Научная статья на тему 'Налоговая политика России: историческое Развитие и современное состояние'

Налоговая политика России: историческое Развитие и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2159
870
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / ФИНАНСОВАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / TAX POLICY / DEVELOPMENT STAGES / PRIORITIES OF TAX POLICY / FINANCIAL INSTABILITY / ANTI-RECESSIONARY PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турбина Наталия Михайловна

На основе изучения и анализа определений «налоговая политика», предлагаемых разными авторами, предложено объединенное определение налоговой политики. Определена область действия налоговой политики, включающая: налоговое законодательство, элементы налогов, участники налоговых правоотношений (их права и обязанности), налоговое администрирование. Выделены исторические этапы развития налоговой политики России. Определены приоритеты налоговой политики в среднесрочной перспективе, заключающиеся в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Затронута проблема наличия «теневой экономики», и определены ее причины. Обсуждены возможные направления выведения ряда доходов налогоплательщиков из тени. Определены особенности налоговой политики России в периоды финансовой нестабильности. В этот период мероприятия в области налоговой политики включают в себя как прямое снижение налогового бремени, так и использование косвенных механизмов регулирующей функции налогообложения. Обоснована необходимость разработки специальной антикризисной государственной программы, предусматривающей использование налогового инструментария косвенного финансирования приоритетных отраслей экономики государства. В связи с возрастанием вероятности повторения циклов; глобальной финансовой нестабильности в ближайшей перспективе разработка такой программы; должна иметь приоритетный характер для нашего государства. И при ее разработке важно учитывать; территориальные, отраслевые и социальные особенности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POLICY OF RUSSIA: HISTORICAL DEVELOPMENT AND CURRENT STATE

In the article author offered the joint definition of a tax policy on the basis of studying and the analysis of the definitions «tax policy» offered by different authors. Author defined the scope of a tax policy including: tax law, elements of taxes, participants of tax legal relationship (their right and duty), tax administration. Author allocated historical stages of development of a tax policy of Russia; defined priorities of a tax policy in medium-term prospect consisting in decrease in tax burden of work and the capital and its increase on consumption including expensive real estate, on the investment incomes arising at production of natural resources and also in transition to new system of the taxation of real estate; defined the issue of existence of «shadow economy», and its reasons. In article author discussed possible directions of removal of a number of the income of taxpayers from a shadow and defined features of a tax policy of Russia during the periods of financial instability. During this period of action in the field of a tax policy include both direct decrease in tax burden, and use of indirect mechanisms of the regulating function of the taxation. Author proved need of development of the special anti-recessionary state program providing use of tax tools of indirect financing of priority branches of economy of the state. Due to the increase of probability of repetition of cycles, global financial instability in the short term development of such program has to have priority character for our state. And at its development it is important to consider territorial, branch and social features of regions.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика России: историческое Развитие и современное состояние»

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: natturbina@rambler.ru

На основе изучения и анализа определений «налоговая политика», предлагаемых разными авторами, предложено объединенное определение налоговой политики. Определена область действия налоговой политики, включающая: налоговое законодательство, элементы налогов, участники налоговых правоотношений (их права и обязанности), налоговое администрирование. Выделены исторические этапы развития налоговой политики России. Определены приоритеты налоговой политики в среднесрочной перспективе, заключающиеся в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Затронута проблема наличия «теневой экономики», и определены ее причины. Обсуждены возможные направления выведения ряда доходов налогоплательщиков из тени. Определены особенности налоговой политики России в периоды финансовой нестабильности. В этот период мероприятия в области налоговой политики включают в себя как прямое снижение налогового бремени, так и использование косвенных механизмов регулирующей функции налогообложения. Обоснована необходимость разработки специальной антикризисной государственной программы, предусматривающей использование налогового инструментария косвенного финансирования приоритетных отраслей экономики государства. В связи с возрастанием вероятности повторения циклов; глобальной финансовой нестабильности в ближайшей перспективе разработка такой программы; должна иметь приоритетный характер для нашего государства. И при ее разработке важно учитывать; территориальные, отраслевые и социальные особенности регионов.

