Научная статья на тему 'Налоговое и таможенное администрирование: вызовы и возможности цифровой экономики'

Налоговое и таможенное администрирование: вызовы и возможности цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ЦИФРОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ГИБКИЕ ПЛАТФОРМЫ ДАННЫХ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Ольга Святославовна, Петриченко Маргарита Михайловна

Цели и задачи исследования, результаты которого нашли отражение в статье, заключаются в необходимости оценки влияния цифровых трансформаций на состояние налогового и таможенного администрирования и перспективы их развития. Раскрываются возможности и последствия внедрения цифровых технологий в процессы налогового и таможенного администрирования, дана характеристика результатов уже проделанной в этом направлении работы, сформулированы основные вызовы, диктуемые цифровой трансформацией. Особое внимание уделено новациям 2018 г. и на период до 2020 г., позволяющим интегрировать в единую систему функционал администрирования бюджетных налоговых, таможенных и неналоговых доходов. Показаны преимущества используемых в настоящее время информационных систем и механизмов риск-ориентированного контроля в органах ФНС России и ФТС России и возможности их интеграции в рамках нового органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова Ольга Святославовна, Петриченко Маргарита Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX AND CUSTOMS ADMINISTRATION: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF THE DIGITAL ECONOMY

The article presents results of the study of the need to assess the impact of digital technologies on the state of tax and customs administration and the prospects for their development. The authors discuss opportunities and consequences of the introduction of digital technologies in the processes of tax and customs administration, describe the results of the work already done in this area, and identify the main challenges posed by digital transformations. Particular attention is paid to the innovations of 2018 and innovations for the period up to 2020 that help to integrate administering budget, tax, customs and non-tax revenues into a single system. Advantages of the currently used information systems and risk-based control mechanisms in the Federal Tax Service of Russia and the Federal Customs Service of Russia; possibility of their integration within a new state authority is shown.

Текст научной работы на тему «Налоговое и таможенное администрирование: вызовы и возможности цифровой экономики»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ

Olga Svyatoslavovna Kirillova,

Doctor of Economics, professor,

head of the department of taxation and tax management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Margarita Mikhailovna Petrichenko,

student of the department of economics and management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Ольга Святославовна Кириллова,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

okirill2008@mail.ru

Маргарита Михайловна Петриченко,

студентка факультета экономики и менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

УДК 336.025

НАЛОГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Цели и задачи исследования, результаты которого нашли отражение в статье, заключаются в необходимости оценки влияния цифровых трансформаций на состояние налогового и таможенного администрирования и перспективы их развития. Раскрываются возможности и последствия внедрения цифровых технологий в процессы налогового и таможенного администрирования, дана характеристика результатов уже проделанной в этом направлении работы, сформулированы основные вызовы, диктуемые цифровой трансформацией. Особое внимание уделено новациям 2018 г. и на период до 2020 г., позволяющим интегрировать в единую систему функционал администрирования бюджетных налоговых, таможенных и неналоговых доходов. Показаны преимущества используемых в настоящее время информационных систем и механизмов риск-ориентированного контроля в органах ФНС России и ФТС России и возможности их интеграции в рамках нового органа.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые платформы, клиентоориентированность, цифровое администрирование, гибкие платформы данных, электронные сервисы, автоматизированные информационные системы.

TAX AND CUSTOMS ADMINISTRATION: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF THE DIGITAL ECONOMY

The article presents results of the study of the need to assess the impact of digital technologies on the state of tax and customs administration and the prospects for their development. The authors discuss opportunities and consequences of the introduction of digital technologies in the processes of tax and customs administration, describe the results of the work already done in this area,

ISSN 1994-5094 ♦-

113 -♦

and identify the main challenges posed by digital transformations. Particular attention is paid to the innovations of 2018 and innovations for the period up to 2020 that help to integrate administering budget, tax, customs and non-tax revenues into a single system. Advantages of the currently used information systems and risk-based control mechanisms in the Federal Tax Service of Russia and the Federal Customs Service of Russia; possibility of their integration within a new state authority is shown.

