Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование частного бизнеса в Брунее-Даруссаламе'

Налоговое стимулирование частного бизнеса в Брунее-Даруссаламе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРУНЕЙ ДАРУССАЛАМ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР БРУНЕЯ / BRUNEI DARUSSALAM / TAXATION / THE BRUNEI INTERNATIONAL FINANCIAL CENTRE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муранова Анна Петровна

Статья Мурановой А.П. посвящена налогообложению в Брунее Даруссаламе. Отмечается, что в Брунее функционирует одна из самых либеральных в Азии налоговых систем. Количество налогов наименьшее по сравнению с другими странами региона. Нет налога с доходов физических лиц, экспортных пошлин, налога с продаж, налога с заработной платы. Компании должны уплачивать корпоративный налог, ставка которого понижается в последнее время. Правительство поощряет деятельность национального частного сектора и приток иностранных инвестиций через систему налоговых льгот, которая была впервые введена в 1975 г. и фундаментально преобразована в 2001г. Учрежденный в 2000г. Международный финансовый центр Брунея действует как оффшорный центр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dr. A. P. Muranova's paper is dedicated to taxation in Brunei Darussalam. It is noted that Brunei's tax system is one of the most liberal in Asia. Brunei has the least taxes compared to other countries in the region. There are no personal income tax, no export, sales and payroll taxes. Companies are subject to corporate tax, with the rate declining in the recent years. The government encourages national private sector's activities and foreign investment inflow through the system of tax incentives which was firstly introduced in 1975 and fundamentally revised in 2001. The Brunei International Financial Centre was established in 2000 and deals as offshore centre.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование частного бизнеса в Брунее-Даруссаламе»

© Муранова А.П.

ИВ РАН

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА в БРУНЕЕ-ДАРУССАЛАМЕ

Прежде чем изложить содержание политики налогового стимулирования частного бизнеса в Брунее-Даруссаламе, стоит, на наш взгляд, дать краткую характеристику экономики страны и её проблем, чтобы лучше понять предназначение фискальных стимулов.

Султанат Бруней примечателен тем, что это небольшое по размерам территории и населения1 государство Юго-Восточной Азии занимает не только в этом регионе, но и в мире лидирующие рейтинговые места по ряду важных социальноэкономических показателей. В частности, валовой внутренний продукт в расчёте на одного жителя - один из самых высоких в мире. По данным Международного валютного фонда, подушевой ВВП, исчисленный по паритету покупательной способности, равнялся в 2009 г. 47930 долл. США. По этому показателю страна занимает 2-е место в ЮВА, уступив Сингапуру (50180 долл. США) и 5-е место в мире среди 183 государств . В стране поддерживается один из самых высоких в мире стандартов жизни. Индекс развития человека, которым измеряют качество жизни в той или иной стране, также относится к числу очень высоких - 0,920. И по этому показателю Бруней входит в лидирующую группу из 38 государств, занимая 30 место среди 182 государств и территорий, 2-е место в ЮВА (после Сингапура, который находится на 23-м месте с индексом 0,944) и 1-е место в исламском мире . Брунею принадлежит 5-е место в ЮВА по добыче нефти (175,2 тыс.барр. в день в 2008г.) и 4-е место по её

экспорту 152,9 тыс.барр. в день). Он является 4-м в мире крупо _ /-\ _ о

нейшим производителем сжиженного газа и 9-м крупнейшим

4

его экспортёром .

Экономика Брунея уникальна. Нефть и газ, месторождения которых были открыты в 1929г., являются хребтом национального хозяйства и фундаментом процветания страны. В 2008г. в нефтегазовом секторе было произведено 70,1% ВВП,

исчисленном в текущих ценах, в ненефтегазовом частном секторе - 19,3%, в государственном секторе - 10,6%. В отраслевой структуре ВВП значение первичного сектора (земледелие, животноводство, лесное хозяйство) и обрабатывающей промышленности ничтожно: соответственно 0,7% и 1,1%. Более развиты финансовая сфера (3%) , строительство(2,9%), транспорт и связь (2,7%)5. Роль нефтегазового комплекса выглядит ещё более внушительной при ознакомлении со статистикой внешней торговли и государственных финансов. В 2008г. выручка от продажи на мировом рынке продукции нефтегазовой промышленности составила 97,8% стоимости экспорта (оставшаяся доля приходится на одежду)6. В 2007/08г. от нефтяных и газовых компаний поступило в казну в виде корпоративного налога 2765 млрд. бр. долл., а от других компаний - всего лишь 100 млн. бр. долл. Кроме того, они уплатили 2402 млрд. долл. в форме дивидендов и роялти. Таким образом, общая сумма платежей сырьевых корпораций в государственный бюджет составила 5167 млрд. бр. долл., или 89,6% всех поступлений .

