Научная статья на тему 'Налоговое планирование в предпринимательской деятельности'

Налоговое планирование в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МИНИМИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / TAX PLANNING / FINANCIAL MANAGEMENT / MINIMIZATION / OPTIMIZATION / TAX BENEFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник М. А.

Рассматриваются различные точки зрения относительно понятия налогового планирования, определены общие черты данного явления; произведен анализ действующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского и Налогового кодекса для доказательства обоснованности существования и использования налогового планирования в предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax planning in business activity

Pepresented article consider different notions about definitions of tax planning, define overalls of this conception. In addition for the proof of the existence and usage of tax planning in business activity there was made an analysis of applicable regulations of Constitution of Russian Federation, Civil Code and Tax Code.

Текст научной работы на тему «Налоговое планирование в предпринимательской деятельности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.А. ОЛЕЙНИК

Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право,

информационное право E-mail: m.oleynik257@gmail.com Научный руководитель: кандидат юридических наук, ассистент кафедры финансового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.В. Стрельников

Аннотация. Рассматриваются различные точки зрения относительно понятия налогового планирования, определены общие черты данного явления; произведен анализ действующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского и Налогового кодекса для доказательства обоснованности существования и использования налогового планирования в предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: налоговое планирование, финансовый менеджмент, минимизация, оптимизация, налоговая льгота.

TAX PLANNING IN BUSINESS ACTIVITY

M.A. OLEYNIK

Annotation. Pepresented article consider different notions about definitions of tax planning, define overalls of this conception. In addition for the proof of the existence and usage of tax planning in business activity there was made an analysis of applicable regulations of Constitution of Russian Federation, Civil Code and Tax Code. Keywords: tax planning, financial management, minimization, optimization, tax benefit.

Понятие налогового планирования

Любая человеческая деятельность начинается с построения плана, выбора тактики поведения на определенный период времени. На этом этапе определяются основные цели и все возможные способы их достижения. Основная задача субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности — извлечение прибыли, стремление к экономическому росту. Для того чтобы достичь желаемого результата субъект использует различные средства. Одним из таких средств выступает налоговое планирование, которое позволяет уменьшить налоговое бремя, используя допустимые законом методы.

В отличие от большинства зарубежных стран, в Российском законодательстве отсутствует четкая правовая база, которая регулировала бы данную тему, отсутствует и официально выраженная позиция государственных органов по данному вопросу. В доктрине также нет четкого представления о сущности налогового планирования, его правовой природе. Тем не менее, многие предприниматели используют указанный механизм для достижения оптимальных результатов своей дея-

тельности, и на данный момент актуальной является проблема разграничения правомерного поведения, направленного на уменьшение налогового бремени, и незаконных действий.

Отсутствие законодательного регулирования налогового планирования приводит к обострению конфликтной ситуации между государством в лице налоговых органов и субъектами предпринимательской деятельности. Так, с одной стороны, любое государство заинтересовано в поступлении в бюджет как можно большего количества средств, необходимых для решения различных задач, с другой, — каждый налогоплательщик стремится сократить изъятие части своего дохода, а значит, уменьшить сумму налоговых платежей.

В последнее время налоговое планирование достаточно часто становится объектом исследований различных специалистов. Однако, до сих пор работы ученых были, в основном, направлены на экономическое осмысление налогового планирования и выработку практических рекомендаций по его применению на конкретных предприятиях. И эта направленность изучения не случайна, так, многие авторы в своих работах указывают на тесную связь

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

экономической и правовой сторон налогового планирования и приходят к выводу о том, что экономическая наука начала серьезное изучение данной области намного раньше юриспруденции1.

В то же время, место налогового планирования в системе налоговых правоотношений в целом, и налогового законодательства, в частности, в российской доктрине налогового права до сих пор не определено.

Законодательство Российской Федерации не содержит определения налогового планирования. Тем не менее, в правовых актах встречаются упоминания этого термина. Например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда РФ от 21 августа 1998 г. № 372, говорится, что в функции финансового директора входит деятельность по налоговому планированию и оптимизации налогообложения.

В литературе, как юридической, так и экономической, отсутствует единое мнение относительно понятия налогового планирования. Во многом это происходит из-за отсутствия единства в понимании сущности этого явления.

