Научная статья на тему 'Налоговая политика местной администрации в Поволжье в 1907-1914 гг'

Налоговая политика местной администрации в Поволжье в 1907-1914 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ / ПОЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ЗЕМСКИЕ СБОРЫ / НЕДОИМКИ / МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ГУБЕРНАТОРЫ / ПОДАТНЫЕ ИНСПЕКТОРА / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарбуз Георгий Владимирович

Рассматриваются особенности реализации государственной налоговой политики в одном из регионов Российской империи в начале ХХ в. Анализируется, в первую очередь, политика местной администрации в области прямых государственных налогов и местных сборов. Период 1907-1914 гг. позволяет исследовать деятельность провинциальных властей в относительно стабильной политической ситуации и объективно определить их способность адаптировать государственную налоговую политику к модернизационным процессам начала прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика местной администрации в Поволжье в 1907-1914 гг»

УДК 940.2 (470.4) Г. В. Гарбуз

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ПОВОЛЖЬЕ В 1907-1914 гг.

Аннотация. Рассматриваются особенности реализации государственной налоговой политики в одном из регионов Российской империи в начале ХХ в. Анализируется, в первую очередь, политика местной администрации в области прямых государственных налогов и местных сборов. Период 1907-1914 гг. позволяет исследовать деятельность провинциальных властей в относительно стабильной политической ситуации и объективно определить их способность адаптировать государственную налоговую политику к модерни-зационным процессам начала прошлого века.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговые сборы, поземельный налог, земские сборы, недоимки, местная администрация, губернаторы, податные инспектора, полиция.

Основной задачей налоговой политики является обеспечение бесперебойного притока в казну средств, необходимых для сохранения нормальной жизнедеятельности государства. Особую остроту решение этой задачи принимает в поворотные моменты исторического развития, к числу которых для нашей страны, безусловно, относится начало ХХ в. В этот период царскому правительству пришлось адаптировать налоговую систему к кардинальным изменениям российской жизни, вызванным процессом модернизации, отягощенным, в свою очередь, чередой политических кризисов. Анализ налоговой политики правительства нашел отражение в современной отечественной историографии [1—4]. Данная работа дополняет общую картину исследованием налоговой политики местной администрации в Поволжье в период относительной стабильности политической системы между первой российской революцией и первой мировой войной.

Революция 1905-1907 гг. нанесла тяжелый удар по российским финансам. Стабилизация финансовой системы находилась в тесной связи с восстановлением в полном объеме сбора налогов. Поэтому проведение эффективной налоговой политики являлось одним из важнейших критериев в оценке деятельности местной администрации в послереволюционный период.

В области сбора налогов местные власти были наделены широкими полномочиями. Распределение государственных налогов и контроль над их поступлением осуществляли подчиненные казенной палате податные инспектора, а за разверстанием и поступлением земских сборов следили земские управы. С принятием в 1899 г. Положения о взимании окладных сборов с надельных земель полиция не занималась больше непосредственным сбором налогов. В случае возникновения недоимок вопрос об их взыскании решал теперь только податной инспектор вместе с земским начальником, от которого единственно зависело, применять ли принудительные меры к покрытию задолженности или причислить непосильную для крестьянина недоимку к окладу следующего года, как чаще всего и бывало [1]. В случаях, когда образовавшиеся недоимки не погашались в течение полутора лет, в дело вступали органы полиции. Сначала полицейские управления на местах пытались взыскать недоимки с неплательщиков, не прибегая к насильственным мерам. Если предупреждения не помогали, полиция приступала к принудительному отчуждению финансовых средств и имущества частных владельцев в счет уплаты долга. В первую очередь накладывался арест на финансовые доходы от использования облагаемой налогом собственности, например, на арендные платежи (если собственность сдавалась

в аренду). Когда этих средств было недостаточно, описывалось и продавалось движимое имущество недоимщиков, а вслед за ним поступала в продажу с торгов недвижимость.

Особенно активной в сборе налогов и взыскании недоимок поволжская администрация была в первые послереволюционные годы. Относительную стабилизацию ситуации и неплохой урожай в 1908-1910 гг. губернаторы поспешили использовать для компенсации потерь, нанесенных бюджету в период революции. В 1909 г. самарский губернатор В. В. Якунин поставил перед подведомственными ему учреждениями задачу взыскать недоимки с населения в размере 215 % от ежегодной суммы налоговых сборов по губернии. Всего в этом году население губернии выплатило налоговых сборов и недоимок прежних лет на сумму 20 768 325 руб. [5, л. 10-11]. Успехи самарских властей в области сбора налогов были отмечены правительством. В 1910 г. губернатор получил благодарственное письмо от министра финансов В. Н. Коковцева [6, л. 2].

