19 (307) - 2008
Налоговая политика
налоговая амнистия - 2007:
оценка результативности
А.Ю. РЬМАИОБ, доктор экономических наук новосибирский государственный технический университет
С 1 марта 2007 г., не позднее двух лет после оглашения соответствующей инициативы в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2005 г., в Российской Федерации была введена налоговая амнистия. Она приняла форму упрощенного порядка декларирования доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей, не охваченных налогообложением до 2006 г.
Объявлению налоговой амнистии во многом способствовало относительно благополучное состояние государственных финансов Российской Федерации, а также достаточно последовательное реформирование налогового администрирования.
Первое обстоятельство, помимо прочего, послужило весомой предпосылкой для невведения возможных санкций для лиц, «не заинтересовавшихся» налоговой амнистией. Это согласуется с официальной позицией должностных лиц Правительства РФ.
Второе обстоятельство выражается в стремлении к повышению организационной простоты и прозрачности налоговых административных процедур в налоговой системе Российской Федерации. Оно согласуется с предоставлением физическим лицам возможности задекларировать доходы, не охваченные налогообложением в «дореформенных условиях».
Таким образом, общий фон для применения физическими лицами налоговой амнистии выглядел достаточно благоприятным.
Формально до 2007 г. в Российской Федерации проводилась одна налоговая амнистия — в 1993 г. Однако, по признанию многих международных экспертов1, реструктуризация просроченной задол-
1 См., например: Torgler B., Schaltegger C. A. // Tax Amnesty and Political Participation, University of Basel, WWZ, 2003.
женности по налогам и сборам, проводимая в конце 1990-х гг., также расценивается как разновидность налоговой амнистии. Таким образом, упрощенное декларирование доходов физическими лицами в 2007 г. можно отнести к третьей налоговой амнистии в истории современной России.
Обоснование, организация проведения и элементы налоговых амнистий. Органы власти всех уровней в рамках реализации финансовой политики часто обращаются к налоговым амнистиям. Налоговая амнистия обычно позволяет индивидам или организациям уплатить прежде не уплаченные налоги, как правило, не подвергаясь санкциям за нарушение налогового законодательства, к которым обычно приводит раскрытие уклонения от уплаты налогов. Налоговая амнистия проводилась во всех частях света: в Европе (Бельгия, Ирландия, Италия, Франция, Швейцария), в Северной и Латинской Америке (Аргентина, Боливия, Бразилия, Гондурас, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама, Перу, США, Уругвай, Чили, Эквадор), в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан, Шри-Ланка) и в Тихоокеанском регионе (Австралия, Индонезия, Новая Зеландия, Филиппины).
Налоговая амнистия может быть определена как программа, которая позволяет обеспечить в реальном исчислении снижение задекларированных или незадекларированных налоговых обязательств налогоплательщиков, по сравнению с налоговыми обязательствами, установленными законодательно2.
До вынесения решения об объявлении амнистии органы власти оценивают общий уровень на-
2 Le Borgne E. Economic and Political Determinants of Tax Amnesties in the U. S. States. International Monetary Fund: IMF Working Paper WP/06/222. - 2006 - 40 p.
логовой дисциплины. При обсуждении амнистии органы власти стремятся точно определить, какие проблемы привели налоговую систему в текущее состояние. Если не обратиться к этим проблемам, более вероятно, что результаты налоговой амнистии будут отрицательными, а не положительными.
Для принятия решения о проведении налоговой амнистии должны быть определены несколько элементов: условия применения налоговой амнистии, виды используемых налогов, стимулирование участия в налоговой амнистии и ее продолжительность.
Условия применения налоговой амнистии. В налоговой амнистии должно быть определено, какие налогоплательщики могут в ней участвовать. Обычно в амнистии разрешается участвовать любому налогоплательщику, имеющему неуплаченные налоги, поскольку реальный размер неуплаченных налоговых обязательств неизвестен налоговым органам. Данные лица могут как состоять, так и не состоять на учете в налоговых органах. Трактовка налогоплательщиков, не уплативших налогов и уже находящихся под следствием, при различных налоговых амнистиях может различаться. Как правило, в налоговых амнистиях разрешается участвовать как налоговым резидентам, так и лицам, не являющимся налоговыми резидентами соответствующей налоговой юрисдикции. Аналогичная ситуация — с юридическими лицами.