Keywords: digital economy, digital platforms, customer focus, digital administration, flexible data platforms, electronic and online services, automated information systems.

Цифровые технологии, активно внедряясь во все сферы жизнедеятельности, коренным образом меняют подходы к организации многих процессов. Созданы новые бизнес-модели и цифровые экосистемы. Основными драйверами формирования цифрового пространства сегодня называют прорывные технологии (распознавание речи, создание цифровых двойников субъектов (отдельных лиц, предприятий, граждан и т.п.), искусственный интеллект, блокчейн и т.п.).

Сегодня развитие администрирования бюджетообразующих органов подчинено новым технологиям, основанным на использовании и обработке big data (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N° 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»). Созданы и функционируют единая экосистема и цифровые платформы для многих финансовых и нефинансовых институтов: Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, контрольно-аналитических организаций (к примеру, Счетной палаты РФ и соответствующих организаций на местах) и иных ведомств, формирующих информационные массивы для налогового и таможенного администрирования.

Уже сегодня чат-боты широко используются в рамках консультационных услуг и аналитических процедур. Система блокчейн делает многие процессы и отношения между бизнесом и администраторами доходов более прозрачными. К примеру, иЬегизация всех секторов - это естественный ускоряющийся тренд развития глобальной экономики во всех сферах, меняющий ее структуру и содержание.

Налоговые и таможенные органы активно адаптируются в новой цифровой среде и пользуются открывающимися возможностями организации собственной деятельности и построения отношений с налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности.

Современные технологии налогового и таможенного администрирования способствуют повышению прозрачности всех хозяйственных операций и снижению административной нагрузки на бизнес.

Администраторы доходов в целях пополнения бюджетов должны действовать в соответствии с новыми тенденциями, включая в орбиту налоговых и таможенных правоотношений прогрессивные инструменты, направленные на повышение эффективности взаимодействия B2G, включая его упрощение и сокращение временных затрат на процессы администрирования.

Сегодня сотрудникам налоговой и таможенной службы, как и представителям иных контрольно-

надзорных органов, предоставляется защищенный доступ к централизованной информации о субъектах хозяйственной деятельности, собственности и доходах граждан [1, с. 86]. Огромные массивы данных хранятся и обрабатываются в ЦОДах, созданных под эгидой Министерства финансов РФ.

Используемые сегодня цифровые технологии налогового и таможенного администрирования основаны на построении облачных сервисов и виртуализации вычислительных мощностей. С помощью технологии анализа и обработки больших данных (big data), облачных вычислений, машинного обучения, искусственного интеллекта и интернета вещей администраторы бюджетных доходов (ФНС и ФТС) повышают прозрачность административных процедур.

Представители бизнеса и отдельные граждане, благодаря электронным сервисам, имеют возможность удаленного доступа из различных точек мира в рамках интернет-пространства [5, с. 61].

ФНС России и ФТС России используют уникальные системы администрирования на основе использования систем с распределенным доступом к информационным массивам данных. Возможности АИС «Налог-3» позволяют сегодня полностью автоматизировать процессы учета регистрационных действий, обработки налоговых деклараций, контроль поступления налоговых платежей, выявления задолженностей и иные функции налоговых органов.

В основе деятельности налоговых и таможенных органов лежат принципы и стандарты риск-ориентированного подхода, позволяющего интегрировать базовые принципы риск-менеджмента в межведомственную модель государственной системы управления рисками, базирующуюся на АСК НДС-2, АСК ККТ-2, ФИАС, системе маркировки товаров, реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, системе регистрации актов гражданского состояния [4].

АСК ККТ-2 позволяет контролировать наличные денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники. Данная система позволяет осуществлять контроль за полнотой учета выручки организаций и индивидуальных предпринимателей [6, с. 98].

Система маркировки товаров создана для защиты национальных рынков государств - членов ЕврАзЭС от контрафактной и фальсифицированной продукции и, следовательно, от налоговых потерь и таможенных издержек [3].

