НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Чиякина Наталья Геннадьевна, адъюнкт заочной формы обучения Академии экономической
безопасности МВД России на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Академия экономической безопасности МВД России
Аннотация. В статье содержится рассуждение о таком противоправном деянии как непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации и об установлении ответственности за нарушение данной нормы по Налоговому кодексу РФ (статья 119 НК РФ). Также имеется анализ ранее действующих правовых актов, в которых содержались нормы об ответственности за непредставление налоговой декларации, какие недостатки и неточности существуют в действующем законодательстве по этому вопросу. В статье рассматривается позиция налоговых органов относительно непредставления налоговых документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и размера штрафа за данное нарушение. В статье приведены примеры возможных ошибок при заполнении налоговых деклараций и причин несвоевременного представления деклараций.
Ключевые слова: налоги, налоговая декларация. налоговая ответственность
TAX RESPONSIBILITY FOR FAILURE TO GIVE THE TAX DECLARATION
CHiyakina Nataliya Gennadievna, adjunct Academy to economic safety MVD Russia
Annotation. Given article contains the reasoning on such illegal act as failure to give (untimely representation) tax declaration and establishment of a liability of infringement of the given norm under the Tax Code of Russian Federation (item 119 TC of Russian Federation). Also it contains analysis of previous operating legal acts, which contained norms about responsibility for failure to give tax declaration, lacks and discrepancies which exist in the current legislation on this question. And also the position of tax departments about failure to give tax documents, which are necessary for calculation and payment of taxes and size of penalty for given infringement. In article there are examples of possible errors during process of filling the tax declarations and the reasons of untimely representation of declarations.
Налоговый кодекс РФ предусматривает ряд налоговых правонарушений, детально определяя их признаки. Среди налоговых правонарушений называются нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление налоговой дек-
ларации и иных документов, неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, неправомерное несообщение сведений налоговому органу и др.
Одним из наиболее распространенных противоправных деяний является непредставление налоговой декларации (или предоставление с нарушением установленных сроков), ответственность за которое предусмотрена ст. 119 НК РФ, где установлены размеры штрафов в зависимости от того, сколько времени прошло после установленного срока подачи налоговой декларации. Так, просрочка до 180 дней влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня1.
Казалось бы, все понятно: если имеется факт непредставления или несвоевременного представления налоговой декларации, то налогоплательщик обязан выплатить соответствующий штраф. Однако, к определению его размера налоговые органы и плательщики подходят по-разному. А поскольку налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке (ст. 114 НК РФ), то размер штрафа зависит от того, как ст. 119 НК РФ будет истолкована судом.
При рассмотрении дел арбитражные суды стремятся к тому, чтобы различные судебные инстанции единообразно применяли нормы права. Фактически постановления кассационных судов становятся образцом, помогающим арбитражным судам первой и апелляционной инстанций разрешать аналогичные споры. Но в отношении применения ст. 119 НК РФ единой практики применения не сложилось, и толкования данной статьи кассационными инстанциями федеральных арбитражных судов различных округов бывают диаметрально противоположными. Что же вкладывал в эту норму законодатель? Попытаемся разобраться.
Налоговые органы полагают, что размер штрафа, налагаемого согласно ст. 119 НК РФ, зависит от указанной в несвоевременно поданной налоговой декларации суммы налога. Значит, если налоговая
1 Действующая редакция ст. 119 НК РФ введена в действие 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ.
декларация представлена налогоплательщиком позже установленного срока, то для расчета суммы штрафа значение имеет лишь число, стоящее в строке «к уплате». И неважно, не ошибся ли налогоплательщик в расчетах, не занизил ли сознательно сумму: следует просто вычислить, чему равны 5 % суммы налога, проставленной в декларации, за каждый полный или неполный месяц непредставления налоговой декларации. Полученный результат - это и есть размер штрафа по ст. 119 НК РФ.
Применим ли такой подход на практике? Рассмотрим примеры.
1. Предположим, налогоплательщик не успевает вовремя сдать налоговую декларацию и, чтобы избежать штрафа по ст. 119 НК РФ, в строке налоговой декларации «к уплате» вместо реальной цифры (суммы налога) ставит цифру «0» (ноль). Если встать на позицию налоговых органов, то с налогоплательщика следует взыскать штраф в размере 5 % от нуля, т.е. ноль рублей.
