Научная статья на тему 'Налоговая нагрузка и успешность малых и средних предприятий в России'

Налоговая нагрузка и успешность малых и средних предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / УСПЕШНОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ БИЗНЕСА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TAX BURDEN / SUCCESS / BUSINESS SUCCESS / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Ирина Анатольевна

Проанализировано влияние налоговой нагрузки на показатели успешности российских малых и средних предприятий. Основным внешним фактором, влияющим на успешность предприятий малого и среднего бизнеса, выступает налоговая нагрузка. В качестве показателя успешности предприятий малого и среднего бизнеса предложено рассматривать рентабельность операционной прибыли. Информационной основой для исследования выступают данные бухгалтерской отчетности малых и средних предприятий по трем значимым отраслям Челябинской области: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, оптовая торговля, строительство в период 2014-2015 гг. Данные были предоставлены лидером в сфере информационного обеспечения «Первым Независимым Рейтинговым Агентством». В основу методики настоящего исследования положен корреляционный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax Burden and the Success of Small and Medium-Sized Enterprises in Russia

The purpose of the article is to analyze the impact of the tax burden on the success rates of Russian small and medium-sized enterprises. At the same time, the main external factor affecting the success of small and mediumsized businesses is the tax burden. As an indicator of the success of small and medium-sized businesses, it is proposed to consider the profitability of operating profit. Information basis for the study is the accounting data of small and medium-sized enterprises in three significant industries in the Chelyabinsk region: metallurgical production and production of finished metal products, wholesale trade, construction in the period of 2014-2015. The data was provided by the leader in the field of information support the First Independent Rating Agency. The correlation analysis is based on the methodology of this study.

Текст научной работы на тему «Налоговая нагрузка и успешность малых и средних предприятий в России»

Вестник Челябинского государственного университета.

2017. № 2 (398). Экономические науки. Вып. 56. С. 98—108.

уДК 336.221

ББК у261.411.11

налоговая нагрузка и успешность малых и средних предприятий в России1

И. А. Белова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Проанализировано влияние налоговой нагрузки на показатели успешности российских малых и средних предприятий. Основным внешним фактором, влияющим на успешность предприятий малого и среднего бизнеса, выступает налоговая нагрузка. В качестве показателя успешности предприятий малого и среднего бизнеса предложено рассматривать рентабельность операционной прибыли. Информационной основой для исследования выступают данные бухгалтерской отчетности малых и средних предприятий по трем значимым отраслям Челябинской области: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, оптовая торговля, строительство в период 2014—2015 гг. Данные были предоставлены лидером в сфере информационного обеспечения — «Первым Независимым Рейтинговым Агентством». В основу методики настоящего исследования положен корреляционный анализ.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, успешность, успешность бизнеса, малый бизнес, средний бизнес, малые и средние предприятия.

Любые предприятия, в том числе малые и средние, осуществляют свою деятельность в условиях влияния множества факторов. Особую роль играют внешние факторы, так как формируют соответствующую среду, в которой функционируют предприятия. К ним можно отнести наличие государственных программ поддержки малых и средних предприятий, административных барьеров, трансакционных издержек, а также налоговую нагрузку, доступ к государственному заказу, доступность финансовых ресурсов и т. д. Список можно пополнять еще долго. Именно от этих факторов зависит, насколько успешным будет предприятие. Целью данного исследования выступает анализ влияния налоговой нагрузки на показатели успешности малых и средних предприятий в России в 2014—2015 гг., что является продолжением ранее проведенного исследования по итогам 2012—2013 гг. [4; 14].

В настоящее время говорить о том, что экономическая наука изобилует многочисленными трудами, отражающими проблему успешности предприятий малого и среднего бизнеса как в России, так и за ее пределами, не приходится. Но все же необходимо констатировать, что есть некоторые заслуживающие внимания исследования в этой области. В частности, ранее отечественными авторами была изучена экономическая природа и противоречия успешности бизнеса [2], уточнено понятие «успешность» и предложено трехмерное измерение успешности [3; 13]. Также была

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02508).