Слабым местом национального хозяйства Брунея является очень узкий внутренний рынок, обусловленный немногочисленностью населения, - по этому показателю страна заняла в 2009г. 115 место среди 133 государств, включенных в наблюдение Всемирным экономическим форумом. Крайне ограниченный спрос сдерживает стремление местных и иностранных компаний инвестировать в ненефтегазовые предприятия, поскольку трудно организовать производство в объёме, необходимом для поддержания конкурентоспособности. Острой проблемой стало трудоустройство увеличивающейся рабочей силы. С одной стороны, в стране относительно высокий уровень безработицы (7 тысяч человек, или 3,7% рабочей силы в 2008г.), что связано со слабым поглощением рабочей силы главным - нефтегазовым сектором (2,5% занятых в 2006г.) и неразвитостью остальных отраслей, а также с нежеланием коренных жителей, особенно молодёжи (по преимуществу малайцев), трудиться на частных предприятиях и их стремлением работать в госсекторе, где высокие зарплаты, бонусы, скидки на оплату жилища, беспроцентные кредиты и прочие льготы. С другой стороны, частный сектор ощущает хроническую не-

хватку рабочей силы, прежде всего высококлассных профессионалов и рабочих с низкой квалификацией, и решает эту проблему за счёт иммигрантов, которых в 2010г. насчитывалось 87800 человек, или 44% занятых .

В течение длительного периода правительство прилагает усилия для того, чтобы решить стратегически важную задачу -постепенно изменить отраслевую структуру хозяйства, отойти от полной зависимости от углеводоров, делающей страной уязвимой к колебаниям мирового рынка энергоносителей, и диверсифицировать экономику путем ускоренной технической модернизации и создания современных высокотехнологичных отраслей промышленности и услуг, в первую очередь финансовых и туризма. Необходимость преобразования национального хозяйства становится всё более настоятельной в связи с истощением запасов нефти и газа в разрабатываемых месторождениях. По некоторым оценкам, запасов нефти хватит примерно на 25-30 лет, а природного газа - на 40 лет9. Хотя полагают, что есть перспективы освоения новых месторождений нефти в районе Seria North Flank10. По мнению экспертов МВФ, озвученному в июне 2009г., «главные долговременные вызовы для Брунея - это расширение запасов нефти и газа, диверсификация производственной базы путем повышения активности частного сектора и усиление воздействия фискальной политики на макроэкономическую ситуацию»11.

Правительство Брунея-Даруссалама видит решение стоящих перед страной проблем не только в мобилизации и поощрении национального предпринимательства, ещё недостаточно развитого, но прежде всего в массированном привлечении зарубежного капитала с его продвинутой технологией и высококвалифицированным менеджментом и создаёт для этого благоприятную конкурентоспособную инвестиционную среду.

Одним из инструментов, активно используемых правительством для реализации экономической стратегии, служит налогообложение, являющееся немаловажным элементом инвестиционного климата в любой стране.

В Брунее функционирует одна из самых либеральных в Азии налоговых систем. Количество налогов - минимальное. Физические лица, а также члены некорпоративных товари-

ществ (т.е. партнёры, совместно ведущие деловые операции, но не оформленные как юридические лица) не подлежат подоходному налогообложению (однако на китайцев, составляющих 16% населения, это правило не распространяется, так как они не считаются подданными султана и являются либо лицами без гражданства, либо имеют британские паспорта защищённых лиц). В стране не взимаются налог с оборота (или, как его ещё называют, налог с продаж), налог на фонд заработной платы (в других странах его обычно уплачивают работодатели), налог на прирост капитала, взносы на социальное страхование. Нет экспортных пошлин - они отменены в 1973г. в целях поощрения отечественных предпринимателей, желающих вывозить за рубеж местную продукцию. Как правило, освобождается от уплаты пошлин импорт основных видов продовольствия (за счёт ввоза обеспечивается около 90% потребностей страны). Беспошлинно ввозятся товары производственного назначения, а для других товаров установлены низкие пошлины (кроме автомашин, косметических и парфюмерных товаров, сигарет и прочих

12

табачных изделий) .

Главной формой налогообложения является взимание налогов с доходов юридических лиц. При этом налоговые резиденты, т.е. инкорпорированные или зарегистрированные в Брунее публичные и частные компании, обязаны уплачивать подоходный налог со всех доходов, включая и извлечённые за рубежом, и переведённые и полученные в Брунее. Налоговые нерезиденты, т.е. инкорпорированные в других странах и имеющие в Брунее филиалы или представительства, платят налог только с доходов, извлечённых на территории Брунея. Основной налог - налог на прибыль, или корпоративный налог: на его долю в 2006г. приходилось 98% всей суммы налоговых по-

13

ступлений в государственный бюджет . Именно этот фискальный инструмент преимущественно используется правительством для стимулирования инвестиционной активности частного бизнеса и составляет центральный элемент режима чрезвычайно льготного налогообложения.

Либеральность фискальной политики правительства объясняется двумя факторами. Во-первых, стремление привлечь иностранные инвестиции в условиях расширяющейся глобали-

зации и усилившейся в мире конкуренции из-за них побуждает правительство создавать привлекательные конкурентоспособные условия для их функционирования. Во-вторых, благодаря указанным выше колоссальным поступлениям от нефти и газа правительство располагает большими финансовыми ресурсами, которые позволяют безболезненно для госбюджета снижать налоговую нагрузку на предпринимательский корпус.

Налоговое стимулирование частного национального и иностранного предпринимательства осуществляется в двух формах: 1) понижение номинальных ставок корпоративного налога и 2) предоставление инвесторам специальных фискальных послаблений.