2. Налогоплательщик может вообще не представить налоговым органам соответствующую налоговую декларацию. В этом случае, если следовать упомянутому подходу, налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности: раз нет декларации, в которой отражена сумма налога к уплате (доплате), невозможно исчислить штраф.
3. Пусть налогоплательщик сдал налоговую декларацию, из которой следует, что сумма налога составляет 100 рублей. Однако, в результате сбоя компьютера или ошибки оператора (бухгалтера) в строке «к уплате» появилась сумма 1 000 000 000 руб. Если согласиться с мнением налоговых органов, штраф придется исчислять исходя именно из нее. Ситуация еще более усложняется в случае представления налоговой декларации не на бланках, отпечатанных на бумаге, а в иной форме.
4. Возможна и ситуация, когда налогоплательщиком в результате ошибки не заполнена строка налоговой декларации, отражающая фактически внесенные суммы в счет предстоящих платежей.
Статья 81 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию при обнаружении им не отраженных или не полностью отраженных вначале сведений. Кроме того, налоговые органы при выявлении ошибок в заполнении документов (в том числе и налоговых деклараций) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, обязаны сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок (ст. 88 НК РФ). Отсюда вывод: во избежание ошибок (в том числе взыскания штрафа в размере большем, чем следует) расчет штрафа по ст. 119 НК РФ должен осуществляться налоговыми органами на основе проверенных (уточненных) данных налоговой декларации.
Предложенная налоговыми органами трактовка ст. 119 НК РФ позволяет недобросовестному налогоплательщику уйти от ответственности, а добросовестный налогоплательщик за ошибки при заполнении налоговой декларации может быть привлечен к ответственности. Представляется, такое толкование противоречит смыслу, заложенному законодателем в ст. 119 НК.
Следует обратить внимание на следующее обстоятельство: в процессе применения ст. 119 НК РФ налоговые органы игнорируют принцип, закрепленный в ст. 3 НК РФ. А п. 7 той же статьи гласит: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Плательщик налога (сбора) не должен нести ответственность из-за возможного двойного толкования правовых норм, устанавливающих его обязанности по уплате налога или сбора. Полагаем, что данное утверждение справедливо и по отношению к нормам о взыскании штрафов.
Толкуя ст. 119 НК РФ, налоговые органы делают акцент на словах «на основе этой декларации». На взгляд Я.М. Каганцова, суть нормы заложена в обороте «суммы налога, подлежащей уплате (доплате)», т.е. здесь речь идет о суммах, которые подлежат уплате в будущем (а не в прошлом) по отношению к сроку подачи налоговой декларации. Не может быть начислен штраф на сумму налога, уже уплаченную к сроку представления налоговой декларации (когда в налоговой декларации не предусмотрено отражение текущих, в том числе авансовых, взносов), а также на ту сумму, которую лицо не обязано платить (например, если по ошибке указало большую сумму налога, чем следует)2.
Налоговые органы утверждают, что некоторые ситуации разрешимы лишь при применении их подхода: когда сумма налога оказывается равной нулю, но нарушен срок сдачи декларации. Например, налогоплательщик, имеющий переплату по соответствующему налогу на год (квартал, месяц) вперед, несвоевременно представляет налоговую декларацию; или налогоплательщик несвоевременно подал налоговую декларацию, в которой сумма налога равна нулю либо имеет отрицательное значение (например, при возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета).
Представляется, здесь нет противоречия. В статья 23 НК РФ закреплено: налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Факт переплаты налога не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности подавать налоговую декларацию и
2 Каганцов Я.М. Исчисление штрафа за непредставле-
ние налоговой декларации // Законодательство, 2001.
№ 7. С. 19.
ответственности за несвоевременное ее представление. Следовательно, опоздавший с подачей декларации налогоплательщик должен быть привлечен к ответственности. Вопрос возникает только о размере штрафа. Существует мнение, согласно которому в данном случае он будет составлять 100 рублей - это минимальная величина штрафа, указанная в санкции п. 1 ст. 119 НК РФ. Однако в п. 2 ст. 119 НК РФ минимальный размер штрафа не предусмотрен. Таким образом, вопрос о размере штрафа при отсутствии сумм налога к уплате остается открытым. А.В. Брызгалин полагает, что при просрочке представления декларации по налогу, по которой у налогоплательщика была переплата, основания для применения санкций по ст. 119 НК РФ отсутствуют3.
