Научная статья на тему 'Налоговая реформа в Казахстане'

Налоговая реформа в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / КОРПОРАТИВНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ВЫСОКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каипова Г. С.

С 1 января 2009 года в Республике Казахстан действует новый Налоговый кодекс, положения которого должны обеспечить прозрачность налоговой системы, нейтральность в налогообложении, простоту и эффективность налогового администрирования. Эти нововведения направлены на сокращение теневого сектора экономики, снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики, повышение экономической отдачи от добывающего сектора экономики, оптимизацию налоговых льгот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая реформа в Казахстане»

Список литературы:

1. Макконел К. Экономикс: в 2 т. - Т. 2 / К. Макконел, С. Брю - М.: Республика, 1995.

2. Мездриков Ю.В. Организация методологии финансового учета денежных средств // Баланс: Альманах: Вып.3 / СГСЭУ - Саратов, 2009. - 154 с.

3. Грибов А.Ю. Деньги и ценные бумаги: сущность и правовой режим / А.Ю. Грибов. - М.: РИОР, 2006. - 192 с.

4. Генкин А.С. Планета Web-денег / А.С. Генкин. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 510 с.

5. Семенов С.К. Методология и механизмы денежного обращения в России: дисс. ... докт. эконом. наук. - Саратов, 2008.

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В КАЗАХСТАНЕ

© Каипова Г.С.*

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова, Республика Казахстан, г. Алматы

С 1 января 2009 года в Республике Казахстан действует новый Налоговый кодекс, положения которого должны обеспечить прозрачность налоговой системы, нейтральность в налогообложении, простоту и эффективность налогового администрирования. Эти нововведения направлены на сокращение теневого сектора экономики, снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики, повышение экономической отдачи от добывающего сектора экономики, оптимизацию налоговых льгот.

Ключевые слова Налоговый кодекс, налоговая нагрузка, корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, высокая добавленная стоимость, специальная экономическая зона, налогообложение недропользователей, налоговая ставка.

Казахстан сейчас переходит на новый этап развития. Рост, основанный на восстановлении постсоветского хозяйства 90-х годов, сейчас сменяется ростом, основанным на диверсификации и инвестициях в новые отрасли экономики. В республике начата реализация специальной программы по созданию национальных корпоративных лидеров, принимаются административные меры по улучшению условий ведения бизнеса в стране и повышению инвестиционной привлекательности. Для реализации этих идей необходимы прозрачные и предсказуемые правила игры, прежде всего в налоговой сфере.

* Доцент кафедры «Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук.

С 1 января 2009 года в республике действует новый Налоговый кодекс, способствующий модернизации и диверсификации экономики в Казахстане. Новые положения кодекса, действующие на сегодня, обеспечивают прозрачность налоговой системы, нейтральность в налогообложении, простоту и эффективность налогового администрирования. Эти нововведения направлены на сокращение теневого сектора экономики, снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики, повышение экономической отдачи от добывающего сектора экономики, оптимизацию налоговых льгот.

В условиях кризиса на мировых финансовых рынках Казахстан пошел на радикальное снижение налогов, руководствуясь долгосрочными стратегическими планами. Реформа коснулась почти всех налогов.

По корпоративному подоходному налогу (КПН) реформирование заключается в снижении ставки КПН, отказе от узкоотраслевых льгот, введении единых инвестиционных стимулов, предоставляемых на автоматической основе, а также продлении до 10 лет срока переноса убытков, общее совершенствование конструкции налога.

Ставка КПН в 2009 году снижена до 20 процентов. Намечено ее дальнейшее снижение, окончательный размер будет определен на уровне, достаточном для исполнения государством своих функций, взятых социальных обязательств. Выпадающие доходы будут компенсированы через повышение фискальной отдачи от добывающего сектора экономики, режим налогообложения которого пересмотрен.

Оптимизация льгот и исключений позволит расширить налогооблагаемую базу, что обеспечит равные условия деятельности предприятий со схожим уровнем рентабельности.

В рамках оптимизации льгот исключены два особых налоговых режима: для нефтехимических производств, для производств с высокой добавленной стоимостью (ВДС). Наличие ВДС не является признаком модернизации производства или глубокого передела. При этом предприятиям, как нефтехимической отрасли, так и предприятиям с ВДС предоставлена возможность использования универсального инвестиционного стимула. Новые инвестиционные налоговые преференции предоставляются только по КПН. Льгота по КПН будет действовать в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет. Одновременно, удлиняется срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволит воспользоваться преимуществами быстрого списания инвестиций. Преференции будут предоставляться автоматически, т.е. в заявительном порядке, предприятиям, осуществляющим деятельность в секторе «обрабатывающая промышленность».

Единый подход в поддержке инвестиционных инициатив реализуется на действующих территориях специальных экономических зон (СЭЗ).

