Научная статья на тему 'НАЛОГОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОСМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

НАЛОГОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОСМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАЛОГОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мошкова Д. М., Горлова Е. Н.

В процессе осуществления космической деятельности возникает множество вопросов, требующих правового регулирования. Космическая отрасль функционирует посредством осуществления деятельности органов власти, научных и производственных организаций. В настоящее время происходит развитие коммерческой составляющей космической деятельности. В связи с этим особую важность приобретают вопросы правового положения государственной корпорации «Роскосмос», различных хозяйственных обществ и некоммерческих структур, выполняющих конкретные задачи в сфере космической деятельности, а также организация государственно-частного партнерства. Кроме того, налоговые аспекты непосредственно влияют на деятельность всех субъектов космической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мошкова Д. М., Горлова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX AND LEGAL STATUS OF SUBJECTS CARRYING OUT SPACE ACTIVITIES

In the process of carrying out space activities, many issues arise that require legal regulation. The space industry functions through the activities of government bodies, scientific and industrial organizations. Currently, the commercial component of space activities is developing. In this regard, the issues of the legal status of the state corporation «Roscosmos», various business companies and non-profit structures performing specific tasks in the field of space activities, as well as the organization of public-private partnership, are of particular importance. In addition, tax aspects directly affect the activities of all subjects of space activities.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОСМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

в

Мошкова Д. М., Горлова Е. Н. _ _

УНИВЕРСИТЕТА Налогово-правовой статус субъектов, »Э^Э

имени o.e. кутафина(мгюд) осуществляющих космическую деятельность

Налоговое право

Налогово-правовой статус субъектов, осуществляющих космическую деятельность1

Аннотация. В процессе осуществления космической деятельности возникает множество вопросов, требующих правового регулирования. Космическая отрасль функционирует посредством осуществления деятельности органов власти, научных и производственных организаций. В настоящее время происходит развитие коммерческой составляющей космической деятельности. В связи с этим особую важность приобретают вопросы правового положения государственной корпорации «Роскосмос», различных хозяйственных обществ и некоммерческих структур, выполняющих конкретные задачи в сфере космической деятельности, а также организация государственно-частного партнерства. Кроме того, налоговые аспекты непосредственно влияют на деятельность всех субъектов космической деятельности. Ключевые слова: космическая деятельность, субъекты космической деятельности, налогово-правовой статус, космическая отрасль, налогообложение.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.069-075

DARIA M. MOSHKOVA,

Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Department of Tax Law, Professor of the Department of Financial Law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL) d.m.moshkova@mail.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

ELENA N. GORLOVA,

Cand. Sci. (Law), Deputy Head of the Department of Tax Law, Associate Professor of the Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

engorlova@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

Tax and legal status of subjects carrying out space activities

Abstract. In the process of carrying out space activities, many issues arise that require legal regulation. The space industry functions through the activities of government bodies, scientific and industrial organizations. Currently,

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Дарья Михайловна МОШКОВА,

доктор юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой налогового права, профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) d.m.moshkova@mail.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

i _

У

( 1 1 J

Елена Николаевна ГОРЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент,

заместитель заведующего кафедрой налогового права, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) engorlova@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

© Д. М. Мошкова, Е. Н. Горлова, 2022

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

the commercial component of space activities is developing. In this regard, the issues of the legal status of the state corporation «Roscosmos», various business companies and non-profit structures performing specific tasks in the field of space activities, as well as the organization of public-private partnership, are of particular importance. In addition, tax aspects directly affect the activities of all subjects of space activities. Keywords: space activity, subjects of space activity, tax and legal status, space industry, taxation.

Космическая деятельность — трудоемкая и специфическая сфера общественных отношений. В большинстве стран, где развита космическая деятельность, создаются конгломераты с различным соотношением публичного и частного долевого участия в управлении. При освоении космической сферы субъекты права решают различные задачи, которые можно разделить на задачи ближнего космоса и задачи дальнего космоса. При этом развитие пилотируемой космонавтики определяется целями национальных программ.

Космическая деятельность является достаточно специфичным видом деятельности в структуре современной российской экономики. Она характеризуется инновационным потенциалом, внедрением высокотехнологичных разработок, а также стремлением к коммерциализации. Развитие данной деятельности способно внести существенный вклад в российскую экономику в целом.