Данные условия соответствия требованиям налоговой амнистии — важные сигналы для индивидов об отношении налоговых органов к лицам, уклоняющимся от налогов. Прощение индивидов или организаций путем их допуска к участию в амнистии, даже после некоторых предпринятых попыток для выявления их уклонения от уплаты налогов, предполагает, что налоговые органы не расценивают уклонение от уплаты налогов как серьезное обвинение3. Результаты подобного отношения являются отрицательными для поддержания налоговой дисциплины.
Виды налогов, используемых в налоговой амнистии. В налоговой амнистии должно быть определено, какие налоги используются при ее проведении. При проведении многих амнистий используется какой-либо один налог, такой как подоходный налог, налог на прибыль, налог с продаж, налоги на недвижимость и др. Соответственно, ограничение на «амнистируемый» налог ограничивает круг
3 Необходимо различать «уклонение от уплаты налогов» (незаконное снижение налоговых обязательств) и «избежание налогов» (законное снижение налоговых обязательств).
налогоплательщиков, которые могут участвовать в амнистии. При проведении других амнистий физическим лицам и организациям разрешается погашать недоимку по любому налогу, по которому имеется задолженность, или по любому налогу, администрируемому налоговыми органами. В некоторых странах в последние годы объявлены налоговые амнистии в значительной степени с целью привлечь капитал, который граждане незаконно перевели за рубеж. Эта причина является одной из основных при введении упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами в Российской Федерации в 2007 г. Налоговые амнистии подобного вида обычно сокращают налоги (или освобождают от налогов) на все не учтенные прежде доходы, которые были использованы для инвестирования (приобретение нового оборудования, инвестиции в финансовые инструменты и др.).
Стимулирование участия в налоговой амнистии. При проведении налоговой амнистии должны быть определены сумма неуплаченных налогов, размеры пеней и санкций, которые будут прощены налоговыми органами. Общепринятым является неприменение или снижение санкций за нарушение налогового законодательства. Тем не менее трактовка как суммы неуплаченных налогов, так и размера пеней за эти неуплаченные налоги при проведении различных амнистий значительно различается.
При проведении практически всех налоговых амнистий от физических лиц или организаций требуется уплачивать налоги по действовавшему в соответствующие периоды налоговому законодательству. Тем не менее в некоторых налоговых амнистиях допускается рассчитывать действовавшие в соответствующие периоды налоги уже по текущим налоговым ставкам, а не по ставкам, применявшимся в периоды уклонения от уплаты налогов.
Продолжительность периода налоговой амнистии. Продолжительность налоговой амнистии может состоять из единовременного периода с заранее установленной продолжительностью, обычно от двух месяцев до одного года. При информировании о подобных периодах при проведении налоговой амнистии обычно подчеркивается, что должники имеют только эту единственную возможность для декларирования всех не уплаченных своевременно налогов. Тем не менее в некоторых странах стало обычной практикой объявление нескольких налоговых амнистий, даже если каждая из них позиционируется как единовременная (Аргентина, Бельгия, Индия, Филиппины и др.).
В налоговых системах некоторых стран функционирует постоянно действующая налоговая амнистия, которая позволяет налогоплательщикам уплатить налоги в любое время. В США подобная постоянно действующая амнистия проводилась с 1919 по 1952 г. в отношении подоходного налога. В налоговых системах Германии, Канады, Нидерландов, Норвегии и Швеции присутствуют элементы, схожие с постоянно действующей налоговой амнистией.
Преимущества и недостатки налоговых амнистий. Преимущества проведения налоговых амнистий. Налоговые амнистии используются, как правило, для немедленного, краткосрочного увеличения налоговых поступлений. В результате проведения некоторых налоговых амнистий обеспечилось существенное поступление доходов. Дополнительным преимуществом является то, что проведение налоговой амнистии позволяет налоговым органам уменьшить административные расходы за счет снижения документооборота и администрирования недоимки по налогам.
