Научная статья на тему 'НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД'

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / КОРОНАКРИЗИС / ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / TAX / TAX POLICY / TAX ADMINISTRATION / TAX AUTHORITIES / CORONAVIRUS / RECOVERY PERIOD / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вылкова Елена Сергеевна, Тарасевич Алексей Леонидович

Осуществлен обзор зарубежных и отечественных публикаций по налоговой политике в условиях ковидного кризиса, рассмотрены задачи налогового администрирования и основные рекомендации по планированию периода восстановления налоговыми службами. Результаты: сгруппированы меры налогового администрирования, принимаемые государствами в целях восстановления экономики: планирование сценариев; анализ и мониторинг; возобновление полноценной работы налоговых органов; благополучие персонала налоговых органов; управление репутацией и общение с налогоплательщиками; совершенствование методов работы налоговых органов; долгосрочные последствия для налогового администрирования. Акцентировано внимание на необходимости использования научных наработок, как в части цифровизации, так и в части фундаментальных комплексных разработок по реформированию отдельных налогов и всей налоговой системы на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION IN POST-PANDEMIC PERIOD

A review of foreign and domestic publications on tax policy in the context of the crisis, considered the tasks of tax administration and the main recommendations on planning the period of recovery by the tax authorities. Results: grouped tax administration measures taken by states to restore the economy; scenario planning; analysis and monitoring; the resumption offull-fledged work of tax authorities; the well-being of tax staff; reputation management and communication with taxpayers; improving the way tax authorities work; long-term implications for tax administration. The emphasis is on the need to use scientific developments, both in terms of digitalization and in terms of fundamental integrated developments in the reform of individual taxes and the entire tax system for the long term.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД»

Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация. Осуществлен обзор зарубежных и отечественных публикаций по налоговой политике в условиях ковидного кризиса, рассмотрены задачи налогового администрирования и основные рекомендации по планированию периода восстановления налоговыми службами. Результаты: сгруппированы меры налогового администрирования, принимаемые государствами в целях восстановления экономики: планирование сценариев; анализ и мониторинг; возобновление полноценной работы налоговых органов; благополучие персонала налоговых органов; управление репутацией и общение с налогоплательщиками; совершенствование методов работы налоговых органов; долгосрочные последствия для налогового администрирования. Акцентировано внимание на необходимости использования научных наработок, как в части цифровизации, так и в части фундаментальных комплексных разработок по реформированию отдельных налогов и всей налоговой системы на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова. Налог, налоговая политика, налоговое администрирование, налоговые органы, коронакризис, период восстановления, цифровизация.

Vylkova E.S., Tarasevich A.L. TAX ADMINISTRATION IN POST-PANDEMIC PERIOD

Abstract. A review of foreign and domestic publications on tax policy in the context of the crisis, considered the tasks of tax administration and the main recommendations on planning the period of recovery by the tax authorities. Results: grouped tax administration measures taken by states to restore the economy; scenario planning; analysis and monitoring; the resumption offull-fledged work of tax authorities; the well-being of tax staff; reputation management and communication with taxpayers; improving the way tax authorities work; long-term implications for tax administration. The emphasis is on the need to use scientific developments, both in terms of digitalization and in terms of fundamental integrated developments in the reform of individual taxes and the entire tax system for the long term.

Keywords. Tax, tax policy, tax administration, tax authorities, coronavirus, recovery period, digitalization. Введение

В современный исторический момент во всех сферах жизнедеятельности проявляются последствия пандемических явлений и требуется концентрация всех ресурсов, в том числе фискальных, для пре-

ГРНТИ 06.73.15

© Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л., 2021

Елена Сергеевна Вылкова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики СевероЗападного института управления РАНХиГС при Президенте РФ.

Алексей Леонидович Тарасевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Вылкова Е.С.): 199178, г. Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 57/43 (Russia, St. Petersburg, V.O., Sredniy av., 57/43). Тел.: 8 (812) 335-94-94. E-mail: vylkova-es@ranepa.ru. Статья поступила в редакцию 15.02.2021.

одоления негативного воздействия COVID-19. В настоящее время крайне важно своевременно и грамотно осуществить переход от налоговых мер поддержки бизнеса в острый период коронакризиса к четкому налоговому администрированию в восстановительный период для создания в будущем условий для решения вопросов дальнейшего социально-экономического развития.

