Научная статья на тему 'Налоговое регулирование как эффективный метод государственного управления для решения проблемы недостаточного объёма инвестиций в экономику регионов'

Налоговое регулирование как эффективный метод государственного управления для решения проблемы недостаточного объёма инвестиций в экономику регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / TAX REGULATION / TAXES / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / TAX BENEFITS / REGION / INVESTMENT / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заболотни Галина Ивановна

В статье рассмотрены ключевые аспекты налогового регулирования как эффективного метода государственного управления для решения проблемы недостаточного объёма инвестиций в экономику регионов. Благодаря активному участию государства формируется благоприятная экономическая среда, что в дальнейшем позволяет привлекать большой объем капитальных вложений со стороны резидентов для создания мощных производств. Грамотная налоговая политика, проводимая в отдельных регионах РФ, дает возможность создавать условия полной уплаты налогов, своевременного налогового платежа в целях развития экономики страны благодаря перераспределению финансовых ресурсов. Использование инвестиций без предварительной оценки эффекта может повлечь за собой застой всей экономики в целом, именно поэтому необходима организация соответствующей системы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Сделан вывод о том, общие принципы налогового регулирования экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности определяются установленными налогами (сборами), организационными условиями их взимания и налоговыми льготами. При этом установленные законодательно организационные механизмы и правила начисления и взыскания налогов (сборов) формируют общепринятые основы налогообложения, а законодательно определенные отклонения от таких правил, которые имеют регулирующий характер и приводят к частичному или полному освобождению от уплаты налогов (сборов), являются налоговыми льготами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заболотни Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REGULATION AS AN EFFECTIVE METHOD OF PUBLIC ADMINISTRATION TO SOLVE THE LACK OF INVESTMENT IN THE REGIONAL ECONOMY

The article deals with the key aspects of tax regulation as an effective method of public administration to solve the problem of insufficient investment in the economy of the regions. Thanks to the active participation of the state, a favorable economic environment is being formed, which in the future allows to attract a large amount of capital investments from residents to create powerful industries. Competent tax policy implemented in certain regions of the Russian Federation makes it possible to create conditions for full payment of taxes, timely tax payment for the development of the country's economy through the redistribution of financial resources. The use of investments without a preliminary assessment of the effect can lead to a stagnation of the economy as a whole, which is why it is necessary to organize an appropriate system of state regulation of investment activities. It is concluded that the General principles of tax regulation of the economy in General and investment activity in particular are determined by the established taxes (fees), organizational conditions of their collection and tax benefits. At the same time, the established legislative organizational mechanisms and rules for the calculation and collection of taxes (fees) form the generally accepted basis of taxation, and legally certain deviations from such rules, which are regulatory in nature and lead to partial or complete exemption from taxes (fees), are tax benefits.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование как эффективный метод государственного управления для решения проблемы недостаточного объёма инвестиций в экономику регионов»

экономические науки

Заболотни Галина Ивановна НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ...

УДК 330.322

DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0033

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕДОСТАТОЧНОГО ОБЪЁМА ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНОВ

© 2019

Заболотни Галина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Самарский государственный технический университет, филиал в Новокуйбышевске (446200, Россия, Новокуйбышевск, улица Миронова, дом 5, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые аспекты налогового регулирования как эффективного метода государственного управления для решения проблемы недостаточного объёма инвестиций в экономику регионов. Благодаря активному участию государства формируется благоприятная экономическая среда, что в дальнейшем позволяет привлекать большой объем капитальных вложений со стороны резидентов для создания мощных производств. Грамотная налоговая политика, проводимая в отдельных регионах РФ, дает возможность создавать условия полной уплаты налогов, своевременного налогового платежа в целях развития экономики страны благодаря перераспределению финансовых ресурсов. Использование инвестиций без предварительной оценки эффекта может повлечь за собой застой всей экономики в целом, именно поэтому необходима организация соответствующей системы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Сделан вывод о том, общие принципы налогового регулирования экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности определяются установленными налогами (сборами), организационными условиями их взимания и налоговыми льготами. При этом установленные законодательно организационные механизмы и правила начисления и взыскания налогов (сборов) формируют общепринятые основы налогообложения, а законодательно определенные отклонения от таких правил, которые имеют регулирующий характер и приводят к частичному или полному освобождению от уплаты налогов (сборов), являются налоговыми льготами.

Ключевые слова: налоговые регулирование, налоги, модернизация экономики, налоговые льготы, регион, инвестиции, инвестиционная привлекательность, экономический рост.