Практика последних лет показала, что создаваемые СЭЗ имеют производственный характер. Это ставит предприятия, осуществляющие аналогичные виды деятельности на территориях зон в неравные условия с предприятиями, создаваемыми на остальной территории Казахстана. Поскольку законодательством установлен срок действия СЭЗ до 25 лет, то льготы для предприятий на СЭЗ достаточны не только для становления, но и больше срока окупаемости проекта. Это лишает режима СЭЗ стимулирующего эффекта, поскольку новые модернизируемые предприятия оказываются в равных льготных условиях со старыми предприятиями. В связи с этим унифицированы условия деятельности на всех территориях СЭЗ, а именно в части КПН с режимом инвестиционных налоговых преференций. Освобождение от земельного налога и налога на имущество сохраняется только на территории СЭЗ.

Инвесторы, которые осуществляют деятельность на территориях СЭЗ, имеют возможность пользоваться действующим режимом в течение следующих пяти лет, инвесторы, которые уже заключили контракты на получение инвестиционных преференций, будут иметь возможность пользования действующим режимом преференций до истечения срока действия контракта.

Предложенный единый инвестиционный стимул позволит поддержать модернизирующиеся предприятия, обеспечить прозрачность предоставления налоговых льгот и избежать излишнего налогового контроля.

С учетом предложений финансового сектора в новый Налоговый кодекс введено понятие «производные финансовые инструменты», установлен порядок их налогообложения с учетом особенностей операций хеджирования.

В рамках унификации КПН с 2012 года исключен особый режим для страховых организаций, что подразумевает обложение финансового результата (прибыли). Это позволит учитывать уровень рентабельности деятельности страховой организации. Поскольку переход на общеустановленный порядок требует создания адекватного учета страховых резервов в целях налогообложения, предлагается сохранить действие режима до 2012 года.

Реформа коснулась и налогообложения участников совместной деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, продлен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, отменены авансовые платежи для малого и среднего бизнеса, отменено лимитирование суточных, выплачиваемых при командировке, увеличены нормы представительских расходов до 1 процента от фонда оплаты труда, разрешено арендатору относить на вычет расходы на ремонт арендованных фиксированных активов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) реформирован в том же ключе, т.е. в направлении упрощения и унификации. Вместо существующей совокупности льгот по НДС введен единый, эффективный, автомати-

ческий возврат суммы превышения зачетного НДС над начисленным. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в виде НДС, уплаченного поставщикам, особенно, в период модернизации и обновления основных средств.

В 2012 году предполагается полное внедрение системы автоматического возврата дебетового сальдо на основе системы управления рисками. Этот год можно определить в качестве момента перехода на классическую систему НДС и ликвидации следующей совокупности льгот: отсрочки уплаты НДС на импорт, уплаты НДС на импорт методом зачета, освобождения реализации с территории «свободного склада». Льготы по импорту оборудования, не производимого в Казахстане, сохранены до 2012 года. В целях сохранения равенства в условиях, освобождение реализации с территории «свободного склада» также будет сохранено на аналогичный срок.

Прочие льготы, не соответствующие лучшей международной практике, не связанные с социальной сферой, будут ликвидированы с момента введения в действие нового Налогового кодекса.

В течение трех лет (2009-2011 годы) предусмотрена унификация ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию. С 2009 года ставки включены в текст Налогового кодекса, а также повышены ставки на алкогольную продукцию отечественного производства на 30 процентов. В последующем ставки будут подняты на 30 и 40 процентов в 2010 и 2011 годах соответственно, до уровня ставок на импортируемую продукцию, что соответствует правилам ВТО. Надо отметить, что ставки акцизов на бензин в размере 5000 тенге и на дизельное топливо в размере 600 тенге, установленные еще в 1998 году, оставлены без изменений.

В части реформирования налогообложения малого бизнеса существенных изменений не предусмотрено. Сохранены в прежнем виде специальные налоговые режима для малого бизнеса на основе патента и на основе упрощенной декларации. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки не возможно, если принять во внимание, что ставки налога в этих специальных налоговых режимах равны 2 и 3 процента, при этом, данный налог заменяет уплату подоходного и социального налогов.

Однако, принимая во внимание необходимость сокращения теневого сектора экономики и систематизации налогообложения на рынках, предлагается с 2011 года ликвидировать специальный налоговый режим на основе разового талона. Исключение режима не затронет тех, для кого он изначально создавался, т.е. лиц, осуществляющих эпизодическую деятельность, к примеру, пенсионеров, реализующих овощи, выращенные на приусадебном участке. Они будут подпадать под необлагаемый минимум в размере 12 минимальный заработных плат, следовательно, не будут признаваться как осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В целях минимизации эффекта дробления предприятий, происходящего в связи с существованием льготного режима для малых предприятий, установлено, что учредителями юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не могут выступать юридические и физические лица, являющиеся учредителями юридических лиц, использующих такой режим.