Цель исследования: группировка мер, принимаемых странами в период восстановления после COVID-19 на основе обзора зарубежных и отечественных публикаций по налоговой политике в условиях ковидного кризиса, рассмотрения задач налогового администрирования и основных рекомендаций по планированию периода восстановления налоговыми службами для оценки их влияния на последующий экономический рост.

Задачи исследования: сделать обзор публикаций по налоговой политике в условиях ковидного кризиса, сформулировать задачи налогового администрирования и основные рекомендации по планированию периода восстановления налоговыми службами, сгруппировать меры, принимаемые странами в период восстановления после COVID-19, и оценить их влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе.

Обзор публикаций по вопросам налоговой политики в условиях пандемии COVID-19 Зарубежные авторы активно исследуют фискальные проблемы как в теоретическом плане, так и в части принимаемых налоговых мер в условиях пандемии и на стадии выхода из нее. Из 130 публикаций Scopus в той или иной степени затрагивающих налоговые аспекты ковидного кризиса, 39 относятся к финансовым наукам. Больше всего работ опубликовано авторами из США (7) и Великобритании (6). К наиболее цитируемым работам следует отнести материал Барбиера и Бургесса [14], раскрывающий подходы к мерам, в том числе налогового характера, принимаемым различными странами для обеспечения устойчивого развития после COVID-19. В 6 публикациях слово «налог» содержится в названии. Наиболее широко проблематика налогового администрирования рассмотрена в работе по налоговому комплаенсу [13], где достаточно большое внимание уделено поведенческим аспектам налогоплательщиков и работников налоговых органов. Остальные исследования зарубежных авторов посвящены изучению опыта конкретных стран.

Российские авторы также достаточно много работ посвящают исследованию налоговой политики в условиях коронакризиса. Вылкова Е.С. в декабре 2020 г. опубликовала обзорную статью по отечественным публикациям, посвященным налоговым аспектам регулирования пандемических проблем в современных условиях [1]. По данным elibrary, в настоящее время более 2000 публикаций посвящены анализу различных аспектов коронакризисной ситуации, но по налоговой проблематике насчитывается только несколько десятков публикаций, рассматривающих налогообложение и налоговое администрирование в условиях пандемии и на выходе из нее, включая мультидисци-плинарную монографию «Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: вызовы и возможности» [12] и сборник статей «Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России» [8]. Статьи в большинстве своем не носят системного характера и посвящены частным проблемам. Налоговое администрирование рассматривается авторами в числе прочих механизмов налоговой политики [11], при рассмотрении налоговых льгот [4]. Непосредственно налоговому администрированию посвящено только одно исследование [10], рассматривающее его специфику в период пандемии, а не на выходе из коронокризиса.

После года пандемии требуется, чтобы фокус научных исследований начал смещаться в сторону рассмотрения, прежде всего, специфики налогового администрирования и формирования предложений по его совершенствованию в кратко и среднесрочной перспективе в период выхода из кризиса и восстановления экономики. Для этого целесообразно обратиться к аналитическим материалам ОЭСР (см., например: Tax administration responses to COVID-19: Assisting wider government, http://www.oecd.org/ coronavirus/policy-responses/tax-administration-responses-to-covid-19-assisting-wider-government-0dc51664/; Tax administration responses to COVID-19: Recovery period planning, http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/tax-administration-responses-to-covid-19-recovery-period-planning-0ab5481d/; Tax administration responses to COVID-19: Measures taken to support taxpayers, http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/tax-administration-responses-to-covid-19-measures-taken-to-support-taxpayers-adc84188/ и др.), создающим основу для систематизации и обобщения задач и направлений налогового администрирования и его мероприятий, позволяя выявить картину текуще-

го состояния налогового администрирования в мире и общие тренды его развития в период восстановления мировой экономики после коронакризиса.

Задачи налогового администрирования и основные рекомендации по планированию периода восстановления налоговыми службами

Налоговые администрации по всему миру принимают ряд чрезвычайных мер для поддержки налогоплательщиков и экономики, в том числе путем оказания более широкой государственной поддержки, а также принятия мер для обеспечения непрерывности важных операций и безопасности персонала и клиентов. При планировании мер восстановления после пандемии налоговые администрации должны иметь в виду, что это может быть длительный, сложный период, учитывая глубину и масштабы экономического шока и вероятную сохраняющуюся потребность в некоторых мерах сдерживания, и происходить он будет в условиях радикальной неопределенности.