TAX REGULATION AS AN EFFECTIVE METHOD OF PUBLIC ADMINISTRATION TO SOLVE THE LACK OF INVESTMENT IN THE REGIONAL ECONOMY

© 2019

Zabolotny Galina Ivanovna, candidate of economic Sciences, associate Professor of Department "Economics and management» Samara State Technical University, branch in Novokuibyshevsk (446200, Russia, Novokuibyshevsk, Mironova street, 5, e-mail: [email protected])

Abstract. The article deals with the key aspects of tax regulation as an effective method of public administration to solve the problem of insufficient investment in the economy of the regions. Thanks to the active participation of the state, a favorable economic environment is being formed, which in the future allows to attract a large amount of capital investments from residents to create powerful industries. Competent tax policy implemented in certain regions of the Russian Federation makes it possible to create conditions for full payment of taxes, timely tax payment for the development of the country's economy through the redistribution of financial resources. The use of investments without a preliminary assessment of the effect can lead to a stagnation of the economy as a whole, which is why it is necessary to organize an appropriate system of state regulation of investment activities. It is concluded that the General principles of tax regulation of the economy in General and investment activity in particular are determined by the established taxes (fees), organizational conditions of their collection and tax benefits. At the same time, the established legislative organizational mechanisms and rules for the calculation and collection of taxes (fees) form the generally accepted basis of taxation, and legally certain deviations from such rules, which are regulatory in nature and lead to partial or complete exemption from taxes (fees), are tax benefits.

Keywords: tax regulation, taxes, modernization of the economy, tax benefits, region, investment, investment attractiveness, economic growth.

Одним из факторов, влияющим на эффективность налогового регулирования инвестиций выступает состояние инвестиционного климата в стране или регионе. Налоговое регулирование формирует экономическую базу с целью вложения инвестиционных ресурсов в экономику отдельных хозяйствующих субъектов, так как именно налоговые инструменты заинтересовывают субъектов предпринимательства и инвесторов во вложении капитала в объекты инвестирования, или, наоборот, существенно снижают такую заинтересованность [1].

Стоит отметить, что разработка и реализация активной государственной инвестиционной политики способна стать одним из главных и эффективных средств преодоления экономических проблем. Совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, а также организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность, характеризуется, как государственное регулирование инвестиционной деятельности [2].

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает в себя как прямое участие в финансировании инвестиционных проектов развития наукоемких производств, высокотехнологичных отраслей экономики, так и стимулирование инвестиционной дея-

тельности, в том числе посредством налоговой политики. В статье анализируются особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности в России [3].

Отметим, что подъем российской экономики во многом зависит от роста предпринимательской активности и возрождения инвестиционных процессов. По этой причине основная задача заключается в создании и поддержании условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который будет полностью удовлетворять спросу на обеспечение высоких темпов развития, повышая конкурентоспособность в условиях рыночной экономики, во многом определяющихся уровнем их инвестиционной активности [4,5].

В экономической литературе выделены три основных подхода к оценке воздействия налогов на инвестиции, основанных на поведении инвесторов: инвестиции - как функция от ожидаемой чистой нормы доходности; инвестиции - как функция наличия внутренних ресурсов, включая прибыль после налогообложения и амортизационные отчисления; инвестиции - как функция прошлых изменений объема продаж и его текущего потенциала [6]. Первый подход основан на «гипотезе максимизации чистой прибыли», т.е. прибыли, остающейся в распоряжении организаций после уплаты на-

Zabolotny Galina Ivanovna

TAX REGULATION AS AN EFFECTIVE ..

economic sceinces

лога на прибыль. Можно предположить, что субъекты инвестиционной деятельности будут вкладывать денежные средства до тех пор, пока их объем не сравниться с современной стоимостью потока ожидаемых доходов. В этом случае налог на прибыль следует рассматривать как индивидуально безвозмездный платеж, уменьшающий ожидаемую чистую норму прибыли инвестора. Изъятие пятой части прибыли при ставке 20 процентов, обусловливает увеличение срока окупаемости инвестиционного проекта. Кроме налога на прибыль организации уплачивают и другие прямые налоги, включая налог на имущество, транспортный налог, величина которых увеличивает расходы, признаваемые для целей налогообложения прибыли. Соответственно, льготное налогообложение прибыли, недвижимого имущества, транспортных средств, а также инвестиционный налоговый кредит позволяют увеличить норму прибыли, сократить срок окупаемости инвестиционного проекта. При втором подходе предполагается, что желание инвестировать зависит от наличия внутренних ресурсов, включая нераспределенную прибыль, амортизационные фонды. Воздействие налогов на инвестиции осуществляется через потоки этих внутренних ресурсов, на величину которых влияет амортизационная политика, состав расходов, учитываемый для целей налогообложения, установленный законодательством о налогах и сборах. Третий подход основан на применении принципа акселерации, в соответствии с которым инвестиции реагируют на потребность в расширении производства, вызванную увеличением объема продаж в прошлом. Рост или падение потребительских расходов вызывает изменение объема инвестиций. В этом случае влияние на инвестиции происходит через налогообложение продаж, а именно косвенное налогообложение - налог на добавленную стоимость и акцизы. Следует отметить, что в российской практике регулирования экономики, налогового регулирования инвестиционной деятельности применяются первые два подхода, основанные на прямом налогообложении, третий подход на базе косвенного налогообложения и действия принципа акселерации не применяется.