предложена типология факторов успешности, основанная на делении факторов на внутренние и внешние [14], раскрыты наиболее значимые факторы успешности, в число которых вошли налоговые льготы и налоговая нагрузка [6; 7], трансакционные издержки [10; 11], социальная ответственность руководителя [12], изучен налоговый аспект взаимодействия государства с малыми и средними предприятиями [1]. Исследование программ поддержки и развития инфраструктуры поддержки, перспектив и проблем малого и среднего бизнеса раскрыто в работах [5], [8], [9], [15]. Среди зарубежных авторов, рассматривающих раскрываемую в настоящем исследовании проблему, особого внимания заслуживают работы, отражающие влияние налогового законодательства на успешное функционирование предприятий малого и среднего бизнеса [16; 17]. По их мнению, требования, предъявляемые к малым и средним предприятиям в области налогообложения, выступают внешним фактором увеличения их затрат, а также накладывают существенное ограничение на их успешность. Создание стимула для реинвестирования прибыли путем организации эффективного налогообложения малых предприятий раскрыто коллективом авторов [18]. Дальнейшим развитием этих направлений исследований будет анализ влияния налоговой нагрузки на успешность малых и средних предприятий, функционирующих в Челябинской области Российской Федерации.

В настоящем исследовании в качестве показателя, отражающего результат действия внешних факторов на малые и средние предприятия, пред-

ложен уровень налоговой нагрузки. А одним из показателей успешности нами сознательно выбран показатель эффективности предприятия, в роли которого выступает рентабельность операционной деятельности (ROS).

Методическую базу исследования составляют статистические методы, а именно корреляционный анализ. Для оценки влияния налоговой нагрузки (НН) были проанализированы данные бухгалтерской отчетности малых и средних предприятий в разрезе трех отраслей Челябинской области. Далее на их основе был рассчитан показатель налоговой нагрузки. Как правило, наиболее используемой формулой для расчета налоговой нагрузки выступает формула, представленная ниже:

НН =

Суммарная величина уплаченных налогов Выручка от реализации продукции, работ, услуг

. (1)

Вследствие недостаточности данных о налогах, уплачиваемых малыми и средними предприятиями, а в некоторых случаях их полного отсутствия, в настоящем исследовании величина уплаченных предприятиями налогов определялась исходя из данных по налогу на прибыль (если предприятие применяло общую систему налогообложения) и налогу на доходы (если предприятие использовало специальные налоговые режимы).

Помимо этого, расчет показателя рентабельности операционной прибыли осуществлялся по следующей формуле:

Операционная прибыль (убыток) от продаж Выручка от реализации продукции, работ, услуг * ^ '

Базой для проведения анализа выступают предприятия малого и среднего бизнеса в Челябинской области. При этом критерием отбора стали малые предприятия с объемом выручки от реализации не более 400 млн р., средние — от 400 млн до 1 млрд р. в год. За основу взят список предприятий, формирующих 3 наиболее значимые отрасли Челябинской области. Список был составлен на базе данных, предоставленных «Первым Незави-

симым Рейтинговым Агентством». Региональная экономика Челябинской области представлена следующими отраслями: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, строительство и оптовая торговля в период 2014—2015 гг. Число малых и средних предприятий Челябинской области, формирующих три ведущие отрасли, показано в табл. 1.

Анализ табл. 1 позволяет сделать выводы о том, что число как малых, так и средних предприятий по каждой отрасли за анализируемый период имеет тенденцию к росту. В среднем число предприятий каждой отрасли выросло на 25 %. Наибольший рост наблюдается в оптовой торговле в среднем бизнесе (62 % в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом).

При обработке данных бухгалтерской информации из выборки намеренно были исключены предприятия, которые в отчетности либо не отразили информацию по уплаченным ими налогам, либо предоставили нулевую отчетность (это касается примерно 30 % малых предприятий по каждой отрасли, информация по средним предприятиям имелась в полном объеме). В том числе анализируемая выборка была уменьшена на число предприятий, которые представляли собой нетипичные и экстремальные наблюдения. Их наличие помешало бы корректному анализу ввиду несоблюдения главного требования к выборке — ее репрезентативности.

Далее был проведен корреляционный анализ влияния налоговой нагрузки на рентабельность операционной прибыли предприятия (ROS) в разрезе трех отраслей в 2014—2015 гг. по средним и малым предприятиям.

