Хасанов А.И.
ТУИТ
Юсупов К.М.
ТУИТ ассистент кафедры «Экономика»
НАЛОГОВОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
В условиях развития рыночных отношений главным регулятором в осуществлении экономической политики государства становятся налоги, которые призваны обеспечивать формирование доходной части государственного бюджета в размерах необходимых для решения важнейших общегосударственных народнохозяйственных задач.
Налоги возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались денежные средства на содержание основных атрибутов публичной власти: армии, судов, чиновников, а также на другие государственные нужды.
С экономической точки зрения налоги представляют собой систему денежных отношений, которыми опосредствуются взаимоотношения юридических и физических лиц, с одной стороны, и государством, с другой, по поводу формирования государственных финансовых фондов. За счет налогов формируется основная часть финансовых ресурсов государства, которые поступают в его бюджет и используются на нужды общества. В связи с этим при определении экономической природы налогов важнейшим критерием является их сущностная принадлежность к финансово-бюджетной системе государства.
Вместе с тем налог как важнейшая стоимостная экономическая категория не может обеспечить реальное поступление финансовых ресурсов в бюджет государства без соответствующего правового обеспечения. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о юридической сущности налога.
Наиболее важными характерными чертами налогов, составляющими их юридическую сущность, являются безвозмездность налоговых платежей, принудительность их выплат, порядок их установления и введения, определение конкретного размера налога и точного срока его внесения, плательщики, а также элементы, необходимые для исчисления и уплаты этого налога или другого обязательного платежа. Такими элементами являются:
1. Объект налогообложения;
2. Налогооблагаемая база;
3. Ставка; порядок исчисления;
4. Налоговый период;
5. Порядок представления налоговой отчетности;
6. Порядок уплаты.
В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, при установлении налога и другого обязательного платежа в налоговом законодательстве могут предусматриваться льготы по ним, а также основания для их применения налогоплательщиком.
Объектами налогообложения являются имущество, действия, результат действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязательство по исчислению и (или) уплате налога или другого обязательного платежа.
Обеспечение экономической эффективности уменьшением налогового бремени Структура и динамика ВВП Узбекистана
Промышленность Сельское хозяйство Строительство Сети сферы услуг Чистые налоги
2006 2007 2008
Налогооблагаемая база представляет собой стоимостную, количественную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения в показателях, применительно к которым установлена ставка налога или другого обязательного платежа.
Ставка - это величина начислений на единицу измерения налогооблагаемой базы в процентах или в абсолютной сумме.
Роль налогов в любом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют. Под функцией налога понимается проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налогам присущи фискальная, регулирующая, распределительная и контрольная функции.
Фискальная функция налогов определяется самой их природой, которые в обязательном порядке и безвозмездно поступают в доход государства.
До принятия Налогового кодекса 2008 года действующее налоговое законодательство нашей республики не содержало нормативного определения категории «налоги», хотя это имело большое практи-
2009
2010
ческое значение для правильного и единообразного применения норм указанного законодательства. Кроме того, понятие налогов является одной из отправных точек при подготовке законодательных актов, регулирующих порядок установления и взимания налогов.
В статье 12 нового Налогового кодекса Республики Узбекистан под налогами понимаются установленные данным Кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер. В этом определении в основном нашли отражение те черты налогов, которые как отмечалось, составляют их юридическую сущность.
Следует заметить, что новый Налоговый кодекс содержит перечень не только налогов в собственном значении этого слова, но других обязательных платежей, подлежащих внесению в бюджетную систему государства.
Согласно абзацу 2 ст. 12 Налогового кодекса под другими обязательными платежами понимаются установленные Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в от-
ношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов.
Указанные платежи и налоги в узком буквальном смысле обладают как общими, так и существенными специфическими чертами. К числу специфических других обязательных платежей относится то, что они в отличие от налогов носят частично возмездный характер, взимаются за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (например, сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг). Такие платежи носят, как правило, разовый характер, обязательность их уплаты наступает в результате свободного выбора плательщика осуществлять или воздержаться от действий, за которые они предусмотрены (например, таможенная пошлина). Налогам же, в отличие от них, присуща регулярность их уплаты в установленные за-
конодательством сроки при наличии объекта налогообложения.
Юридическая конструкция налогов и других обязательных платежей включает совокупность внутренних функциональных единиц, которые именуются элементами закона о налоге.
Регулирующая функция налогов состоит в том, что они служат важным инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку.
