Научная статья на тему 'Налоговая задолженность: проблемы и пути решения'

Налоговая задолженность: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ / ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / TAX DEBT / CLASSIFICATION OF DEBT ON TAXES AND FEES / CAUSES OF FORMATION AND PROBLEMS OF SETTLEMENT OF TAX DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеккуева Лаура Кемаловна

В настоящей статье налоговая задолженность рассматривается как один из дестабилизирующих факторов экономики страны, а значительные суммы задолженности по налогам и сборам остаются актуальной проблемой, ограничивающие объем финансовых ресурсов. Автором проведен анализ динамики и структуры задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики (КЧР). Выявлены основные причины образования и роста задолженности по налогам и сборам, к которым относится: кризисные явления как по Российской Федерации, так и по ее субъектам, высокий уровень налоговой нагрузки, рост теневого сектора экономики, ухудшение финансового состояния предприятий и т. д. Также выявлены причины роста налоговой задолженности и предложены мероприятия по урегулированию и снижению задолженности по налогам и сборам к которым относятся ужесточение мер налогового администрирования, проведение мероприятий по улучшению налоговой культуры в Карачаево-Черкесской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax debt: problems and solutions

In this article, tax debt is considered as one of the destabilizing factors of the country's economy, and significant amounts of debt on taxes and fees remain an urgent problem, limiting the amount of financial resources. The author analyzes the dynamics and structure of the debt on taxes and fees to the consolidated budget of the Karachay-Cherkess Republic (KCR). The main reasons for the formation and growth of debt on taxes and fees, which include: crisis phenomena both in the Russian Federation and its subjects, a high level of tax burden, the growth of the shadow sector of the economy, the deterioration of the financial condition of enterprises, etc. also identified the causes of the growth of tax debt and proposed measures to resolve and reduce the debt on taxes and fees which include the tightening of tax administration measures, measures to improve the tax culture in the Karachay-Cherkess Republic.

Текст научной работы на тему «Налоговая задолженность: проблемы и пути решения»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №5, Том 11 / 2019, No 5, Vol 11 https://esj.today/issue-5-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/69ECVN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чеккуева Л.К. Налоговая задолженность: проблемы и пути решения // Вестник Евразийской науки, 2019 №5, https://esj.today/PDF/69ECVN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Chekkueva L.K. (2019). Tax debt: problems and solutions. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(11). Available at: https://esj.today/PDF/69ECVN519.pdf (in Russian)

УДК 336.2 ГРНТИ 06.73.15

Чеккуева Лаура Кемаловна

ФГОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Черкесск, Россия

Доцент

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: laurarossa2@yandex.ru

Налоговая задолженность: проблемы и пути решения

Аннотация. В настоящей статье налоговая задолженность рассматривается как один из дестабилизирующих факторов экономики страны, а значительные суммы задолженности по налогам и сборам остаются актуальной проблемой, ограничивающие объем финансовых ресурсов. Автором проведен анализ динамики и структуры задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики (КЧР). Выявлены основные причины образования и роста задолженности по налогам и сборам, к которым относится: кризисные явления как по Российской Федерации, так и по ее субъектам, высокий уровень налоговой нагрузки, рост теневого сектора экономики, ухудшение финансового состояния предприятий и т. д. Также выявлены причины роста налоговой задолженности и предложены мероприятия по урегулированию и снижению задолженности по налогам и сборам к которым относятся ужесточение мер налогового администрирования, проведение мероприятий по улучшению налоговой культуры в Карачаево-Черкесской Республике.

Ключевые слова: налоговая задолженность; классификация задолженности по налогам и сборам; причины образования и проблемы урегулирования налоговой задолженности

Собираемость налогов - это одни из показателей эффективности налоговой системы страны [1, с. 82].

В настоящее время одним из негативных факторов развития экономики является образование задолженности по налогам и сборам. Образование налоговой задолженности ограничивает в финансовых ресурсах и препятствует реализации государственных программ [2, с. 1].

