НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 658.15
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА: СПОСОБЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ
М. С. ШАЛЬНЕВА,
кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела камеральных проверок E-mail: mshalneva77@mail. ru Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5
В статье рассматривается экономическая сущность налоговой нагрузки и возможности ее минимизации. Особое внимание уделяется методике расчета налоговой нагрузки предприятия и оценке эффективности способов ее оптимизации.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.
Одним из важнейших аспектов функционирования современной налоговой системы является воздействие налоговой нагрузки предприятия на его хозяйственную активность. Причем главной задачей любой налоговой реформы является снижение налоговой нагрузки предприятия при условии компенсации выпадающих доходов, при этом остаются неопределенными временные и нормативные рамки этого процесса. Поэтому тема оптимизации налоговой нагрузки предприятия всегда актуальна для налоговых специалистов.
Прежде всего целесообразно рассмотреть само понятие «налоговая нагрузка», определяемое как комплексная характеристика, включающая: количество налогов и других обязательных
платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие [2]. Многие государственные органы, например Минфин России и Росстат, рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, показывающий, насколько велико налоговое бремя на экономику страны в целом. Для этого рассчитывается отношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны. Причем низкая налоговая нагрузка характерна для слаборазвитых стран, в то время как для экономически развитых стран характерна более высокая налоговая нагрузка. Так, в Швеции значительная доля доходов как граждан, так и организаций поступает в бюджет, но вместе с тем в этой стране очень развито социальное обеспечение, вследствие чего нехарактерно уклонение от уплаты налогов.
При планировании бюджета государство обычно ориентируется на показатель номинальной налоговой нагрузки, который показывает долю налогов, сборов и таможенных платежей в ВВП в случае полного следования организациями
о
норме налогового и таможенного законодательства. Но реально в бюджет может поступить меньше ожидаемых средств, на основании которых рассчитывается фактическая налоговая нагрузка. Уклонение от налогов, ведение «теневого» бизнеса связаны именно с высокой номинальной налоговой нагрузкой, которую устанавливает государство. Поэтому государственные органы также заинтересованы в расчете налоговой нагрузки для оптимизации налогообложения, вывода бизнеса из «тени», развития всех видов экономической деятельности. На практике государство оказывается перед выбором приоритета в налоговой политике между долгосрочными и краткосрочными задачами, а именно между экономическим ростом и доходами бюджета. Если государство отдает предпочтение росту бизнеса, то оно может, снизив налоги, простимулировать деловую активность и за счет расширения налогооблагаемой базы увеличить доходы бюджета в отдаленном будущем. Однако это нанесет ущерб текущим доходам бюджета, и государство может столкнуться с проблемами в ближайшей перспективе. В случае приоритетности бюджетных доходов государство повышает налоги, обеспечивает свою текущую деятельность финансовыми ресурсами, но подрывает инвестиционные возможности бизнеса и тем самым негативно влияет на долгосрочные производственные стратегии. Таким образом, становится актуальным вопрос об оптимальном размере налоговой нагрузки, отвечающем краткосрочным задачам бюджета и долгосрочным производственным интересам бизнеса.
В практике экономических исследований существует понятие «предельное значение налоговой нагрузки», при превышении которого объем производства начинает сокращаться. Обозначим эту точку д*. Вместе с тем есть и другая критическая величина налоговой нагрузки д**, при которой фискальные поступления в бюджет максимальны и дальнейшее увеличение налогов не имеет смысла [1]. Схематичное расположение
100%
Расположение критических значений налоговой нагрузки д* и д** относительно налоговой базы бизнеса и налоговых сборов бюджета
критических значений налоговой нагрузки д* и д* * относительно налоговой базы бизнеса и налоговых сборов бюджета представлено на рисунке. Реакция бизнеса на повышение налогов выглядит следующим образом: пока фактическая налоговая нагрузка не достигла уровня д*, бизнес расширяет свою деятельность, чтобы компенсировать потери в прибыли за счет роста производства. Но этот процесс не бесконечен. Когда фактическая налоговая нагрузка преодолевает предельный уровень д*, бизнес начинает сокращать свою деятельность, поскольку начинает понимать, что компенсировать потери в прибыли за счет роста производства не удается. Сокращение бизнесом своей деятельности ведет к сокращению налогооблагаемой базы, но некоторое время налоговые доходы бюджета растут в связи с высокой налоговой нагрузкой. Дальнейшее увеличение налогов, когда фактическая налоговая нагрузка превосходит второй критический порог д**, приводит к уменьшению налогооблагаемой базы настолько, что объем налоговых сборов тоже начинает сокращаться. В этой ситуации государство приходит к пониманию, что «палка перегнута», и вынуждено снижать налоги, стимулировать бизнес и восстанавливать налогооблагаемую базу.
