Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА: В ПОИСКАХ БАЛАНСА'

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА: В ПОИСКАХ БАЛАНСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / НАЛОГИ / СУБСИДИИ / САМОЗАНЯТЫЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курдюмов Александр Васильевич, Мещерягина Вероника Александровна, Мальцева Александра Андреевна

В настоящей статье рассматривается личное подсобное хозяйство как элемент общегосударственной системы производства и реализации сельскохозяйственной продукции и оптимальные способы налогового регулирования этой деятельности. Авторами делается вывод о необходимости минимального контроля за финансово-хозяйственной деятельность субъекта, включения его в единую систему налогообложения. На основании анализа различных видов налогообложения отстаивается позиция о максимально сбалансированной форме налогообложения для граждан, владельцев личных подсобных хозяйств - налог «для самозанятых», не требующий регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курдюмов Александр Васильевич, Мещерягина Вероника Александровна, Мальцева Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL SUBSIDIARY TAX REGULATION: LOOKING FOR BALANCE

This article considers personal subsidiary farming as an element of the national system of production and sale of agricultural products and optimal methods of tax regulation of this activity. The authors conclude that there is a need for minimal control over the financial and economic activities of the subject, its inclusion in the unified taxation system. Based on the analysis of various types of taxation, the position on the most balanced form of taxation for citizens, owners of personal subsidiary farms is defended - a tax "for the self-employed," which does not require registration as an individual entrepreneur.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА: В ПОИСКАХ БАЛАНСА»

Научная статья Original article УДК 336.025.4

DOI 10.55186/25876740_2022_6_6_42

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА: В ПОИСКАХ БАЛАНСА

PERSONAL SUBSIDIARY TAX REGULATION: LOOKING FOR BALANCE

Курдюмов Александр Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, директор института государственного, муниципального управления и права, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, тел. 8(343) 283-12-50, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2523-7595, kurdyumov@usue.ru

Мещерягина Вероника Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, тел. 8(343) 283-12-50, 8-919-390-55-60, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9507-9417, metsheryagina@yandex.ru Мальцева Александра Андреевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, тел. 8(343) 283-12-50, 8-919-390-55-60, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7943-9769, sashamalcevaan@gmail.com

Kurdyumov Alexander Vasilievich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of State, Municipal Administration and Law, Head of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University, 620144 Russia, Yekaterinburg, st. March 8, 62, tel. 8(343) 283-12-50, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2523-7595, kurdyumov@usue.ru Meshcheryagina Veronika Aleksandrovna, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Constitutional and International Law, Ural State Economic University, 620144 Russia, Yekaterinburg, st. March 8, d. 62, tel. 8(343) 283-12-50, 8-919-390-5560, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9507-9417,metsheryagina@yandex.ru Maltseva Alexandra Andreevna, master's student, FSBEI HE "Ural State Economic University," 620144 Russia, Yekaterinburg, st. March 8, 62, tel. 8(343) 283-12-50, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7943-9769, sashamalcevaan@gmail.com

Аннотация. В настоящей статье рассматривается личное подсобное хозяйство как элемент общегосударственной системы производства и реализации сельскохозяйственной продукции и оптимальные способы налогового регулирования этой деятельности. Авторами делается вывод о необходимости минимального контроля за финансово-хозяйственной деятельность субъекта, включения его в единую систему налогообложения. На основании анализа различных видов налогообложения отстаивается позиция о максимально сбалансированной форме налогообложения для граждан, владельцев личных подсобных хозяйств - налог «для самозанятых», не требующий регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Abstract. This article considers personal subsidiary farming as an element of the national system of production and sale of agricultural products and optimal methods of tax regulation of this activity. The authors conclude that there is a need for minimal control over the financial and economic activities of the subject, its inclusion in the unified taxation system. Based on the analysis of various types of taxation, the position on the most balanced form of taxation for citizens, owners of personal subsidiary farms

is defended - a tax "for the self-employed," which does not require registration as an individual entrepreneur.

Acknowle dgments: the work was supported by the RFBR within the framework of the scientific project № 21-510-07003 «Formation of a financial and investment mechanism for supporting small businesses in the conditions of the formation of a young state», 2022.

Ключевые слова: личное подсобное хозяйство, налоги, субсидии, самозанятые, сельское хозяйство, налогообложение.

Keywords: personal subsidiary farm, taxes, subsidies, self-employed, agriculture, taxation.