средний бизнес

Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что во всех трех исследуемых отраслях Челябинской области установлена сильная положительная связь между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной деятельности.

Графически корреляционная связь между исследуемыми показателями по средним предпри-

Таблица 1

Число малых и средних предприятий, формирующих каждую из ключевых отраслей Челябинской области

\Отрасль Металлургическое производство и производство готовых металлических Оптовая торговля строительство

Год \ изделий

Малый бизнес средний бизнес Малый бизнес средний бизнес Малый бизнес средний бизнес

2014 985 24 10 805 129 4985 42

2015 1241 26 13 605 210 6047 53

ятиям, формирующим отрасль металлургического производства и производства готовых металлических изделий, а также корреляционное поле представлены на рис. 1 и 2.

Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой ф рентнбе льносеью лперацилнией щ>и-были в металлургическом производстве и производстве готоиыи меоалиичесрлх иедиаий слстриил Rе = 0,851 (НО 1ео), не,820й (ес^зу г.(. Прижиая вр онрмание, чтм лге зиуиение лежит в диапазоне 0,7—1, можно сделать вывод о том, что существует прямая положительная зависимость (так называемая тесная связь) между исследуемыми нами величинамр. ЩариеФаши рассижааны чаоиные коэффицненуи1 елаиоииности м^^иу МакторноИ ижаФОговоУ наааузкои) ий^!^сийе-м й переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили их следующие значемия:н 2И1И ж знаммние конлаицие нус днслижпо уроеня 8,0Н а в г. — 0,91, что о п^тенино еижс рроння ^МлН а. лендн с ловамл, в 2014 г. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к большему

увеличению рентабельности операционной прибыли (8,04 % в 2014 г. против 0,91 % в 2015 г.), что, в свою очередь, может быть обусловлено изменением структуры предприятий данной отрасли и ки>изисклшм оилеалому . софэожнждающннр ыа-ииомадь—юэкмноммон о айолнзнфуемый период.

Графически корреляционная связь между ис-слефуемыми поинзатенйми ао средниж предлрт-ятлим, Нрнмирфющнм дррамжь оптовой торговот, л тамже кнор еляциииное поие прндсенвледы на рис. 3 и 4.

Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой и рентабельностью операцион-иой прийыда с аптлеoФ телшвле сосслвил = У,73Т (201Ф гУ, Н . = У,7(Фл (Ф015 г.). нанимая во вниманиен или )го )нрчеешелижае в диапазоне 0,7—1, можно сделать вывод о том, что существует прямая положительная зависимость (такназы вжемаяеесиоя соязь) лежнииссоодне-фьшн оми ерличиаамо. Долее; рыжи иусслола-ны чиетные шиУфнмиентыииастичности княиу факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью

20,00

10,00

0,00

.о -10,00'

-20,00

©

о? -30,00

-40,00

-50,00

-60,00

¡Р

5,пп---4п,пп И5,ПП 2П,ПП 25,ПП 3П,ПП 35,ПП 4П,ПП

Я1 = 0,851'д

Налоговая нагрузка, %

2П,ПП

И5,ПП

5? ап,пп

с-п

©

0? 5,ПП

п,пп

-5,ПП

■ Я = 0,8252

■ ■ я _____

а,пп

2,ПП

3,ПП

4,ПП

5,ПП

6,ПП

7,ПП

;,пп

Налоговая нагрузка, %

Рис. 1. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий в разрезе средних предприятий в 2014 г.

Рис. 2. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий в разрезе средних предприятий в 2015 г.

10,00

58,00

(6,00

24.0,00

©

о?

02.0,00

0,00

-2,00

Ш

1,00

2,00

3,00

Я2 = 0,736

4,00

5,00

Налоговая нагрузка, %

Рис. 3. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в оптовой торговле в разрезе средних предприятий в 2014 г.

"Я2 = 0,7054,-

5.00

10.00

15.00

20.00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25.00

30.00

Налоговая нагрузка, %

Рис. 4. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в оптовой торговле в разрезе средних предприятий в 2015 г.