Наличие распределительной функции налогов определяется тем, что налоговая система осуществляет перераспределение части валового национального продукта и таким образом непосредственно участвует в структурных преобразованиях экономики, в обеспечении социальных гарантий населению. При помощи нало-
гов государство перераспределяет часть прибыли (дохода) юридических и физических лиц, направляя их на развитие экономики и социальной сферы. Установление прогрессивной шкалы обложения на более высокие доходы, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите, позволяет придать рыночным преобразованиям в экономике чётко выраженную социальную направленность. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Контрольная функция налогов проявляется в том, что через систему налогообложения проверяется эффективность налоговых механизмов, состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности.
Налоговым правом опосредствуется определенная часть общественных отношений, составляющих предмет финансового права, и поэтому налоговые правоотношения обладают всеми общими признаками характерными для финансовых правоотношений в целом. Они, как и любые финансовые правоотношения, носят властно -имущественный характер, обязательным субъектом этих отношений является государственный орган, а объектом денежные отношения.
Отличительной особенность налоговых правоотношений является то, что они не связаны со всей совокупностью элементов финансовой деятельности государства, к числу которых, как отмечалось, относятся образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства. Нормы налогового права имеют своим предметом общественные отношения по образованию указанных денежных фондов государства и, причем, только в той части, которая связана с установлением и взиманием налоговых платежей, контролем за соблюдением всеми субъектами налоговых отношений требований законодательства. Отношения же, связанные с определением объемов поступле-
ний по конкретным видам налогов и распределением их по уровням бюджетной системы государства, регулируются нормами бюджетного права.
Таким образом, налоговые правоотношения - это общественные финансовые отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов, контроля за соблюдением налогового законодательства, урегулированные нормами итогового права.
Для применения норм права особо важно не только констатировать юридический характер общественного явления, но и определить, кто является носителем прав и обязанностей, каков конкретный объект данного субъективного права, определить место и время возникновения и исполнения прав и обязанностей для конкретных лиц. В силу этого и сложилось понятие конкретного правоотношения как индивидуально-определенной связи уполномоченного лица с обязанным лицом, выражающейся в конкретных корреспондирующих друг другу правах и обязанностях.
С учетом отмеченных обстоятельств можно сказать, что основным содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности участников этих отношений.
Правовое регулирование налоговых отношений с самого начала предполагает конкретные права и обязанности участников данных отношений, объем и характер которых, а также возможность их приобретения, зависят от соответствующих юридических фактов, и поэтому налоговые правоотношения являются примером конкретных правоотношений. В этом качестве налоговые правоотношения являются специфической формой реализации норм налогового права, полностью соответствующая его особым возможностям воздействия не вообще на общественные финансовые отношения, а именно на конкретные отношения (по установлению и взиманию налогов), не вообще на поведение, а на действия конкретных лиц (налогоплательщиков, государственных налоговых органов).
Налог на прибыль юридических лиц
№ Показатели 2008 2009 2010 2011 2012
1 Ставка налога на прибыль с юридических лиц (%) 10/15/35 10/15/35 9/15/35 9/15/35 9/15/35
2 Доходы от налога на прибыль с юридических лиц (млрд.сум) 432,9 542,3 644,5 825 917,2
3 Доходы бюджета (без учета целевых фондов) 8753,3 10421,3 13596,7 16178,6 20614,1
4 Доходы государственных бюджетов - всего 10577,8 16854,6 21317 25994,2 36071,5
5 Доля из доходы бюджета (без учета целевых фондов) (%) 5 5,2 4,7 5,1 4,5
6 Доля прибыли в государственном бюджете (%) 4,1 3,2 3 3,2 2,5
7 Доля ВВП (%) 1,2 1,1 1,2 1,5 1,5
Роль налогов в любом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют. Под функцией налога понимается проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налогам присущи фискальная, регулирующая, распределительная и контрольная функции.
В период реализации государственных общенациональных программ могут создаваться соответствующие фонды, в которые устанавливаются обязательные платежи в порядке, предусмотренном законодательством.
Кроме того, в Налоговом кодексе предусмотрены особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, на которых не в полной мере распространяется общеустановленные налоги и налоги, уплачиваемые при упрощенном порядке налогообложения.
Список литературы:
1. И.А.Каримов «Узбекистан на пороге независимости».-Узбекистан.-Ташкент.-2012.
2. Налоговый кодекс Республики Узбекистан
3. www.soliq.uz
4. www.gov.uz
5. www.lex.uz