Большинством зарубежных ученых признается, что одним из факторов, влияющим на эффективность налогового регулирования инвестиций выступает состояние инвестиционного климата в стране или регионе. Специалистами группы Всемирного банка было проведено исследование, которое охватило более 80 стран, с целью определения влияния инвестиционного климата страны на стимулирующий потенциал налогов. В результате было выяснено, что снижение предельной эффективной налоговой ставки (МЕТ^) с 40 до 20 % привело к росту прямых иностранных инвестиций в среднем на 1 % (как доля от ВВП) в странах с низким инвестиционным климатом и более чем на 8 % в странах с высоким инвестиционным климатом. Более того, уровень развития инфраструктуры также влияет на величину положительного эффекта от предоставления налоговых льгот: чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем ниже производительность налоговых расходов. На практике можно увидеть множество примеров, которые показывают, как разные методы налогового регулирования инвестиций дают сильный толчок повышению уровня инвестиционной привлекательности [7]. Необходимо подчеркнуть, что налоговые льготы нельзя признать самостоятельным фактором, имеющим определяющее значение в принятии инвестиционных решений. Они не играют такой важной роли как стабильность самой налоговой системы, политического режима, гарантии, предоставляемые инвесторам, например, защита собственности от экспроприации и репатриация выручки, низкий уровень инфляции и т.д.

С 1 января 2015 года в Российской Федерации появилась важная новация - для долгосрочных инвесторов введены налоговые льготы, через индивидуальный инвестиционный счет, в дальнейшем ИИС. Функционирование

ИИС регламентирует Федеральный закон № 379-Ф3 от 21 декабря 2013г., в который внесены дополнения с 1 января 2015 года в 3 главу закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [8].

На данный момент налоги не взымаются с облигаций Федерального займа (ОФЗ), с еврооблигаций выпущенных министерством финансов и субфедеральных облигаций/ муниципальных облигаций. Делая вывод можно сказать, что инвестор может пополнять свой портфель не только облигациями государственного сектора, но и бумагами корпоративного сектора, при этом не забывая о том, что риск дефолта в корпоративных бумагах займа всегда присутствует выше, и чтобы снизить данный риск, необходимо взять бумаги компаний, где будет государственное участие. Данная льгота имеет ограничение, она распространяется только на облигации, которые эмитированы за период с 2017 до 2020 года, при этом, сама льгота, которая освобождает владельца корпоративных облигаций от выплаты НДФЛ по купонам вступит только с 1 января 2018 года. Важно отметить следующую взаимосвязь: если доходность по купону будет выше, чем ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная на 5 п.п, действовавшая в течении купонного периода, то ставка налога будет составлять тридцать пять процентов от суммы превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на 5 п.п.