Кроме того, после проведения налоговой амнистии может улучшиться налоговая дисциплина. Это связано с возвращением лиц, прежде не плативших налогов, в налоговую систему и наделением их налоговых обязанностей. Данные лица могут стремиться исправить свои незаконные действия, но они опасаются обвинений и санкций, которые обычно возникают при выявлении уклонения от уплаты налогов. Предоставляя им возможность исправить свое прежнее уклонение от уплаты налогов и (вновь) войти в число налогоплательщиков, налоговая амнистия улучшает налоговую дисциплину: эти лица больше не должны скрывать своего прежнего уклонения от налогов, их вина уменьшена, а налоговые органы имеют сведения об их деятельности.
Налоговая дисциплина также улучшается, если налоговая амнистия:
• проводится после попыток улучшения контроля за соблюдением налогового законодательства и увеличения санкций за нарушение налогового законодательства;
• сопровождается предоставлением налогоплательщикам более широкого набора услуг и улучшением информирования налогоплательщиков об их обязанностях. Это может вызвать у налогоплательщиков большее стремление к уплате налогов.
Таким образом, к преимуществам налоговой амнистии относятся:
• обеспечение немедленного роста налоговых поступлений;
• сокращение административных расходов;
• улучшение налоговой дисциплины путем лучшего учета и мониторинга лиц, ранее не состоявших на учете в налоговых органах;
• улучшение налоговой дисциплины, если налоговая амнистия является частью реформы налоговой системы, сопровождающееся усилением контроля за соблюдением законодательства, обоснованным и справедливым размером санкций за нарушение налогового законодательства и предоставлением налогоплательщикам более широкого перечня услуг и консультирования.
Потенциальные недостатки проведения налоговых амнистий. Существуют отдельные недостатки проведения налоговых амнистий. Доходы от проведения даже более доходных налоговых амнистий относительно невелики4.
Более важно, что долгосрочное влияние амнистии на доходы является негативным. Это негативное влияние может происходить по нескольким причинам5.
1) честные налогоплательщики могут рассматривать налоговую амнистию как несправедливость и в ответ могут снизить налоговую дисциплину;
2) некоторые лица могут уплачивать налоги преимущественно из чувства наказуемости. Если амнистия уменьшает наказуемость как мотивирующий фактор, то после ее проведения налоговая дисциплина ухудшится;
3) налогоплательщики могут ожидать объявления другой налоговой амнистии в будущем и решить добровольно уплачивать меньше налогов в ожидании того, что в будущем это уклонение от налогов будет прощено6. Утверждения органов власти, что налоговая амнистия не будет повторяться, могут быть неубедительными, если уровень доверия к власти является низким, и др. Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами в Российской Федерации рассматривался органами власти именно как единовременная мера.
4 О формировании невысоких доходов от проведения налоговых амнистий см., например: Stella P. An economic analysis oftax amnesties // Journal of Public Economics. 1991. Vol. 46. Issue 3, p. 383-400; Alm J. Tax policy analysis: the introduction of a Russian tax amnesty // Georgia State University, 1998. — Working paper 98/6.
5 Alm J. Tax policy analysis: the introduction of a Russian tax amnesty // Georgia State University, 1998. Working paper 98/6.
6 О возможном снижении налоговых поступлений при увеличении вероятности объявления налоговой амнистии см.: Malik A. S., Schwab R. M. The economics of tax amnesties // Journal of Public Economics. 1991. Vol. 46. Issue 1. Р. 29 - 49.
В целом, к возможным недостаткам проведения налоговых амнистий относятся:
• привлечение относительно небольших доходов;
• снижение налоговой дисциплины отдельных групп налогоплательщиков.
Общая характеристика упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами. Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами (УПДД) предполагал уплату физическими лицами декларационного платежа без представления в уполномоченные органы (налоговые органы и др.) документов о видах и источниках полученных доходов. Декларационный платеж рассматривался как сумма денежных средств, уплачиваемая физическими лицами в соответствии с УПДД. Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами регулировался Федеральным законом от 30.12.2006 № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» (далее — Закон № 269-ФЗ)7.
Целью УПДД являлось предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 2006 г. 8 и подлежащих налогообложению в Российской Федерации посредством уплаты декларационного платежа.
Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами был направлен на привлечение капитала в национальную экономику за счет денежных средств физических лиц. Данный порядок позволял физическим лицам легализовать в налоговых целях ранее полученные доходы, с которых налоги не были уплачены в соответствии с действовавшим налоговым законодательством.