Космическая отрасль в России включает в себя органы власти, научные организации и производственные предприятия. Указанные субъекты могут существовать в разных организационно-правовых формах: в форме государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, акционированных обществ с преимущественным участием государства или обществ с ограниченной ответственностью.

При этом, несмотря на предпринимательский характер космической деятельности, данная отрасль достаточно жестко контролируется государством путем установления специфического правового регулирования статуса субъектов космической деятельности. Таким образом, среди таких субъектов ключевое место занимают регулирующие государственные органы.

К настоящему времени в России существует нормативно-правовая база, регулирующая космическую деятельность, которая состоит из документов различного уровня. Примерное количество документов достигает более 500, из них большая часть — это не законодательные акты, а документы органов исполнительной власти.

После распада Советского Союза основным нормативным правовым документом, регулирующим общественные отношения в космической деятельности, стал Указ Президента РФ от 25.02.1992 № 185 «О структуре управления космической деятельностью в Российской Федерации», а первым компетентным федеральным ведомством — Российское космическое агентство.

Тем не менее установление современных институтов российской космонавтики произошло после принятия общероссийского Закона от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности». Данный Закон установил базовые понятия,

ЕСТНИК Мошкова Д. М., Горлова Е. Н. __ _

УНИВЕРСИТЕТА Налогово-правовой статус субъектов, 7\

имени o.e. кугафина(мгюа) осуществляющих космическую деятельность

определил общие принципы и решил наиболее актуальные проблемы в данной сфере.

Следует сказать, что на сегодняшний день общественные отношения между экономическими субъектами в сфере космической деятельности в большей части регулируются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, ведомственными документами министерств и ведомств, что является еще одной специфической чертой космической деятельности в структуре современной российской экономики.

Проанализировав сведения, размещенные на официальном сайте Государственной Думы, следует отметить, что в законодательный орган было внесено достаточное количество законопроектов, регулирующих космическую деятельность, однако процедуры, предусмотренные законодательством по принятию законов, они не прошли, поскольку были отклонены либо возвращены на доработку.

С полной нормативной базой космической деятельности можно ознакомиться в электронной базе документов, созданной Институтом космической политики. Данный Институт был образован в качестве независимой и некоммерческой исследовательской организации, состоящей из экспертов. Какой-либо организационно-правовой формы данный субъект права не имеет, однако продолжает выполнять исследования по государственным заказам. В связи с этим неясными остаются вопросы о порядке финансирования данного Института и уплате им налогов. Аналогично обстоит дело и с Космическим научно-образовательным консорциумом, созданным в 2013 г. Государственной корпорацией «Роскосмос» и Минобрнауки России2.

Нормы, регулирующие космическую деятельность, можно обнаружить также в нормативных правовых актах, которые не относятся непосредственно к регулированию указанных отношений. Так, Закон от 21.07.1993 № 5485-I «О государственной тайне» относит к государственной тайне сведения о перспективах развития и (или) об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности. А в законах о бюджете устанавливаются размеры денежного финансирования на государственные космические программы.

Несмотря на то, что ключевое место в космической деятельности занимает государство, в настоящее время появляются специализирующиеся частные компании. Например, научно-производственное предприятие «Даурия Аэроспейс» получило контракт с ГК «Роскосмос» на создание микроспутников, обыграв по тендеру российское предприятие ракетно-космической промышленности ЦСКБ «Прогресс».

Только частные компании «Совзонд» и «Сканэкс» осуществляют на российском рынке продажу обработанных данных, полученных со спутников. Частная компания «Спутникс» занимается разработкой малых космических аппаратов (пример — космический аппарат «ТаблетСат-Аврора». АО «Газпром космические А

системы» создает и эксплуатирует телекоммуникационные и геоинформационные системы, в частности, в интересах группы компаний «Газпром». Одним из наиболее конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий является §

--m

2 URL: https://www.roscosmos.ru/19395/ (дата обращения: 03.05.2022). ПРАВО

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

ПАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решет-нева», которое специализируется на создании космических аппаратов.

Интересно отметить, что первой космической ракетой, созданной и запущенной в Российской Федерации, является ракета «Ангара». Это российско-американский проект предприятия International Launch Services (ILS), образованное частной компанией Lockheed Martin и АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева». При этом за последним остаются права по производству ракеты, а также их запуску.

В настоящее время государственные органы не могут реализовывать свои полномочия без участия государственных корпораций. В связи с этим основным участником в космической деятельности, на которого возложены основные полномочия по регулированию космической деятельности, является Госкорпорация «Роскосмос».