Ключевые слова: налоговая политика, этапы развития, приоритеты налоговой политики, финансовая нестабильность, антикризисная программа.

В России нет однозначного определения налоговой политики. Каждый ученый экономист предлагает свое определение. Можно объединить содержание налоговой политики в следующем определении. Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены задачами государства на каждом этапе развития страны.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Область действия налоговой политики можно разделить на следующие укрупненные блоки: налоговое законодательство, элементы налогов, участники налоговых правоотношений (их права и обязанности), налоговое администрирование.

Налоговая политика России прошла несколько этапов исторического развития.

В частности можно выделить следующие этапы:

1. Развитие налогообложения в Древней Руси.

2. Налогообложение в России XVИ-XLX вв.

3. Система налогообложения в России в начале XX в.

4. Налогообложение в России периода НЭП.

5. Налоговая политика в условиях централизованного планирования и управления экономикой.

Новейшая современная налоговая система России насчитывает только 20 лет, но на протяжении этого незначительного отрезка времени она не просто менялась, а в ней происходили кардинальные изменения. За последние 20 лет в России мы могли проследить существование всех трех форм налоговой политики: политики максимальных налогов, политики экономического развития и политики разумных налогов.

1. Политика максимальных налогов (19922000 гг.). В 1992 г. была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. Перечень налогов

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

включал более 40 позиций. Поэтому с первых лет существования налоговой системы РФ стояли задачи сокращения количества налогов, упрощения и стабильности налогового законодательства [1].

2. Политика экономического развития (20012005 гг.). С введением в действие 2 части НК РФ начинается новый этап российской налоговой политики - политики экономического развития. Формой проявления налоговой политики экономического развития, является ослабление налогового пресса для предпринимателей, сокращение расходов на социальные программы. Важнейшим результатом налоговой политики стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важных факторов обеспечения экономического роста. При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, имеет место постоянный и стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные доходы) в бюджетную систему РФ.

3. Политика разумных налогов (2006 г. -по н. в.). Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Количество налогов сокращается, вместе с тем и сокращается налоговое бремя. Этот этап налоговой политики условно можно разделить на два [2]. Первый подэтап до 2009 г., и с 2009 г. по настоящее время. Такое деление обусловлено случившимся в 2008 г. очередным финансовым кризисом, который отрицательно сказался на фискальную составляющую налоговой политики России. Кроме этого с 2009 г. произошло снижение ставки налога на прибыль на 4 % (с 24 % до 20 %) и с 2010 г. отменен ЕСН. Точнее взносы во внебюджетные фонды остались, и даже ставка обложения по ним увеличилась, и расширился круг плательщиков, но статус налога этим платежом был утрачен.

В 2011-2012 гг. формирование всех доходов в 2012 г. на 82,7 % обеспечено за счет поступления налога на прибыль - 21,5 %, НДПИ - 22,4 %, НДФЛ -20,6 % и НДС - 18,2 %. В 2011 г. совокупная доля указанных налогов составляла 83 % [3].

Таким образом, содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В России актуальна проблема наличия «теневой экономики», а, следовательно, выпадающих налоговых доходов бюджета. Объем российской

теневой экономики велик. Ее удельный вес в структуре реальной экономики достигает, по разным оценкам, от 14-16 % (данные Росстата) до 4852 % (данные Всемирного банка). Практически все эксперты и аналитики сходятся во мнении, что налоговое бремя:

- является главной причиной ухода экономических агентов в «тень»;

сдерживает привлечение реальных инвестиций.

В последние годы органами государственной власти принимаются существенные меры по упрощению налоговой системы:

- значительно снижены ставки страховых взносов и основных налогов, а также таможенных пошлин на товары инвестиционной направленности;

разработаны и применяются механизмы льготного налогообложения в особых экономических зонах.