Введение. Одними из главных инструментов поддержки малого бизнеса являются финансовые, в том числе в рамках налоговой государственной системы. Льготное налогообложение для развития малого предпринимательства и в частности для личного подсобного хозяйства играет первостепенное значение.

Цель исследования заключается в определении необходимого уровня государственного управления товарооборота произведенных личными подсобными хозяйствами по средствам налогового регулирования.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, нормативная правовая база, а также мнение предпринимательского сообщества -респондентов социологического опроса.

В качестве инструментов обоснования представляемых в исследовании результатов и выводов авторами применяются такие методы, как обобщение, статистический и сравнительный анализ данных, социологический опрос.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства одной из немаловажных задач государственного управления является совершенствование учета продукции,

производимой хозяйствами населения, в целях увеличения внутреннего потребления сельскохозяйственной продукции1.

Для решения этой непростой задачи очень важна такая форма ведения хозяйственной деятельности как подсобное хозяйство, поскольку она обладает повышенной интенсивностью и производительностью труда, высокой мотивацией субъектов хозяйственной деятельности и практически полным отсутствием организационного давления со стороны государства.

Такой «свободный» режим исходит из природы личных подсобных хозяйств - самостоятельного производства продукции для личных нужд. Этот подход можно встретить и в законодательстве2, где содержатся следующие признаки личного подсобного хозяйства:

- не предпринимательская деятельность;

- производство сельскохозяйственной продукции;

- переработка сельскохозяйственной продукции;

- осуществляется гражданином и (или) членами его семьи;

- цель - удовлетворение личных потребностей;

- наличие земельного участка для этих целей.

С экономической точки зрения ликвидность личного подсобного хозяйства высока: остатки выращенной продукции на данной земле могут быть проданы, и для продажи не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, ведь такая деятельность не является предпринимательством [1, С. 102].

В данной ситуации имеются и свои риски: полученная продукция не проходит процедуру лицензирования и не требует получения сертификата качества [2, С. 62].

Не проходит регистрацию и личное подсобное хозяйство, по сути, оно считается таковым с момента регистрации права на земельный участок. При этом,

постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 15.11.2022) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" // СПС «КонсультантПлюс»

2 Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О личном подсобном хозяйстве» // СПС «КонсультантПлюс»

личное подсобное хозяйство прекращается как форма непредпринимательской деятельности с прекращением права на земельный участок. Таким образом, юридически статус личного подсобного хозяйства зависит от наличия земельного участка и наличия вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Категория земель для личного подсобного хозяйства относится либо к землям сельскохозяйственных назначений, либо к землям поселений. Категорию земли и вид разрешенного использования можно определить в кадастровом паспорте земельного участка.

Также личное подсобное хозяйство не подлежит регистрации в качестве юридического лица. Единственный юридический документ, определяющий соответствующий статус земли - внесение в похозяйственную книгу. В настоящее время данная регистрация осуществляется посредством портала «Госуслуги».

Земли для личного подсобного хозяйства можно получить из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 39.18 ЗК РФ, гражданин может подать заявление на предоставление соответствующего земельного участка.

В рамках регистрации личного подсобного хозяйства в похозяйственной книге указывается: ФИО и дата рождения собственника или арендатора земельного участка, а также сведения о семье, данные о площади земельного участка и его кадастрового номера, поголовье животных/птиц и сведения о материально-технических ресурсах.

В результате - личное подсобное хозяйство позволяет заниматься производством сельскохозяйственной продукции для личных нужд без образования юридического лица и регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Важным фактором в деятельности личного подсобного хозяйства является отсутствие бухгалтерской и налоговой отчётности.

Сектор личных подсобных хозяйств производит значительные объемы продовольственного сырья и конечных продуктов. Это означает, что он охватывает не только стадию собственно производства, но и стадии первичной переработки,

хранения, транспортировки, технического и экономического обслуживания данных процессов [3].

Но в настоящее время все эти процессы не наблюдаются, осуществляются в теневой среде, стихийно, не налажен качественный учет этой продукции, неполной и нерелевантной остается информация о личных подсобных хозяйствах. Не случайно Министерство сельского хозяйства РФ стремится навести порядок в региональных продовольственных балансах, в продовольственном балансе страны

[4].

В рамках рассмотрения вопроса развития личного подсобного хозяйства следовало бы отметить факторы торможения в развитии личных подсобных хозяйств. К ним стоит отнести отсутствие специализированного оборудования для ведения хозяйства, деградация, а также слабое развитие инфраструктуры в сельской местности. [5, С. 55; 6, С. 89].