В этом процессе ключевым моментом является то, что для фискальных задач государства первостепенное значение имеют бизнес и его реакция
на фискальную нагрузку, так как доходы бюджета напрямую зависят от налогооблагаемой базы, которую создает бизнес. Другим важным моментом является то, что количественно предельная налоговая нагрузка, которую может выдержать бизнес (д*), отличается от налоговой нагрузки, оптимальной для бюджета (д* *), причем д** > д*. То есть потенциально государство стремится изъять налогов больше, чем бизнес может заплатить без сокращения своей деятельности. Таким образом, компромисс в отношении оптимальной налоговой нагрузки для бизнеса и государства невозможен, и остается только искать способ смягчить этот конфликт интересов бизнеса и фискальных целей государства.
Остроту конфликта между бизнесом и государством в плане оптимальной налоговой нагрузки определяет степень расхождения критических значений налоговой нагрузки для бизнеса (д) * и бюджета (д**). На практике, как правило, значение фактической налоговой нагрузки на бизнес лежит в «полосе конфликтов», показанной на рисунке штриховкой. Отсюда, чем шире эта полоса, тем труднее увязать интересы бизнеса и государства в налоговой политике, а значит, меньше шансов для компромиссного решения.
Известны методики расчета налогового бремени по способу эффективной ставки, которая рассчитывается как отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием. Эффективная ставка предложена специалистами Центрального экономико-математического института Российской академии наук [6]. Она характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. В этой связи авторы вводят понятие «налоговая ловушка», представляющее собой ситуацию, при которой доля изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятия делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Принимая предельный уровень эффективной ставки по западным стандартам 35,4 %, авторы определили отечественную эффективную ставку в размере 58,9 %, что на 15 пунктов выше налоговой ловушки и практически полностью исключает развитие процессов инвестирования в России.
Согласно приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467® «О внесении изменений в приказ
ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок"» налоговые органы при принятии решений о назначении выездной налоговой проверки учитывают показатель налоговой нагрузки, который сравнивается с его средним уровнем в конкретном виде экономической деятельности. Поэтому налогоплательщик может ожидать выездной налоговой проверки, если его налоговая нагрузка меньше средней по виду экономической деятельности. Указанный показатель налоговой нагрузки предприятия рассчитывается как соотношение суммы уплаченных им налогов по данным налоговой отчетности и оборота (выручки) по данным Росстата. Такой метод расчета относительно прост, но он недостаточно точно позволяет оценить реальную налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект. Представляется целесообразным «очистить» общую сумму налогов от налога на доходы физических лиц, поскольку его уплата связана с исполнением обязанности налогового агента, заключающейся в удержании и перечислении налога в бюджет.
Надо отметить, что величина налоговой нагрузки зависит от множества факторов: от вида деятельности и формы ее осуществления, налогового режима, организационно-правовой формы предприятия и особенностей налогового и бухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике. Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Также налоговая нагрузка на предприятие в немалой степени определяется самим механизмом взимания налогов. Например, в условиях непрекращающегося платежного кризиса в Российской Федерации очень болезненным оказался переход к международной практике определения реализованной продукции по факту ее отгрузки покупателю.
Итак, к основным факторам, оказывающим влияние на размер налоговой нагрузки, относятся: элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения; льготы и освобождения; основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов; получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсро-
чек по налогам и сборам; размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в офшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории России.
В настоящее время существуют различные методики определения налоговой нагрузки предприятия. Так, согласно методике А. Медведева, каждая группа налогов в зависимости от источника их уплаты имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени [3, с. 86], которое рассчитывается как отношение суммы всех налогов к прибыли предприятия. Данная методика позволяет анализировать воздействие прямых налогов на финансовое состояние предприятия, но не учитывает влияния косвенных налогов на деятельность предприятия: налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы не принимаются к рассмотрению как налоги, не влияющие на величину прибыли предприятия.