Первая форма стимулирования стала заметно развиваться в последнее десятилетие, и связано это не только с внутренними факторами, но и с воздействием внешней экономической среды. Во-первых, углубление глобализации мирового хозяйства усиливает налоговую конкуренцию между странами, что ведёт к тенденции снижения номинальных ставок корпоративного налога во всём мире. Так, средняя общемировая ставка этого налога снизилась с 32,69% в 1999г. до 25,51% в 2009г. а усреднённая ставка в Азиатско-Тихоокеанском регионе - соответственно с 31,67% до 27,49%14. Во-вторых, на налогообложение в стране влияют и внутрирегиональные процессы, связанные с выработкой странами ЮВА единой стратегии развития в рамках АСЕАН, членом которого Бруней стал в 1984г. В-третьих, воздействует и либеральная налоговая политика соседних более развитых государств - Сингапура и Малайзии, где правительства провели в нулевые годы XXI века серию снижения ставок налога на прибыль: в Сингапуре - с 26% в 1999-2000гг. до 22% в 2005-2007гг. и до 18% в 2008-2009гг, а в Малайзии - с 28% в 1999-2006гг. до 27% в 2007г. до 26% в 2008г. и до 25% в 2009г15. Бруней также постепенно втянулся в общемировой процесс облегчении налоговой нагрузки на частный бизнес и снизил номинальные ставки в 2007г. с 30% до 27,5% , в 2008г. до 25,5%, в 2009г. до 23,5%.в 2010г. до 22%16(корректировка ставок не коснулась корпоративного налога, выплачиваемого нефтяными и газовыми компаниями,- он взимается по ставке 55%).Кроме того, с 1 января 2008 г. снижены ставки налога на

так называемые пассивные доходы - дивиденды, проценты и роялти, выплачиваемые нерезидентам, с 20% величины дохода до 15% для доходов в форме процентов и до 10% - в форме роялти.

Одной из разновидностей налоговых льгот являются более низкие ставки, фиксируемые в соглашениях об устранении двойного налогообложения и действующие при переводе за рубеж пассивных доходов. Такие соглашения подписаны Брунеем с 14 государствами, в том числе с Великобританией, КНР, Индонезией, Сингапуром, Японией, Вьетнамом, Малайзией, и в соответствии с ними налог, например, с дивидендов взимается по ставке 5% при их переводе в КНР, 10% - в Сингапур, 15% - в Великобританию и Индонезию, тогда как установленная законом ставка - 20%17.

Как и во многих странах, в Брунее практикуется также система специального льготного режима для частных предпринимателей. Она начала складываться с середины 70-х гг. ХХ в. В мае 1975г. был принят Закон о стимулировании инвестиций (Investment Incentives Act,1975), нацеленный на поощрение инвестиционной активности частных компаний, в первую очередь иностранных, которые, как предполагалось, примут участие в реализации программы диверсификации экономики, сформулированной 3-им пятилетним планом национального развития на 1975-1979гг. Закон предусматривал налоговые привилегии как на старте предпринимательской деятельности, так и в про-

1 о

цессе роста и развития производства .

Закон установил три льготных категории инвесторов: 1) вновь создаваемые компании, которым предоставлялся статус пионерных (выпускаемая ими продукция также получала статус пионерной); 2) компании, которые уже имели действующие предприятия и намеревались расширить производство или начать новое; им предоставлялся статус расширяющегося предприятия в отраслях, одобренных правительством (выпускаемая ими продукция также получала статус одобренной);

3)компании, имевшие предприятия в любой отрасли и планировавшие получить у зарубежных кредиторов заём для приобретения производственного оборудования.

Самые большие фискальные льготы предоставлялись пионерным компаниям. Такой статус могли получить только компании с ограниченной ответственностью, зарегистрированные в соответствии с Законом о компаниях и инвестировавшие в новые предприятия отраслей, которые были объявлены пионерными. Таковыми признавались отрасли, которые, во-первых, совсем неразвиты либо развиты слабо и предприятия не могли функционировать на коммерческой основе и выпускать продукцию в объёме, необходимом для удовлетворения потребностей страны, и, во-вторых, имели благоприятные перспективы дальнейшего развития, включая возможность экспорта продукции. Как свидетельствует приведённый в тексте Закона 1975г. список пионерных отраслей, правительство на том этапе ставило очень скромные цели. К числу пионерных были отнесены всего лишь семь, к тому же небазовых отраслей. Это - 1/ ремонт и техническое обслуживание судов, 2/ обслуживание аэролиний (снабжение самолётов продовольствием), 3/ производство цемента, 4/ производство фармацевтической продукции, 5/ сталепрокатное производство, 6/ производство химикатов для нефтегазовой промышленности, 7/ производство алюминиевых и других облицовочных изделий.

Любая компания, получившая сертификат о пионерном статусе, пользовалась несколькими фискальными привилегиями. Это прежде всего налоговые каникулы, т.е. освобождение от уплаты налога на прибыль в течение указанного в законе периода. Продолжительность льготного периода определялась размером инвестиций в основной капитал, что видно из нижеследующих данных:__________________________________

Инвестиции в основной капитал (бр. долл.) Продолжительность налоговых каникул

До 250 тыс. 2 года

250тыс. - 500 тыс. 3 года

500 тыс. - 1 млн. 4 года

Свыше 1 млн. 5 лет

Если компания инвестировала к концу льготного периода обусловленную сумму полностью, то каникулы могли быть продолжены на 1, 2, 3 года, но в целом они не должны были

длиться более пяти лет. Налоговые каникулы начинались с первого дня выпуска продукции.