Особым фактором в торможении развития личного подсобного хозяйства является рост цен, преимущественно на удобрения в аграрной отрасли, где за 2022 год трижды произошла индексация цен (например, с июня повышение произошло по всем удобрениям, за исключением селитры на 5%. С сентября цены на удобрения вновь выросли на 5%, а селитра на 10%. С декабря индексация стоимости всех удобрений составила 8,4%, а селитра возросла в цене на 8,6%. В рамках развития личного подсобного хозяйства, рост цен является значительным фактором сдерживания.

Авторами в мае-сентябре 2021 года в рамках исследования проведен социологический опрос методом формализованного анкетирования, в котором приняло участие 210 респондентов группы «взрослое населения».

Изучив мнение малого бизнеса по вопросу «Какие из перечисленных мер финансового стимулирования и поддержки населения и предпринимательства на ваш взгляд наиболее эффективны?» авторами составлен рейтинг согласно ранжированию ответов респондентов.

Первые строчки рейтинга по мнению респондентов занимают «налоговые льготы», «государственные гарантии» и «субсидирование процентной ставки по

кредитам». Так считают «налоговые льготы» - 97 респондентов, «государственные гарантии» 94 и «субсидирование процентной ставки по кредитам» соответственно - 58.

ТОП-5 наиболее эффективных мер поддержки предпринимательства и населения представлены на рисунке 1.

120 100 80 60 40 20 0

97

94

58

49 47

I m

п: п: g

» h л

о ° I-

ÜJS S

5. О =t

et X <U

s i- ü

и л ^

Ю CD

b Ь

.ü п: ^ £

Рис. 1. ТОП-5 наиболее эффективных мер поддержки предпринимательства и

3

населения3

На вопрос «С какими трудностями, сталкиваются предприниматели при получении мер финансового стимулирования и поддержки предпринимательства?» ответы респондентов сформированы в ТОП-5 и представлены на рисунке 2.

3 Составлено авторами

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

15

23

34

n: n:

£ ^

n: n:

л l-

X 2

Ь

о =1

Ь

Рис. 2. ТОП-5 трудностей с которыми сталкиваются предприниматели при получении мер финансового стимулирования и поддержки предпринимательства4

Наибольшую трудность по мнению респондентов группы взрослого населения с которыми сталкиваются предприниматели при получении мер финансового стимулирования и поддержки предпринимательства - бюрократия и коррупция, а наименьшую - экономический кризис и отсутствие начального капитала.

Государство пытается преодолеть негативные явления посредством субсидирования, которое предусмотрено как гарантия ст. 7 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» распространяя на все личные подсобные хозяйства меры государственной поддержки, предусмотренных для сельскохозяйственных товаропроизводителей [7, С. 99].

Согласно ФЗ «О развитии сельского хозяйства»5 сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Таким образом, можно проследить тесную взаимосвязь

4 Составлено авторами

5 Федеральный закон от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СПС «КонсультантПлюс»

8

личного подсобного хозяйства с предпринимательской деятельностью, судя по всему, из-за производственных процессов и возможности реализации продукции.

Однако, нами уже было отмечено выше, что личное подсобное хозяйство является разновидностью непредпринимательской деятельности, поэтому и экономические инструменты ее регулирования имеют свои особенности. Не исключение и один из наиболее действенных инструментов государственного управления в с фере производственных балансов личных подсобных хозяйств -налоговая база.

Здесь бы отдельно хотелось отметить, что продукция, выращенная в личных целях, может быть продана без применения налогообложения. Об этом свидетельствует п. 13 ст. 217 НК РФ. Так, доходы от продажи выращенной продукции освобождаются от налогообложения в том случае, если ЛПХ ведется без привлечения наемных работников, а площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства соответствует ст. 4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Однако от земельного налога владельцы личного подсобного хозяйства не освобождаются.

Для освобождения от налогового бремени граждане, реализующие товары в рамках личного подсобного хозяйства должны удостоверить перед налоговыми органами факт площади земельного участка, отсутствие трудовых договоров (в равной степени и гражданско-правовых договоров о систематическом оказании услуг, которые могут быть признаны трудовыми)6 и фак продажи производства и продажи продукции с указанного земельного участка.