В соответствии с методикой Т. Ф. Юткиной используется показатель абсолютной налоговой нагрузки [5, с. 322]. Абсолютная налоговая нагрузка — это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды. В этом случае налоговую нагрузку не искажают такие факторы, как материалоемкость производства, численность работников, сумма налогов в цене продукции. Безусловно, косвенные налоги должны включаться в состав налоговых платежей. Однако используемый показатель не соизмеряет величину налоговых платежей с источником их уплаты, не отражает напряженности налоговых обязательств. Поэтому дополнительно вводится показатель относительной налоговой нагрузки — отношение ее абсолютной величины к вновь созданной стоимости, что показывает долю налогов и страховых взносов, включая недоимку, во вновь созданной стоимости. Вновь созданную стоимость исчисляют следующим образом: ВСС = В — МЗ — А + ПД — ПР или
ВСС = ОТ + СО + П + НП, где ВСС — вновь созданная стоимость;
В — выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ПД — прочие доходы;
ПР — прочие расходы (без учета налоговых
платежей);
ОТ — оплата труда;
СО — отчисления на социальные нужды;
П — прибыль предприятия;
НП — налоговые платежи.
Достоинства данного метода заключаются в том, что налоговые платежи соотносятся только с вновь созданной стоимостью и налоговое бремя определяется относительно источника уплаты налогов.
Также интересен подход к характеристике налоговой нагрузки предприятия, предлагаемый В. П. Павиной [4, с. 201]. Основная его идея — использование системы коэффициентов налоговой нагрузки. Коэффициент налоговой нагрузки (Кн н) рассчитывается по выручке (брутто); по выручке (нетто); по добавленной стоимости; по чистой добавленной стоимости; по условной прибыли; по прибыли до уплаты процентов; по чистой прибыли. Каждый из этих показателей важен для анализа налоговых отношений и для финансового планирования как на уровне предприятия, так и на всех уровнях бюджетной системы. Однако система предлагаемых показателей слишком обширна и способна усложнить процесс выбора оптимальных налоговых параметров для предприятия. Поэтому среди них следует определить такой, который может служить инструментом оптимизации налоговой системы, инструментом выравнивания налогового бремени различных хозяйствующих субъектов, т. е. универсальный коэффициент, который должен строиться на основе соотнесения налоговых платежей и той части стоимости, которая по своему содержанию может подлежать распределению между государством и хозяйствующим субъектом.
По всем законам воспроизводства часть выручки, равная величине материальных затрат и амортизации, должна оставаться на предприятии и направляться на возмещение потребленных средств производства. Она не может перераспределяться посредством налогов. Объектом распределения, основой для определения показателя налоговой нагрузки, пригодного для сравнений по видам экономической деятельности, может быть либо чистая добавленная стоимость, либо условная прибыль. Теоретически наиболее точным
показателем налоговой нагрузки с точки зрения сравнений по видам экономической деятельности является отношение налогов, уплачиваемых предприятием, к условной прибыли. Условная прибыль — это расчетный показатель, характеризующий величину прибыли, которую получило бы предприятие в условиях отсутствия налоговых платежей. Он определяется как разность вновь созданной стоимости и величины оплаты труда:
УП = ЧДС — ОТ, где УП — условная прибыль;
ЧДС — чистая добавленная стоимость.
По сути это прибыль до уплаты налогов и процентов, т. е. та часть чистой добавленной стоимости, которая подлежит распределению между предприятием и государством. В нормальной рыночной экономике, в которой сформировалась система оплаты труда и высока степень защиты интересов наемных работников, именно этот показатель может наиболее точно характеризовать налоговое бремя предприятий. Однако в современных экономических условиях применение показателя условной прибыли на практике затруднительно, поскольку уровень оплаты труда и ее доля в чистой добавленной стоимости резко дифференцированы не только по регионам, видам экономической деятельности, но и в рамках одного вида деятельности на одной территории. Поэтому наиболее подходящим показателем для сравнения является коэффициент налоговой нагрузки по чистой добавленной стоимости.
Таким образом, очевидно, что основным вопросом при рассмотрении налоговой нагрузки предприятия является методика расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Критическое осмысление имеющихся в экономической литературе подходов к определению содержания и обоснованию методики расчета налоговой нагрузки, а также рассмотрение основных факторов, влияющих на уровень налогового бремени, позволяют признать оптимальной методику определения налоговой нагрузки, разработанную Минфином России, согласно которой совокупная налоговая нагрузка предприятия — это отношение всех начисленных налоговых платежей к выручке от продажи товаров (работ, услуг) за отчетный период, включая доходы от прочих поступлений: ня. р. н = НП/(В + ВД) • 100 %,
где ННо р н — налоговая нагрузка на предприятие при применении общего режима налогообложения;
НП — общая сумма всех начисленных налогов;
В — доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; ВД — внереализационные доходы. Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30—40 % от его дохода. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам: для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. Согласно Основным направлениям налоговой политики России на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. величина налоговой нагрузки, достигнутая в 2000—2008 гг. (35—36 % ВВП), в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.