Именно зарубежные ученые сделали наибольший вклад в исследование проблемы применения налоговых льгот для регулирования инвестиций. Как правило, воздействие налогов на инвестиции определяется на основе концепции стоимости капитала для пользователя (user cost of capital) и теории эластичности. При этом под стоимостью капитала для пользователя понимают минимальную отдачу от инвестиций, которая позволит покрыть амортизационные отчисления, налоги и альтернативные издержки. Чем выше абсолютное значение коэффициента эластичности спроса на инвестиции по стоимости капитала для пользователя, тем значительнее влияние налогов на инвестиции. В работе Ли Лиу (2011 г.) при исследовании деформирующих эффектов налоговых льгот рассчитываются коэффициенты как прямой, так и перекрестной эластичности спроса на инвестиции, которые показывают насколько изменяются инвестиции в активы определенного вида деятельности при введении налоговых льгот для данного вида деятельности, а также для других видов экономической активности. Данные коэффициенты позволяют выяснить чувствительность инвестиций к налоговым льготам и определить степень взаимозаменяемости активов, от которой во многом зависит величина деформирующего эффекта налоговых льгот. Автором было выяснено, что существует высокая степень взаимозаменяемости активов таких видов экономической деятельности как производство промышленного оборудования и производство компьютеров 225 и электроники. В результате, при введении налоговых льгот по налогу на доход корпораций для производителей промышленного оборудования возник недостаток инвестиций в производство компьютеров и электроники, и избыток инвестиций в производство промышленного оборудования [9]. Таким образом, поскольку налоговые льготы приводят к нарушению принципов налогообложения, снижению поступлений в бюджет, деформации структуры инвестиций, их использование требует постоянного мониторинга и оценки эффективности. Считаем, что мониторинг и оценка являются неотъемлемыми составляющими механизма предоставления налоговых льгот. Налоговые льготы заняли прочное положение в экономической и инвестиционной политики российских регионов.

В сущности, налоговые льготы выступают тем инструментом, посредством использования которого достигается неравномерное распределение налогового бремени, когда для одних экономических субъектов создаются более благоприятные условия с целью прости-

140

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)

экономические науки

Заболотни Галина Ивановна НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ...

мулировать инвестиции в определенные виды деятельности [10].

Изучая опыт российских компаний, наблюдается недостаточная гибкость налоговой политики, по отношению к инновационным преобразованиям в сфере производства и реализации продукции. Результатом инновационных преобразований, как правило, является дополнительная прибыль, которую предприятия стараются скрыть с целью уменьшения налоговой нагрузки. При этом прибыль, направляемая на инвестирование инновационного развития производства, на создание дополнительно рабочих мест должна облагаться пониженной налоговой ставкой [11-15].

С целью создания подходящего инвестиционного климата в регионах и формирования там устойчивой мотивации к долгосрочному инвестированию средств, используются меры государственного регулирования инвестиционной сферы, а также рыночные механизмы [16, 17].

Таким образом, можно констатировать, что общие принципы налогового регулирования экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности определяются установленными налогами (сборами), организационными условиями их взимания и налоговыми льготами. Налоговое регулирование является эффективным методом государственного управления для решения проблемы недостаточного объёма инвестиций в экономику регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арсеньева ВА. Налоговое регулирование инвестиционной активности: Теоретические основы функционирования в системе государственного регулирования //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 10 (89). С. 32-35.

2. Корнякова Л.Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в РФ и его особенности для особых экономических зон //Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 3. С. 31-36.

3. Аронов А.В., Антонов И.Ю., Товгазова З.А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в России: формы и методы реализации //Проблемы экономики и юридической практики. 2018. -№ 6. - С. 245-248.

4. Погорлецкий А. И. Налоговая политика ведущих зарубежных стран: современные аспекты //Международный бухгалтерский учет. 2012. № 20. С. 71-80.

5. Костина Л.С., Попелышева Ю.С. основные проблемы налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2018. № 2. С. 126-130.

6. МасгрейвР.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика /Пер. с англ. — М.: Бизнес Атлас, 2009. — 716 с.

7. Попелышева Ю.С., Костина Л.С. Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/ PDF/04EVN517.pdf.

8. Льготы для частных инвесторов. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:www.moex.com/s188

9. Liu. L. Do Taxes Distort Corporations' Investment Choices? Evidence from Industry-Level Data. — Centre for Business Taxation, University of Oxford, 2011. — 42 p.

10. Майбуров И. А., Иванова Ю. Б. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 487 с.

11. Полтева Т.В., Кирюшкина А.Н. Портфель реальных инвестиций: формирование и управление //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 173-176.

12. Царук В.Ю. Мировые тенденции реализации экономического роста с помощью инвестиций // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 192-195.

13. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Реализация инвестиций наразлич-ных стадиях жизненного цикла инновационного проекта // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 91-94.

14. Аверина О.В., Енина Е.И. Методический подход к оценке налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов //Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 7-13.

15. Шерстобитова А.А. Снижение рисков в управлении инвестиционным портфелем паевых инвестиционных фондов // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 52-55.

16. Кирюшкина А.Н., Потапова Е.А. Вопросы теории управления рисками инвестиционных процессов // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 47-50.

17. Скрыль Т.В. Территории опережающего развития: новые возможности для бизнеса или инвестиции в неопределенность // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 115-124.

Статья поступила в редакцию 08.04.2019

Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.