Научная статья на тему 'Налоговая безопасность как компонента экономической безопасности'

Налоговая безопасность как компонента экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1431
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TAX SECURITY / ПЕРЕЛОЖЕНИЕ НАЛОГОВ / TAX SHIFTING / ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / DOUBLE TAXATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / MODERNIZATION OF TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев Александр Иванович, Пономарев Максим Александрович, Топоров Игорь Викторович

В статье показано, что налоговая безопасность является составной частью экономической безопасности. Раскрываются существующие угрозы налоговой безопасности и пути их преодоления в налоговом процессе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX SECURITY AS AN INTEGRAL COMPONENT OF THE ECONOMIC SECURITY

The article represents that the tax security is an integral component of the economic security. The existing tax security threats and the ways to overcome them in the tax process in Russia are disclosed.

Текст научной работы на тему «Налоговая безопасность как компонента экономической безопасности»

УДК 336

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пономарев доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Александр налогообложения и бухгалтерского учета,

Иванович Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии

народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: ponomarev@uriu.ranepa.ru

Пономарев кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и Максим предпринимательства, докторант,

Александрович Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: ponomarev@uriu.ranepa.ru Топоров аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал

Игорь Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Викторович при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: toporov_91@mail.ru

Аннотация

В статье показано, что налоговая безопасность является составной частью экономической безопасности. Раскрываются существующие угрозы налоговой безопасности и пути их преодоления в налоговом процессе России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая безопасность, переложение налогов, двойное налогообложение, модернизация налогового администрирования.

Экономическая безопасность страны - это комплексная характеристика основных параметров процесса развития экономической системы страны, при которых обеспечивается предупреждение возникновения или ликвидация угроз эффективному воспроизводству и использование основных элементов ее потенциала как составных частей единой системы национальной экономики. Сущность экономической безопасности государства состоит в способности экономики обеспечивать качество жизни населения на уровне стандарта развитых стран мира, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества, в возможности противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, создании механизма защиты экономических интересов на основе применения государственной властью правовых, экономических и административных мер воздействия.

Угроза представляет собой реально существующую осознаваемую возможность воздействия на социальный организм, определяемую совокупностью объективных и субъективных факторов, в результате которых возможно ухудшение его состояния, придание его развитию негативной динамики либо нанесение ущерба или вреда, несовместимых с его жизнеспособностью. Безопасность в целом может быть рассмотрена как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз различной степени интенсивности, а также как способность к их нейтрализации.

Важнейшей составляющей экономической безопасности является система налоговой безопасности, предполагающей реализацию законодательно утвержденных норм и правил налогообложения, налогового планирования и прогноза, а также контроль соблюдения налогового законодательства России.

Понятие налоговой безопасности определено через категорию устойчивого, сбалансированного экономического роста, «стабильности» или «устойчивости» системы налогообложения России. Устойчивость системы налогообложения России, её развитие, чувствительность и безопасность предпола-

гают создание надёжных условий сдерживания угроз, способных дестабилизировать налоговую систему, а также создание дружественных отношений взаимодействия с налогоплательщиками.

В настоящее время для России актуальна проблема, связанная с налогом как способом экономической взаимосвязи между налогоплательщиком и государством. В России налог есть прежде всего правовая категория, выражающая формализованные отношения государства и налогоплательщиков. Налог - это норма права, так как иначе, как по закону, он уплачен быть не может. На этой основе разрабатываются и принимаются законы по каждому виду налога, определяются методы и формы исчисления, налоговая база, сроки уплаты. «Сегодня это не только право государства, но и право налогоплательщика знать, сколько, за что и с какой эффективностью используются его налоговые платежи. Равное налоговое право - это отношение сотрудничества между государством и налогоплательщиком» [1]. Необходимо понимать, что налог - прежде всего экономическая категория, связанная с процессом формирования стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода. Все экономические новации должны происходить путем применения экономических функций налога. Прежде всего налоговая безопасность требует приведения законодательства в соответствие с экономической сущностью налога.