Как отмечали сами губернаторы, принудительные меры при взыскании недоимок в этот период почти не применялись. Прекратилось использование войск при сборе налогов. Было существенно ограничено применение полицейской стражи. Стражники могли использоваться при взыскании недоимок только под непосредственным руководством земских начальников или полицейских чиновников и вводились в действие лишь при оказании населением сопротивления [7, л. 80]. Однако полностью отказаться от услуг полицейской стражи администрация не могла. Только в Саранском уезде Пензенской губернии в 1908 г. было 26 случаев выступления крестьян против сбора недоимок [8, с. 115]. Даже там, где настроение крестьян было внешне спокойным, сельская администрация шла на принудительные меры взыскания недоимок только в присутствии полиции.

Полностью ликвидировать недоимки в Поволжье местным властям не удалось. В некоторых случаях они по-прежнему превышали размеры ежегодных налогов [6, л. 47 об.]. Одной из причин такого положения вещей была низкая платежеспособность крестьян, которые составляли основную массу налогоплательщиков. Русская деревня была переобременена налоговыми выплатами. Отмена выкупных платежей в 1907 г. сопровождалась ростом ставок других налогов и существенного облегчения крестьянам не принесла. Современные исследователи отмечают, что «за 1907-1913 гг. налоги на крестьянство, государственные и местные, возросли с 601 до 770 млн руб. или на 28 %, тогда как сельское население увеличилось на 9 %» [1]. Налоговый гнет, таким образом, рос втрое быстрее, чем деревенское население. Рост налогов съедал все доходы крестьянских хозяйств в эти относительно урожайные годы. В результате уровень жизни крестьян, существенно снизившийся в годы революции, почти не изменился в лучшую сторону в послереволюционный период. В 1908 г. керенский уездный исправник докладывал пензенскому губернатору, что даже после продажи крестьянского имущества недоимки в некоторых сельских обществах сократились всего на четверть [9, л. 12 об.]. Часто у крестьян просто нечего было изъять для продажи. Когда подходящее имущество находилось, возникали сложности с его реализацией. Организовать торги на месте почти никогда не удавалось, окрестное население не желало наживаться на беде земляков. В результате скот, конфискованный у крестьян Наровчатского уезда Пензенской губернии, приходилось гонять на продажу в город Спасск Тамбовской губернии, что увеличивало издержки и, следовательно, сокращало приток денежных средств в казну [10, л. 4 об.].

При сборе недоимок с частновладельческих имений возникали сложности другого порядка. С 1906 по 1910 г. пензенские власти пытались продать имение статского советника А. А. Королькова в Саранском уезде. Но как только имение выставлялось на торги, владелец вносил часть недоимки и продажа откладывалась [11, л. 12]. Многие дворянские имения были заложены Дворянскому банку, который требовал соблюдения своих прав, что значительно осложняло реализацию этих имений. Число недоимщиков среди частных землевладельцев постоянно увеличивалось, в то время как налоги с частновладельче-

Вестник Пензенского государственного университета № 2 (14), 2016

ских земель были, как правило, вдвое меньше, чем с крестьянских. По-прежнему было много недоимщиков среди государственных и земских служащих. В 1910 г. в Пензенской губернии к числу крупных недоимщиков земских сборов (недоимка более 100 руб.) относились три уездных предводителя дворянства, четыре земских начальника, три председателя уездных земских управ и т.д. [12, л. 2, 73].

Столыпинская аграрная реформа значительно увеличила количество частных землевладельцев за счет крестьян, купивших землю у Крестьянского банка. Только в Чем-барском уезде их было в 1910 г. 3 540 человек, а в 1911 г. уже 3871 человек [13, л. 8 об.]. Налоги и недоимки с хуторян теперь собирала не сельская администрация, а государственные чиновники, которых было всего около десятка на уезд. В таких условиях проследить за аккуратностью внесения налоговых платежей и погашения недоимок каждым землевладельцем было невозможно.

Немало промахов и недочетов было в работе самих государственных учреждений. Бюрократический формализм и несогласованность в деятельности различных ведомств негативно отражались на сборе налогов и недоимок. В своем стремлении быстрее отчитаться об успешном сборе налогов власти толкали крестьян на реализацию полученного урожая осенью, когда цены на хлеб были самыми низкими. Это сокращало доходы крестьянского хозяйства и уменьшало его возможность расплатиться с государством [14].