Помимо налоговых каникул, пионерным компаниям предоставлялись и другие послабления. В их числе - а/ освобождение акционеров компании от уплаты подоходного налога на дивиденды; б/ перенос убытков, понесённых компанией в период налоговых каникул, вперед, т.е. их вычет из налогооблагаемой прибыли в послепионерный период, что сокращало налоговую базу и уменьшало размер корпоративного налога, в/ полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе машин, оборудования, комплектующих деталей, запасных частей и строительных конструкций, которые не изготовлялись в стране, но были необходимы для производства пионерной продукции; г/освобождение от уплаты импортных пошлин при ввозе сырьевых материалов, если они не производились в стране в необходимом объёме, но были необходимы для выпуска пионерной продукции.

Статус расширяющейся компания могла получить при двух условиях. Во-первых, если правительство считало, что расширение производства в данной отрасли экономически выгодно и соответствует общественным интересам. Во-вторых, если компания намеревалась сделать дополнительные инвестиции с целью расширить имевшееся производство или организовать новое. Продолжительность налоговых каникул закон также обусловливал размером новых капиталовложений. Это следует из нижеприведенных данных:____________________

Новые инвестиции в основной капитал Продолжительность налоговых каникул

До 250 тыс.бр.долл. 3 года

Свыше 250 тыс.бр.долл. 5 лет

Если предприниматель, получивший льготу в три года, инвестировал к концу каникул 250 тыс.бр.долл., то льготный период увеличивался до 5 лет. Льгота начинала действовать с первого дня выпуска продукции.

Третьей категории инвесторов фискальные привилегии предоставлялись только в том случае, если выполнялись следующие условия: 1/ размер займа был не менее 200 тыс. бр.

долл., 2/ получение займа у зарубежного кредитора должно было оформляться финансовым соглашением, в котором прописывалось назначение кредита, 3/ кредит использовался только для приобретения производственного оборудования. Если эти условия соблюдались, компании выдавался сертификат, удостоверявший, что такой заём является «одобренным иностранным займом». Налоговая льгота состояла в том, что предприниматель, переводивший за рубеж иностранному кредитору доход в виде процента, не уплачивал налог «у источника» по ставке 20%.

К концу 90-х годов ХХв. стало очевидно, что эффективность Закона 1975г. оказалась не очень высокой. Национальные частные компании, по преимуществу мелкие и средние, а также иностранные компании (за исключением нефтяных и газовых) слабо отреагировали на этот закон. Экономическая активность в стране поддерживалась большей частью инвестициями нефтегазового комплекса и правительственными расходами на социально-экономическое развитие. Например, в течение 7-го пятилетнего плана национального развития на 1996-2000гг. из общей суммы инвестиций в национальное хозяйство в размере 8 млрд. бр. долл. 70,8% (5,6 млрд.) было вложено государственным сектором и только 29,2% (2,36 млрд.) - частным19. В целом же ведущую роль в финансировании играли иностранные инвестиции, которые традиционно поступали из двух ведущих источников - Великобритании и Нидерландов: в 19902000гг. в страну ежегодно поступало в среднем 349 млн. долл. США, что составляло 80,4% всех валовых капиталовложений в основной капитал. Но они направлялись исключительно в нефтегазовый комплекс. Так, из 1033 млн.бр.долл. прямых зарубежных инвестиций в ненефтегазовый сектор было вложено всего 1%, главным образом в производство одежды, ставшей ведущим товаром ненефтегазового экспорта. В опубликованном в 2000г. отчете правительство признало, что декларированные в планах национального развития цели - диверсифицировать экономическую базу, привлечь новые иностранные капиталовложения, сократить безработицу и снизить чрезмерную

20

зависимость от нефти и газа не были достигнуты20. Как следует из данных ЮНКТАД, по показателю привлекательности стра-

ны для иностранных инвесторов Бруней занял в 2001г. очень низкое - 128-е место среди 140 государств, включённых в на-

блюдение21.

С конца 90-х годов правительство приступило к разработке новой программы структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиционной деятельности частных предпринимателей. Был взят курс на максимальное развитие с помощью иностранного капитала современных высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, в первую очередь финансовых и туризма, и на получение от зарубежных компаний передовой технологии и квалифицированных знаний.

Можно сказать, что в первое десятилетие XXI века началась новая фаза экономического развития Брунея. Одним из первых действий правительства, направленных на реализацию стратегии диверсификации экономики, было учреждение в июле 2000г. Международного финансового центра Брунея (МФЦБ) с целью стимулировать развитие современных форм финансовых услуг с помощью иностранных инвесторов, расширить деятельность исламских банков и привлечь исламские капиталы с других рынков. Правительство позиционирует страну как первоклассный международный банковский и торговый центр, как центр исламской банковской деятельности и как равного партёра в международных финансовых и коммерческих кругах.