Правительство РФ не ожидало от упрощенного порядка декларирования доходов существенных поступлений. Так, за весь заявленный период проведения УПДД (2007 г.) запланированная сумма поступлений составляла 222 970 тыс. руб. Основной целью проведения налоговой амнистии для Правительства РФ являлось укрепление доверия между государством и налогоплательщиками9.
Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами в версии Закона № 269-ФЗ
7 Российская газета. № 297. 31.12.2006.
8 То есть до налогового периода (2006 г.), за который доходы должны декларироваться в обязательном порядке в 2007 г.
9 По заявлению заместителя министра финансов России
С. Д. Шаталова на пресс-конференции, посвященной введению
в действие Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами».
являлся достаточно демократичной формой проведения налоговых амнистий. Формально законодатель даже отошел от использования самого термина «налоговая амнистия», дабы «не смущать» потенциальных плательщиков декларационного платежа. В самом названии Закона № 269-ФЗ и в тексте документа использовалась более нейтральная, на взгляд законодателя, формулировка — «упрощенный порядок декларирования доходов». Этот термин сформировался в ходе обсуждения законопроекта в Государственной Думе РФ, а его использование обосновывалось стремлением отойти от малейшего упоминания о возможной вине налогоплательщиков и тем самым минимизировать риски потенциальных плательщиков декларационного платежа. Важным аргументом являлось то, что до 2006 г. на поведение налогоплательщиков при их (не) исполнении налоговых обязанностей существенное влияние могли оказывать сложность законодательства, высокая налоговая нагрузка и проведение налоговой реформы10.
Продолжительность действия УПДД. Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами действовал в период с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г.
Категории физических лиц, не имевших права использовать УПДД. Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами не применялся к доходам физических лиц, по которым в установленном налоговым законодательством Российской Федерации порядке ранее уже были уплачены налоги, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.
Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами не распространялся на лиц, в отношении которых имелся вступивший в законную силу обвинительный приговор за совершение преступления за уклонение от уплаты налогов и сборов11, если при этом судимость за данное преступление не снята и не погашена.
Общая характеристика плательщиков и элементов декларационного платежа приведена в табл. 1.
Порядок исчисления декларационного платежа. Физические лица были вправе в период с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г. самостоятельно исчислить и уплатить декларационный платеж.
Декларационный платеж рассчитывался на основе суммы доходов физического лица, с которых в
10 См., например: Золотов А., Коган Б. За амнистией не в налоговую, а в банк // ЭЖ-Юрист. 2007. № 2.
11 В соответствии со ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».
Таблица 1
Плательщики и элементы декларационного платежа
элементы декларационного платежа характеристика элементов декларационного платежа
Плательщики Физические лица (в том числе получившие доходы от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой)
Объект обложения Доходы физических лиц
Платежная база Сумма доходов физических лиц, с которых в соответствии с налоговым законодательством РФ ранее не были уплачены соответствующие налоги и сборы
Платежный период С 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г.
Ставка платежа 13 %
Порядок исчисления платежа Декларационный платеж рассчитывается на основе суммы доходов физического лица, с которых в соответствии с налоговым законодательством РФ ранее не были уплачены соответствующие налоги, и ставки декларационного платежа
Порядок и сроки уплаты Декларационный платеж уплачивается в период с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г. через кредитную организацию, имеющую разрешение Центрального банка РФ на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, в наличной и безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства
Отчетность Отсутствует (представление каких-либо форм отчетности не требуется)
соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации ранее не были уплачены налоги— НДФЛ, ЕСН и ставки 13 %. Декларационный платеж относится к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и зачисляется в данные бюджеты по нормативу 100 %12.
Исполнение обязанностей по уплате налогов и представлению налоговых деклараций при упрощенном декларировании доходов. Уплата физическими лицами декларационного платежа признавалась исполнением обязанности по уплате соответствующих налогов и представлению налоговых деклараций.
По формальным признакам, физические лица, применяющие специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход) и уплатившие декларационный платеж, не признаются исполнившими обязанности по каким-либо налогам. Это связано с тем, что при применении данных специальных налоговых режимов в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, ни единый социальный налог, ни налог на доходы физических лиц (подоходный налог) не уплачиваются13.
