Майоров В. И.
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
7.1. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Майоров Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Место работы: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России
Аннотация: В представленной статье исследуются позиции различных ученых относительно понятия «налоговое администрирование», определены признаки, объект и цель налогового администрирования. Охарактеризована роль налогов и сборов как основного источника пополнения доходной части государственного бюджета, приведены статистические данные о налоговых поступления в государственный бюджет Российской Федерации за 2012-2015 гг. Указаны основные направления совершенствования организации и правового регулирования налогового администрирования. В заключение отмечена высокая значимость налогового администрирования для эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Ключевые слова: налоги, налоговое администрирование, налоговые правоотношения, бюджет, финансовая политика, экономика, Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России).
TAX ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS
Majors Vladimir I., doctor of legal sciences, Professor. Professor of administrative activities of internal affairs bodies
Place of employment: Tyumen Institute of improvement of professional skill officials of the Interior Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract: In the present article examines the positions of various scholars on the notion of tax administration, identified signs of the object and purpose of the tax administration. Described the role of taxes and fees as the main source of replenishment of the State's general budget revenue, provide statistical data on tax revenues to the State budget of the Russian Federation for the 2012-2015 timeframe. The main directions of improving the Organization and regulation of tax administration. In conclusion, noted the high significance of the tax administration for the effective functioning of the tax system and the economy of the State.
Keywords: taxes, tax administration, tax legal relations, budget, fiscal policy, economy, federal tax service of the Russian Federation (FES Russia).
Термин «администрирование» является достаточно новым для российской науки, однако в последние годы он прочно вошел в оборот, как ученых различных отраслей, так и законодателя. Дефиниция «администрирование» имеет латинские корни и происходит от слова «administration» - руководство, управление.
Понятие «налоговое администрирование» появляется в теории и практике налогообложения с переходом к рыночной системе хозяйствования. Его трактовка весьма многогранна как в литературе, как и в нормативно-правовых актах, при этом отсутствует четкое и однозначное определение понятия «налоговое администрирование». Поскольку администрирование подразумевает осуществление управленческой деятельности, налоговое администрирование мы предлагаем определить как управление налоговыми правоотношениями.
В. В. Мороз в качестве налогового администрирования рассматривает деятельность уполномоченных органов власти в области налогового контроля и деятельность, связанную с привлечением лиц к налоговой ответственности1.
1 Мороз В. В. Сущность и основные формы налогового админи-
стрирования // Бизнес в законе. 2012. № 5. С.139-143.
Такие авторы, как А. З. Дадашев и А. В. Лобанов, полагают, что налоговое администрирование представляет собой организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающую «совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России». Авторы называют основные методы налогового администрирования: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. «Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач. Целью налогового администрирования, таким образом, является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля» .
Согласно мнению И. А. Перонко и В. А. Красницкого, «налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями. Налоговые отношения являются предметом налогового
2 Дадашев А. З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2002. С. 4-5.
Социально-политические науки
3'2017
администрирования»3. Данные ученые раскрывают термин «налоговое администрирование» с двух сторон: во-первых, как систему органов управления (законодательных и административных налоговых органов). Обязанности данных органов включают процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, налоговое администрирование -это «совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства»4.
УМ. Н Кобзарь-Фроловой налоговое администрирование определяется как деятельность налоговых органов и их должностных лиц, направленная на своевременную и полную уплату налогоплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства5.
А. М. Воронов выделяет две трактовки налогового администрирования - в широком и узком смысле. В узком смысле налоговое администрирование - это совокупность действий, а точнее деятельность должностных лиц государственных органов исполнительной власти в области налоговых правоотношений. Налоговое администрирование в широком смысле предполагает управление налоговыми правоотношениями с помощью проведения определенной государственной финансово-экономической политики, с учетом ответственности за порученное дело, при непосредственном участии специальных государственных органов6.
«Налоговое администрирование» как термин в нормативно-правовом акте впервые было использовано в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 137-Ф37, принятом, как следует из его названия, в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования. Данным Законом были внесены существенные изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В развитие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3 позже были приняты Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ8, направленный на урегулирование задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового ад-
3 Перонко И. А., Красницкий В. А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. - 2000. - № 10. - С. 22.
4 Перонко И. А., Красницкий В. А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. - 2000. -№ 10. - С. 23.
5 Кобзарь-Фролова М. Н. Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2010. С. 6.
6 Воронов А. М. Налоговое администрирование: административно-правовой аспект // Вопросы экономики и право. 2012. № 10.
7 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3 (ред. от 29.11.2010) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. № 31.1. Ст. 3436.
8 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации, а также о признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4198.
министрирования, также Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»9. Данные нормативно-правовые акты направлены на совершенствование налогового администрирования, к которому по логике законодателя относятся вопросы упорядочения налогового контроля, налоговых проектов и документооборота в налоговой сфере, улучшения условий для исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов и др.
Таким образом, на основе анализа приведенных точек зрения и нормативно-правовых актов можно выделить основные признаки налогового администрирования:
- представляет собой управленческую деятельность специально уполномоченных государственных органов;
- включает в себя совокупность определенных норм, методов, приемов и средств;
- направлено на управление налоговыми правоотношениями.
Большинство ученых, исследующих налоговое администрирование, указывают на присутствие в его структуре налогового контроля. Объектом налогового администрирования является исполнение налоговой обязанности.