Проведены мероприятия по совершенствованию специальных налоговых режимов: ЕСХН и ЕНВД и УСН.

Ведется активная работа по введению налога на недвижимость. Введение единого рыночного налога на недвижимость в России важно как с точки зрения экономической целесообразности, так и социальной справедливости. Благодаря взиманию этого налога существенно увеличились бы поступления в бюджет и улучшилась ситуацию на отечественном рынке недвижимости, а также было бы обеспечено соблюдение известного принципа, в соответствии с которым «богатые должны платить больше» [4].

Все это позволило существенно снизить налоговую нагрузку на сельскохозтоваропроизводи-телей и субъектов малого предпринимательства, что способствовало развитию их инвестиционной деятельности и расширению производства.

Вместе с тем, снижение налогового бремен и в принципе позволяет производителям вернуться из теневого сектора в легальный, но вовсе не вынуждает их к этому. Помимо применения низких налоговых ставок, льготных условий налогообложения, иных поощрительных мер следует создать условия, при которых функционирование в теневом сектор экономики практически невозможно, чтобы заставить предпринимателей соблюдать установленные требования законодательства.

Исходя из того, что одними из наиболее «криминальных» отраслей являются производство алкогольной продукции и нефтепродуктов предлагаются следующие варианты выведения данного бизнеса из «тени»:

N. М. ТШВМА

1) с целью выведения нелегального производства алкогольной продукции установить предприятиям данной отрасли предельный минимум рентабельности и определить пороговую величину загрузки мощностей, с которой они будут платить вместо акциза ЕНВД;

2) для определения достоверных объемов реализации нефтепродуктов предлагается установление прямой опломбированной связи между каждой раздаточной колонкой (пистолетом) автозаправочных станций и контрольно-кассовым аппаратом и предоставление права вскрытия такой номерной пломбы исключительно закрепленным за каждой АЗС (либо группой АЗС) конкретным налоговым инспектором.

Налоговая политика имеет свои особенности в периоды финансовой нестабильности. Последний финансовый кризис был в 2008 г. Правительством РФ была разработана программа антикризисных мер на 2009 г. Мероприятия органов государственной власти в указанной области можно условно разделить на два базовых блока:

- мероприятия в области денежно-кредитной политики;

- мероприятия налоговой политики.

Мероприятия в области налоговой политики

включают в себя как прямое снижение налогового бремени, так и использование косвенных механизмов регулирующей функции налогообложения. Данные мероприятия были направлены на решение следующих задач:

стимулирование развития реального сектора экономики;

- поддержание покупательной активности среди граждан;

- создание условий по поддержке производственных предприятий [5].

Опыт антикризисных действий Правительства РФ позволяет говорить о недостаточной разработанности и малоэффективном использовании широкого спектра налогового инструментария косвенного финансирования. Рассматривая набор и масштабы антикризисных мер, использованных государством, важно отметить, что существенную долю финансовых вливаний как в прямом, так и косвенном выражении получил банковский сектор. При этом масштаб аналогичные мер для поддержки реального сектора экономики был несоизмеримо меньше. Вместо продуманной программы налогового льготирования, касающейся не только предприятий, но и населения, Правительство РФ предприняло точечные попытки поддержки данных субъектов, которые были ограничены как временными рамками (например, уплата

налога на прибыль, исходя из размера фактической прибыли, была возможна только в IV квартале 2008 г.), так и отраслевыми особенностями (возможность снижения размера налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зависела от отрасли и региона деятельности налогоплательщика).

Несмотря на принятие специальной концепции развития в виде разработанной антикризисной программы Правительства РФ, данные меры не имели сбалансированного, комплексного характера, отличались скорее инерционно-фискальной направленностью, чем стимулирующим эффектом.