Рассмотрев основные моменты определения налоговой нагрузки, следует акцентировать внимание на возможностях ее оптимизации: каким же образом налогоплательщик может снизить свою налоговую нагрузку.
Оптимизация налогообложения (налоговая оптимизация) представляет собой выбор такого варианта ведения хозяйственной деятельности (из множества альтернатив), который обеспечивает наилучший финансовый результат за счет рациональной налоговой политики предприятия и эффективного использования налоговых инструментов в рамках действующего законодательства.
Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой
политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. К ним относится, в частности, квалифицированная организация дел по уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов и начисления налоговых санкций. Под незаконными способами минимизации налогов понимается криминальное уклонение от их уплаты — это способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства снижает размер налоговых обязательств.
Для налоговой оптимизации необходимо регулярно оценивать уровень налоговой нагрузки предприятия путем расчета общего коэффициента налоговой нагрузки как за год, так и за каждый месяц. При расчете коэффициента помесячно следует иметь в виду, что в марте, июне, сентябре, декабре должен иметь место относительный скачок значения коэффициента. Это связано с начислением налогов, отчетным периодом по которым является квартал, полугодие, 9 мес. или год (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог).
Общий коэффициент налоговой нагрузки = (Сумма налогов, исчисленных за отчетный период / Выручка с НДС за отчетный период) • 100 %.
Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 35 %, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно. Фирме следует проводить регулярный анализ изменений в законодательстве, чтобы своевременно вносить корректировки в налоговую политику и снижать налоговые риски. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 35 до 50 %, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно. Организации можно рекомендовать привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать способы оптимизации налогообложения. В таком случае ситуацию можно улучшить и за счет внутренних резервов, т. е. опросив работников бухгалтерии, выяснив их идеи и пред-
ложения. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 50 до 70 %, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов. Следует провести анализ законодательства с привлечением специалистов. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70 %, т. е. фирма более 70 % выручки отдает государству в виде налогов, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать.
После проведения выездной проверки налоговыми органами для оценки эффективности работы бухгалтерии могут быть использованы следующие показатели:
Коэффициент налогообложения до налоговой проверки = (Сумма налогов, исчисленных за период организацией самостоятельно / Выручка с НДС за период) • 100 %;
Коэффициент налогообложения по результатам налоговой проверки = (Сумма налогов, исчисленных за период с учетом доначислений, выполненных налоговыми органами в ходе проверки / Выручка с НДС за период) • 100 %.
При расчете последнего коэффициента в сумму начисленных за отчетный период налогов следует включать не только суммы, исчисленные организацией, но и суммы, доначисленные налоговыми органами в этом периоде в результате камеральных и выездных проверок, включая штрафы и пени. Данный коэффициент можно использовать для оценки эффективности работы бухгалтерской службы, а также для определения размера материального поощрения работников бухгалтерии.
Эффективность того или иного варианта оптимизации налоговых платежей можно оценивать с помощью коэффициента налоговой экономии, характеризующего выгоду, которая будет получена в результате применения разработанной в ходе налогового планирования схемы:
Коэффициент налоговой экономии = ((Сумма налогов, начисленных при существующей системе налогообложения — Планируемая сумма налогов, начисленных после применения схемы оптимизации) / Выручка с НДС) ^100 %.
Уровень налоговой нагрузки и эффективность налогового планирования можно оценивать также с помощью следующего показателя:
Коэффициент эффективности налогообложения = (Чистая прибыль / Общая сумма налоговых платежей) • 100 %.
Чем выше значение данного коэффициента, тем лучше для фирмы. Данный показатель увеличивается, если в результате налогового планирования организация платит меньше налогов.
Также можно рассчитать частные показатели, характеризующие долю налоговых платежей, например, в цене продукции, в затратах, в прибыли:
Коэффициент налогообложения цены = (Сумма налогов, входящих в цену продукции (НДС, акцизы) / Цена продукции) • 100 %;
Коэффициент налогообложения прибыли = (Сумма налоговых платежей, уплачиваемых из прибыли / Сумма прибыли до налогообложения) • 100 %;
Коэффициент налогообложения затрат = (Сумма налогов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) за период / Себестоимость продукции (работ, услуг) за период) • 100 %.
