальные уровни власти. Такие меры способствуют интенсификации движения России от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях и высоких технологиях [2, с. 17-19].

Список литературы:

1. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 10. - С. 58-69.

2. Васильев C.B. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности / C.B. Васильев // Финансовое право. - 2008. - № 9. - С. 16-19.

3. Медведев Д.А. Россия вперед. Опубликована 10 сентября 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kremlin.ru/transcripts/5413.

4. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. - М.: Наука, 2008. - 455 с.

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (Одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 года).

6. www.rg.ru/2007/08/01/innovacii.htm.

7. www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005251.

8. www.strf.ru/innovation.aspx?CatalogId=223&d_no=25148.

9. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

© Смирнова А.Ю.*

Московский психолого-социальный институт, г. Москва

В рамках данной работы рассматривается процесс взаимодействия субъектов спортивного туризма и Олимпийского движения с целью наиболее эффективного использования российскими туристскими предприятиями возможностей, обусловленных проведением Зимних олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи, для увеличения сегмента обслуживаемого рынка в количественном и качественном выражении в долгосрочной перспективе.

Главная идея концепции развитии России до 2020 г., принятой Правительством РФ в ноябре 2008 г., состоит в осуществлении перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально-ориентированному типу развития [7]. Туризм является одной из приоритетных отраслей третичной экономики, которая по прогнозам западных экономистов должна развиваться наравне со всей сферой нематериального производства, превалирующей на переходном этапе от индустриального к постиндустриальному обществу. Государство РФ, определяя основной вектор развития общества и экономики в частности, предпринимает активные меры для развития туристской отрасли как на законодательном, так и на практическом уровне. Особенно ярко эта тенденция проявляется на примере продвижения Краснодарского края, а именно города-курорта Сочи, столицы Зимних олимпийских игр 2014 г. Согласно сведениям, опубликованным Министерством финансов РФ, в период с 2011 по 2013 гг. из федерального бюджета на строительство олимпийских объектов будет выделено 524 млрд. руб. [8]. Логично предполагать, что, инвестируя такой объем денежных средств, государство страны рассчитывает на дальнейшую, эффективную эксплуатацию построенных объектов, приносящую

* Студент кафедры Социально-культурного сервиса и туризма. Научный руководитель: Московская Н.В., заведующий кафедрой Социально-культурного сервиса и туризма, кандидат искусствоведения, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.