На первый взгляд, это позитивным образом сказывается на уровне финансовой нагрузки на изучаемый сегмент сельского хозяйства, с другой стороны - создает объективные риски для граждан, в случае если налоговые органы в ходе проверки все-же признают деятельность по реализации продукции личных подсобных хозяйств предпринимательской (зачастую фактические размеры

6 Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022) // СПС «КонсультантПлюс»

земельного участка и данные из ЕГРН отличаются7, систематические договоры купли-продажи расцениваются как получение прибыли8) придется компенсировать в бюджет налог на прибыл с учетом штрафов и пени.

В данной связи стоит согласиться с мнением В.А. Роменко о том, что в системе законодательства о налогах и сборах отсутствуют четкие критерии разграничения имущества физического лица, используемого в предпринимательской деятельности и в личных целях, а также то, что право осуществления предпринимательской деятельности входит в правоспособность гражданина [8].

Для того, чтобы себя обезопасить владелец личного подсобного хозяйства должен иметь четкое представление о целях производства продукции и ее последующей реализации. Если он реализует ее систематически физическим и юридическим лицам для последующей перепродажи, желает увеличивать объемы производства и реализации, то необходимо грамотно вычислить налоговую базу и сформировать бизнес-план.

В таких условиях важно определиться с налоговым режимом для того, чтобы иметь производственный рост и не нарушать налоговое законодательство.

Очевидно, что на этапе становления производительных процессов при личном подсобном хозяйстве не следует избирать общую систему налогообложения, за исключением случаев, когда в производственном процессе используются импортные посадочные материалы, корма и т.д. В этом случае требуется начислять налог на добавленную стоимость, чтобы дважды его не начислять при реализации (когда можно это сделать только на границе), соответственно в половину уменьшить формулу: 40% реализации (20% НДС + 20% налог на прибыль).

Единый сельскохозяйственный налог также распространяется только на граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2022 N 4-КГ22-7-К1 // СПС «КонсультантПлюс»

8 Пункт 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П. // СПС «КонсультантПлюс»

соответствии со ст. 346.1 НК РФ освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц.

Поскольку налог рассчитывается по формуле: налоговая база (доходы минус расходы и убытки прошлых лет) х Ставка налога, следует четко понимать объемы реализации и как их учитывать. В перечень доходов, в частности, входят доходы от продажи товара , от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов — расходы на покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных и т.д. При этом доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов.

Процент значительный, но есть и свои преимущества, они заложены в нефиксированной ставке налога - до 6%. Соответственно каждый субъект в составе Российской Федерации волен самостоятельно ее определять. Есть регионы с нулевой ставкой налога (например, Московская область).

Пожалуй, максимально сбалансированной формой налогообложения для граждан, владельцев личных подсобных хозяйств - это налог «для самозанятых», не требующий регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Как бы парадоксально это не звучало, но субъект, занимающийся «непредпринимательской деятельностью» в один миг может стать субъектом малого бизнеса, если решит выбрать для себя специальный налоговый режим, который позволяет производить налоговые отчисления в размере 4% при реализации продукции физическим лицам и 6% при реализации продукции юридическим лицам. Что любопытно: гражданин может в любой момент прекратить действие этого режима, ведь регистрация (и последующее снятие с регистрации) осуществляется в максимально удобном порядке: посредством сайта «Мой налог».

Это не только позволит гражданину законно реализовывать продукцию индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, но и делать ее более прозрачной для государства. По данным Росстата, в теневом секторе экономики России работает свыше 15 млн человек, или 21% от общего количества занятых людей. Государство претерпевает большие убытки, поскольку оказывает личным

подсобным хозяйствам немалую поддержку из государственного бюджета, но находится в неведении, каким образом и с какими реальными финансовыми результатами, прибылями и потерями они работают на продовольственное обеспечение страны. В итоге стимулируются теневые процессы и субъекты продовольствен ных производств и рынков страны.

Вывод. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что личное подсобное хозяйство активно развивается и реализует цель повышения благосостояния ее владельца в условиях ведения аграрного хозяйства. Однако для развития личного подсобного хозяйства необходимы меры государственной поддержки, которые в настоящее время активно развиваются. Одним из звеньев этой системы являются различные системы налогообложения, которые способствует мотивации заниматься ведением личного подсобного хозяйства и минимизируют риски налоговых правонарушений.

Обязанность владельцев личных подсобных хозяйств регистрироваться в качестве «самозанятых» позволяет получать банковские кредиты и субсидии как субъектам малого предпринимательства, обязует предоставлять отчетность о работе своего хозяйства по упрощенной схеме.

Также позволяет отслеживать финансово-хозяйственную деятельность субъекта, включает его в единую систему налогообложения, делает прозрачным для органов государственной власти.