Так, одни авторы рассматривают налоговое планирование как составную часть системы финансового менеджмента. Е.С. Вылкова указывает на то, что в большинстве случаев понятие «планирование» рассматривается как вид управленческой деятельности, который представляет собой установление желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов достижения данного состояния3. Стоит отметить, что указанной точки зрения придерживаются и французские исследователи. Во Франции существует понятие налогового управления (gestion fiscale), которое осуществляется в рамках общего менеджмента предприятия. Данный институт также известен как «налоговый менеджмент», который представляет собой индивидуальную, добровольную и законную деятельность налогоплательщика по сокращению налоговых платежей4.

Другие исследователи представляют налоговое планирование как организацию будущей предпринимательской деятельности налогоплательщика наиболее оптимальным способом5.

Ряд авторов дают определение налогового планирования через понятие «налоговый менеджмент». Так, А.А. Яковлев рассматривает данное явление как деятельность по управлению налоговыми выплатами6.

На наш взгляд, следует разграничить указанные термины, так как организация хозяйственной деятельности является более широким понятием, которое включает в себя и финансовый менеджмент, и налоговое планирование как его составную часть.

Некоторые исследователи дают определение налогового планирования через понятия оптимизации и минимизации. Рассмотрим отдельно каждый из этих терминов. Толковый словарь содержит два определения оптимизации: 1) процесс нахождения экстремума функции, т.е. выбор наилучшего варианта из множества возможных, процесс выработки оптимальных решений; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние. Таким образом, оптимизация представляет собой действия, направленные на принятие оптимального решения и на его реализацию. Минимизация в толковом словаре определяется как процесс достижения минимума или приведения к нему. Применительно к налогообложению хозяйствующего субъекта оптимизация представляет собой определение значений налоговых показателей, при которых достигается наилучшее (оптимальное) состояние хозяйственной системы предприятия7, а минимизация — уменьшение налоговых отчислений.

При этом существуют различные точки зрения о соотношении указанных понятий. Одни авторы рассматривают оптимизацию и минимизацию как синонимы8, другие — разделяют эти два термина.

1 Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование: моногр. М., 2007. С. 7.

2 Постановление Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37 // «Бюллетень Минтруда РФ». 1998. № 12.

3 Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник. М., 2011. С. 26.

4 Гусева Т.А. Указ. соч. С. 22—25.

5 Пепеляев С.Г. Налоговое право. М., 2000. С. 404; Жестков С.В. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий). М., 2002. С. 17.

6 Яковлев А.А. Налоговое планирование в 2008 г. // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 2.

7 Гусева Т.А. Указ. соч. С. 62.

8 Городецкий А.Е. Механизмы уклонения от уплаты налогов, налогообложение и финансовый контроль. Закономерности и тенденции схемообразования // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 1.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Например, А.В. Брызгалин представляет налоговую минимизацию как уменьшение налогов и считает, что это родовое понятие, которое включает в себя незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную деятельность. Налоговую оптимизацию он относит к законному уменьшению налогов9.

Более правильно по нашему мнению, рассматривать минимизацию и оптимизацию как различные термины, учитывая, что налоговая минимизация является уменьшением размера налоговых платежей, а оптимизация — деятельностью налогоплательщика, направленной на достижение оптимальных результатов хозяйственной деятельности, в том числе путем снижения налоговых отчислений. Как справедливо отмечает Ю.М. Лермонтов, «понятие «оптимизация налогообложения» намного шире термина «минимизация налоговых платежей»: помимо минимизации уплаты налогов, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие»10.

В то же время, сложно согласиться с тем, что оптимизация представляет собой исключительно правомерную деятельность: во многих случаях оптимальным решением для налогоплательщика может стать неуплата налогов.

Существует точка зрения, согласно которой налоговое планирование представляет собой деятельность, направленную на снижение налоговых рисков. Д.М. Щекин определяет налоговый риск как возможное наступление неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщика в результате действий (бездействия) органов государства и местного самоуправления11. По мнению автора, цель налогового планирования — предотвращение налоговых рисков налогоплательщика, исключение либо сведение к минимуму налоговых доначислений, связанных с налоговой переквалификацией сделок, признанием экономической необоснованности затрат, признанием налоговой выгоды необоснованной и т.д. Эту точку зрения поддерживают и другие авторы, указывая, что именно в этом видят смысл налогового планирования большинство предпринимателей, когда обращаются к консультантам для проведения налогового анализа будущих гражданско-правовых сделок12.