Принцип расчета частных показателей одинаковый: соотношение части и целого. Следовательно, чем меньше показатель, тем лучше для компании, тем меньшую часть цены или прибыли фирма передает в бюджет и тем больше средств остается в ее распоряжении.
В отдельную группу можно выделить показатели эффективности использования налоговых льгот:
Коэффициент льготного налогообложения = = (Налоговая экономия в результате использования налоговой льготы / Сумма налогов без учета налоговой льготы) • 100 %.
Чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем лучше. Если данный показатель низок, то целесообразно отказаться от применения налоговой льготы, поскольку эффективность использования льготы слишком мала, а риск привлечения внимания налоговых органов высок, что может повлечь проведение более тщательных проверок;
Коэффициент эффективности льготирования = (Налоговая экономия в результате использования льготы / Выручка с НДС) • 100 %.
Чем выше значение данного коэффициента, тем лучше. Если год от года данный показатель
снижается, то следует пересмотреть применение льготы.
Расчет предложенных коэффициентов — один из способов определить привлекательность того или иного варианта налогообложения или налоговой схемы. Расчет этих показателей можно принимать во внимание как при анализе результатов деятельности предприятия, так и в ходе планирования и оптимизации налогообложения.
Итак, оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периодах при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Эффективная налоговая политика предприятия относительно минимизации налоговых платежей предусматривает: оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности предприятия за счет минимизации налоговых платежей в бюджет; использование налоговых льгот; использование особенностей групп региональных образований с разнообразными системами налогообложения; оптимальный выбор элементов влияния на разные базы налогообложения.
В зависимости от используемых инструментов налоговое планирование может базироваться:
— на использовании налоговых льгот — полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;
— на использовании налоговых лазеек — отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;
— на использовании специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.
Наконец, в зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов оно разделяется на пассивное и активное. В основу пассивного налогового планирования положена альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существуют две и больше альтернативные нормы, а целесообразность применения любой из них реша-
ет налоговый специалист предприятия. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. Активному налоговому планированию принадлежат специфические методы планирования деятельности предприятия с применением специально разработанных оптимизационных схем, наиболее популярные из которых: метод замены отношений; метод разделения отношений; метод отсрочки налогового платежа; метод прямого сокращения объекта налогообложения; метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту; метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей; метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных видов экономической деятельности и групп налогоплательщиков; метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряд других.
Основными функциями специалиста по налоговой оптимизации на предприятии, как правило, являются:
— еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства — первое и объективно необходимое условие всей деятельности по налоговому планированию. Руководству предприятия необходимо знать: является ли предприятие субъектом налоговых правоотношений; какие налоги обязано уплачивать предприятие; по какой ставке и с какой базы предприятие должно уплачивать налоги; сроки уплаты налогов; льготы, которые предприятие может использовать при уплате налогов. Данную информацию должен предоставлять специалист по налоговой оптимизации с привлечением в случае необходимости юридической службы;
— составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизировать потоки налоговых платежей
(в данном случае должен действовать принцип уплаты налоговых платежей в последний день установленного для этого срока). Налоговый календарь составляет специалист по налоговой оптимизации и предоставляет его в финансовую службу предприятия вместе с ежемесячным графиком налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков;
— контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением налоговых обязательств.
Следует отметить, что проведение работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследовательского аппарата, в основном рекомендуется использовать: правовые базы данных для изучения действующего законодательства; разъяснения ФНС России и территориальной налоговой инспекции; специальную литературу (комментарии ведущих специалистов-налоговедов, периодические издания и т. п.); разъяснения аудитора.
Таким образом, налоговая нагрузка — это основной показатель, применяемый для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия, а в масштабах страны он отражает влияние налоговой системы на экономический рост. Вот почему так важно уделять внимание оптимизации налоговых платежей в рамках организации налогового планирования на предприятии.
Список литературы
1. Гусев А. Б. Государство и бизнес: проблема определения оптимальной налоговой нагрузки// брифы на сайте Ассоциации Менеджеров http:// www. amr. ru.
2. Лебедева М. А. Расчет налоговой нагрузки для предприятия / http://www. auditmsk. ru/content/ view/67/60.
3. Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. М. : ИНФРА-М, 2008.
4. Пайзулаев И.Р., Павина В.П., Черных И.А. Налоги Владимирской области. Владимир: Владимир-полиграф, 2006.
5. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М. : ИНФРА-М, 2008.
6. http://www. pnalog.ru.