Научная статья на тему 'Налоговая политика 2020 гг'

Налоговая политика 2020 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3668
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ДОХОДЫ / ОЦЕНКА / НАЛОГ / САМОЗАНЯТЫЕ / TAX CODE / INCOME / ASSESSMENT / TAX / SELF-EMPLOYED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алистратова С.А.

В данной статье рассматриваются нововведения в Налоговом Кодексе РФ 2020 года, влияние их на реальные доходы россиян, уровень жизни граждан. Также приводятся диаграммы и таблицы, показывающие реальное мнение респондентов, положение в обществе, общественная оценка введения того или иного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax policy 2020

This article discusses the innovations in the Tax Code of the Russian Federation for 2020, their impact on the real incomes of Russians, the standard of living of citizens.Charts and tables are also shown showing the real opinion of the respondents, their position in society, and the public assessment of the introduction of a tax.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика 2020 гг»

Налоговая политика 2020 гг Tax policy 2020

Алистратова С.А.

Студентка 3 курса, Ф-т государственное и муниципальное управление, Самарский государственный экономический университет,

РФ, г.Самара e-mail: svietlana. alistratova@mail.ru

Alistratova S.

3 year student, State and municipal administration, Samara State University of Economics,

RF, Samara

e-mail: svietlana. alistratova@mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются нововведения в Налоговом Кодексе РФ 2020 года, влияние их на реальные доходы россиян, уровень жизни граждан. Также приводятся диаграммы и таблицы, показывающие реальное мнение респондентов, положение в обществе, общественная оценка введения того или иного налога.

Annotation.

This article discusses the innovations in the Tax Code of the Russian Federation for 2020, their impact on the real incomes of Russians, the standard of living of citizens.Charts and tables are also shown showing the real opinion of the respondents, their position in society, and the public assessment of the introduction of a tax.

Ключевые слова: налоговый кодекс, доходы, оценка, налог, самозанятые.

Key words: tax code, income, assessment, tax, self-employed.

Налог - платеж, который взимается на безвозмездной основе как с физических, так и с юридических лиц. Он обязателен к уплате по конституции РФ. В нашей стране есть множество налогов: транспортный, НДФЛ, НДС и прочие. Каждый из них имеет свою ставку, налоговую базу, периоды[1].

Налоговая система нашего государства берет свое начало с 1998 года принятием первой части Налогового Кодекса РФ. В последствие, 2000 год ознаменовался принятием второй части Кодекса.

В настоящее время НК РФ различает три вида налога[2]:

Федеральный

Региональный

Местный

Федеральными налоги и сборы закрепляются на всей территории РФ и обязательны к уплате во всех субъектах РФ. К ним относят налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доход физических лиц (НДФЛ), водный налог и прочие.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Подразделяют налог на имущество организации, транспортный налог.

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

К местным налогам можно отнести налог на игорный бизнес, земельный и налог на имущество физических лиц.

Начиная с 1 января 2019 года, ставка НДС (налога на добавленную стоимость) повысилась с 18% до 20% (п. 3. ст. 164 НК РФ). Налог применяется в покупке товаров или услуг. Множество компаний, предприятий и коммерческих организаций претерпели убытки после повышения процентной ставки налога. Так, например, за счет повышения данного налога, Правительство РФ собирается собрать до 2020 года около 7 трлн рублей, что равноценно 35% от общего бюджета. Также стоит отметить, что рост доходной части бюджета страны за счет НДС с различных товаров составил 5%[3].

Еще одним последствием увеличения процентной ставки НДС можно считать волнообразность годовой инфляции. На момент второго квартала 2019 года она составляла 5,4%, а к периоду третьего - 4,6%. Последствием этих явлений стало замедление роста экономики на 0,5%.

Но, стоит заметить, что на некоторые экспортные операции, международные и грузовые перевозки НДС с 1 января 2019 года равняется 0%[4]. К ним относят:

Товары на экспорт, оформленные в таможне

Услуги по перевозкам в Севастополь, Крым и Калининградскую область

Товары или услуги для пользования международными компаниями, находящимися на территории Российской Федерации

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Транспортировка газа и электроэнергии

Также с 1 января 2019 года в РФ был введен налог на самозанятых. Пилотными регионами были выбраны Москва и Московская область, Калужская область и РеспубликаТатарстан. С июля 2020 года планируется ввести налог на всей территории Российской Федерации.