Наиболее существенную внутреннюю угрозу для России представляет несовершенство налоговой системы, которая не учитывает региональные особенности экономического, финансового и налогового потенциалов.

По агрегированному показателю качества налоговой системы Россия занимает 130-е место из 178 стран мира. Данная оценка сформировалась под влиянием следующих показателей: по налоговым затратам она занимает 131-е место, по количеству налоговых платежей - 58-е, а по времени, затраченному на налоговое администрирование, - 151-е место [2]. В 2013 г. по агрегированному показателю качества налоговой системы Россия занимала 112-е место, а по времени, затраченному на налоговое администрирование, - 63-е место. Тем не менее, эти результаты наглядно показывают, что в России преимущества относительно низкой налоговой нагрузки девальвируются высокой административной нагрузкой в налоговой сфере. Эффективность налоговой системы следует определять не затратами на взимание налогов, а социально-экономической результативностью их использования, обеспечивающей устойчивый экономический рост и повышающей богатство и удовлетворенность налогоплательщиков.

Налоги призваны обеспечивать рост богатства путем социализации части индивидуальных богатств; в свою очередь, налоговые формы и налоговые ставки должны соответствовать уровню общественного богатства страны, величине ее ВНП и его душевому потреблению.

Налоговое бремя и среднедушевой валовой внутренний продукт - это корреспондирующиеся понятия. По уровню ВВП, приходящегося на душу населения, Россия серьезно отстает от западных стран, а по налоговому бремени стоит в одном ряду со Швейцарией, Великобританией, Германией. Налоговое бремя можно обеспечить ростом налогов и налоговых ставок, а можно и нужно путем расширения налоговой базы и налогового потенциала территорий.

Налоговый потенциал - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. Налоговый потенциал страны определяется общим экономическим потенциалом. Экономический потенциал страны определяется производительными силами и производственными отношениями. Различия в производительных силах и в производственных отношениях российских регионов определяют неодинаковый экономический и налоговый потенциал российских регионов, он отличается, поскольку различны социально-экономические, инфраструктурные, географические, демографические, климатические и прочие условия производства. Поэтому региональные налоги в зависимости от объективных экономических условий могут и должны также различаться. Наша налоговая система не учитывает ни того ни другого.

Налоговые перекосы самым негативным образом сказываются на спросе и предложении, удовлетворении производственных и личностных потребностях, стесняет рынок и как результат - сокращают поступления в казну. Искажение налоговой структуры, дополненное инфляционными про-

цессами, ставшими обыденными для российской действительности, на первый план выдвигают проблему переложения налогов.

Переложение может быть прямым или обратным. Прямое переложение налога имеет место, когда налогоплательщик перелагает налог на носителя налога. Обратное переложение имеет место тогда, когда носитель налога перелагает налог на налогоплательщика. Переложение на потребителя осуществляется легче, если налогу подлежит конечный продукт. Если же налогу подлежит продукт, находящийся в промежуточной стадии производства, то налог можно остановить и на первом производителе или же он может распространиться на второго и вплоть до окончательного потребителя в зависимости от различных условий. Выделяют переложение простое и сложное. Простое переложение предполагает переложение в пределах одного звена (от продавца к потребителю). Сложное переложение может состоять из нескольких актов, когда налог перекладывается от одного лица к другому, от другого к третьему. Сложное переложение на протяжении всей цепочки производства и реализации товаров и услуг свойственно НДС.

В РФ налоговый потенциал подвержен жесткому влиянию внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов. Действие данных факторов приводит к различным искажениям свойств налоговой системы. На практике это приводит к налоговому гнету, переложению налогов, уходу от налоговых обязательств, нарушению целостности системы и пр. «Изменение состава и высоты налогов вследствие проведения радикальной налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономике страны, предпринимательстве, населении, привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами» [3].

Российская налоговая система не учитывает переложение налогов, существует двойное налогообложение, налоговый воздух в ценах, плоская шкала налогообложения, крайне усложнено администрирование налоговой системы, она перегружена контрольными функциями.