Следует отметить, что в российской правовой доктрине налоговое планирование длительное

время не признавалось, и, как следствие, оно отождествлялось с уклонением от уплаты налогов. Тем не менее, эти понятия следует отличать друг от друга, принимая во внимание, что уклонение от уплаты налогов выступает как антипод налогового планирования.

Достаточно распространено мнение, согласно которому налоговое планирование представляет собой непосредственное использование льгот, позволяющих уменьшить фискальные обязательства13. Однако, нельзя не учитывать, что налоговое планирование включает в себя не только совокупность налогов и льгот, а также других способов уменьшения налоговых обязательств, но и сами действия плательщика по управлению и планированию совокупности своих налоговых платежей.

Основываясь на совокупности различных представлений о налоговом планировании, тем не менее, можно выделить общие моменты и прийти к следующим выводам.

Во-первых, налоговое планирование представляет собой один из элементов процесса организации хозяйственной деятельности, который предполагает использование различных приемов и средств. Безусловно, одним из наиболее эффективных приемов выступает использование льгот. Следует согласиться с Т.А. Гусевой в том, что нормы НК РФ и иных нормативных актов, регулирующие порядок предоставления льгот, образуют логическую составляющую института налогового планирования14. Тем не менее, использование льгот — не единственное средство, используемое налогоплательщиками, а значит, не может составлять сущность налогового планирования.

Во-вторых, налоговое планирование нельзя отождествлять с оптимизацией и минимизацией; это более широкое понятие. Но стоит отметить, что в рамках налогового планирования используются различные средства налоговой оптимизации. Как отмечает А.В. Брызгалин: «Комплексное

9 Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Методы налоговой оптимизации (на основе НК РФ). М., 2001. С. 20.

10 Лермонтов Ю.М. Оптимизация налогообложения: рекомендации по исчислению и уплате налогов. М., 2008. С. 69.

11 Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. М., 2007. С. 17.

12 Хаменушко И.В. Налоговые риски в рамках проектного финансирования и за ними // Консультант. 2008. № 3.

13 Вылкова Е.С. Указ. соч. С. 93.

14 Гусева Т.А. Указ. соч. С. 215.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

и целенаправленное <...> использование налогоплательщиком совокупности всех методов налоговой оптимизации составляет налоговое планиро-вание»15. Результатом налогового планирования становится уменьшение размера налоговых отчислений, т.е. минимизация.

В-третьих, налоговое планирование всегда представляет собой правомерную деятельность и все приемы и средства являются законными.

И, наконец, цель налогового планирования — не только уменьшение налоговых платежей, но и расчет, а также снижение налоговых рисков.

Таким образом, налоговое планирование — это экономически обоснованная правомерная деятельность участников налоговых отношений, заключающаяся в разработке и фактическом осуществлении плана налоговой обязанности, направленная на достижение оптимальных условий налогообложения, основанная на использовании различных приемов и средств, позволяющих уменьшить размер налоговых отчислений и снизить возможные налоговые риски.

Виды налогового планирования

В экономической и юридической литературе существуют различные классификации налогового планирования. Основываясь на различных точках зрения, можно выделить пять классификаций16. В зависимости от вида хозяйствующего субъекта различают налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. Можно также проводить разграничение по организационно-правовой форме и рассматривать налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей и организаций. В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия выделяют налоговое планирование на стадии создания предприятия, в период его существования, в период ликвидации. В зависимости от размера бизнеса существует специфика налогового планирования на малых, средних и крупных предприятиях. Исходя из направленности на перспективу, различают стратегическое (перспективное) и текущее (оперативное) налоговое планирование. Долгосрочное (перспективное) налоговое планирование представляет собой процесс организации предпринимательской деятельности налогопла-

тельщика, осуществляемый в течение длительного времени. Текущее налоговое планирование позволяет налогоплательщику уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и (или) в конкретной хозяйственной ситуации.

Этапы налогового планирования

Во мнениях различных авторов относительно этапов налогового планирования отсутствует единство, но все сходятся в одном — невозможно построить четкую систему этапов, которая бы подходила для деятельности любого хозяйствующего субъекта. Тем не менее, проанализировав различные научные работы, исходя из того, что этап любой деятельности представляет собой совокупность определенных действий, направленных на достижение единого результата, можно выделить два этапа налогового планирования, возникающие до непосредственной регистрации предприятия (I этап) и в ходе осуществления предпринимательской деятельности (II этап).