Далее о ставках индивидуального подоходного налога, социального налога, налога на имущество и транспортного налога.

Частично реформирован режим налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Ставка единого земельного налога - 0,1 % от оценочной стоимости земли, действовавшая до введения нового Налогового кодекса, являлась очень низкой для крупных крестьянских (фермерских) хозяйств, а также не стимулировала эффективного использования сельскохозяйственных площадей. Введена прогрессивная шкалу ставок единого земельного налога от 0,1 % до 0,5 % в зависимости от площади земельных участков и территории. При этом сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение налогов на 70 % для юридических лиц, уменьшение на 70 % НДС для переработчиков сельхозпродукции.

Единая ставка индивидуального подоходного налога будет сохранена на уровне 10 процентов. В рамках реформирования социального налога осуществлен переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Принимая во внимание, что сумма социального налога уменьшается на отчисления в Государственный фонд социального страхования, реальная ставки социального налога, зачисляемая в бюджет, равна 7 процентам в 2009 году и 6 процентов в 2010 году.

Новым кодексом предусмотрено изменение порядка взимания налога на имущество. Сокращен объект налогообложения со всего имущества (основные средства и нематериальные активы) до недвижимости. Это позволит не взимать налог с оборудования и машин. При этом в целях сохранения доходов местных бюджетов увеличена ставка с 1 до 1,5 процента.

По налогу на имущество физических лиц внедрена методика оценки недвижимого имущества, закрепленная в Налоговом Кодексе, повышены ставки на дорогостоящее имущество с 0,5 до 1 процента, начиная от стоимости свыше 120 млн. тенге. Эти изменения позволят более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц.

По налогу на транспортные средства исключены поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации. Это упрощает расчеты, и главное сделает равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора.

Изменения налогообложения недропользователей предусматривают снижение налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики и компенсируют ожидаемые потери бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. По новому Налоговому кодексу с 1.012009 г.:

- платеж роялти заменен налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам;

- для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебетные и выработанные месторождения установлены льготные ставки;

- упразднен контракт на недропользование в виде Соглашения о разделе продукции (СРП), кроме СРП, заключенных до 01.01.2009 г.;

- исключено положение «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТШО (утвержден указом Президента Республики Казахстан) и действующих СРП, начиная с 1 января 2009 года;

- установлены базовые принципы ведения раздельного налогового учета по контрактам, как основы для построения системы распределения доходов и расходов;

- установлен порядок определения стартовых размеров подписного бонуса;

- ставки НДПИ по твердым полезным ископаемым введены в текст Налогового кодекса;

- установлены официальные источники информации для определения биржевой цены полезных ископаемых, в случае отсутствия -расчетная цена, определяемая по процентному содержанию в концентрате и уровню биржевой цены.

Ставки специальных налогов недропользователей (НДПИ, рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат, налога на сверхприбыль) определены в размерах, которые обеспечивают недропользователям не менее 20 процентов рентабельности.

По налогу на сверхприбыль увеличен размер необлагаемого чистого дохода с 20 % до 25 %. Кроме того, изменен механизм исчисления налога, предусматривающий обложение следующей более высокой ставкой только сумму прироста к налогооблагаемой базе от предыдущей ставки, а также учтена инвестиционная составляющая будущих расходов. По горнорудному сектору налог на сверхприбыль изымается только в рамках контрактной деятельности.

Новый Налоговый кодекс создал условия для устойчивого развития и диверсификации экономики, что будет способствовать притоку капитала в страну и позволит снизить налоговую нагрузку на несырьевой сектор экономики.

Список литературы:

1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-1У ЗРК.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Карпов С.С.*

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербург

В настоящее время многие предприятия обеспокоены проблемой внедрения системы внутреннего контроля на предприятии. В статье приводятся основные способы организации системы внутреннего контроля, дается их краткая характеристика, делаются выводы.

Ключевые слова: внутренний контроль на предприятии, бухгалтерский учет, внутренний аудит, достоверность отчетности.

Внутренний контроль на предприятии можно организовать разными способами, проблема выбора одного из них - ложится на плечи руководства:

1. организация финансово-экономического контроля службой бухгалтерского учета организации;

2. организация финансово-экономического контроля ревизионной комиссией организации;

3. организация финансово-экономического контроля службой внутреннего аудита.

Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Если система внутрихозяйственного контроля службой бухгалтерского учета будет эффективно функционировать, это позволит сократить расходы, как на проведение ревизий, так и на проведение внешнего аудита.

Система внутрихозяйственного контроля бухгалтерией организации включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете [4, с. 107-109].

Бухгалтерия организации должна осуществлять самые различные процедуры контроля: полноты данных, точности данных, разрешения операций, сохранности активов и записей, внутрихозяйственные проверки

* Аспирант кафедры Бухгалтерского учета и аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.