Таким образом, специальная антикризисная государственная программа, предусматривающая использование налогового инструментария косвенного финансирования приоритетных отраслей экономики государства, в периоды глобальной финансовой нестабильности необходима как стабилизирующий финансовый базис для любого государства. В связи с возрастанием вероятности повторения циклов глобальной финансовой нестабильности в ближайшей перспективе разработка такой программы должна иметь приоритетный характер для нашего государства. И при ее разработке важно учитывать территориальные, отраслевые и социальные особенности регионов [6].

Таким образом, налоговая политика России не является чем то застывшим и стоящим на месте. В нее на протяжении всей истории российского государства вносятся изменения. На разных этапах исторического развития направления налоговой политики или незначительно корректировались или подвергались кардинальному реформированию.

Литература

1. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г. Б. Поляка, проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2. Федорова А. Ю. Увеличение налоговых доходов бюджетов регионального и местного уровней // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. № 4 (44). С. 267-270.

3. Турбина Н. М. Перспективы и экономические последствия введения налога на недвижимость // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 4. С. 224.

4. иЯЬ: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/-377820

5. Черкашнев Р. Ю., Дорожкина Н. И., Федорова А. Ю. Показатели, характеризующие структуру денежных доходов и расходов населения в Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 2. С. 153-157.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

6. Радюкова Я. Ю., Федорова А. Ю., Черны-шова О. Н. [и др.] Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013.

References

1. Nalogi i nalogooblozheniye: ucheb. posobiye dlya vuzov / Pod red. prof. G. B. Polyaka, prof. А. N. Romanova. M.: YUNITI-DANA, 2012.

2. Fedorova A. Yu. Uvelicheniye nalogovykh dok-hodov byudzhetov regional'nogo i mestnogo urovnej // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2006. № 4 (44). S. 267-270.

3. Turbina N. M. Perspektivy i ekonomicheskiye posledstviya vvedeniya naloga na nedvizhimost' // Sot-

sial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 4. S. 224.

4. URL: http://www.nalog.ru/nal_statistik/statistic/-377820

5. Cherkashnev R. Yu., Dorozhkina N. I., Fedorova A. Yu. Pokazateli, kharakterizuyushchiye strukturu de-nezhnykh dokhodov i raskhodov naseleniya v Tambovskoj oblasti // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protses-sy. Tambov, № 2. 2014. S. 153-157.

6. Radyukova Ya. Yu., Fedorova A. Yu., Cherny-shova O. N. [i dr.] Razvitiye finansovoj sistemy v uslo-viyakh modernizatsii ekonomiki Rossii: koll. monografiya. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2013.

* * *

TAX POLICY OF RUSSIA: HISTORICAL DEVELOPMENT AND CURRENT STATE

TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: natturbina@rambler.ru

In the article author offered the joint definition of a tax policy on the basis of studying and the analysis of the definitions «tax policy» offered by different authors. Author defined the scope of a tax policy including: tax law, elements of taxes, participants of tax legal relationship (their right and duty), tax administration. Author allocated historical stages of development of a tax policy of Russia; defined priorities of a tax policy in medium-term prospect consisting in decrease in tax burden of work and the capital and its increase on consumption including expensive real estate, on the investment incomes arising at production of natural resources and also in transition to new system of the taxation of real estate; defined the issue of existence of «shadow economy», and its reasons. In article author discussed possible directions of removal of a number of the income of taxpayers from a shadow and defined features of a tax policy of Russia during the periods of financial instability. During this period of action in the field of a tax policy include both direct decrease in tax burden, and use of indirect mechanisms of the regulating function of the taxation. Author proved need of development of the special anti-recessionary state program providing use of tax tools of indirect financing of priority branches of economy of the state. Due to the increase of probability of repetition of cycles, global financial instability in the short term development of such program has to have priority character for our state. And at its development it is important to consider territorial, branch and social features of regions.

Key words: tax policy, development stages, priorities of tax policy, financial instability, anti-recessionary program.

N. M. TURBINA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.