I этап представляет собой действия, которые осуществляются до регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. В этот период формулируются основные цели и задачи, происходит выбор вида деятельности, установление ее правовой формы, определение места ее осуществления.

С.В. Жестков17 указывает на особую роль места расположения предприятия с точки зрения возможности получения налоговой выгоды; рассматривает различные возможности сокращения налогового бремени, которые предоставляются международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, в том числе по отдельным вопросам (учитывая особенности обложения доходов от отдельных видов деятельности), системой неограниченной налоговой обязанности (резидентства), использованием так называемых налоговых убежищ — стран, в которых установлен льготный налоговый режим для отдельных видов деятельности. Таким образом, С.В. Жестков предлагает учитывать не только налоговый режим,

15 Брызгалин А.В., БерникВ.Р., Головкин А.Н. Указ. соч. С. 20.

16 Гусева Т.А. Указ соч.; Жигачев А.В. Указ. соч.

17 Жестков С.В. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий): учеб. пособие. М., 2002. С. 29.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

предоставляемый местным законодательством, но и другие положения налогового права18.

Т.А. Гусева при решении вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия, предлагает учитывать не только льготный режим налогообложения различных стран и регионов, но и особенности местного налогообложения регионов России19.

Кроме того, представляется необходимым отметить важность выбора оптимальной формы осуществления предпринимательской деятельности. Российским законодательством предусмотрены индивидуальная и коллективная (юридическое лицо) формы предпринимательской деятельности. В целом налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей ниже, чем на юридических лиц.

А.Н. Медведев, В.Я. Кожинов рассматривают все перечисленные действия в качестве отдельных этапов20. Однако следует признать, что данные вопросы хозяйствующий субъект решает в процессе мыслительной деятельности уже в момент возникновения самой идеи о создании юридического лица или регистрации себя в качестве индивидуального предпринимателя. На этой стадии формулируются основные цели и задачи, определяются направление и сфера деятельности.

Ко II этапу хозяйствующий субъект приходит уже в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Он заключается во всестороннем анализе использования налоговых преимуществ и льгот. На данном этапе происходит планирование сделок, выбор контрагентов, рассматриваются наиболее подходящие пути использования льгот по основным видам налогов и т.д. Здесь для достижения наиболее эффективного результата, необходимо использовать все возможные способы налогового планирования в комплексе, а не одну из его схем обособленно.

Правовые основы налогового планирования

Как уже было отмечено, российское законодательство не содержит определения налогового планирования, следовательно, отсутствует и закрепленное право на его осуществление. Тем не менее, при анализе действующих норм, можно прийти к выводу, что налоговое планирование существует в объективной реальности и косвенно

регулируется Конституцией РФ, Гражданским и Налоговым кодексом.

Начнем с того, что одним из важнейших основополагающих прав граждан является право собственности. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ: «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами»21. Из главенства права собственности исходит и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 209 ГК, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц22. Как отмечает Е.А. Суханов, право собственности представляет собой «наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю — собственнику, и только ему, определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное хозяйственное господство и устраняя или допуская других лиц к его использованию»23.

Любым собственником движет естественное желание защитить свое имущество, что также соответствует положению ст. 45 Конституции, согласно которому каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В то же время перед ним возникает объективная обязанность передать часть своего имущества государству в виде налогов. В соответствии со ст. 8 Налогового Кодекса, налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях

18 Жестков С.В. Указ. соч. С. 31.

19 Гусева Т.А. Указ. соч. С. 76.

20 Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. М., 1996. С 12; Кожинов В.Я. Отраслевые особенности налогообложения и учета. М., 2002. С. 44.

21 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

22 Часть 1 ГК РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

23 Гражданское право: учебник // под ред. Е.А. Суханова; 3-е изд. Т. 2. М., 2005. С. 27.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований24.

Поскольку налог — это изъятие в пользу государства определенной части имущества, а право собственности первично, то налогоплательщик может избрать такой вариант уплаты налогов, который позволил бы ему сохранить собственность и минимизировать налоговые потери. Но это совсем не означает, что налогоплательщик полностью освобождается от обязанности по уплате налогов. Еще в 1818 г. Н.И. Тургенев в работе «Опыт теории налогов» указывал на то, что «требовать <.. .> уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство <.> ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства»25.