Ограничения в использовании информации об уплате декларационного платежа. Расчетные документы, заявление на перевод денежных средств, подтверждающие уплату декларационного платежа, а также сведения, содержащиеся в этих документах, как правило, не могут быть истребованы у физического лица или банка14. Исключения составляют
12 См. ст. 57 БК РФ.
13 См. ст. 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ.
14 См. п. 1 ст. 4 Закона № 269-ФЗ.
случаи истребования по запросу:
- самого физического лица, осуществившего декларационный платеж;
- правоохранительных органов в целях проверки подлинности предъявленного физическим лицом расчетного документа15.
Расчетные документы, заявление на перевод и сведения не могут передаваться другим лицам, а также являться доказательством обвинения по уголовным делам и делам об административных нарушениях16.
При этом расчетные документы, подтверждающие уплату декларационного платежа, должны храниться у физических лиц до 1 января 2012 г. Расчетные документы, заявления на перевод физических лиц на перечисление декларационных платежей не направляются кредитными организациями в управления Федерального казначейства по субъектам РФ и должны храниться кредитными организациями также до 1 января 2012 г.
Результаты поступлений в бюджетную систему декларационного платежа. За весь период функционирования упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами (март — декабрь 2007 г.) общие поступления от уплаты декларационного платежа в Российской Федерации составили 3 657 751,1 тыс. руб. Учитывая ставку декларационного платежа, общий размер задекларированных доходов, на основе которых были уплачены декларационные платежи (база декларационного платежа), составил 28 136 547 тыс. руб. В сравнении с налоговой базой одного только налога на доходы
15 См. п. 3 ст. 4 Закона № 269-ФЗ.
16 См. п. 1 ст. 4 Закона № 269-ФЗ.
физических лиц (без единого социального налога), поступившего в налоговую систему Российской Федерации за аналогичный период (март — декабрь 2007 г.), база декларационного платежа составила 0,33 % от указанного значения (табл. 2).
Таблица 2
Сопоставление налоговой базы по налогу на доходы физичеких лиц и базы декларационного платежа в РФ (март — декабрь 2007 г.)
Налоговая база по налогу на доходы физических лиц, год, тыс. руб. База декларационного платежа, тыс. руб. База ДП*/НБ НДФЛ**, %
8 649 965 545,3 28 136 547 0,33
* ДП — декларационный платеж;
** НБ НДФЛ — налоговая база по налогу на доходы физичеких лиц.
Вклад федеральных округов в поступления от уплаты декларационного платежа. Приведенная выше сумма поступлений от уплаты декларационного платежа (3 657 751,1 тыс. руб.) сформировалась в основном за счет двух федеральных округов — Центрального и Дальневосточного: их вклад в общие поступления составил 80 % (соответственно 64 и 16 %). Если еще точнее, то практически за счет двух субъектов РФ: г Москва и Чукотский АО обеспечили 74 % общих поступлений декларационного платежа (58 и 16 % соответственно) (табл. 3). Причем, если «первое место» г. Москвы не является неожиданным, то «второе место» Чукотского АО можно отнести к «приятному сюрпризу» налоговой амнистии—2007.
Таблица 3
Структура уплаты декларационного платежа по федеральным округам (март — декабрь 2007 г.)
Федеральные округа Уплата ДП, тыс. руб. Структура уплаты ДП по федеральным округам, %
Центральный федеральный округ 2 339 424,0 64
В том числе г. Москва 2 125 206,2 58
Северо-Западный федеральный округ 230 427,2 6
В т. ч. г. Санкт-Петербург 199 142,6 5
Южный федеральный округ 117 226,1 3
Приволжский федеральный округ 166 204,0 5
Уральский федеральный округ 119 247,0 3
Сибирский федеральный округ 87 520,9 2
Дальневосточный федеральный округ 597 702,0 16
В том числе Чукотский АО 564 933,0 15
Российская Федерация 3 657 751,1 100
Ритмичность уплаты декларационного платежа. Российская практика проведения налоговой амнистии не отошла от устоявшейся в мире «традиции»: основная часть декларируемых в ходе налоговой амнистии сумм поступила в последний календарный месяц (84 %), более того — в последних его числах. Отдельные «всплески» уплаты декларационного платежа (3 %) происходили в первый месяц после объявления налоговой амнистии и в период летних отпусков. (табл. 4)
Таблица 4
Ритмичность уплаты декларационного платежа
в РФ (март — декабрь 2007 г.)