При определении размера штрафа также возникнут проблемы, если налогоплательщик, несвоевременно представивший к уплате (доплате) налоговую декларацию с неверно указанными (заниженными) суммами налога, игнорирует требование налоговых органов внести в порядке ст. 88 НК РФ соответствующие исправления. Исходя из какой суммы налога следует рассчитывать штраф? Если брать за основу первоначально указанную (заниженную), то это позволит уменьшить ответственность недобросовестного налогоплательщика. Использовать же фактически подлежащую уплате сумму налога можно лишь при расширительном толковании ст. 119 НК РФ, так как в этом случае штраф будет взыскан с налогоплательщика не на основе суммы, указанной в налоговой декларации, а исходя из иных данных.
Постановления кассационной инстанции вступают в силу с момента принятия и обжалованию не подлежат (ст. 177 АПК РФ4), единого мнения по поводу толкования ст. 119 НК РФ не выработано. Разрешить ситуацию может только Высший Арбитражный Суд РФ. А поскольку дела о привлечении налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ подведомственны как арбитражным судам, так и судам общей юрисдикции, было бы целесообразно издать совместное постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ с разъяснениями. Так, дела о привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ налогопла-тельщиков-юридических лиц подведомственны арбитражным судам, а дела, по которым налогоплательщиком является физическое лицо - судам общей юрисдикции.
Чтобы уяснить позицию законодателя по данному вопросу, проанализируем ранее действовавшее законодательство. Ведь и до принятия НК РФ нало-
3 Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения : острые вопросы правоприменительной
практики // Хозяйство и право, 2001. № 3. С. 95.
4 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от
24.07.2002 года № 95-ФЗ // Российская газета, №
137, 27.07.2002.
гоплательщики были обязаны подавать налоговые декларации (расчеты), а за их непредставление нарушители привлекались к ответственности. В соответствии со ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога, налогоплательщик подвергался штрафу «в размере 10 % причитавшихся к уплате по очередному сроку сумм налога». Срок очередного платежа по отношению к документу, который был несвоевременно представлен в налоговый орган, определяется инструкцией по конкретному виду налога. Размер платежа по очередному сроку следует определять по конкретному виду налога в зависимости от месячных или квартальных платежей с учетом сумм налога, подлежащих доплате по расчету этого вида налога за отчетный период, за который несвоевременно представлены налоговому органу соответствующие документы (бухгалтерские балансы, расчеты по видам налога и др.). Превышение фактических платежей налога над причитающимися бюджету по расчету не учитываются5. Следует заметить, что санкция, предусмотренная в ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», является весьма жесткой, финансово ощутимой для налогоплательщика. Размер штрафа не зависит ни от продолжительности просрочки в представлении документов (в том числе налоговой декларации), ни от того обстоятельства, что налогоплательщик по налоговой декларации может не иметь сумм к уплате (доплате). В проект НК РФ в редакции 1997 года были включены две нормы об ответственности налогоплательщика за непредставление налоговой декларации: ст. 274 и 2756. Статья 274 «Нарушение порядка представления налоговой декларации» предусматривала ответственность за нарушение срока представления декларации в виде штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основании декларации, за каждый просроченный месяц, но не более 25 % суммы налога. Статья 275 «Уклонение от подачи налоговой декларации» устанавливала ответственность за непредставление налоговой декларации в течение 180 дней или более одного года. Размер штрафа - 50 % и 100 % суммы налога (в зависимости от срока непредставления декларации), но не менее 100 (200) минимальных размеров оплаты труда.
В результате работы над проектом приведенные нормы были изменены. В соответствии с принятой Государственной Думой 16 июля 1998 года частью
5 Смирнов В.А. Финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. - М.: МЦФЗР, 1998. С.29.
6 Осетрова Н.И. Система ответственности за налого-
вые нарушения // Налоговый вестник, 1997. № 9. С.
50 .
первой НК РФ налогоплательщика можно было привлечь к ответственности за нарушения, связанные с налоговыми декларациями (сроками подачи, порядком составления), по трем статьям: 119, 120 (ч.4), 121.