Как справедливо отмечает С.В. Жестков, праву начала XX в. была характерна абсолютизация права собственности, когда изъятия и посягательства на собственность какого-либо лица вынуждали его предпринимать любые меры для своей защиты. В настоящее время государства стали более социальными, и налоговые поступления расходуются не только на функции принуждения26. Таким образом, если налогоплательщик будет стремиться любыми способами получить налоговую экономию, он, тем самым, нарушит права других лиц на получение помощи от государства в виде бюджетных средств.

На наш взгляд, налоговое планирование позволяет уменьшить размер налоговой обязанности, не нарушая прав и законных интересов других лиц. Этот вывод можно сделать исходя из того, что основой налогового планирования всегда служит правомерная, экономически обоснованная деятельность; налогоплательщик при составлении и реализации плана налоговой обязанности всегда использует предоставленные законом приемы и средства. Одним из наиболее эффективных приемов выступает использование льгот. В п. 3 ст. 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Кроме того, на использование льгот как законного средства уменьшения налоговой обязанности указывает и Конституционный Суд в постановлении № 9-П от 27 мая 2003 г. (далее —

постановление КС № 9-П)27. В п. 3 постановления говорится о том, что в случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. Также важно отметить, что, в соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Представляется, что законодатель, устанавливая подобное право для налогоплательщика, тем самым признает за ним возможность уменьшения налоговой обязанности, т.е. косвенно признает за ним право на налоговое планирование. Таким образом, право на использование льгот представляет собой одно из правовых оснований налогового планирования.

Следует согласиться с С.В. Жестковым, который считает одним из основополагающих принципов налогового планирования — принцип «презумпции невиновности» налогоплательщика28. Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ, налогоплательщик считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Кодекс прямо устанавливает, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Соответственно, признается, что налогоплательщик действует правомерно до тех пор, пока не будет доказано иное.

24 Часть 1 НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

25 Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. У истоков финансового права // под ред. А.Н. Козырина. М., 1998. С. 128.

26 Жестков С.В. Указ.соч. С. 3.

27 Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положения ст. 199 УК РФ в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова» // Собрание Законодательства Российской Федерации. № 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Жестков С.В. Указ. соч. С. 20.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Важно отметить, что данный принцип отражается и в п. 7 ст. 3 НК РФ, устанавливающей, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На это положение ссылается и Конституционный Суд РФ в п. 2 постановления № 9-П. Тем самым косвенно признается право налогоплательщика применять в своей деятельности такой механизм налогового планирования, как использование пробелов налогового законодательства. Кроме того, пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ говорит о том, что налогоплательщик вправе не выполнять неправо-

мерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, если они не соответствуют положениям НК РФ или положениям иных федеральных законов.

Таким образом, основываясь на принципах главенства права собственности и презумпции невиновности налогоплательщика, налоговое планирование существует в действительности и применяется субъектами предпринимательской деятельности, а государство, закрепляя права налогоплательщиков и обеспечивая их защиту, косвенно предоставляет им возможность законного уменьшения налогового бремени.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАВЕДОВАНИЕ: ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Н.В. РУМЯНЦЕВ,

кандидат юридических наук М.В. САУДАХАНОВ,

кандидат юридических наук Е-mail: marat.sv@mail.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право,

информационное право

Аннотация. Исследуются принципы и особенности осуществления административного заведования. Ключевые слова: административное заведование, административное право, Япония.

ADMINISTRATIVE GUIDANCE: PRINCIPLES, PECULIARITIES AND LEGAL CONTROL

N.V. RUMYANTSEV,

the candidate of jurisprudence;

M.V. SAUDAKHANOV, the candidate of jurisprudence

Annotation. In this article we explore legal control provided by administrative guidance and it's principles and peculiarities. The author makes the analysis and gives the conclusions. Keywords: administrative guidance, administrative law, Japan.

Административное заведование (АЗ) составляет национальное своеобразие японского стиля административного управления и выступает достаточно действенным его инструментом. В нем воплощается исторически сложившаяся патерналистская традиция, когда обе стороны админи-

стративного управления — субъект и объект — стремятся к установлению неформальных отношений сотрудничества.

Административное заведование — форма административного действия, при котором административный субъект для достижения тех или иных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.