Несмотря на наличие национальных обстоятельств и особенностей, налоговые администрации, сыгравшие решающую роль в период кризиса, также будут играть центральную роль в поддержке восстановления. В ближайшее время крайне важно определить основные проблемы и возможности как для налоговой администрации, так и для налогоплательщиков и предпринять ранние подготовительные действия. При планировании восстановления экономики и бизнеса важно учитывать отличительные особенности пандемии СОУГО-19 по сравнению с другими кризисами: сохраняющиеся риски для здоровья, в том числе от новых вспышек; необходимость постоянных корректировок; потенциально большая продолжительность и нестабильность периода восстановления с учетом глубины и масштаба экономического шока.

Налоговые администрации призваны на этом историческом этапе, прежде всего, осуществлять:

• поддержание процессов принятия решений в фазу восстановления. При этом следует учитывать возможность неудач в сдерживании вируса, нестабильность экономики, различные скорости восстановления для разных домохозяйств и секторов и потенциальные новые потребности в налоговых службах как для оказания поддержки, так и для сбора доходов для восстановления государственных финансов;

• эффективное объединение с другими органами власти и управления. В условиях СОУГО-19, помимо принятия вспомогательных мер в рамках своих основных обязанностей, налоговые администрации многих стран сыграли решающую роль в предоставлении более широкой государственной поддержки пострадавшим налогоплательщикам, например, по выплате пособий и других льгот. В период восстановления роль налоговых администраций в рамках государственной реакции будет также иметь решающее значение. Например, решения налоговых органов о взыскании задолженности могут иметь последствия для всей экономики;

• разработку специальной коммуникационной стратегии для поддержки восстановления. Большинство налоговых администраций внедрили стратегии информирования о кризисе СОУГО-19. Это были как внутренние стратегии поддержки персонала и эффективного выполнения административных функций, так и внешние стратегии по предоставлению своевременной информации и поддержке налогоплательщиков. В период восстановления было бы разумно обновить эти стратегии. В частности, следует подумать о том, как лучше всего сохранить двойной акцент на поддерживающих отношениях с налогоплательщиками, а также на привлечении налоговых поступлений для осуществления широкого спектра государственных услуг;

• обеспечение безопасности персонала и налогоплательщиков с учетом сохраняющихся рисков для здоровья. Благоразумно иметь четкие и прозрачные планы быстрого реагирования в случае серьезного сбоя в сдерживании вируса, чтобы избежать задержек, предотвратить ненужные риски и успокоить персонал и налогоплательщиков;

• планирование и приоритизацию шагов по нормализации административных функций. В период восстановления налоговые администрации не должны упускать из виду приоритетность поддержания важнейших функций налогового администрирования в случае каких-либо неудач или сбоев. Целесообразно иметь разработанные стратегии возврата к нормализации взыскания задолженности, работы с невыполненными задачами, технического обслуживания ИТ и т.д.;

• регистрацию извлеченных уроков и обновление планов обеспечения непрерывности бизнеса. Систематическая и последовательная регистрация действий, предпринятых как в период кри-

зиса, так и в период восстановления, включая их обоснование и влияние, будет важна как для целей прозрачности, так и для обновления планов обеспечения непрерывности бизнеса для обеспечения готовности к повторению СОУГО-19 или аналогичных кризисов.

Возможно дать следующие основные рекомендации по планированию периода восстановления налоговыми службами, которые не претендуют на исчерпывающий характер, но дают пищу для размышления и самостоятельных научных исследований:

• так как большинство налоговых администраций разработали планы обеспечения непрерывности бизнеса в самом начале кризиса, в этих планах могло быть сосредоточено внимание на разовых событиях, которые были краткосрочными или ограниченными географически. Некоторые из этих планов обеспечения непрерывности бизнеса, возможно, требуют корректировок, чтобы охватить уникальное сочетание проблем, вызванных пандемией;

• в вопросах восстановления бизнеса, где плавное возвращение к обычному режиму работы маловероятно, учитывая сохраняющиеся риски для здоровья, политику социального дистанцирования и, как следствие, серьезные последствия для некоторых секторов и домашних хозяйств, которые могут сохраняться в течение длительного периода, целесообразно комплексно решать возникающие проблемы с учетом долгосрочных последствий для налогового администрирования.