Согласно ч. 4 ст. 120 НК РФ, нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении налогоплательщиком в декларации доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, влекло взыскание штрафа в размере 3000 рублей. В силу ст. 121 НК РФ нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком (неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате) влекло взыскание штрафа в размере 5000 руб. Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ7 п. 4 ст. 120 и ст. 121 исключены из НК РФ. Таким образом, в настоящее время законодательство о налогах и сборах не предусматривает ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации8. Это является очень важным обстоятельством, позволяющим установить позицию законодателя при исчислении штрафа по ст. 119 НК РФ. Поскольку законодатель исключил ответственность налогоплательщиков за ошибки, допущенные им при составлении налоговой декларации, то и при применении ответственности по ст. 119 НК РФ в основу расчета штрафа не может быть положена декларация, составленная с ошибками (описками, другими неточностями), ведущими к увеличению ответственности лица.
Что касается ст. 119 НК РФ, то первоначально в ней была предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119) в виде штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25 % указанной суммы. По пункту 2 статьи 119 НК РФ налогоплательщик должен был привлекаться к ответственности за непредставление налоговой декларации в налоговый орган по истечении 180 дней с установленного законодательством о налогах срока ее представления. Однако, из-за несоответствия содержаний санкции и диспозиции п. 2 ст. 119 НК РФ, возникшей ввиду опечатки в тексте, налогоплательщик не мог быть привлечен к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ.
Следует заметить, что ответственность налогоплательщиков по п. 1 ст. 119 НК РФ в редакции
7 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую налогового кодекса РФ» / / СЗ
РФ. 12.07.1999. № 28. Ст. 3487.
8 Комментарий изменений к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под
ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-пресс, 1999.
С. 202.
Федерального закона от 9 июля 1999 года ужесточена по сравнению с прежней редакцией. В новой редакции ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации за каждый полный или неполный месяц. Ранее налогоплательщики привлекались к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации только за каждый полный месяц просрочки. Фактически представление налоговой декларации с просрочкой до одного месяца не являлось налоговым правонарушением, т.к. за данное нарушение Налоговым кодексом не была предусмотрена ответственность. Кроме того, в новой редакции ст. 119 НК РФ увеличен максимальный размер штрафа с 25 до 30 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации.
Статья 80 НК РФ гласит: налоговая декларация представляется в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. В статье 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации к указанному моменту. Где же должны быть определены сроки подачи декларации? В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законов и иных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативных правовых актов о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.
Следует заметить, что сроки представления налоговых деклараций по некоторым налогам закреплены инструкциями Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые являются нормативными актами органа исполнительной власти и не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах. Следовательно, налогоплательщики не могут быть привлечены к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций, срок представления которых не установлен законодательством о налогах и сборах.
В статье 119 НК РФ речь идет об ответственности налогоплательщиков за несвоевременное представление налоговых деклараций. По ряду налогов налогоплательщики сдают налоговым органам расчеты, которые по своей сути являются налоговыми декларациями9. Представляется, что различное наименование одного и того же документа не соответствует принципу ясности (понятности) актов законодательства о налогах и сборах. Полагаем, что в дальнейшем законодателю и налоговым органам (в случае разработки форм налоговых деклараций в порядке, предусмотренном в п. 3. ст. 81 НК РФ) следует придерживаться терминологии,
9 Каганцов Я.М. Исчисление штрафа за непредставление налоговой декларации // Законодательство, 2001. № 7. С. 17.
используемой непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Налоговый Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 рублей до 15 тыс. рублей) и в процентах к определенным суммам (от 5 до 40 %). Например, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы влечет штраф в размере 20 % неуплаченной суммы налога. За те же деяния, совершенные умышленно, применяется штраф в размере 40 %.
В ряде случаев Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность взыскания штрафов в процентном отношении к полученным плательщиком доходам, сумма налога, подлежащим уплате в бюджет. Так, в случае нарушения налогоплательщиком установленного кодексом срока представления в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке, если это повлекло неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или не представления сведений об открытии этого счета (п. 2 ст. 118 НК РФ).
Итак, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, который он обязан уплачивать.