Физические лица, чей совокупный ежегодный доход не превышает 2,4 млн рублей, обязаны выплачивать налог в размере 4% от всей прибыли. Те же, кто работает с компаниями индивидуальными предпринимателями (ИП), обязаны выплачивать налог 6%. Сдавать отчетность при этом не нужно. Достаточно скачать официальное приложение ФНС «Мой Налог»и указывать в нем сумму доходов за текущий месяц. Система сама посчитает налог, который следует уплатить самозанятому.

За первые восемь месяцев реализации налога, в бюджет Москвы поступило 235,5 млн рублей налогов за счет самозанятых граждан[5]. Незадолго до этого, министр экономического развития Вадим Живулин сообщил, что эксперимент с налогом на самозанятых в пилотных регионах прошел успешно.

На московском цифровом форуме Замглавы ФНС РФ Даниил Егоров заявил, что более 30 банков страны готовы подключиться к системе «Мой налог», чтобы минимизировать проблемы с уплатой данного налога для самозанятых граждан.

Исследовательский центр Рекардо провел социологический опрос среди граждан-самозанятых. Были выявлены результаты, описанные в диаграмме:

и Отрицательно

и Положительно

и Затрудняются ответить

и Не имеют достаточной информации

Диаграмма 1. Отношение самозанятых к новому налогу Также были выявлены причины, по которым граждане Российской федерации становятся самозанятыми:

I Низкий уровень постоянного дохода I Хобби,увлечение I Стремление к независимости _ Нет достойной официальной работы „ Затрудняюсь ответить

Диаграмма 2. «Почему вы стали самозанятыми?»

С 1 апреля 2020 года налоговые органы смогут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов о наличии у них недоимки или задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения их письменного согласия на такое информирование.

Статья 46 НК РФ дополнена новыми положениями, предусматривающими особенности взыскания небольших сумм задолженности. Так, по общему правилу, налоговые органы будут принимать в отношении организаций и ИП решение о взыскании, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 тыс. руб. Но есть исключение: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, общая сумма долга, пеней, штрафов так и не превысит 3 тыс. руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев с момента истечения этого трехлетнего срока. Эта норма вступит в силу с 1 апреля 2020 года.

ИП с сотрудниками следует учитывать повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) для персонала с 11 280 до 12 130 рублей. Также Правительство РФ планирует уравнять ставки расчета налогов на доходы физических лиц. На данный момент НДФЛ составляет 30% для нерезидентов и 13% для резидентов. В долговременной перспективе предполагается перейти на объединенный размер в 13%. Также планируется ввести новые размеры ставок за работников в 2020 году, а именно: Пенсионное страхование - 22% Медицинское страхование - 5,1% Социальное страхование - 2,9%

С 1 апреля 2020 года банки будут обязаны сообщать информацию в налоговые органы о прекращении или предоставлении права для физического лица использования персональных средств электронного платежа для перевода электронных денежных средств.

Существует предельная база для начисления взносов за сотрудников. Если годовой доход сотрудника превышает этот предел, то ставка взносов на пенсионное страхование уменьшается с 22% до 10%, а взносы на социальное страхование не платятся совсем.

Предельную базу для начисления взносов за сотрудников также планируют повысить. Для страховых взносов она будет составлять 912 000 рублей, а для пенсионных - 1 292 000 рублей.

Опираясь на данные по изменениям в НК РФ, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка на жителей Российской Федерации будет расти в период 2019-2020 гг. Это приведет к тому, что реальные доходы россиян станут еще ниже по сравнению с предыдущими годами. Динамику доходов можно проследить на следующем рисунке:

Рисунок 1. Динамика реальных располагаемых доход и уровня заработной платы россиян

Если рассматривать нововведения как средство пополнения бюджета нашей страны, то новшества в Налоговом законодательстве принесут в бюджет страны дополнительные деньги, которые можно потратить на развитие системы образования, здравоохранения, поддержку малого и среднего бизнеса в регионах, повышения квалификации госслужащих и прочее.

С другой стороны, чем больше налоговая нагрузка на население, тем меньше их располагаемые доходы[6]. В таком случае стоит уделять большее внимание росту реальных доходов граждан страны, улучшению системы здравоохранения, укреплять социальные гарантии и льготы для многодетных семей, сирот и нуждающимся.

По данным РосСтата, во второй половине 2019 года денежные доходы россиян упали на 1,3%. Такая тенденция наблюдается благодаря росту потребительских цен, процентных платежей по кредитам, которых у большинства россиян два или более.

Рисунок 2. Структура налоговой нагрузки граждан РФ

Реальные доходы населения продолжают падать с 2014 года. Но, следует заметить, что в 2018 году наблюдался околонулевой рост (0,1%) в доходах россиян. Счетная Палата РФ раннее выразила мнение, что в 2019-2020 годах не следует ожидать роста реальных доходов граждан нашей страны.