Создание МФЦБ стало важной вехой в становлении нового чрезвычайно льготного режима налогообложения, призванного стимулировать инвестиционную активность частного сектора. С августа 2000г. МФЦБ функционирует как офшорный центр. Компании, ведущие международные деловые операции, а также международные партнёрства, имеющие право вести любые операции с нерезидентами в любой стране, и международные доверительные компании, учреждаемые только нерезидентами, освобождены от уплаты корпоративного налога. Международные страховые компании не платят никаких налогов и пошлин. В отношении международных банков (включая исламские) действуют ещё более льготные фискальные правила: не взимаются никакие налоги ни с них самих, ни с их персонала, ни с клиентуры, ни с финансовых продуктов. Таким образом,

Бруней превратился в двойную юрисдикцию, т.е. в стране наряду с национальным налоговым законодательством действует

и международное законодательство, предусматривающее оф-

22

шорные условия бизнеса .

Следующим очень важным действием правительства, направленным на поощрение частного предпринимательства, было изменение режима льготного налогообложения, функционировавшего в соответствии с Законом о стимулировании инвестиций 1975г. Пересмотр был вызван разработкой 8-го плана национального развития на 2001-2005гг. - последней фазы долгосрочного двадцатилетнего плана, выполнение которого началось в 1985г. План предусматривал более активную структурную перестройку экономики за счёт развития сельского хозяйства и рыболовства, нефтехимии, нефтепереработки, высокотехнологичных информационно-коммуникационных структур, промышленных кластеров, портового хозяйства, финансовых услуг, туризма, производства и экспорта халяльного продовольствия.

В январе 2001г. султан издал два указа, которые вошли в силу с 1 июня того же года, - Указ о стимулировании инвестиций 2001^Investment Incentives Order 2001), который отменил действие Закона о стимулировании инвестиций 1975г., и Указ о подоходном налоге (с поправками) 2001г. (Income Tax /as Amended/ 2001), который развивает и дополняет Закон о подоходном налоге 1949г. Эти акты образуют единое правовое поле, так как дополняют друг друга и создают новый режим льготного налогообложения. Он отличается от предшествовавшего тем, что, во-первых, значительно расширилась сфера применения фискальных послаблений, во-вторых, резко увеличились сроки налоговых каникул и, в-третьих, упрощалась процедура полу-

23

чения привилегий . Управление налоговыми льготами было передано в юрисдикцию двух государственных организаций -Министерства промышленности и природных ресурсов (создано в 1998г.), на которое возложена ответственность за одобрение инвестиционных проектов в первую очередь в таких отраслях, как сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство, и за поощрение средних и мелких компаний, и Управления экономического развития Брунея (реконструирован в ноябре

2001г. в связи с созданием нового льготного режима), в функции которого вошло привлечение и поощрение инвестиций отечественных и иностранных предпринимателей, максимизация выгод от этих инвестиций и управление деятельностью промышленных парков.

Круг компаний, которые могут претендовать на получение фискальных льгот, стал весьма широким за счёт включения фирм, занятых в сфере услуг, особенно во внешнеэкономической. Вместо трех типов привилегированных инвесторов Указ о стимулировании инвестиций 2001г. предусматривает пятнадцать типов. Это - 1/ пионерные предприятия промышленности и других отраслей, 2/ пионерные компании сферы услуг,3/ постпионерные компании, 4/ расширяющиеся предприятия промышленности и других отраслей, 5/ расширяющиеся предприятия сферы услуг, 6/ предприятия, выпускающие продукцию на экспорт, 7/ компании, оказывающие услуги за рубежом, 8/ компании, занятые международными торговыми операциями, 9/ компании, получающие иностранные кредиты, 10/ компании, получающие инвестиционные скидки, 11/ компании, владеющие складскими помещениями, 12/ компании, оказывающие услуги нерезидентам, 13/ компании, инвестирующие в новые технологии, 14/ компании, осуществляющие инвестиции за рубежом, 15/ венчурные компании.

Пионерными были объявлены 26 отраслей, которые, по мнению Министра промышленности и природных ресурсов, слабо развиты и выпускаемая ими продукция не обеспечивает потребности страны, но которые имеют высокий потенциал развития. В их числе - семь отраслей, включенных в список по Закону 1975г., а также ряд новых высокотехнологичных отраслей (производство электронной продукции, электромашин, электроаппаратуры, современных средств связи и звукозаписи, медицинской аппаратуры и др.), банковское дело, страхование, туризм.

Компаниям, создаваемым предприятия в пионерной отрасли и получающим сертификат о статусе пионерной, предоставляются налоговые каникулы, продолжительность которых зависит от величины инвестиций в основной капитал и от места их приложения, что видно из нижеследующих данных:

Размер или местоположение инвестиций Продолжительность налоговых каникул Продление срока каникул

500 тыс. - 2,5 млн.бр.долл. 5 лет до 11 лет

Свыше 2,5 млн.бр.долл. 8 лет до 11лет

Промышленный парк хайтек 11 лет до 20 лет

Предприятие освобождается от уплаты корпоративного налога с первого дня выпуска продукции. Во время льготного периода оно не имеет права заниматься другим бизнесом или производить другие виды продукции, кроме указанных в сертификате о пионерном статусе. Как и в предыдущем законе, Указ предусматривает освобождение от уплаты таможенных пошлин при импорте машин, оборудования, комплектующих деталей, строительных конструкций, а также сырьевых материалов, если они производятся в недостаточном объёме и нужны для организации производства на пионерном предприятии. Убытки, понесённые во время налоговых каникул, а также налоговые скидки (т.е. освобожденная от налога сумма, которая вычитается из налогооблагаемого дохода перед исчислением налога) могут быть перенесены вперед и вычтены из налогооблагаемой прибыли в постпионерный период