Под управлением ФНС формируется Единый реестр населения - ресурс, содержащий записи актов гражданского состояния (ЕРН ЗАГС).

114 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) -♦

Федеральной таможенной службой внедрена система управления персоналом мониторинг-анализ, которая обеспечивает в режиме реального времени оперативный контроль и анализ за таможенным оформлением товаров и транспортных средств сотрудниками таможенной службы.

Министерством финансов РФ готовится к запуску совместный проект ФНС и ФТС, позволяющий прослеживать движение товаров, произведенных или импортируемых на территории ЕврАзЭС, на всех этапах их производства, импорта, транспортировки, создания добавленной стоимости вплоть до конечного потребления.

Новации в администрировании связаны не только с цифровыми технологиями, но и с изменением концептуальных основ и идеологии этих процессов. В настоящее время подходит к завершению создание комплексной межведомственной системы -органа администрирования налоговых, таможенных и неналоговых платежей, в рамках которого процессы администрирования бюджетных доходов будут реализовываться по единым стандартам. При моделировании процессов деятельности данного интегрированного органа министерство финансов ФНС И ФТС использовались качественно новые подходы (рисунок).

Таким образом, постепенный отказ от доминирования технологии трансакционных издержек и замена ее платформой поведенческой аналитики означает, что важно не просто подсчитать количественные показатели потенциальных или выпадающих доходов, но иметь возможность прогнозировать изменения финансового поведения субъектов при тех или иных новациях в нормотворчестве или технологиях [7, с. 243].

В результате ФНС получила информационный массив о формировании таможенный стоимости для системы АСК НДС-2. В связи с использованием методологии предиктивной аналитики появилась возможность приведения в соответствие финансовых и фискальных результатов импорта товаров (работ, услуг) с реальными денежными потоками.

Формирующаяся в настоящее время таможенная стратегия развития РФ - 2030, по оценкам экспертов, основана на использовании телекоммуникационных систем (далее - ТКС) и информационных ресурсов. Автоматизация основных процессов администрирования таможенных платежей обусловлена тем, то ежегодно работниками таможенной службы обрабатывается около 4,5-5 млн таможенных деклараций. В настоящее время в распоряжении таможенной службы 81 информационная система и 67 информационных ресурсов, доступ к информационным массивам 31 федерального ведомства, а также информационный обмен с 68 таможенными администрациями государств во всем мире.

В соответствии с таможенным законодательством России на обработку одной таможенной декларации (далее - ТД) должно уходить порядка 4 часов. Однако, благодаря активной диджитали-зации процессов и насыщенности их информационными ресурсами, на оформление импортной ТД затрачивается в среднем 1 час 40 минут, а экспортной ТД - около 40 минут. В настоящее время около 35% всех электронных ТД регистрируется в автоматическом режиме, время регистрации - 3 минуты. К 2020 г. доля такой автоматической регистрации должна составить 99%. Помимо этого, отдельное внимание уделяется администрированию ТД в рамках зеленого таможенного сектора, таких деклараций сегодня оформляется автоматически порядка 20-25%, к 2020 г. эта цифра должна составить 64%.

Категорированный подход к участникам ВЭД в рамках риск-ориентированного похода позволяет автоматически, без участия должностных лиц таможенных органов, по массиву критериев (около 300) определить возможность попадания в зеленый коридор с минимальными рисками.

Внедрение таможенными органами системы единых лицевых счетов позволит проводить в его рамках все расчеты с таможенными органами независимо от местонахождения плательщика.