Цель налогового администрирования заключается в достижении максимально возможного эффекта для бюджетной системы в отношении налоговых поступлений при минимально возможных затратах, а также при оптимальном сочетании методов налогового контроля и налогового регулирования.
Одну из ключевых ролей в осуществлении налогового администрирования играет Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России), основными задачами которой являются: обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах; снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом; создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей; оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление. Помимо ФНС России управление налоговыми отношениями осуществляют Министерство финансов России, Федеральная таможенная служба, органы внутренних дел.
Очевидно, что эффективно действующий и четко отлаженный механизм налогового администрирования является важнейшим приоритетом современной финансовой политики России. В условиях экономического кризиса и падения ВВП все больше возрастает роль налогов и сборов как основного источника пополнения доходной части государственного бюджета. Налоги - общепризнанный источник доходов во всех странах с рыночной экономикой. В Российской Федерации более 80 % доходов бюджетной системы составляют налоговые платежи: так, в 2012 г. поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ составили 10961,8 млрд руб., в 2013 г. - 10961,8 млрд руб., в 2014 г. - 12671,0 млрд руб., в 2015 г. - 13789,4 млрд руб.10 Резкий рост суммы собираемых налогов за последние годы
9 Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации // СЗ РФ. 2013. № 30 (часть 1). Ст. 4081.
Финансы России: статистический сборник. М., 2016. С. 49.
Майоров В. И.
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
во многом обусловлен ростом инфляции, однако, доля налоговых поступлений в государственную казну остается неизменно высокой.
Налоговое администрирование является одной из наиболее социально выраженных сфер управленческих действий. Возникновение недостатков налогового администрирования влечет за собой резкое снижение поступлений налогов в бюджет, увеличивает вероятность совершения налоговых правонарушений, нарушает баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и способно привести к существенному обострению социальной напряженности.
Данные недостатки усиливаются при допущении концептуальных просчетов при принятии налоговых законов. На сегодняшний день организация и правовое регулирование налогового администрирования требуют комплексного совершенствования, в том числе по следующим направлениям:
- прежде всего, необходимо дать легальную дефиницию понятия «налоговое администрирование». Мы полагаем, что в условиях отсутствия единого мнения среди ученых по данному поводу использование этого понятия в нормативно-правовых актах без указания на то, что под ним подразумевается, является некорректным и способно вызвать определенную путаницу в правоприменении. Кроме того, более детальной проработки требует связанная с налоговой деятельностью терминология в целом для исключения расширительной и неопределенной трактовки некоторых норм;
- законодателю следует обратить внимание на разработку вопросов правовой регламентации материальных, компетен-ционных, процессуальных норм, составляющих механизм правового регулирования в области налогов и сборов;
- требуется совершенствование контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой области, обеспечение ее эффективной реализации специальным уполномоченным органом - ФНС России (в рамках текущей реформы государственного контроля и надзора планируется внедрение новой концепции взаимодействия с бизнесом, что имеет приоритетное значение для налоговых органов);
- для решения вопроса о роли различных государственных органов в процессе привлечения виновных лиц к ответственности за налоговые правонарушения, четкого определения компетенции правоприменительных органов в налоговом процессе следует исследовать проблемы привлечения к ответственности за правонарушения в области налогов и сборов;
- необходимо устранение весьма распространенного недостатка налогового законодательства, который заключается в отсутствии необходимых норм права в одних случаях и одновременном регулировании одних и тех же общественных отношений различными нормативно-правовыми актами в других. Такое положение дел зачастую приводит к значительным трудностям в правоприменении вследствие существования различных официальных точек зрения, изложенных в правовых актах11.
Улучшение налогового администрирования на данный момент является приоритетной задачей налоговой реформы. Сложившаяся ситуация, характеризующаяся отсутствием единых правовых основ осуществ-
ления налогового администрирования, значительными недостатками и пробелами в существующих правовых нормах вследствие их разработки без комплексного концептуального подхода к их содержанию, приводит к дисбалансу в обеспечении интересов государства и налогоплательщиков, трудностям в наполнении бюджетов всех уровней. Для эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства требуется комплексное решение существующих проблем налогового администрирования.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,89%.
Список литературы:
1. Мороз В. В. Сущность и основные формы налогового администрирования // Бизнес в законе. - 2012. - № 5. - С. 139-143.
2. Дадашев А. З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. - М., 2002. - С. 4-5.
3. Перонко И. А., Красницкий В. А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. - 2000. - № 10. - С. 22.
4. Кобзарь-Фролова М. Н. Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2010. - С. 6.
5. Воронов А. М. Налоговое администрирование: административно-правовой аспект // Вопросы экономики и право. - 2012. - № 10.
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. - 2006. - № 31.1. - Ст.3436.
7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4198.
8. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации // СЗ РФ. 2013. № 30 (часть 1). Ст. 4081.
9. Финансы России: статистический сборник. - М., 2016. - 345 с.
10. Воронов А. М., Гоголев А. М. Государственное администрирование в области налогов и сборов: проблемы административно-правового регулирования: монография / под. ред. д.ю.н., профессора А. М. Воронова. - М.: ФГБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». 2015. - 349 с.
11 Воронов А. М., Гоголев А. М. Государственное администрирование в области налогов и сборов: проблемы административно-правового регулирования: монография / под. ред. д.ю.н., профессора А. М. Воронова. - М.: ФГБУ Во «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». 2015. - С. 148.