Систематизация мер, принимаемых странами в период восстановления после СОУЮ-19 Планирование периода восстановления - это сложный и взаимосвязанный процесс, универсального подхода к нему не существует. Принятые меры будут зависеть от различных исходных позиций налоговых администраций (например, степени оцифровки услуг, возможностей гибкого рабочего графика, ответственности налоговой администрации, договоренности о заключении контрактов и т.д.). Соображения по планированию также будут сильно зависеть от пути восстановления, который будет отличаться от страны к стране.

Контекст для принятия решений в период восстановления от пандемии, который, вероятно, будет длительным и с потенциальным откатом назад, несколько отличается от аварийного восстановления для разовых событий. Помимо управления сложным процессом восстановления функционирования налоговой администрации в целом, который требует определения приоритетов и координации действий, будут существовать постоянные проблемы безопасности, которые могут потребовать как разовых корректировок, так и создания ряда дополнительных подразделений (например, комитетов по восстановлению бизнеса) в длительной временной перспективе.

Можно предложить следующую группировку основных мер в сфере налогового администрирования в период восстановления после коронакризисной ситуации:

1. При планировании сценариев восстановления следует основываться на накопленном на сегодняшний день опыте, с указанием ряда возможных путей информирования при принятии решений и планировании действий в чрезвычайных ситуациях.

2. Анализ и мониторинг будут иметь особое значение в период восстановления, чтобы обеспечить хорошее общее понимание воздействия кризиса с течением времени на налоговые поступления и на различные сегменты налогоплательщиков для информирования налоговой администрации и органов власти и управления различного уровня. Целесообразно осуществлять анализ и мониторинг в разрезе конкретных налогов, групп налогоплательщиков, видов экономической деятельности и т.д.

Аналитики ОЭСР обоснованно считают, что:

• снижение уровня занятости и экономической активности населения вызовет уменьшение расходов на оплату труда и, следовательно, подоходных налогов и различных страховых взносов, отчислений на социальное страхование или отсрочке налогов на оплату труда. Поступления от корпоративного налога также могут оставаться на низком уровне в течение некоторого времени в будущем, поскольку любые убытки, возникшие в 2020 году, в большинстве стран можно будет перенести на будущие периоды для целей налогообложения прибыли;

• снижение потребления, вероятно, произойдет как в результате снижения доверия потребителей, так и в результате принятых мер по сдерживанию и смягчению последствий. Во многих странах потребление во время локализации, по оценкам, сократится примерно на треть. Это, в сочетании со сдвигом в сторону потребления товаров первой необходимости, которые часто не облагаются косвенными налогами или освобождаются от уплаты НДС, и более высокой долей государствен-

ного потребления в ВВП, приведет к сокращению налоговых поступлений на потребление и, прежде всего, доходов от НДС;

• трудности в сфере туризма и путешествий обернутся как прямыми потерями в результате снижения налогов от таких видов экономической деятельности как туризм, гостиничный бизнес, транспорт, так и косвенно, в результате уменьшения поступления в бюджетную систему налога на добавленную стоимость;

• падение цен на минерально-сырьевые ресурсы, в частности на нефть, для богатых названными ресурсами государств приведет к снижению поступлений от налогов на прибыль предприятий, налогов на добычу природных ресурсов, акцизов и роялти.

Эффективность налоговой политики в период выхода из кризиса требует наличия согласованного взгляда на приоритеты и риски в период восстановления; понимания слабых и сильных сторон доступных вариантов для поддержания операций в случае новых волн пандемии (например, удаленная работа) и планирования возобновления в полном объеме различных операций налогового администрирования.

3. Возобновление полноценной работы налоговых органов. Во многих странах офисы были частично или полностью закрыты в зависимости от того, сколько операций можно выполнить удаленно, через удаленную работу, за счет перехода на цифровые каналы самообслуживания. Масштабное повторное открытие офисов в период восстановления потребует тщательного планирования с учетом рисков для здоровья. Этому будет способствовать проведение консультаций с персоналом, медицинскими специалистами и специалистами по охране труда.

4. Благополучие персонала налоговых органов должно быть в фокусе внимания, с учетом того, что пандемия затронула административный персонал по-разному, и по мере того, как администрация вступает в фазу восстановления, сотрудники могут иметь разные взгляды на плюсы и минусы возвращения в офис и целесообразно диверсифицировать возможные дополнительные меры поддержки и упреждающие действия, которые могут быть предприняты.