Анализ на гибкой

платформе бизнес-процессов ФНС, ФТС и органов, администрирующих неналоговые доходы

Обмен технологиями

управления рисками разных администраторо в бюджетных доходов

Формирование платформы автономных решений

Переход от Формирование

транзакционного аналитических

подхода к приложений и

поведенческой доступного

(предиктивной) массива данных аналитике

Логистическая модель процессинговой деятельности органа администрирования налоговых, таможенных и неналоговых доходов бюджетов

ISSN 1994-5094 ♦-

115 -♦

В результате подготовительных работ по формированию единой системы администрирования налоговых и таможенных платежей удалось наладить устойчивый информационный обмен (отгружая в ФНС весь декларационный массив), синхронизировать систему управления рисками, которая не позволит субъекту, попавшему в красную зону с высоким налоговым риском, оказаться в зоне зеленого коридора или в зоне со средними рисками в таможенном процессе, и наоборот.

Введение ЭДО позволило в рамках ЕврАзЭС сократить сроки возврата НДС в среднем с 6 месяцев до 30 и менее дней.

Вследствие всех этих процессов уже обозначились и определенные вызовы, которые несет цифровая трансформация экономики: кратное увеличение количества трансакций бизнеса и конечного потребителя, рост объемов трансграничной торговли, обеспечение информационной безопасности носителей аккумулируемых информационных массивов.

В связи с этим увеличивается необходимость наращивания инвестиций в развитие ИТ-инфраструктуры, формирование новых профессиональных компетенций работников.

Помимо этого, пока еще не ликвидированы и требуют решения ряд проблем:

- десинхронизация процессов и регламентов взаимодействия между администраторами доходов и органами, участвующими в этих процессах;

- расширение доступа добросовестных налогоплательщиков - представителей бизнеса к различной информации, позволяющей не только снизить риски взаимодействия с недобросовестными контрагентами, но и получить доступ к аналитике о наиболее перспективных рынках и востребованных видах производств и услуг.

Неоднозначно реализуются технологические прорывы налоговыми администрациями других стран. По данным сравнительного анализа налогового администрирования в 20 странах, проведенного МеКлшеу в 2018 г., по многим параметрам, выявлено, что, к примеру, степень автоматизации услуг налоговых администраторов, оказанных на-

логоплательщикам, оценена как высокая у 33%, средняя - у 56%, низкая - у 11% опрошенных; глубина аналитических процедур при отборе кандидатов для проведения контрольных мероприятий оценена как очень высокая у 20% опрошенных, высокая - 45%, средняя - 20%, 15% получили в совокупности низкую и очень низкую оценку.

Таким образом, процессы цифровой трансформации систем налогового и таможенного администрирования находятся в активной фазе развития не только в России, но и во многих странах мира. Россия в этом процессе, согласно данным Doing Business - 2017, - на 40-м месте (по сравнению со 124-м местом в 2012 г.) [2].

1. Барулин С.В., Барулин С.С., СевостьяновИ.А. Управление финансовыми потоками крупнейших налогоплательщиков на основе казначейских технологий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 82-88.

2. Доклад McKinsey&Company «Инновации в работе налоговых служб разных стран мира». Аналитическое исследование. URL: http://mff.minfin.ru/program/6-sentyabrya/ Transformaciya-nalogovogo-i-tamozhennogo-administrirovani-ya-v-cifrovoj-ehkonomike-novye-vozmozhnosti-i-vyzovy/

3. Кириллова О.С, Петриченко С.М. Драйверы и инструменты современного развития финансовых институтов в России // Региональные и муниципальные финансы: приоритетные направления развития: сб. науч. тр. Саратов. 2018. С. 166-170.

4. КлименкоА.А., МанчароваН.З. Финансовый контроллинг и государственный налоговый менеджмент: проблемы адаптации и перспективы развития // Наука и общество. 2017. № 3 (29). С. 59-62.

5. Муравлева Т.В. От налоговой грамотности к налоговой культуре // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2 (66). С. 70-71.

6. СевостьяновИ.А. Проблемы применения действующего механизма принудительного взыскания налоговой задолженности с организаций и предпринимателей // Наука и общество. 2013. № 6 (15). С. 95-100.

7. Солнышкова Ю.Н. Проблемы и возможности увеличения доходов местных бюджетов // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. Саратов. 2016. С. 240-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.