Задолженность по налогам и сборам образуется под воздействием различных факторов, но основным из них является ухудшение финансового состояния налогоплательщиков на фоне общего экономического кризиса, поглотившего всю страну. Увеличению уровня налоговой задолженности способствуют низкий уровень эффективности деятельности налоговых органов, судебной системы, а также низкий уровень налоговой дисциплины налогоплательщиков. Анализ причин образования задолженности по налогам и сборам в бюджетах различных

уровней позволяет выработать более эффективные методы по снижению уровня налоговой задолженности и наметить меры по стабилизации данной ситуации.

Вопросы формирования источников налоговой задолженности и эффективности ее взыскания находятся под пристальным вниманием налоговых органов [3, с. 10]. Классификация уровней налоговой задолженности по источникам возникновения представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация уровней налоговой задолженности по источникам возникновения [3, с. 11]

Классификация уровней налоговой задолженности по источникам возникновения подразделяется на четыре уровня: уровень наноэкономики; уровень макроэкономики; мезоуровень; макроуровень.

На уровне наноэкономики лежит низкий уровень налогового правосознания. Макроэкономический уровень в отличии от уровня наноэкономики предполагает высокий уровень налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков. Неравномерность распределения налоговой нагрузки по отраслям экономики, а также развитие теневого сектора экономики относится к мезоуровню. К макроуровню можно отнести процессы инфляции, темпы роста экономики.

В настоящее время особую актуальность приобретают следующие причины образования налоговой задолженности, а именно высокий уровень налоговой нагрузки, продолжающийся экономический кризис в стране, рост теневого сектора экономики и т. д.

Отметим, что ни одному государству мира не удается полностью устранить налоговую задолженность. Однако, для снижения задолженности перед бюджетом принимаются различные меры, и этот процесс называется урегулированием задолженности [4, с. 31].

Динамика налоговой задолженности в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика налоговой задолженности в консолидированный бюджет КЧР за 2015-2018 годы, тыс. руб.1

2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Темпы роста, %

2016/ 2015 2017/ 2016 2018/ 2017 2018/ 2015

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам 2386,9 1805,7 2929,2 3035,3 75,7 162,2 127,2 127,2

Задолженность по налогам и сборам невозможная к взысканию 30,7 51,6 35,5 45,2 168,1 68,8 127,3 147,2

Урегулированная задолженность 788,4 347,7 301,3 720,0 44,1 86,7 239,0 91,3

Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства 319,4 161,9 299,8 58,0 50,7 185,2 219,9 206,0

За анализируемый период наблюдается увеличение задолженности по налогам и сборам перед бюджетом на 27,2 %, задолженность по налогам и сборам невозможная к взысканию так же увеличилась на 47,2 %, задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства увеличилась на 2,6 раза.

Анализ таблицы показал рост задолженности по налогам и сборам за исследуемый период в Карачаево-Черкессии. Эффективное налоговое администрирование и принятие комплекса мер по взысканию налоговой задолженности, предусмотренных налоговым кодексом [5, с. 17] будет являться основным резервом снижения дотационности республики и ликвидации дефицита бюджета. Этого можно достичь с помощью эффективного взаимодействия с правоохранительными органами и Службой судебных приставов.

Таблица 2

Динамика налоговой задолженности в консолидированный бюджет по налогам за 2015-2018 гг., тыс. руб.1

Темпы роста, %

2015 2016 2017 2018 2016/ 2017/ 2018/ 2018/

год год год год 2015 2016 2017 2015

Федеральные налоги и сборы 1673,7 1003,2 890,4 1296,0 59,9 88,8 145,6 77,7

Задолженность по пеням и налоговым

санкциям 882,3 449,9 280,0 299,8 56,7 56,0 107,1 34,0

Региональные налоги и сборы 299,0 401,0 528,6 507,6 134,1 128,9 96,0 169,8

Задолженность по пеням и налоговым

санкциям 59,2 83,1 93,3 66,3 140,4 112,3 71,1 112,0

Местные налоги 272,7 265,4 408,1 427,5 97,3 153,8 104,8 156,8

Задолженность по пеням и налоговым

санкциям 56,6 69,7 71,1 47,6 123,1 102,0 66,9 84,1

Специальные налоговые режимы 141,5 136,0 154,3 136,7 96,1 113,5 88,6 96,6

Задолженность по пеням и налоговым

санкциям 87,0 91,8 72,7 57,6 105,5 79,2 79,2 66,2

Исходя из данных таблицы 2 видно, что задолженность по федеральным налогам и сборам за 2015-2016 гг. имеет тенденцию к снижению на 40,1 %, за 2016-2017 гг. на 11,2 %, а за весь исследуемый период, т. е. 2015-2018 гг., 22,3 %. Задолженность по пеням и налоговым санкциям за анализируемый период снизилась на 66,0 %.