операционной прибыли). В результате мы получили их следующие значения: в 2014 г. значение коэффициента достигло уровня 0,73, а в 2015 г. — 0,55, что ниже уровня 2014 г. Иными словами, в 2014 г. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к чуть большему увеличению рентабельности операционной прибыли (0,73 % в 2014 г. против 0,55 % в 2015 г.).

Графически корреляционная связь между исследуемыми показателями по средним предприятиям, формирующим строительную отрасль, а также корреляционное поле представлены на рис. 5 и 6.

Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли в строительстве составил R2 = 0,7475 (2014 г.), R2 = 0,7908 (2015 г.). Принимая во внимание, что его значение лежит в диапазоне 0,7—1, можно сделать вывод о том, что существует прямая положительная зависимость (так называемая тесная связь) между исследуемыми нами величи-

нами. Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили их следующие значения: в 2014 г. значение коэффициента достигло уровня 0,87, а в 2015 г. — 0,94. Иными словами, в 2015 г. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к чуть большему увеличению рентабельности операционной прибыли (0,94 % в 2015 г. против 0,87 % в 2014 г.).

Результаты корреляционного анализа влияния налоговой нагрузки на рентабельность операционной прибыли средних предприятий трех анализируемых отраслей Челябинской области представлены в табл. 2.

На основании анализа, представленного выше, можно сделать вывод, что на один из показателей успешности средних предприятий, в частности эффективность, налоговая нагрузка оказывает существенное влияние. Причем наибольшее влияние наблюдается в металлургическом

Рис. 5. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в строительстве в разрезе средних предприятий в 2014 г.

Рис. 6. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в строительстве в разрезе средних предприятий в 2015 г.

Таблица 2

Результаты корреляционногоанализа вл ияния налогов ой нагрузки на рентабгльцаьть нпера цицлнойлрибылц сллдних предпфиятий по ключевым отраслям ЧелцОинсиай оОназни

N. Отрасль Год Метаолурнггесьое производство и произьндссво готовых металлических изделий Оптовая торгнвля Стй дильльснво

О э Я2 э ц( э

ало ОИйО й(0В ьизьс 0,ер 0(7НМС от

ало ОНС52 й(91 5,1050 0,ео 057НМС м,т4

ороизводатве и пьоизьоостэе еоговыь метавах-ческии озх^]^ио.

Мал ьш бизьвс

Аоалооичннй снилиз гфоводеы во малым раед-приятиям(фонмлнующим ощьчейыо ^'о^с^л^ рено-оьсльннь эмономлми ЧгляЬонскгй оОласти.

Графически корреляционная связь между исследуемыми показателями по малым предприя-

тиям, формирующим отрасль металлургического производстваи производстваготовых металлических изделий, а также корреляционное поле представлены на рис. 7 и 8.

Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой ирентабельностью операционной прибыли в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий составил R2 = 0,7224 (2014 г.), R2 = 0,5347 (2015 г.).

120,00

100,00

80,00

60,00

о-

40,00

0?

20,00

0,00

-20,00

-40,00

Я = 0,7224

5,00

10,00

15,00

20,00

Налоговая нагрузка, %

Рис. 7.Корреляционнаясвязъ налоговой нагрузкии рентабелъностиоперационной прибыли вметмлургическом яроизводлтво и пркязеоЛстие готоиын митллличосяих пзбяянО в разрезе малых предприятий в 2014 г.

Я = 0,5347

-5,00

4,00

5,00

6,00

Налоговая нагрузка, %

Рил. в.Корреляриооняяснязъ налоговой нагрузкии рунтабелъности операционной прибыли вмнтмуургическом яроизводлтво и лрквееоЛстее готоиын митллличесеио избелнО в разрезе малых предприятий в 2015 г.

Принимая во внимание, что в 2014 г. его значение лежит в диапазоне 0,7—1, можно сделатьвывод о том, всо сущесвпуес прямая олывжитвльпая залд-симость (так называемая тесная связь) между исследуемыми нами величинами. В свою очередь в 2015 г. значение коэффициента детерминации попало в диапазон 0,5—0,69. Это говорит о том, что в этом году наблюдается средняя положительная связь между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли. Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили их следующие значения: в 2014 г. значение коэффициента достигло уровня 1,17, а в 2015 г. — 0,81, что гораздо ниже уровня 2014 г. Иными словами, в 2014 г. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к большему увеличению рентабельности операци-

онной прибыли (1,17 % в 2014 г. против 0,81 % а 0015 г.).