Обязанность по представлению налоговой декларации считается исполненной надлежащим образом только при условии ее представления в соответствующий налоговый орган в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Статья 119 НК РФ состоит из двух частей, различие между которыми проводится по продолжительности просрочки представления налогоплательщиком налоговой декларации. Не освобождает налогоплательщика от ответственности по ст. 119 НК РФ уплата налога по просроченной декларации. Однако данный факт может учитываться в качестве смягчающего обстоятельства.
Санкция, применяемая к правонарушителям по ст. 119 НК выражена в виде штрафа и носит компенсационный характер. Размер штрафа зависит от суммы налога, которая могла быть взыскана с налогоплательщика по непредставленной в срок декларации. В основу расчета штрафа не может быть положена декларация, составленная с ошибками, ведущими к увеличению ответственности лица.
Дела о привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ налогоплательщиков-юридических лиц подведомственны арбитражным судам, а дела, по которым налогоплательщиком является физическое лицо - судам общей юрисдикции.
В новой редакции ст. 119 ответственность налогоплательщиков ужесточена, увеличен размер штрафа с 25 до 30 % суммы налога, подлежащей уплате по декларации. Ужесточение законодателем ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций свидетельствует о массовых нарушениях налогоплательщиками сроков представления налоговых деклараций.
Список используемой литературы:
Нормативные акты:
1 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ // Российская газета, № 137, 27.07.2002; СЗ РФ, 10.04.2006, № 15, ст. 1643.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824; СЗ РФ, 01.01.2007, № 1 (ч. 1), ст. 31.
3 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую налогового кодекса РФ» // СЗ РФ. 12.07.1999. № 28. Ст. 3487.
Периодическая литература:
1 Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики // Хозяйство и право, 2001. № 3.
2 Каганцов Я.М. Исчисление штрафа за непредставление налоговой декларации // Законодательство, 2001. № 7.
3 Осетрова Н.И. Система ответственности за налоговые нарушения // Налоговый вестник, 1997. № 9.
4 Смирнов В.А. Финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. - М.: МЦФЗР, 1998.
Учебная литература:
1 Комментарий изменений к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. А.В. Брызгалина. -М.: Аналитика-Пресс, 1999. - 441 с.
2 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, части второй (постатейный), с практическими разъяснениями и постатейными материалами. Действующая редакция 2007 года. Изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 года / под ред. А.Б. Борисова. - М.: Книжный мир, 2007. - 1360 с.
Рецензия
Автор взял для исследования на настоящий момент актуальную тему, так как непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации является наиболее массовым нарушением среди налогоплательщиков.
В статье рассматривается порядок представления налоговой декларации, возможные ошибки при подаче налоговой декларации, различные подходы к определению размера штрафа налоговыми органами, налогоплательщиками и судом за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации.
Положительным моментом работы является выводы автора о том, что в основу расчета штрафа по статье 119 НК РФ не может быть положена декларация, составленная с ошибками, ведущими к увеличению ответственности лица. Ценным практическим материалом являются рассуждения автора по поводу определения сроков подачи декларации, в результате которых был сделан следующий вывод: сроки представления налоговых деклараций должны быть установлены законодательством о налогах и сборах и не могут быть закреплены в Инструкциях ФНС России, которые не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах. Особого внимания заслуживает позиция автора в отношении подведомственности дел о привлечении к ответственности налогоплательщика по статье 119 НК РФ: дела о привлечении к ответственности налогоплательщиков- юридических лиц рассматривают арбитражные суды, а дела, по которым налогоплательщиком является физическое лицо- суды общей юрисдикции
Выполненная работа отличается четкостью и ясностью изложения, логическим построением текста. Дана убедительная характеристика и оценка значимости исследуемой проблемы с точки зрения ее влияния на налоговую систему РФ. Автор приводит примеры, которые встречаются в реальной жизни, отмечает недостатки и неточности в действующем законодательстве. При написании данной работы грамотно была использована литература по налогообложению.
В целом, работа Чиякиной Н.Г. носит самостоятельный характер, содержит выводы и заключения автора по каждому поставленному вопросу. Проведенный автором анализ ранее действующих нормативных правовых актов в данной области свидетельствует о глубокой работе над проблемой.
Представленная работа на достаточном уровне теоретическом и практическом уровне, отвечает предъявляемым ВАК требованиям и заслуживает положительной оценки.
Рецензент профессор, доктор юридических наук
Ручкина Г. Ф.