Период Уплачено ДП, тыс. руб. Структура уплаты ДП, %
Март 48 500 1
Апрель 101 587 3
Май 46 177 1
Июнь 78 313 2
Июль 102 559 3
Август 41 431 1
Сентябрь 37 174 1
Октябрь 53 468 1
Ноябрь 90 433 2
Декабрь 3058110 84
Итого 3 657 751 100
Таким образом, налоговые амнистии аккумулируют, как правило, относительно небольшую сумму дополнительных налоговых доходов. Это предполагает, что налоговую амнистию не следует рассматривать как надежный долговременный источник формирования государственных доходов. Повторяющиеся налоговые амнистии часто являются менее успешными в привлечении дополнительных доходов и имеют негативный эффект на налоговую дисциплину, потому что у налогоплательщиков формируется ожидание проведения следующей налоговой амнистии. Как и ожидалось, в ходе проведения российской налоговой амнистии — 2007 в краткосрочном периоде не удалось обеспечить значительного объема доходов: общие поступления от уплаты декларационного платежа составили относительно небольшую величину — 3,7 млрд руб. Общий размер задекларированных доходов составил около 0,3 % от налоговой базы одного только налога на доходы физических лиц. Общая сумма поступлений от уплаты декларационного платежа сформировалась в основном за счет двух субъектов РФ — г. Москвы и Чукотского АО. Основная часть декларируемых в ходе налоговой амнистии сумм поступила в последний календарный месяц.
Физические лица или организации с большей вероятностью принимают участие в налоговой амнистии, если она сопровождается налоговой реформой. Данный фактор, хотя и соответствует сложившейся ситуации в Российской Федерации, тем не менее не является решающим в принятии решения налогоплательщиками о принятии участия в налоговой амнистии.
Опыт проведения налоговых амнистий свидетельствует, что амнистии наиболее эффективны в привлечении доходов, если проводятся следующие мероприятия:
1) снижаются налоги, пени и штрафы на объекты налогообложения, включенные в амнистию;
2) обеспечивается улучшение соблюдения налогового законодательства.
В российском упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами оба данных обстоятельства также были учтены. Первое обстоятельство реализовано в виде использования самой низкой (из возможных) ставки декларационного платежа (13 %). Второе — согласуется с текущими мероприятиями по улучшению налогового администрирования (в рамках внесения изменений в первую часть Налогового кодекса РФ, в административное и уголовное законодательство).
Налоговая амнистия не должна использоваться как экстренная мера получения доходов. Это может привести к ухудшению налоговой дисциплины. Налоговая амнистия должна быть согласована с основными этапами налоговой реформы, что и наблюдается в настоящее время в Российской Федерации.
Налоговый механизм введенного в 2007 г. упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами характеризовался достаточно высоким уровнем конфиденциальности при уплате декларационного платежа, отсутствием необходимости предоставления каких-либо документов
налоговой отчетности17. При этом не требовалось указывать виды и источники доходов.
Также достаточно благоприятно выглядел размер ставки декларационного платежа — 13 %. Особенно это касалось индивидуальных предпринимателей, у которых в счет декларационного платежа засчитывался не только налог на доходы у физических лиц, но и единый социальный налог.
К недостаточной проработанности налогового механизма Закона № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» следует отнести неохваченность налоговой амнистией индивидуальных предпринимателей, применявших специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог). Они, на наш взгляд, необоснованно были исключены из потенциальных плательщиков декларационного платежа. Тем не менее, судя по неофициальным комментариям депутатов Государственной Думы РФ, плательщики специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог) в ходе обсуждения законопроекта Закона 269-ФЗ сознательно не были включены в число плательщиков декларационного платежа на том основании, что упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами предусматривался для физических лиц, а не хозяйствующих субъектов. По логике законодателя, физические лица, являющиеся плательщиками специальных налоговых режимов, могли уплатить декларационный платеж в качестве исполнения обязательств по налогу на доходы как физические лица (а не как индивидуальные предприниматели)18.
17 Что предусматривалось в проекте Закона № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами».
18 См., например: Березина Е, Бурыкина Н. Незнание не освобождает от ответственности // Московский бухгалтер. 2007. № 5.