5. Управление репутацией и общение с налогоплательщиками является еще одним важным аспектом восстановительного периода. Налоговые администрации многих сран предприняли ряд действий для поддержки налогоплательщиков на раннем этапе кризиса. Сюда входили меры по снижению бремени, помощи в решении неотложных проблем с денежными потоками, предотвращении трудностей, информировании налогоплательщиков и, в некоторых случаях, использование налоговых органов в качестве канала для предоставления более широкой государственной поддержки.

Однако, положительные изменения в репутации, приобретенные в период кризиса, могут быть нивелированы в период восстановления, когда существует большая вероятность сдвига функционала налоговых служб в сторону сбора доходов, усиления работы по концентрации финансовых ресурсов. Для усиления положительного восприятия налогоплательщиками налоговых новаций, целесообразно сосредоточить усилия на увязке налоговых поступлений с предоставлением государственных услуг, таких как здравоохранение, и поддержкой восстановления экономики, что может положительно повлиять на отношение к соблюдению требований налогового законодательства во время восстановительного периода.

Также возможно дальнейшее развитие этого подхода для достижения долгосрочного изменения отношения к соблюдению требований, например, если налоговая администрация будет восприниматься как надежный партнер, стремящийся снизить нагрузку на налогоплательщиков, сохранить справедливость при сборе налогов и обеспечить максимально возможный баланс бизнеса и власти, что детально рассмотрено Е.С. Вылковой совместно Е.А. Киселевой еще в 2016 году [3].

Хочется надеяться, что в течение восстановительного периода, который будет трудным для многих налогоплательщиков, налоговые администрации будут продолжать оказывать поддержку, когда их об этом просят, например, согласовывая длительные планы погашения или откладывая крайние сроки платежей. Если этим не управлять должным образом, может возникнуть неблагоприятная реакция со стороны налогоплательщиков, которые будут рассматривать позицию налоговых органов как излишне отрицательную, что может негативно повлиять на отношение к соблюдению требований налогового законодательства.

6. В восстановительный период требуется пересмотр и наполнение новым содержанием методов работы налоговых органов. СОУГО-19 коренным образом изменил подход налоговых администраций

к ведению бизнеса и взаимодействию с налогоплательщиками и другими заинтересованными сторонами. Во многих странах буквально в одночасье налоговые администрации перешли на частичную или полную удаленную работу, что означало совершенно разные способы работы, значительное сокращение личного взаимодействия, общий сдвиг в сторону более широкого использования цифровых услуг и смягчение некоторых требований (например, при подаче заявки на планы погашения долга по налогам и сборам).

Некоторые из этих договоренностей, возможно, придется оставить в силе в течение периода восстановления, чтобы обеспечить защиту персонала и налогоплательщиков или поддержать налогоплательщиков в трудный период. Возможно целесообразно, чтобы некоторые меры, принятые для борьбы с кризисом, стали пилотными проектами, которые следует оценить, чтобы понять, предлагают ли они потенциальные преимущества по сравнению с ранее действовавшими методами. Это может быть особенно актуально для дальнейших изменений в политике цифровизации налогового администрирования: большей доступностью цифровых сервисов и решений, например, использованием электронных подписей, более активным переходом на электронные формы, более широким доступом к информации.

Целесообразно рассмотреть возможность отказа от некоторых нецифровых взаимодействий, таких как заполнение бумажной декларации или прием наличных платежей, что также потребует от администраций рассмотреть вопрос о внедрении или улучшении систем цифровой идентификации и проверки и, возможно, принятия электронных подписей на официальных документах при обмене документами с налогоплательщиками. В дальнейшем все больше процессов будут становиться безбумажными, включая документирование и архивирование.

Более частое использование удаленной видеоконференцсвязи позволит сократить потребности в поездках и расходы по их оплате, даст возможность сотрудникам налоговых органов более легко работать дома или в других местах. Широкое использование интерактивных взаимодействий с налогоплательщиками и их представителями уменьшит количество личных визитов в налоговые органы. Вопросы цифровизации налогового администрирования целесообразно осуществлять с учетом имеющихся научных наработок, содержащихся в публикациях различных отечественных ученых [2].