Графиоеыкиглррелоциона ая мпяььмедцс ис-следуемыми показателями по малым предприятиям, формирующим отрасль оптовой торговли, а также корреляционное поле представлены на рис. 9 и 10.

Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли в оптовой торговле составил R2 = 0,5189 (2014 г.), R2 = 0,5384 (2015 г.). Принимая во внимание, что значение коэффициента лежит в диапазоне 0,5—0,69 как в 2014, так и в 2015 г., можно сделать вывод о наличии средней положительной связи между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли. Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили,

50,00 40,00 30,00

оз 20,00

0

-10Д)

п .

• 0 •

• лП • К2 = 0ЯЦ89и

•¿Ып он*7 .Я-1 % • з

ОНЯдан^'*/' - •

2,0° 4,00 6,00 8,00 10,00 12,00

Налоговая нагрузка, %

Рис. 9. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельное»!о лперационной прибыли в оптовой торговле в разрезе малых предприятий в 2014 г.

80,00 "70,00 (50,00 50,00 ^ -40,00

30,00

К2 = 0,5384..--"

Л' V

-10,00

10,00

15,00

20,00

25,00

30,00

Налоговая нагрузка, %

Рис. 10. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабелъности операционной прибыли в оптавнй ткргывкл ираыризл милых плеОнриляоп в 2Н05 г.

что значение коэффициентов эластичности и в том и в другом годах находилось практически на одном уровне: в 2014 7. — 0,68, в 2015 г. — 0,69. Иными словами, за 2014—2015 гг. изменение среднего значения нало говой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к увеличению рентабельности операционной при были на 0,68 % и 0,69 % соответственно.

Графически коррлллционная связь между исследуемыми показателями по малым предприятиям, формирующим строительную отрасль, а также корреляцио иное поле представлены на рис. 11 и 12.

Принимая во виимлние, что значение коэффициента лежит в диапазоне 0,3—0,49 как в 2014, так и в 2015 г., можно сделать вывод о наличии умеренной положительной связи между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли. Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняе-

мо й переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили, что значение коэффициентов эластичности и в том и в другом годахиаходилось практически на одном уровне: в 2014 г. — 0,69, в 2015 г. — 0,62. Иными словами, за 2014—2015 гг. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к увеличению рентабельности операционной прибыли на 0,69 % и 0,62 % соответственно. Несмотря на меньшие значения коэффициента детерминации в строительной отрасли по сравнению с оптовой торговлей, из-меление ерлл ней величины рало говой нагрузки иривудет % одинаковому увеличению рентабельности операционной деятельности в обеих отраслях.

Результаты корреляционного анализа влияния налоговой нагрузки на рентабельность операционной прибыли малых предприятий трех анализируемых отраслей Челябинской области представлены в табл. 3.

Рас. 11. Роррелярионнаясяязъ налоговой нагрузки ирентабелъности операционнойприбыли в строителъстее в разрезе мапых предприятий в 2014 г.

§ о?

70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

0

-10,00 -20,00

-А.

о ♦♦ ♦ ♦ Л = 0,325

♦ 1 л.

1 ♦ ♦ 5 ♦ ♦ ' ^ ^ ♦ ж ♦ ♦

-Ф ♦♦ ♦

4,00

6,00

,00

10,00

12,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговая нагрузка, %

Рис. 12. Корреляционнаясвязъ налоговой нагрузкии рентабельности операционной прибыли в строительстве в разрезе мапых предприятий в 2015 г.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа влияния налоговой нагрузки нарентабельностьоперационной прибыли малыхпредприятий поключев ым атраслям Черцбиьцксш областл

РхОтррель Гол ^Ч Метолл^гиесское ироизтодспво И ИрОПЗВХДСОВО готовых металлических изделий Оетои ао тоеговлт Тхроитетсатхо

э хг о о2 ь

2004 0,722е 1,10 о^^юв 0,Х8 0,416Л хао

2а 15 о,5зао 0,81 0ЦЙ84 о,лт 0,60

В результате проведенного выше анализа можно сделать вывод, чтоналоговая нагрузка оказывает существенное влияниенауспешность средних предприятий, в частности на такой показатель, как эффективность. При этом, во-первых, из всех анализируемых нами отраслей наибольшее