Главным фактором, влияющим на успех налоговой политики в Поволжье, был урожай. В неурожайном 1911 г. недоимки резко возросли, несмотря на все усилия администрации. В симбирской губернии недоимки государственного поземельного налога к началу 1911 г. составляли 150 157 руб., а к началу 1912 г. уже 284 117 руб. [15, с. 12; 16, с. 13]. Полностью восстановить потери, понесенные бюджетом в этом году в Поволжье, так и не удалось. В последующие годы, в связи с различными юбилейными торжествами (особенно в связи с трехсотлетием дома Романовых), значительная часть недоимок была списана [17, л. 183]. Такая политика правительства, с одной стороны, облегчала положение местной администрации, избавляя ее от необходимости взыскивать безнадежные недоимки, с другой - осложняла взыскания еще оставшихся недоимок и ежегодных налоговых платежей, поскольку крестьяне всячески затягивали выплаты в ожидании того, что в связи с очередным юбилеем правительство опять проведет списание долгов [18, с. 80].

Основной доход бюджет получал от косвенного налогообложения. Поэтому нормализации сбора прямых налогов правительство не уделяло должного внимания, вследствие чего местная администрация, не считавшая это направление приоритетным, так и не смогла сформировать действенную систему сбора налогов. Определенную роль в этом сыграли традиционные для царской бюрократии недостатки, не позволившие ей приспособиться к новым требованиям общественной жизни.

Список литературы

1. Захаров, В. Н. История налогов в России. IX - начало XX века./ В. Н. Захаров, Ю. А. Петров, М. К. Шацилло. - М. : РОССПЭН, 2006. - 296 с. - URL: http://statehistory.ru/books/V--N--Zakharov--YU--A--Petrov--M--K--SHatsillo_Istoriya-nalogov-v-Rossii--IX---nachalo-XX-veka/ (дата обращения: 14.07.2016).

2. Жуйкова, Т. Н. Особенности налоговой политики России в конце XIX - начале XX века / Т. Н. Жуйкова // Вестник Воронежского института МВД России. - 2007. - № 2.- URL: http://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-nalogovoy-politiki-rossii-v-kontse-xix-nachale-xx-veka (дата обращения: 14.07.2016).

3. Миллер, Н. В. Исторические аспекты развития налогообложения в России IX - начала XX веков / Н. В. Миллер, Д. О. Муталяпова // Вестник Омского государственного университета. Сер.: Экономика. - 2009. - № 3. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-razvitiya-nalogooblozheniya-v-rossii-ix-nachala-xx-vekov (дата обращения: 13.07.2016).

4. Шкарин, Е. О. Налог на землю в России конца XIX - начала XX вв. и в современной Российской Федерации / Е. О. Шкарин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - № 20. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nalog-na-zemlyu-v-rossii-kontsa-xix-nachala-xx-veka-i-v-sovremennoy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.07.2016).

5. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 3. Оп. 233. Д. 5319.

6. ЦГАСО. Ф. 3. Оп. 233. Д. 5321.

7. ЦГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4630.

8. Гребнев, А. М. Аграрные отношения в Пензенской губернии между первой и второй буржуазно-демократическими революциями в России / А. М. Гребнев. - Пенза, 1959. - 148 с.

9. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 6. Оп. 1. Д. 8315.

10. ГАПО. Ф. 53. Оп. 1. Д. 2214.

11. ГАПО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8037.

12. ГАПО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8785.

13. ГАПО. Ф. 6. Оп. 1а. Д. 393.

14. Луч. - 1910. - № 20.

15. Статистический обзор Симбирской губернии за 1911 г. - Симбирск : Тип. Губернского правл.,

1912. - 82 с.

16. Статистический обзор Симбирской губернии за 1912 г. - Симбирск : Тип. Губернского правл.,

1913. - 84 с.

17. ГАПО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 7811.

18. Арапов, А. В. Сборник статей по вопросам внутренней политики и общественного самоуправления / А. В. Арапов. - Симбирск : Тип. Губернского правл., 1913. - 116 с.

Гарбуз Георгий Владимирович

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Отечества, государства и права, Пензенский государственный университет E-mail ggarbuz@rambler.ru

Garbuz George Vladimirovich

candidate of historical Sciences, associate professor, sub-department of history of Fatherland, state and law, Penza State University

УДК 940.2 (470.4) Гарбуз, Г. В.

Налоговая политика местной администрации в Поволжье в 1907-1914 гг. / Г. В. Гарбуз // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 2 (14). - С. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.