9. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)Гарифуллина А.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011.
10.К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ ПЧЕЛОВОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ
Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 44-46.
11.К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЧЕЛОВОДСТВА Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.
12. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 8688.
13. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007.
14. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимъянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
15.ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С.,
Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
Самута Е.В. студент 4 курса факультет «Банковского дела» Лягуская Н. В.
научный руководитель, старший преподаватель
кафедра «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Полесский государственный университет
Беларусь, г. Пинск НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА ЭКОНОМИКУ И ОРГАНИЗАЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация: статья посвящена оценке налоговой нагрузки на экономику и организации Республики Беларусь.
Ключевые слова: налоги, налоговая нагрузка, налогообложение, налоговый анализ, налоговый учет.
Annotation: article focuses on the evaluation of the tax burden on the economy and the organization of the Republic of Belarus.
Keywords: taxes, tax burden, tax, tax analysis, tax accounting.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства[1, с.339].
Одним из показателей качества налоговой системы является удельный вес налоговых поступлений в бюджет к ВВП.
Величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь рассчитывается как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к ВВП.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на период 2015-2020 годы в области бюджетно-налоговой политики предусмотрено снижение налоговой нагрузки на 2-4 п.п. к ВВП.
В Республике Беларусь на протяжении последних 5 лет проводилась налоговая реформа, направленная на снижение налоговой нагрузки, как на организации, так и на экономику страны в целом. В результате ее проведения установлен самый краткий перечень налогов. На данный момент времени налогоплательщики-организации платят всего лишь пять основных налогов: налог на недвижимость, прибыль, экологический, налог на добавленную стоимость, землю. Снижены и ставки, например, налога на прибыль с 24% до 18%, подоходного с 30% до 13%. Созданы условия и по упрощенной системе налогообложения. Кроме того, было принято немало мер по совершенствованию налогового администрирования: изменилась периодичность уплаты налога, введена система электронного декларирования. Все это дало результат, так как реформа позволила подняться Республике Беларусь в социально экономическом развитии.
В результате изменение ставок налогов, расширения или сокращения налоговых льгот для сферы материального производства и услуг, налоги рассматриваются как основные государственные регуляторы экономики.
В настоящий момент времени размер величины налоговой нагрузки
неизменно значится среди проблем, беспокоящих экономику Республики Беларусь. По расчетам Министерства по налогам и сборам, налоговая нагрузка на субъектов хозяйствования в текущем году заметно снижается. При этом вместо традиционного сопоставления объема собираемых налогов к ВВП использовалось сравнение их с выручкой предприятия.
Налоговая нагрузка на организации Республики Беларусь в части платежей, контролируемых налоговыми органами, без учета сумм возмещений НДС из бюджета, по итогам работы в 1 полугодии 2015г. составила в среднем 6,1 % к выручке от реализации товаров, работ, услуг и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 0,1 п.п.
Сокращение налоговой нагрузки обусловлено уменьшением доли акцизов в ее структуре с 0,9 до 0,7 % к выручке, что связано со снижением, в первом полугодии текущего года законодательно установленных ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, а также переориентацией производителей этой продукции на производство топлива более высокого класса с более низкими ставками акцизов.
Сегодня в структуре налоговой нагрузки преобладает НДС. Его удельный все в выручке от реализации составил 3,7 % и по сравнению с прошлым годом снизился на 0,1 п.п., что обусловлено сокращением почти на 7 % сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из государств-членов Евразийского экономического союза, вследствие падения объемов импорта.
Удельный вес налога на прибыль в выручке возрос на 0,1 п.п., т.е. до 0,8 % - главным образом в связи с изменением порядка уплаты налога на прибыль, добычу природных ресурсов, величина которых возросла на 0,1 п.п. и составила 0,2 % к выручке - вследствие законодательного увеличения размера ставок налога за добычу калийной соли.
Если рассматривать другие виды налогов, то их доля в структуре налоговой нагрузки по сравнению с прошлогодним периодом не изменилась и составила соответственно по налогу на недвижимость - 0,3 %, земельному - 0,2 % и прочих - 0,2 %.