Статус, цели создания и деятельности, функции и полномочия ГК «Роскосмос» определяются Законом от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"», Законом от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.

Основные отличия государственных корпораций от государственных органов — это, во-первых, ограниченный объем или отсутствие властных полномочий, а во-вторых, определенная степень обособления от государства. Государство не отвечает по обязательствам корпораций, а они не отвечают по обязательствам государства. В то же время данные субъекты обладают специальной правоспособностью, их деятельность должна быть направлена на достижение целей, для которых они созданы, а объем полномочий определяется федеральными законами, а также актами Президента РФ, Правительства РФ или отраслевых министерств.

Для реализации своих целей государственные корпорации могут наделяться полномочиями распорядителя бюджетных средств, а также полномочиями по осуществлению контроля, сбору информации, подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

ГК «Роскосмос» обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности с заинтересованными в создании и использовании космической техники лицами; разрабатывает тематические проекты; организует использование космической техники в целях реализации профильных программ; организует системные исследования научного и социально-экономического назначения; обеспечивает выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения, производит закупку серийной космической техники и обеспечивает ее использование; организует и координирует работу по коммерческим космическим проектам и содействует их осуществлению; обеспечивает развитие космической инфраструктуры; организует и осуществляет государственные летные испытания космической техники в научных и социально-экономических целях; осуществляет обязательное подтверждение соответствия космической техники научного и социально-экономического назначения; обеспечивает безопасность космической деятельности; взаимодействует с организациями других государств, а также с международными организациями

ЕСТНИК Мошкова Д. М., Горлова Е. Н.

УНИВЕРСИТЕТА Налогово-правовой статус субъектов,

имени o.e. кугафина(мгюА) осуществляющих космическую деятельность

по вопросам космической деятельности, заключает в установленном порядке соответствующие международные договоры; осуществляет лицензирование космической деятельности3.

В ведении ГК «Роскосмос» находятся предприятия, конструкторские бюро и институты, которые, в свою очередь, образуют Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК).

ОРКК была учреждена в 2014 г и стала одним из генеральных подрядчиков по государственным заказам. В ведении ОРКК находятся все основные производственные структуры отрасли, например ПАО «Российские космические системы», ФГУП «МОКБ "Марс"», ФГУП «НПО имени С. А. Лавочкина» и др.

ОРКК осуществляет учет имущественного комплекса организаций ГК «Роскосмос», в том числе владение активами группы дочерних обществ с целью контроля. В структуру АО «ОРКК» в настоящее время входят 24 коммерческие организации ракетно-космической отрасли, занимающиеся как научными исследованиями, так и производственной деятельностью4.

Примечательно, что объемы финансирования Федеральной космической программы с каждым годом увеличиваются. Россия занимает четвертое место в мире после США, ЕС и Китая по уровню государственного финансирования космических программ5.

В целях развития институциональных условий предпринимательства государством создаются различные научные кластеры. На сегодняшний день такими институтами являются кластер передовых производственных, ядерных и космических технологий в «Сколково»6 и ОЭЗ «Технополис "Москва"», подведомственная Департаменту инвестиционной и промышленной политики Москвы.

Фонд «Сколково» является некоммерческой организацией, существующей в основном за счет денежных средств, поступающих из федерального бюджета в размерах сотен миллиардов рублей7, в то время как объем уплаченных налогов в бюджет г. Москвы от компаний, размещенных на территории инновационного центра «Сколково», составил всего 4 миллиарда рублей за 2020 год8, что является весьма скромным показателем, даже учитывая значительные налоговые льготы для резидентов «Сколково».

Частная компания «Технопарк МКС — Сколково» осуществляет разработку и производство наноспутников (пример — Cube Sat). Проект реализуется совместно с «РКК "Энергия" имени С. П. Королева».

3 URL: https://www.roscosmos.ru/media/files/2021/SEP/roskosmos_go-2020_.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

4 URL: https://www.rosorkk.ru/about/structure/ (дата обращения: 15.05.2022).

5 Данильченко П. Ю, Кукарцев А. В. Стратегические направления развития предприятий ракетно-космической отрасли РФ // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10.