влияние наблюдается в металлургическом производству и производстве готовых металлических изделий как по средним, так ипомалымпредпри-ятиям за весь анализируемый период. Во-вторых, по всем анализируемым отраслям (включая как малые, так и средние предприятия) необходимо

отметить снижение влияния данного фактора на показатель успешности в 2014—2015 гг. При этом наибольшее снижение влияния отмечено по малым предприятиям (коэффициент детерминации R2 в среднем колеблется в диапазоне 0,4—0,5).

Таким образом, анализ, представленный в настоящем исследовании, базируется на авторской методике анализа влияния факторов внешней среды (налоговой нагрузки) на один из показателей успешности предприятий (рентабельность операционной прибыли). В после-

дующем новые исследования повлекут за собой представление аналогичных выводов и рекомендаций для всех отраслей российской экономики, но уже на основе разработанной интегральной оценки успешности малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, позволит представителям государственной власти применять их в процессе разработки программ государственной поддержки, а субъектам малого и среднего предпринимательства — в процессе принятия управленческих решений.

список литературы

1. Бархатов, В. И. Взаимодействие государства с малым и средним бизнесом: налоговый аспект /

B. И. Бархатов, И. А. Белова // Экон. возрождение России. — 2016. — № 1 (47). — C. 160—166.

2. Бархатов, В. И. Природа и противоречия успешности малого и среднего бизнеса в современной экономике / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. —

C. 8—14.

3. Бархатов, В. И. Успешность бизнеса как операциональное понятие для управленческой деятельности / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Управленческие науки в современном мире : сб. докл. науч. конф. : в 2 т. — СПб. : Реал. экономика, 2015. — Т. 1. — С. 11—14.

4. Николаева, Е. В. Институциональные факторы успешности предприятий среднего бизнеса в Челябинской области / Е. В. Николаева, И. А. Белова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. — C. 159—176.

5. Белова, И. А. Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России / И. А. Белова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 6 (388). Экон. науки. Вып. 53. — C. 77—85.

6. Белова, И. А. Налоговая нагрузка как фактор успешности предприятий среднего бизнеса Тюменской области / И. А. Белова // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : материалы XXXIX науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечеств. войне (Миасс, 24 апр. 2015 г.). — Миасс : Геотур, 2015. — С. 77—83.

7. Белова, И. А. Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса как внешний фактор их успешности / И. А. Белова // Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром-2015) : тр. междунар. науч.-практ. конф., 8—10 окт. 2015 г. — СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2015. — С. 472—479.

8. Кудрявцева, Т. А. Программы поддержки малого бизнеса через систему кредитования / Т. А. Кудрявцева // Современное развитие малого бизнеса : материалы III Всерос. проф. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2015. — С. 150—152.

9. Модель успешного предприятия малого и среднего бизнеса в России / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев, Е. В. Николаева [и др.] ; под ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2016. — 320 с.

10. Николаева, Е. В. Влияние трансакционных издержек на успешность предприятий малого и среднего бизнеса в российских регионах / Е. В. Николаева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 18 (373). Экономика. Вып. 51. — С. 140—148.

11. Николаева, Е. В. Трансакционные издержки и налоговая нагрузка как факторы успешности среднего бизнеса Челябинской области [Электронный ресурс] / Е. В. Николаева, И. А. Белова // Стратегии бизнеса : электрон. науч.-экон. журн. — 2014. — № 4 (6). — URL: http://www.strategybusiness.ru/index. php/jour/article/view/121/116 (дата обращения 20.01.2017).

12. Плетнев, Д. А. Взаимосвязь успешности малого и среднего бизнеса в России и социальной ответственности его руководителей / Д. А. Плетнев // Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой индустриализации : материалы IV Междунар. науч. конф. : в 2 ч. Ч. 1 — Омск, 2015. — С. 492—497.

13. Плетнев, Д. А. Три измерения успешности малого и среднего бизнеса в России / Д. А. Плетнев, В. И. Бархатов // Стратегическое планирование и развитие предприятий : материалы симп., Москва, 14—15 апр. 2015 г. Секция 1. — М., 2015. — С. 25—27.