Для этого, следует внести поправки в ст. 346.25.1 НК РФ, где перечислен исчерпывающий перечень видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения на основе патента и дополнить его производством товарной сельхозпродукции в рамках личных подсобных хозяйств.

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства», 2022 год.

Библиографический список

1. Shaimerdenova A.K., Bulkhairova Zh.S., Temirova A.B. Personal subsidiary plots of Damsinsky rural district of Akmola region: analysis of agricultural production // Problems of AgriMarket. - 2022. - No 1. - P. 99-104. - DOI 10.46666/2022-1.2708-9991.11.

2. Шарипов С.А. Личные подсобные хозяйства и малый аграрный бизнес нуждаются в государственной поддержке // Продовольственная политика и безопасность. - 2020. - Т. 7. - № 1. - С. 59-70. - DOI 10.18334/ppib.7.1.100922.

3. Хомяков Д.М., Гогмачадзе Г.Д. Личные подсобные хозяйства: их роль и место в Национальном проекте развития АПК // АгроЭкоИнфо. - 2018. - №2 4(34). - С. 1.

4. Плотников В.Н. Личное подсобное хозяйство: большие проблемы малых хозяйств // Вестник ВолГУ. - Серия 3: Экономика. Экология. - 2010. - № 2.

5. Лайпанова З.М. Личные подсобные хозяйства населения как фактор современной системы обеспечения продовольствием // Финансовая экономика. -

2020. - № 10. - С. 54-56.

6. Фатеева Н.Б., Серебренникова М.С., Петрова Л.Н. Личные подсобные хозяйства граждан в системе обеспечения продовольственной безопасности // Аграрный вестник Урала. - 2018. - № 5(172). - С. 87-90.

7. Куджева Е.К. Правовое регулирование деятельности личных подсобных хозяйств // Аграрное и земельное право. - 2019. - №11 (179). - С. 98100.

8. Роменко В.А. Право на применение профессионального налогового вычета физическими лицами, деятельность которых признается предпринимательской по результатам налогового контроля // Финансовое право. -

2021. - N 5.

References

1. Shaimerdenova A.K., Bulkhairova Zh.S., Temirova A.B. Personal subsidiary plots of Damsinsky rural district of Akmola region: analysis of agricultural

production // Problems of AgriMarket. - 2022. - No 1. - P. 99-104. - DOI 10.46666/2022-1.2708-9991.11.

2. Sharipov S.A. Lichnye podsobnye hozjajstva i malyj agrarnyj biznes nuzhdajutsja v gosudarstvennoj podderzhke // Prodovol'stvennaja politika i bezopasnost'.

- 2020. - T. 7. - № 1. - P. 59-70. - DOI 10.18334/ppib.7.1.100922.

3. Homjakov D.M., Gogmachadze G.D. Lichnye podsobnye hozjajstva: ih rol' i mesto v Nacional'nom proekte razvitija APK // AgroJekolnfo. - 2018. - № 4(34). - P. 1.

4. Plotnikov V.N. Lichnoe podsobnoe hozjajstvo: bol'shie problemy malyh hozjajstv // Vestnik VolGU. - Serija 3: Jekonomika. Jekologija. - 2010. - № 2.

5. Lajpanova Z.M. Lichnye podsobnye hozjajstva naselenija kak faktor sovremennoj sistemy obespechenija prodovol'stviem // Finansovaja jekonomika. - 2020.

- № 10. - P. 54-56.

6. Fateeva N.B., Serebrennikova M.S., Petrova L.N. Lichnye podsobnye hozjajstva grazhdan v sisteme obespechenija prodovol'stvennoj bezopasnosti // Agrarnyj vestnik Urala. - 2018. - № 5(172). - P. 87-90.

7. Kudzheva E.K. Pravovoe regulirovanie dejatel'nosti lichnyh podsobnyh hozjajstv // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2019. - №11 (179). - P. 98-100.

8. Romenko V.A. Pravo na primenenie professional'nogo nalogovogo vycheta fizicheskimi licami, dejatel'nost' kotoryh priznaetsja predprinimatel'skoj po rezul'tatam nalogovogo kontrolja // Finansovoe pravo. - 2021. - N 5.

© Курдюмов А.В., Мещерягина В.А., Мальцева А.А. 2022. International agricultural journal, 2022, № 6, 1276-1289.

Для цитирования: Курдюмов А.В., Мещерягина В.А., Мальцева А.А. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ // International agricultural journal. 2021. № 6, 1276-1289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.