Двойное налогообложение внутри страны существует сплошь и рядом. Например, НДС снимается со вновь созданной стоимости, которая в «растворенном виде» содержит все виды доходов -прибыль, заработную плату, ренту, процент. Затем с этих доходов идут отчисления в социальные фонды, с оставшихся частей начисляется налог на доходы, завершают процесс «двойного налогообложения» косвенные налоги.

Налоговый воздух в ценах иногда в несколько раз превышает затраты на производство товара, это наносит вред рыночной экономике в целом, так как снижает стимулы к сокращению затрат путем лучшей организации труда, введением нового оборудования, новых технологий и прочее, то есть делает ненужной или вялой конкуренцию.

В российской налоговой системе отсутствует юридическое признание планирования, что занижает стимулы ведения предпринимательской деятельности. На макроуровне это наносит вред планированию и прогнозируемому бюджетному процессу, так как оно ведется от достигнутого уровня, а не научно, путем определения экономического, финансового и налогового потенциалов страны, регионов, городов, муниципалитетов. На микроуровне отсутствие де-юре планирования делает его незаконным, снижает стимулы к предпринимательской деятельности.

На наш взгляд, снижает налоговую безопасность страны и признание заработной платы доходом. Заработная плата - это стоимость и цена рабочей силы, ее размер определяется рядом показателей экономического, культурного и исторического характера. Работник на рынке труда, а не на рынке капитала заключает договор с предпринимателем об использовании его рабочей силы, поэтому она - не доход, налогообложение заработной платы наносит вред ее воспроизводству.

В России применяется плоская и регрессивная шкала налогообложения Прогрессивная налоговая шкала применяется во всех развитых странах - это необходимое условие сбалансированности и устойчивости рыночной экономики, ее инвестиционной емкости, социальной устойчивости и социальной справедливости. Некоторые исследователи отмечают противоречивость прогрессивного налогообложения, регрессивность подается как этап реформирования подоходного налогообложения. Их аргументы в полной мере представлены заведующим лабораторией межбюджетных отношений Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Владимиром Назаровым. По его мнению, отмена

действующей на сегодняшний день плоской шкалы налогообложения сделает бедных беднее, инвесторов пугливее, судебные издержки выше.

Во-первых, отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления - постоянству правил игры.

Во-вторых, прогрессивная шкала НДФЛ приведет к тому, что богатые территории станут значительно богаче (поскольку НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты).

В-третьих, плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки.

В-четвертых, введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов.

В-пятых, прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала [4].

Мы считаем, что все апологетические рассуждения разбиваются о закономерности рыночной экономики.

В результате внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции складывается единая норма прибыли, что означает, что равновеликий капитал должен приносить равновеликий доход. Например, если Ваш капитал составляет 100000 рублей, при средней норме прибыли 10 % Вы получите доход 10000 рублей, если Ваш капитал 1 млн рублей, то Вы получите доход 100000 рублей.

Этот же принцип должен применяться и в налогообложении и звучит так: «Равновеликий доход должен облагаться равновеликим налогом». Это означает, что прогрессивность налогообложения -объективная экономическая закономерность. Поэтому любые рассуждения о регрессивности как этапе реформирования подоходного налогообложения ошибочны и наносят вред экономическому развитию и социальной справедливости.

Усложнение налоговых процедур и взаимоотношений с налоговыми органами привело к администрированию процесса налогообложения в целом в Европе, а позднее и в России. Его необходимо проводить не путем частичного совершенствования процессов администрирования, а путем модернизации администрирования. Прежде всего необходимо понимать и принимать, что ведущую роль играет налогоплательщик, поэтому налоговое администрирование должно осуществляться для налогоплательщиков и в интересах налогоплательщиков путем упрощения налогового законодательства, уменьшения налоговых ставок и налоговых режимов, дружеского диалога и обмена мнениями, путем перехода от шедулярной системы налогообложения к глобальной.