14. Природа, факторы и измерение успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России / под общ. ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2015. — 302 с. — (Электронная книга).

15. Филиппова, И. Н. Проблемы и перспективы малого бизнеса в условиях изменений налогового законодательства / И. Н. Филиппова // Современное развитие малого бизнеса : материалы III Всерос. проф. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2015. — С. 110—111.

16. Dwenger, N. Sharing the burden: Empirical evidence on corporate tax incidence / N. Dwenger, P. Rat-tenhuber, V. Steiner // School of Business & Economics. — 2011. — Vol. 19.

17. Hansford, A. Tax compliance costs for small and medium sized enterprises: the case of the UK / A. Hansford, J. Hasseldine // eJ. of Tax Research. — 2012. — Vol. 10, no. 2. — P. 288—303.

18. Taxation and small firms: creating incentives for the reinvestment of profits / F. Chittenden, P. Poutzi-ouris, N. Michaelas, T. Watts // Environment and Planning C: Government and Policy. — 1999. — Vol. 17. — P. 271—286.

сведения об авторе

Белова Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. belova@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2017. No. 2 (398). Economic Sciences. Iss. 56. Pp. 98—108.

tax burden and the success

OF SMALL AND MEDIuM-SIzED ENTERPRISES IN RuSSIA

I.A. Belova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. belova@csu.ru

The purpose of the article is to analyze the impact of the tax burden on the success rates of Russian small and medium-sized enterprises. At the same time, the main external factor affecting the success of small and medium-sized businesses is the tax burden. As an indicator of the success of small and medium-sized businesses, it is proposed to consider the profitability of operating profit. Information basis for the study is the accounting data of small and medium-sized enterprises in three significant industries in the Chelyabinsk region: metallurgical production and production of finished metal products, wholesale trade, construction in the period of 2014—2015. The data was provided by the leader in the field of information support — the First Independent Rating Agency. The correlation analysis is based on the methodology of this study.

Keywords: tax burden, success, business success, small business, medium business, small and medium enterprises.

References

1. Barkhatov V.I., Belova I.A. Vzaimodeystviye gosudarstva s malym i srednim biznesom: nalogovyy aspekt [State cooperation with small and medium businesses: tax aspect]. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii [Russia's Economic Revival], 2016, no. 1 (47), pp. 160—166. (In Russ.).

2. Barkhatov V.I. Priroda i protivorechiya uspeshnosti malogo i srednego biznesa v sovremennoy ekono-mike [Nature and contradictions success of small and medium businesses in today's economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 21 (350), pp. 8—14. (In Russ.).

3. Barkhatov V.I., Pletnev D.A. Uspeshnost' biznesa kak operatsional'noye ponyatiye dlya upravlencheskoy deyatel'nosti [The success of the business as an operational concept for the management of activities]. Up-ravlencheskiye nauki v sovremennom mire v 2 t. T1 [Management science in today's world in 2 vol. Vol. 1]. St. Petersburg, 2015. Pp. 11—14. (In Russ.).

4. Belova I.A. Institutsional'nye faktory uspeshnosti predpriyatiy srednego biznesa v Chelyabinskoy oblasti [Institutional factors of the success of medium-sized enterprises in the Chelyabinsk region]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 21 (350), pp. 159—176. (In Russ.).

5. Belova I.A. Razvitiye infrastruktury gosudarstvennoy podderzhki predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossii [Development of the infrastructure of the state support of small and medium-sized businesses in

Russia]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2016, no. 6 (388), pp. 77—85. (In Russ.).

6. Belova I.A. Nalogovaya nagruzka kak faktor uspeshnosti predpriyatiy srednego biznesa Tyumenskoy oblasti [The tax burden as a factor in the success of Tyumen region midsize businesses]. Nauka XXI veka: problemy, poiski, resheniya: materialy XXXIXnauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchasti-yem, posvyashchennoy 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne (Miass, 24 aprelya 2015 g.) [Science of the XXI century: problems, searches, solutions: Materials of XXXIX scientific conference with international participation, dedicated to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War (Miass, April 24, 2015)]. Miass, 2015. Pp. 77—83. (In Russ.).