Также стоит отметить, что МинЭк предложил увеличить в грядущем году рост налогов на малый бизнес до 5%. Так, оно предлагает установить следующие коэффициенты: Торговый сбор - 1,382 Патенты - 1,592 ЕНВД - 2,009

Рост ЕНВД, как предполагается, будет выше ожидаемой инфляции 2019 года (к концу года ожидается инфляция в районе 3,8-4,7%). По мнению экспертов, такое резкое повышение данного налога может негативно сказаться на развитии малого бизнеса в нашей стране. Самое большое падение ожидается в сфере торговли.

Патенты применяют только ИП. Для индивидуального предпринимателя на патенте с максимальным годовым доходом в 1 миллион рублей повышение коэффициента на патенты может привести к росту платежей до 5%.

4,9%

3,9%

о% 2,5%

2017 2018 2019 2020

7,2%

3,9% 4,9%

2,5%

2017 2018 2019 2020

7,2%

4,9%

3,9%

2,5%

2018 2019

■ 4,7%

2,9% 0,2

-0,4

2018 2019

Единый налог на вмененный доход

Патентная система налогообложения

Торговый сбор

Среднегодовая инфляция предыдущего года

Рисунок 3. Тенденция роста ставки налогов для малого бизнеса

Исходя из этого, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка на граждан РФ будет расти до конца 2020 года, тем самым уменьшая доходы граждан нашей страны. По данным экспертов Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), нагрузка не будет равномерной в период 2020-2022 гг. К такому выводу они пришли, проанализировав «Основные направления бюджетной, таможенной и налоговой политики на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов».

Подготовленные в ведомстве Антона Силуанова (Первый заместитель председателя Правительства РФ) документы говорят о том, что в ближайшие три года не следует ожидать понижения налоговых сборов в сфере бизнеса. Комплекс предложений Министерства Финансов РФ предполагает рост фискальной нагрузки на экономику нашей страны.

По итогам 2019 года, в консолидированный бюджет РФ поступило налогов на общую сумму 15 млрд. рублей, что на 1,5 млрд. рублей больше, чем за прошлый год. Следовательно, темп роста поступлений в федеральный бюджет составил 17,5%, а в консолидированный - 13,6%.

Что же касается налога на добавленную стоимость (НДС), его сборы увечились на 383 млрд. рублей. В общей сложности удалось собрать около 2,6 трлн. рублей.

В РФ наименьшим ростом налогового обложения подвергается нефтяной сектор производства. По мнению Минэнегро Алексея Новака, что в нашей стране самая большая налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающий сектор. В среднем, она составляет около 70% от выручки. Также он отметил, что половина нефти с учетом современной фискальной политики нерентабельна. Россия должна представлять различные льготы на геологоразведочные работы и передовые технологии нефтедобычи, позволяя вычитывать эти расходы из НДПИ.

По словам замгендиректора ОАО «Детский мир» Д. Ситникова, увеличение налоговой нагрузки ведет к стагнации. «Мы не развиваемся, а платим налоги», - сказал он, отметив, что за 5 месяцев 2010 года компания выплатила в бюджет 223 млн. рублей, а за аналогичный период 2011 года - 343 млн. рублей. По его словам, ситуация приведет к вымыванию на рынке дешевых товаров, необходимых в первую очередь, потому что крупные компании будут выбирать «высокомаржинальные товары». Кроме того, предприниматели опасаются нездоровой конкуренции, когда мелкие компании будут снижать страховые взносы за счет ухода в тень и занижать стоимость товаров. «Рост ставок страховых взносов на 8% - это неприемлемо, - резюмировал Ситников. - Оптимальная величина - 28%».

Список используемой литературы:

1. Налоговый кодекс РФ. Раздел I. Статья 8

2. Налоговый кодекс РФ. Раздел I. Статья 12

3. Как повышение НДС отразится на ценах, бюджете и экономике -https://www.rbc.ru/economics/01/01/2019/5c1b70509a7947f14ddc7bd5 [Интернет-ресурс]

4. Налоговый кодекс Российской федерации. Раздел II. Статья 164

5. Самозанятость шагает по стране: новый налог введут в 19 регионах -https ://www. gazeta. ru/business/2019/10/30/12786026. shtml [Интернет-ресурс]

6. Попова Л.В, Коростелкина И.А, Коростелскин М.М. Теория налогообложения (с практическими примерами и заданиями). Дело и сервис, 2016 - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.