К льготным пионерным предприятиям в сфере услуг относятся фирмы, оказывающие услуги, спектр которых очень широк и включает любые инженерные и технические услуги (лабораторные, научно-исследовательские, консультативные и прочие) дизайнерские, образовательные, компьютерные, управленческие, организацию выставок, конференций и работы частных музеев, услуги аукционных домов и другие. Пионерные сервисные компании освобождаются от уплаты подоходного налога с первого дня своей деятельности в течение 8 и более лет, но не более 11 лет. Им также предоставляется право переносить вперёд убытки, понесённые во время налоговых каникул, и налоговые скидки.

Постпионерной может быть любая компания, которая была пионерной по Закону 1975г. Эта категория компаний освобождается от уплаты налога на прибыль в течение 6 лет, но министр промышленности и природных ресурсов может продлить

срок до 11 лет. Они также имеют право на вычет из налогооблагаемой прибыли убытков и налоговых скидок на капиталовложения после окончания льготного периода.

Статус расширяющегося предоставляется любому предприятию, которое уже имеет налаженное производство и планирует дополнительно инвестировать средства в его расширение либо организацию нового производства в отрасли, объявленной министром промышленности и природных ресурсов одобренной.

Налоговая льгота в виде освобождения от уплаты подоходного налога предоставляется при условии, если расширение выпуска продукции приносит пользу стране и соответствует общественным интересам. Срок льготы зависит от величины дополнительных капиталовложений, что видно из нижеследующих данных:

Размер новых инвестиций Продолжительность налоговых каникул Продление срока каникул

До 1 млн.бр.долл. 3 года до 15 лет

Свыше 1 млн.бр.долл. 5 лет до 15 лет

Функционирующая сервисная компания может получить статус расширяющейся и право не платить налог на прибыль с первого дня расширения своей деятельности в течение 11 лет. Этот срок может быть продлён ещё на 5 лет за один раз. Но общий срок льготы не должен превышать 20 лет.

В новом законе большое внимание уделено компаниям, ориентированным на внешнеэкономическую деятельность, что свидетельствует о серьёзном намерении Брунея расширить своё присутствие на мировом рынке товаров и услуг и выступать как поставщик не только энергоносителей, но и новых товаров, в частности пользующегося спросом в исламском мире халяль-ного продовольствия, и разного рода услуг.

Любая фирма, производящая или планирующая производить продукцию с целью вывоза за рубеж, либо имеет или намеревается иметь предприятие в таких отраслях, как сельское

хозяйство, рыболовство или лесное хозяйство, может получить налоговые послабления, если продукция предприятия полностью или частично предназначается для экспорта. Ей предоставляется статус экспортного предприятия с соответствующим сертификатом. Стоимость экспортируемой продукции должна быть не менее 20 тыс.бр.долл. и составлять не менее 20% стоимости всех продаж фирмы. Экспортные фирмы могут иметь статус пионерных и непионерных. Первые освобождаются от уплаты корпоративного налога в течение 6 лет, вторые - в течение 8 лет. Срок может быть продлён до 11 лет а при некоторых условиях и до 15 лет. Помимо освобождения от уплаты подоходного налога, экспортная фирма может не платить таможенные пошлины при импорте машин, оборудования, комплектующих деталей, строительных конструкций и сырых материалов.

Компании, оказывающие разного рода услуги за рубежом (инженерные, дизайнерские, управленческие, юридические, медицинские, образовательные, бухгалтерские и другие) получают право не платить корпоративный налог в течение 11 лет. Льгота может быть продлена на три года за один раз, но в целом не должна превышать 20 лет. Кроме того, компания получает право на вычет из налогооблагаемой прибыли убытков и налоговой скидки после окончания налоговых каникул.

Компании, ведущие международные торговые операции и экспортирующие квалифицированные промышленные товары или продукцию местного производства стоимостью не менее 3 млн.бр.долл. в год, а также компании, осуществляющие транзитные внешнеторговые операции в объёме более 5 млн.бр.долл. в год, получают право на освобождение от подоходного налога в течение 8 лет. Они могут также вычитать из будущих прибылей убытки и налоговые скидки.

Для фирм, получающих иностранные кредиты для покупки производственного оборудования условия получения налоговой льготы и её содержание сохранились в той же формулировке, что и в Законе о стимулировании инвестиций 1975 г.

К числу привилегированных принадлежат и компании, получающие право на инвестиционную скидку в качестве альтернативы пионерному статусу и использующие её для выпол-

нения одобренных правительством проектов. К таковым относятся 1/производство или увеличение производства любой продукции, 2/ предоставление специализированных инженерных или технических услуг, 3/ проведение научно-

исследовательских работ, 4/ вторичное использование отходов местных промышленных предприятий 5/ расширение туристической деятельности (за исключением гостиничного хозяйства), 6/ строительные работы. Предоставляемая инвестиционная скидка не должна превышать 100% размера инвестиций в основной капитал. Она разрешается в том случае, если министр промышленности и природных ресурсов придёт к заключению, что проект имеет экономические, технические и другие достоинства. Налоговая льгота - освобождение от уплаты корпоративного налога - начинается с первого дня инвестирования в проект и действует для туристических компаний (кроме гостиничных) в течение 11 лет, а для остальных - 5 лет.