7. Belova I.A. Nalogovye l'goty dlya malogo i srednego biznesa kak vneshniy faktor ikh uspeshnosti [Tax incentives for small and medium-sized businesses as an external factor for their success]. Innovatsionnaya ekonomika i promyshlennaya politika regiona (Ekoprom-2015) [Innovative Economy and Industrial Policy of the region (Ecoprom 2015)]. St. Petersburg, 2015. Pp. 472—479. (In Russ.).

8. Kudryavtseva T.A. Programmy podderzhki malogo biznesa cherez sistemu kreditovaniya [Programs to support small businesses through the credit system]. Sovremennoye razvitiye malogo biznesa [Modern development of small business]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 150—152. (In Russ.).

9. Barkhatov V.I., Pletnev D.A., Nikolaeva E.V. [et al.]. Model'uspeshnogopredpriyatiya malogo i srednego biznesa v Rossii [Model of successful small and medium business in Russia]. Moscow, Pero Publ., 2016. 320 p. (In Russ.).

10. Nikolaeva E.V. Vliyaniye transaktsionnykh izderzhek na uspeshnost' predpriyatiy malogo i srednego biznesa v rossiyskikh regionakh [The impact of transaction costs on the success of small and medium business in the Russian regions]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2015, no. 18 (373), pp. 140—148. (In Russ.).

11. Nikolaeva E.V., Belova I.A. Transaktsionnye izderzhki i nalogovaya nagruzka kak faktory uspeshnosti srednego biznesa Chelyabinskoy oblasti [Transactional expenses and tax burden as factors of success of medium business of Chelyabinsk region]. Strategii biznesa: elektronnyy nauchno-ekonomicheskiy zhurnal [Business Strategy: electronic scientific and economic magazine], 2014, no. 4 (6). Available at: http://www. strategybusiness.ru/index.php/jour/article/view/121/116, accessed 20.01.2017. (In Russ).

12. Pletnev D.A. Vzaimosvyaz' uspeshnosti malogo i srednego biznesa v Rossii i sotsial'noy otvetstven-nosti ego rukovoditeley [Relationship success of small and medium-sized businesses in Russia and the social responsibility of its leaders]. Institutsional'naya transformatsiya ekonomiki: rossiyskiy vektor novoy indus-trializatsii: materialy IVMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii v 2 ch. Ch. 1 [Institutional transformation of the economy: the Russian vector of new industrialization: proceedings of the IV International Conference in 2 pt. Pt. 1]. Omsk, 2015. Pp. 492—497. (In Russ.).

13. Pletnev D.A., Barkhatov V.I. Tri izmereniya uspeshnosti malogo i srednego biznesa v Rossii [Three measuring the success of small and medium-sized businesses in Russia]. Strategicheskoyeplanirovaniye i razvitiye predpriyatiy [Strategic Planning and Enterprise Development]. Moscow, 2015. Pp. 25—27. (In Russ.).

14. Barkhatov V.I., Pletnev D.A. (eds.). Priroda, faktory i izmereniye uspeshnosti predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossii [Nature, factors and measuring the success of small and medium-sized businesses in Russia]. Moscow, Pero Publ., 2015. 302 p. (In Russ.).

15. Filippova I.N. Problemy i perspektivy malogo biznesa v usloviyakh izmeneniy nalogovogo zakonodatel'stva [Problems and perspectives of small business in the conditions of changes in tax legislation]. Sovremennoye razvitiye malogo biznesa [Modern development of small business]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 110—111. (In Russ.).

16. Dwenger N., Rattenhuber P., Steiner V. Sharing the burden: Empirical evidence on corporate tax incidence. School of Business & Economics, 2011, vol. 19.

17. Hansford A., Hasseldine J. Tax compliance costs for small and medium sized enterprises: the case of the UK. eJournal of Tax Research, 2012, vol. 10, no. 2, pp. 288—303.

18. Chittenden F., Poutziouris P., Michaelas N., Watts T. Taxation and small firms: creating incentives for the reinvestment of profits. Environment and Planning C: Government and Policy, 1999, vol. 17, pp. 271—286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.