1 На основе данных: https://www.nalog.ru/rn26/related_activities/statistics_and_analytics/forms/6717119/. Страница 3 из 7

Из года в год наблюдается рост задолженности по региональным налогам. Так, например, за 2015-2016 гг. наблюдается увеличение задолженности по региональным налогам и сборам на 34,1 %, за 2016- 2017 гг. на 28,9 %, на 2017-2018 гг. наблюдается снижение уровня задолженности на 4,0 %. А за весь анализируемый период, т. е. за 2015-2018 гг., задолженность по региональным налогам и сборам увеличилась на 69,8 %. Задолженность по пеням и налоговым санкциям за исследуемый период увеличилась на 12,0 %.

Задолженность по местным налогам увеличилась за анализируемый период на 56,8 %, задолженность по пеням и налоговым санкциям снизилась на 15,9 %. Задолженность по специальным налоговым режимам имеет тенденцию к снижению на 3,4 %, задолженность по пеням и налоговым санкциям снизилась на 33,8 %.

Далее рассмотрим структуру налоговой задолженности в регионе за исследуемый период представленной в таблице 3.

Таблица 3

Структура налоговой задолженности в консолидированный бюджет КЧР по налогам за 2015-2018 гг., тыс. руб.1

2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

тыс. РУб. % тыс. РУб. % тыс. РУб. % тыс. РУб. %

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам 2386,9 67,7 1805,7 76,3 2929,2 82,1 3035,3 68,1

Задолженность по налогам и сборам не возможная к взысканию 30,7 0,9 51,6 2,2 35,5 1,0 45,2 1,0

Урегулированная задолженность 788,4 22,4 347,7 14,7 301,3 8,4 720,0 16,1

Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства 319,4 9,0 161,9 6,8 299,8 8,5 658,0 14,8

Итого: 3525,4 100 2366,9 100 3565,8 100 4458,5 100

Из таблицы видно, что на протяжении четырех лет задолженность перед бюджетом по налогам и сборам имела тенденцию к увеличению. Наибольший рост налоговой задолженности зафиксирован в 2017 году, который составил 82,1% от общей суммы. Максимальное увеличение налоговой задолженности невозможную к взысканию зафиксировано в 2016 году -2,2 %.

Урегулированная налоговая задолженность за исследуемый период имеет тенденцию к снижению с 22,4 % в 2015 году до 16,1 % в 2018 году. Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства увеличилась с 9,0 % в 2015 году до 14,8 % в 2018 году.

Следовательно, для поиска решений проблемы урегулирования налоговой задолженности необходимо принятие решений по конкретным налогам.

Несомненно, налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ [6, с. 87].

Органы исполнительной власти республики всех уровней, ответственных за исполнение доходной части бюджетов, должны стремиться снизить налоговую задолженность и, одновременно, повысить уровень собираемости налогов.

Для достижения баланса интересов бюджета и хозяйствующих субъектов предлагаются различные методы, к числу которых относятся меры как добровольного, так и принудительного характера, в том числе и судебные.

В сложившихся условиях проблема увеличения налоговых доходов в Карачаево-Черкесской Республике заключается не в повышении эффективного налогового контроля, а принятии необходимых мер по взысканию образовавшейся задолженности по налогам и сборам.

Постановка задачи в такой плоскости требует серьезных корректировок в работе органов исполнительной власти республики, прежде всего в сфере информационного взаимодействия с федеральными органами [7, с. 40].