Налоговыми льготами может пользоваться любая компания, которая планирует инвестировать не менее 2 млн.бр.долл., чтобы построить или улучшить складские помещения, полностью или частично используя их для хранения или продажи или для производства товаров, которые реализуются компанией на внутреннем рынке либо экспортируются ею. Ей предоставляется право на освобождение от уплаты подоходного налога в течение 11 лет с возможностью продления срока до 20 лет.

Такую же фискальную льготу получает любая компания, инвестирующая или намеревающаяся инвестировать не менее 2 млн.бр.долл. в проект, предназначенный для оказания технических или инженерных услуг нерезидентам.

Компании, инкорпорированные в Брунее и намеревающиеся инвестировать в новые технологии производства либо переработки какой- либо продукции либо в новые технологии оказания услуг, могут получить статус технологической компании при двух условиях: 1/ если не менее 30% оплаченного капитала фирмы принадлежит местным жителям либо лицам, получившим разрешение на проживание в Брунее в соответствии с Законом об иммиграции, и 2/ если внедряемая технология ускорит экономическое и техническое развитие Брунея. Статус технологической компании даёт право на налоговые каникулы

и на перенос налоговой скидки на капиталовложения вперед и вычет их из прибыли, полученный после окончания каникул.

Если компании, учреждённые и функционирующие в Брунее, намереваются произвести инвестиции в зарубежные фирмы, которые используют или усовершенствуют новую технологию изготовления и обработки продукции либо новую технологию оказания услуг, то они получают фискальную льготу в форме переноса убытков вперед и вычет их из будущих прибылей при условии, если новые технологии успешно перенесены ими в страну.

Налоговая привилегия венчурным компаниям состоит в том, что она получает право вычесть из будущих прибылей убытки, которые она понесла при реализации акций.

Итак, Бруней придерживается очень либеральной модели налогообложения. При этом фискальная политика проводится в общем русле глобальных тенденций снижения налоговой нагрузки на предпринимательский корпус. Как и во многих странах, для этого применяются различные финансовые инструменты. В Брунее главным инструментом является корпоративный налог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из вышеизложенного, режим налоговых послаблений эволюционировал от умеренных форм поощрения в 70-90-е годы ХХв. до чрезвычайно льготного налогообложения и оффшорного статуса в нулевые годы нынешнего века. Система льготного налогообложения развивается в направлении большего соответствия целям экономической стратегии правительства, которое считает приоритетом постепенное преодоление традиционной зависимости от углеводородов и формирование новых современных высокотехнологичных отраслей промышленности, инфраструктуры, услуг и финансового бизнеса. Налоговая политика ориентирована прежде всего на привлечение иностранного капитала, который необходим не столько как источник финансовых ресурсов (ими страна располагает в достаточных размерах), сколько как поставщик новейшей технологии, менеджмента и знаний. Вместе с тем правительство стремится активизировать и национальное предпринимательство, для которого льготный фискальный режим особенно необходим из-за его слабого развития. Именно поэтому фис-

кальные послабления распространяются ныне на широкий круг отраслей и производств, в которых может быть более активно задействован местный частный капитал. Действия правительства в сфере налогообложения свидетельствуют о том, что оно проводит весьма дальновидную политику, нацеленную на формирование более сбалансированной и современной структуры экономики, чтобы обеспечит в условиях истощающихся запасов углеводородов успешную жизнедеятельность страны в будущем.

1 Площадь -5765 кв. км, население - 406 тыс. чел.(2009г.), из них 20% -рабочие-иммигранты. В городах проживает 78% жителей, в том числе почти одна треть - в столице. - ASEAN community in figures. Brunei Darussalam -aanzfta.ASEAN.org/uploads/stat/Brunei_Profile.pdf ; BEDB. Facts and Figures -htpp://www.bedb.com.bn/why_factsfigures.htm; Brunei Darussalam. Есоnomic Environment.WT/TPR/S196,p.1.

2List of Countries by GDP (PPP) per capita -

http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Countries_by_GDP_(PPP)_per_capita

3 Совокупный показатель качества жизни оценивается в диапазоне от 0 (самое низкое) до 1. Индекс измеряет достижения страны по трём основным направлениям: 1/ здоровье и долголетие, 2/ доступ к образованию, 3/ величина подушевого ВВП по ППС. По оценке ВОЗ, в Брунее самая лучшая в Азии охрана здоровья, а продолжительность жизни равнялась в 2007 г. 75,2 года для мужчин и 77,8 года для женщин. Уровень грамотности - один из самых высоких в мире: в 2009г. грамотными были 95,8% мужчин и 91,5% женщин. В стране традиционно низкая инфляция: в среднем за последние 20 лет - 1,5%. Правительство субсидирует оплату жилья и коммунальных услуг, а также цены на рис, сахар, молоко и контролирует цены на автомашины, растительное масло и сигареты -« ООН представил рейтинг качества жизни в странах мира на 2009г.» - http://gtmarket. ru/news/state/2009/10/06/2192 ;

http://gtmarket.ru/news/state/2009/10/06/2192; ASEAN community in figures. Brunei Darussalam - aan-

zfta.ASEAN.org/uploads/stat/Brunei_Profile.pdf ; BEDB. Facts and Figures -http://www.bedb.com.bn/why_factsfigures.htm ; http://ostranax.ru/_lists/life_expectancy.php