Заключение и перспективы дальнейших исследований

Крайне важно, чтобы восстановительный период имел долгосрочные последствия для налогового администрирования. Требуют внимания вопросы уменьшения некоторых сложностей налоговой политики, расширения использования механизмов удержания (в настоящее время в РФ это касается самозанятых, а с 2021 года также транспортного и земельного налога юридических лиц), повышения доступности и открытости данных, относящихся к налогам, и т.д. Правительствам стран, прежде всего, необходимо оценить:

• адекватны ли их планы обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления бизнеса для покрытия ряда различных кризисов, которые могут потребовать самых разных ответных мер;

• как администрация может стать более гибкой за счет улучшения способности сотрудников работать по-разному, как можно быстрее перераспределять персонал между ролями и т.д.;

• где могут быть варианты для большей автоматизации рутинных функций или более широкого использования искусственного интеллекта и машинного обучения для поддержки принятия решений;

• варианты повышения способности ИТ-инфраструктуры быстро реагировать на новые требования и изменения в бизнес-среде;

• возможности для более продуктивной совместной работы различных правительственных структур для улучшения услуг для граждан и снижения нагрузки, например, за счет использования цифровой идентификации и единых порталов для государственных услуг;

• возможности как для краткосрочного снижения бремени для налогоплательщиков, так и для более долгосрочного устранения бремени за счет более широкого использования подходов, основанных на соблюдении требований.

Успешное осуществление налоговой политики в восстановительный период после коронакризис-ной ситуации следует осуществлять максимально задействуя не только практики налогового администрирования, но и имеющиеся научные наработки, как в части цифровизации [7; 16], так и в части

фундаментальных комплексных разработок по реформированию на долгосрочную перспективу российской налоговой системы [5; 6; 9; 15; 17], грамотно преодолевая когнитивный разрыв в налоговой сфере. Прохождение восстановительного периода призвано создать предпосылки для дальнейшего роста экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вылкова Е. С. Проблематика налоговой политики в условиях короновирусных угроз, содержащаяся в публикациях российских исследователей // Теневая экономика, 2020. Том 4. № 3. С. 147-158.

2. Вылкова Е.С., Викторова Н.Г., Евстигнеев Е.Н. Системно-технологические ориентиры преодоления когнитивного разрыва в налоговой сфере в условиях цифровизации экономики // Экономика. Налоги. Право. 2020. Том 13, № 2. С. 136-146.

3. Вылкова Е.С., Киселева Е.А. Нивелирование дисбаланса интересов участников управления налогообложением при его осуществлении на уровне коммерческой организации. Монография. СПб.: КультИнформПресс, 2016. 181 с.

4. Грачева Н.С. Налоговые льготы как инструмент стимулирования экономической деятельности в период пандемии COVID-19 // Перо науки. 2020. № 22. С. 19-23.

5. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Будущее российской налоговой системы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2018. № 2 (86). С. 5-15.

6. Ермакова Е.А. Государство как хозяйствующий субъект рыночных отношений и новые подходы к управлению государством // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 3 (17). С. 120-123.

7. Конягина М.Н. Зарубежный опыт применения цифрового инструментария прогнозирования налоговых поступлений в бюджет // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2019. Т. 10, № 3 (40). С. 127-136.

8. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020. 744 с.

9. Покровская Н.В. Налоги в местных бюджетах стран ОЭСР // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 33-37.

10. Полинская М.В., Талалян А.А. Налоговое администрирование в России в период пандемии и направления его совершенствования // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 1. С. 219-224.

11. Пономарева К.А. Налоговые меры борьбы с последствиями пандемии COVID-19: опыт ЕС и ОЭСР // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 10 (119). С. 44-56.

12. Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: вызовы и возможности: коллективная монография / под ред. Е.С. Вылковой. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. 274 с.

13. Alm J., Blaufus K., Fochmann M., Kirchler E. Mohr P.N.C., Olson N.E., Torgler B. Tax policy measures to combat the sars-cov-2 pandemic and considerations to improve tax compliance: a behavioral perspective // FinanzArchiv. 2020. Volume 76, Issue 4. P. 396-428.

14. Barbier E.B. Burgess J.C. Sustainability and development after COVID-19 // World Development. 2020. Vol. 135.

15. Dyrina E.N., Bannova K.A. Improvement in implementation of fiscal policy of Russia Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.483

16. Geringer S. National digital taxes-Lessons from Europe // South African Journal of Accounting Research. 2020.

17. Ivanov V.V., Lvova N.A., Pokrovskaia N.V., Naumenkova S.V. Determinants of tax incentives for investment activity of enterprises // Journal of Tax Reform. 2018. Т. 4. № 2. С. 125-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.