Результаты исследования свидетельствуют об увеличении уровня налоговой задолженности. В связи с этим считаем необходимым принятие кардинальных мер по снижению уровня налоговой задолженности, усилению налогового администрирования, а также пресечению возможности уклонения от уплаты налогов и сборов, преднамеренного (фиктивного) банкротства организаций.

Наиболее эффективными мерами налоговых органов по снижению задолженности перед бюджетами всех уровней является: применение мер принудительного взыскания; использование зачета выявленной переплаты; работа в налоговых инспекциях с так называемыми «зависшими» платежами [8, с. 206].

Наиболее результативными методами принудительной стадии урегулирования налоговой задолженности являются «приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке», «направление инкассового поручения налогового органа для списания средств со счетов налогоплательщика», а также «обращение взыскания на имущество должника» [9, с.

На увеличение налоговой задолженности влияет также уровень налоговой культуры.

Однако, общий уровень налоговой дисциплины в стране и характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становятся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности [10, с. 37].

Таким образом, для улучшения налоговой дисциплины в республике в первую очередь необходимо проводить разъяснительные беседы с налогоплательщиками (плательщиками сборов), предоставлять как можно больше информации о действующем налоговом законодательстве. Для добросовестных налогоплательщиков применять поощрительные меры в виде освобождения от налоговых проверок на определенный срок. Возможно, эти меры со стороны налоговых органов будут стимулировать остальных налогоплательщиков быть законопослушными и не нарушать законодательство «О налогах и сборах». Также Правительству РФ необходимо создать более благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности и принять меры для вывода из тени предприятий. Только такие меры позволят увеличить доходы бюджета субъектов РФ.

115].

ЛИТЕРАТУРА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Севастьянов И.А. Механизм принудительного взыскания налоговой задолженности: проблемы и пути решения // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 82-85.

Боташева Ф.Б. Проблемы урегулирования налоговой задолженности // Вестник Евразийской науки. 2019. № 3. Том 11. С. 1-7.

Попова Г.Л. Анализ особенностей формирования налоговой задолженности в период экономических кризисов // Налоги и финансы. 2016. № 1 (29). С. 9-15.

Троянская М. Теоретические основы возникновения налоговой задолженности // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2018. № 2 (86). С. 27-37.

Алиев Б.Х., Эльдарушева М.Б. К вопросу эффективности взыскания налоговой задолженности в республике Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 27 (354). С. 14-18.

Калачева О.С. Анализ налоговых задолженностей перед бюджетной системой Российской Федерации, мероприятия по предупреждению налоговой преступности // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 1 (38). С. 85-88.

Курбанова П.М. Совершенствование механизма администрирования налоговой задолженности ... дисс. к.э.н. - Махачкала, 2015.

Мороз В.В. Анализ работы налоговых органов по взысканию налоговой задолженности за 2016 год // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2017. № 2. С. 203-206.

Диденко О.В. Анализ результатов организационной работы налогового органа по урегулированию налоговой задолженности // Вестник современных исследований. 2018. № 6.2 (21). С. 106-115.

Крымова А.О. Регулирование налоговой задолженности и способы принудительного взыскания // Научные известия. 2017. № 6. С. 34-40.

Chekkueva Laura Kemalovna

North Caucasian state academy, Cherkessk, Russia E-mail: laurarossa2@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tax debt: problems and solutions

Abstract. In this article, tax debt is considered as one of the destabilizing factors of the country's economy, and significant amounts of debt on taxes and fees remain an urgent problem, limiting the amount of financial resources. The author analyzes the dynamics and structure of the debt on taxes and fees to the consolidated budget of the Karachay-Cherkess Republic (KCR). The main reasons for the formation and growth of debt on taxes and fees, which include: crisis phenomena both in the Russian Federation and its subjects, a high level of tax burden, the growth of the shadow sector of the economy, the deterioration of the financial condition of enterprises, etc. also identified the causes of the growth of tax debt and proposed measures to resolve and reduce the debt on taxes and fees which include the tightening of tax administration measures, measures to improve the tax culture in the Karachay-Cherkess Republic.

Keywords: tax debt; classification of debt on taxes and fees; causes of formation and problems of settlement of tax debt

69ECVN519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.