4 http://iformatsiya.ru/tabl/28-dobycha-nefti-v-mire.html; http://iformatsiya.ru/tabl/29-yeksport-nefti-v-mire.html; BEDB. Economic Overview.-http://www.bedb.com/why_ecoverview.htm; BEDB. Facts and

Figures.- http://www.bedb.com.bn/why_factsfigures.htm; DEDB. Facts and Figures. - http://www.bedb.com.bn/why_advantage.htm

5 Brunei Darussalam key indicators 2009.Departament of statistics, p.6; Brunei Darussalam: Statistical Appendix. IMF Country Report N08/165, May 2008,IMF,Washington,p.2.

6 Brunei Darussalam key indicators 2009.Department of statistics , p.7.

7 Brunei Darussalam: Statistical Appendix/ IMF Country Report # 08/165 May 2008, p.22.

8 Brunei Darussalam. Economic Environment.WT/TPR/S196,pp.5,6;The Global Competitiveness Report 2009-2010.World Economic Forum. Geneva, 2009, p.18 ;http://www.lowtax.net/lowtax/html/Brunei/jducfir.html ; 2010 Investment Climate Statement - Brunei -

http://www.state.gov/e/eeb/rls/othr/ics/2010/138767.htm ; ASEAN Statistical Yearbook 2008.Jakarta, ASEAN secretariat, July 2009, p.20.

9 The Brunei Times. March 5,2009 ; Brunei. Economy -

http://www.state.gov/rZpa/ei/bgn/2700.htm

10 Brunei Darussalam-Key Information on Brunei -Oil and Gas -

http://www.bruneidirecthys.net/about_brunei/oil_gas.html

11 http://www.lowtax.net/lowtax/html/Brunei/jducfir.html

12 Brunei Darussalam country brief -

http//www.dflat.gov.au/geo/Brunei.brief.html ; BEDB. Business Guide Taxation. -http://www.bedb.com.bn/doing_guides_taxation. html; KPMG Asia Pacific Taxation. Brunei Darussalam.2009 Edition, pp. 4, 19, 21, 22; Encyclopedia of the Nations. Brunei Darussalam. Taxation - http://www. Na-tionsencyclopedia.com/Asia-and-Oceania/Brunei Darussalam.

13 Brunei Darussalam. Economic Environment. WT/TPR/S196, p.7.

14 KPMG”s Corporate and Indirect Tax Rate Survey 2009, p.15 -http:/www.kpmg.com/.../

15 KPMG”s Corporate and Indirect Tax Rate Survey 2009, pp.11-14 -http:/www.kpmg.com/./

16 ASEAN Investment Guidebook 2009.Jakarta, ASEAN secretariat 2010, p. 24 ;The Brunei Times. March 17,2010; Brunei Darussalam country brief -http://www.dfat.gov.au/geo/brunei_brief.html ; Ministry of Finance. Tax Publication -

http://www.mof.gov.bn/English/Revenue/taxResources/Pages/Tax...

17 KPMG Asia Pacific Taxation. Brunei Darussalam.2009 Edition, p.17 -http:/www.kpmg.com/./ ; BEDB. Business Guides. Taxation -http://www.bedb.com.bn/doing_guides_taxatio. htm

18 Основные положения Закона о стимулировании инвестиций 1975г. изложены по тексту Закона - см. Attorney General’s Chambers. Brunei Darussalam. Legislation online. Text of Acts. Laws of Brunei. Chapter 97. Investment Incentives Act (1975) -

http://www.agc.gov.bn:81/index.php?option=com_content&view=article&i d=61 &itemid= 165

19 http://www.csstc.org/reports/egm/p4/presentation_Brunei.htm

20 Brunei Darussalam. Economic Environment.WT/TPR/S/196,p.2.

21 Brunei Darussalam. Foreign Investment. -

http://www.nationsencyclopedia.com/Asia-and-Oceania/ Brunei Darussalam.

22 Oxford Business Group. The Report: Brunei Darussalam 2008 // books.google.ru/books?isbn=190233907X... ; Brunei Darussalam. Economic Environment. WT/WPT/S/196 ; Brunei Offshore Business Sectors -http://www.lowtax.net/lowtax/html/brunei/jbuobs.html; Brunei Darussalam -Key Information on Brunei - Economy -

http://www.bruneidirecthys.net/about_brunei/economy.html

23 Здесь и далее содержание и сферы применения налоговых льгот изложены по текстам указов: Investment Incentives Order 2001 и Income Tax Act (Amendment) Order 2001 (Revised Edition 2003 ) - cм. Attorney Gen-eral”s Chambers. Brunei Darussalam/ Legislation online. Text of Orders. Laws of Brunei -

http://www.agc.gov.bn:81/index.php?option=com_content&view=article&I d=73&Itemid=166 ;

http://www.agc.gov.bn:81/inlex.php?option=com_content&view=article&Id= 73&Itemid=165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.