6 URL: https://skolkovo-resident.ru/kosmicheskij-klaster-v-skolkovo/ (дата обращения: ■> 10.05.2022). □

7 URL: https://tass.ru/glavnie-novosti/557239?utm_source=yandex.ru&utm_ ° medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 10.05.2022). Е

8 URL: https://sk.ru/foundation/results/ (дата обращения: 15.05.2022). ПРАВО

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Российские организации, занимающиеся космической деятельностью, уплачивают НДС, налог на прибыль организации, транспортный налог, налог на имущество организаций, НДФЛ, страховые взносы, а также таможенные платежи. Вместе с тем налогообложение в космической промышленности является также специфическим, поскольку предусматривает огромное количество льгот.

Для резидентов ОЭЗ «Технополис "Москва"» предусмотрены особые меры поддержки: они освобождаются от уплаты имущественного, транспортного и земельного налогов, а также таможенных пошлин, ставка налога на прибыль для них составляет всего 2 %.

Действующими нормами Налогового кодекса РФ предусмотрено и освобождение от уплаты налогов. Так, согласно ст. 381 НК РФ организации освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении космических объектов. Из этого следует, что пилотируемые космические корабли, зонды, спутники связи и аэрофотосъемки не несут никакого налогового бремени. Это представляется не совсем оправданным, поскольку не позволяет пополнить доходную часть бюджета.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) в области космической деятельности облагается НДС по ставке 0 %. Указанные изменения были внесены Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу пункта 6 ст. 17 указанного Закона действие пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008. Следовательно, ставка 0 % применяется к товарам (работам, услугам), реализованным после указанной даты. Данную позицию также подтверждает письмо Минфина России от 20.04.2010 № 03-07-08/119.

Таким образом, все космические объекты, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, фактически не облагаются НДС, что также не приносит в бюджет денежных средств.

В отношении налога на имущество организаций следует отметить, что в соответствии с Федеральной космической программой России на 2016—2025 годы из состава объектов налогообложения по налогу на имущество организаций исключаются космические объекты.

Следует также отметить нарастающий интерес к перспективному направлению сферы оказания услуг — космическому туризму. В России данное направление пока не получило развития, однако уже следует предусмотреть правовое регулирование в этой сфере, в том числе механизмы налогообложения. Например, в США предпринимательство в данной сфере развивается довольно успешно, поскольку на американском рынке существует несколько частных компаний, оказывающих такую услугу: Virgin Galactic, Xcor Aerospace и Blue Origin. У всех этих компаний есть собственные суборбитальные космические корабли. В Англии также были попытки предпринять действия по предоставлению услуг орбитального космического туризма. Так, в планах компании Excalibur Almaz было начать предоставлять туристические полеты вокруг Луны в 2015 г, однако по состоянию на 2022 г. эти планы не реализованы.

Добыча полезных ископаемых на планетах, астероидах и других небесных телах Солнечной системы является также основным видом по освоению

ЕСТНИК Мошкова Д. М., Горлова Е. Н. __

УНИВЕРСИТЕТА Налогово-правовой статус субъектов, 7^5

имени o.e. кугафина(мгюа) осуществляющих космическую деятельность

космического пространства. В частности, космические объекты содержат такие редкоземельные металлы, как иридий, платина, рений на триллионы долларов.

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 1967 г., небесные тела не могут быть частной или национальной собственностью. При этом условия добычи полезных ископаемых в нем не оговариваются. В связи с этим в 2015 г. в США был принят Закон, регулирующий такую деятельность. Положения данного Закона допускают возможность частного предпринимательства по освоению космических объектов с целью добычи полезных ископаемых.

Россия также планирует начать исследования в этом направлении. Так, в 2025 г. планируется запуск самопилотируемой станции «Фобос-Грунт 2» с целью взятия пробы грунта с естественного спутника Марса и доставки его на Землю. В связи с этим уже к этому времени необходимо предусмотреть механизм налогообложения такой добычи, например заимствовав его по аналогии с механизмом НДПИ.

Таким образом, в процессе осуществления космической деятельности возникает множество вопросов, требующих правового регулирования. В настоящее время происходит развитие коммерческой составляющей космической деятельности.

В связи с этим особую важность приобретают вопросы правового положения государственной корпорации «Роскосмос», различных хозяйственных обществ и некоммерческих структур, выполняющих конкретные задачи в сфере космической деятельности, а также организация государственно-частного партнерства.

Кроме того, налоговые аспекты непосредственно влияют на деятельность всех субъектов космической деятельности и требуют дополнительного теоретического осмысления.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Данильченко П. Ю., Кукарцев А. В. Стратегические направления развития предприятий ракетно-космической отрасли РФ // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2014. — № 10.

ПРАВО

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.