Экономическая безопасность прежде всего требует обеспечения налоговой безопасности путем модернизации администрирования налоговой системы и налоговой политики. Налоговая система должна соответствовать уровню развития производительных сил и производственных отношений. Совершенствование налоговой политики предусматривает: пересмотр удельного веса федеральных, региональных и местных налогов с учетом региональных особенностей, правильное определение налогового бремени, ликвидацию налогового воздуха в ценах, преодоление «двойного налогообложения», признание и регламентацию налогового планирования, учет процессов переложения налогов, усиление значимости экономических функций налогов, определение экономического и налогового потенциала российских регионов. Одним словом, модернизация налоговой политики должна перестроить налоговый процесс и налоговые отношения в интересах налогоплательщиков.

Литература

1. Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование В Российской Федерации. М.: «Фи-

нансы и статистика», 2006. 288 с.

2. Отчет Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и Pricewaterhouse Coopers -

Paying Taxes 2008.

3. Штундюк В.Д. Требуется переоткрытие закона налогового переложения // Финансы. 1999. № 8. С. 31-33.

4. Назаров В.В. Пять доводов против введения прогрессивного подоходного налога [Электронный

ресурс] // Forbes Общий доступ: http7/m.forbes.ru/artide.php?id=64631

Ponomarev Alexander Ivanovich, Doctor of Economics, professor, head of the department of the taxation and accounting; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ponomarev@uriu.ranepa.ru

Ponomarev Maxim Aleksandrovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor of the economic theory and business, doctoral candidate; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ponomarev@uriu.ranepa.ru

Toporov Igor Viktorovich, graduate student; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: toporov_91@mail.ru

TAX SECURITY AS AN INTEGRAL COMPONENT OF THE ECONOMIC SECURITY

Abstract

The article represents that the tax security is an integral component of the economic security. The existing tax security threats and the ways to overcome them in the tax process in Russia are disclosed. Keywords: economic security, tax security, tax shifting, double taxation, modernization of tax administration.

References

1. Ponomarev A.I., Ignatova T.V. Nalogovoe administrirovanie V Rossijskoj Federacii. M.: «Finansy i statistika»,

2006. 288 s.

2. Otchet Vsemirnogo banka, Mezhdunarodnoj finansovoj korporacii i Pricewaterhouse Coopers - Paying Taxes

2008.

3. Shtundjuk V.D. Trebuetsja pereotkrytie zakona nalogovogo perelozhenija // Finansy. 1999. № 8. S. 31-33.

4. Nazarov V.V. Pjat' dovodov protiv vvedenija progressivnogo podohodnogo naloga [Jelektronnyj resurs] // Forbes

Obshhij dostup: http://m.forbes.ru/article.php?id=64631

УДК 336.22

НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Голик доктор экономических наук, профессор кафедры налогообложения

Елена и бухгалтерского учета, Южно-Российский институт управления - филиал

Николаевна Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: dolfa@mail.ru

Аннотация

В статье представлен теоретико-методологический подход к анализу налога, налоговой безопасности, его экономическая природа. Рассматривается роль экономических интересов налогоплательщика и государства в обеспечении снижения неопределенности, рисков и угроз в налогообложении. Акцентируется внимание на значимости реального производства, добавленной стоимости в этом процессе.

Ключевые слова: налог, экономическая природа налога, налоговая безопасность, добавленная стоимость, экономический интерес, общественное благо, налоговый доход.

Проблема безопасности в экономической сфере в последнее время относится к разряду наиболее актуальных, поскольку непосредственно отражает состояние и перспективы рыночной модели развития страны. Она в своей основе отдает приоритет поведению потребителя в рыночной среде, а поэтому любые факторы роста бюджетных ограничений на уровне индивида, структур бизнеса и государства ведут к сокращению совокупного спроса. В этих условиях степень экономических угроз и рисков возрастает. Подтверждением такого состояния в последние годы является не только сокращение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.