Уровень налоговой нагрузки предопределяется действующим законодательством, регламентирующим объекты налогообложения, налоговые базы, ставки и льготы. Кроме того, доля налогов в выручке зависит от индивидуальных и отраслевых особенностей предпринимательской деятельности каждой организации, направлений ее внешнеэкономической деятельности, уровня рентабельности продаж и т. д., что обуславливает широкий диапазон величины налоговой нагрузки на организации в разрезе видов экономической деятельности. Для большей наглядности налоговой нагрузки в разрезе основных видов деятельности представим данные на рисунке 1.
производство кокса, нефтепродуктов
производство пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия
транспорт и связь
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям
химическое производство
металлургическое производство и производство готовых металлических изделии
строительство гостиницы н рестораны
текстильное и швейное производство
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
обработка древесины и производство изделий из дерева
горнодобывающая промышленность
торговля: ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования
рыболовство, рыбоводство сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Рисунок 1. - Налоговая нагрузка в Республике Беларусь разрезе основных видов деятельности в 2014-2015гг.
Данный рисунок показывает, что наиболее высокий показатель налоговой нагрузки традиционно отмечается у организаций, производящих подакцизную продукцию, в том числе в сфере производства кокса и нефтепродуктов (16,4 %) и пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия (10,7 %). Наиболее низкий - у сельскохозяйственных организаций (2,8 %), большинство которых применяют особый режим налогообложения в виде уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции по ставке 1 % от выручки.
Можно отметить, что в феврале-июле 2015г. организациям из бюджета было возмещено НДС на сумму 23,5 млрд р., что на 8 % меньше аналогичного периода прошлого года. С учетом сумм возмещений налоговая нагрузка на организации составила в среднем 4,2 % к выручке и по сравнению с прошлогодним уровнем не изменилась.
Таким образом, за последние годы сложилась тенденция к снижению налоговой нагрузки, как на организации, так и на экономику в целом, что
соответствует целям и задачам, поставленным в программе экономического развития страны. Республика Беларусь целенаправленно идет и создает такие условия для плательщиков, чтобы налоговое законодательство и порядок исчисления уплаты налога был простым, ясным и понятным.
Использованные источники:
1. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие / А.О. Левкович [и др.]; под общ. ред. А.О. Левковича, O.A. Левковича. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея, 2012г. - 728 с.
2. Экономическая газета [Электронный ресурс] / Налоговая нагрузка 2015г. -Режим доступа: https://www.neg.by. - Дата доступа:18.10.2016г.
Саркисов В.Г., к. техн. н.
доцент
кафедра "Высшая математика и прикладная информатика " Самарский государственный технический университет
Россия, г. Самара
К ВОПРОСУ О СПРАВЕДЛИВОМ ДЕЛЕЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ СРЕДИ УЧАСТНИКОВ КОАЛИЦИИ ИНВЕСТОРОВ
Аннотация. Статья посвящена вопросу справедливого распределения полезности коалиции инвесторов. Источником дополнительной полезности служит синергетический эффект от формирования общего портфеля инвесторов с различными предпочтениями. Описываются варианты формирования дополнительной полезности, и рассматривается возможность консенсуса среди участников.
Ключевые слова: индивидуальные предпочтения, дележ, компромисс, инвестиционный портфель.
Sarkisov V.G., Ph.D. (Technical Sciences), Associate Professor of "Higher Mathematics and Applied Informatics"
Samara State Technical University
Russia, Samara
ON THE ISSUE OF EQUITABLE SHARING OF THE ADDITIONAL UTILITY TO THE PARTICIPANTS OF COALITION OF INVESTORS
Abstract. The article focuses on the equitable distribution of utility of coalition of investors. The source of the additional utility is a synergistic effect on the formation of a common portfolio of investors with different preferences. It describes options for the formation of an extra utility, and considers the possibility of a consensus among the participants.
Keywords: individual preferences, sharing, compromise, investment portfolio.
Объединение субъектов с общими интересами в коалицию широко распространено как в живой природе, так и в обществе. Коалиции