Научная статья на тему 'Налогообложение природопользования в Российской Федерации'

Налогообложение природопользования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3065
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение природопользования в Российской Федерации»

Колодина М.В.

Оренбургский институт (филиал) МГЮА

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Установление обязательных платежей, взимаемых в связи с пользованием природными ресурсами, является одним из наиболее эффективных регуляторов природопользования, и применяется практически во всех развитых странах. Система экологических налогов и сборов является частью природоохранной политики государства, тем правовым фундаментом, который максимально обеспечивает соблюдение экологических стандартов на всех стадиях деятельности природопользователей[1]. Практика установления экологических платежей формируется не только внутри правовых систем отдельных государств, но и на международном уровне. Международное сообщество пришло к единому мнению о том, что наибольший ущерб природной среде наносят выбрасываемые в атмосферу так называемые парниковые газы. Поэтому данный вид негативного воздействия на природную среду стал одним из приоритетных критериев для установления экологических платежей во многих странах. В целях сокращения общего объема выбросов в 1997 г. был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Этим протоколом предусмотрено в течение определенного периода времени добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Для многих стран, подписавших этот протокол, выполнение его условий означает необходимость проведения существенной модернизации многих технологий, производств, оборудования. А для этого, естественно, следует увеличить инвестиции в основной капитал предприятий. Причём существенную часть этих инвестиций государства обеспечивают через введение системы экологических платежей. Таким образом, функциями экологических налогов являются возмещение государственных расходов на охрану окружающей среды, ограничение объёмов природопользования и повышение его эффективности. В настоящее время в странах Европейского Союза не существует единой системы налогов и сборов за негативное воздействие на окружающую среду.

Некоторые страны - члены ЕС в одностороннем порядке приняли ряд инициатив по экологическим налогам, в том числе за выбросы углерода. Финляндия первая в Европе (в январе 1990 г.) ввела «углеродный налог», облагающий ископаемые топлива (за исключением автомобильных топлив) согласно содержанию в них углерода и взимающийся с производства и импорта. В Швеции в мае 1990 г. введен «углеродный налог», ставка которого была установлена за 1 кг углекислоты, получаемой при сжигании нефти, угля, природного газа, газового конденсата и бензина. В Норвегии «углеродный налог» был введен в 1991 г. Основные виды экологических налогов и сборов на окружающую среду в Германии определяют цену за пользование окружающей средой, которая зависит от объемов такого пользования. К ним относятся специальный налог на финансирование окружающей среды, налог на защиту окружающей среды. Предусмотрены также платежи за загрязнение водной среды, сборы на продукты (товары, сырье), если указанные товары загрязняют окружающую среду. Такое налогообложение стимулирует производство экологичных видов сырья и продуктов. В Великобритании действуют экологические налоги на изменение климата, карьерные разработки, захоронение отходов. В Нидерландах налог за загрязнение поверхностных вод, введенный в 1969 г., применяется к загрязнению так называемых государственных вод (государственный налог), а также к загрязнению негосударственных вод (местный налог). Кроме Франции и Нидерландов налог на сброс отходов в водные объекты также введен в Австрии. В Бельгии имеется налог на загрязнение вод, в Финляндии - налог за загрязнение вод и налог на охрану вод, в Ирландии - налог на сброс отходов в водные объекты и налог на лицензирование водного загрязнения. В ряде стран Европы введены отдельные сборы на сельскохозяйственные удобрения. Например, в Австрии в 1986 г. был введен незначительный налог на удобрения, затем он был существенно увеличен. В Бельгии сбор на серные удобрения был введен в 1991 г. Этот сбор состоит из двух составляющих: базового

сбора с азотного и фосфатного содержания серных удобрений и сбора за само захоронение неиспользованных удобрений (потерявших свое качество). В Дании розничная стоимость пестицидов также является предметом налога (20% стоимости товара). В Финляндии налог на фосфатные удобрения был введен в 1990 г.

В Польше введены платежи за загрязнение воздуха, забор воды, сброс сточных вод, утилизацию твердых отходов, вырубку леса. Ставки платы регулярно пересматриваются с учетом инфляции. Проводится политика, направленная на сокращение количества загрязняющих веществ, за которые взимается плата. Введены платежи за продукцию, не соответствующую определенным экологическим стандартам. В Чехии платежи взимаются за выбросы в атмосферу, за продукцию с использованием хлорф-торуглеродов, за забор и загрязнение водных объектов, за деятельность, связанную с уничтожением отходов, за шумовое загрязнение (последний платеж взимается с аэропортов).

В Российской Федерации система обязательных платежей за природопользование в настоящее время установлена нормами Налогового кодекса РФ и некоторых других федеральных законов, а также постановлениями Правительства РФ. Таким образом, она включает как налоговые, так и неналоговые платежи. В число налоговых платежей входят сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 251 НК РФ), водный налог (глава 252 НК РФ), налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ), земельный налог (глава 31 НК РФ), а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

1. Сбор за пользование объектами животного мира взимается при выдаче соответствующего разрешения (лицензии). Плательщиками сбора являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование объектами животного мира. Под пользованием объектами животного мира понимается изъятие их из среды обитания. Ставка сбора устанавливается в твёрдой сумме и колеблется от 20 рублей до 15000 рублей за одно животное. При изъятии молодняка диких копытных животных в возрасте до одного года ставка сбора снижается в два раза. От сбора освобождается добыча животных в пределах лимитов для личных нужд представи-

телями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также добыча животных лицами, не относящимся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах их традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Лимиты добычи животных для личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ. От сбора освобождается также добыча животных в целях охраны здоровья населения и сельскохозяйственных животных (предотвращение эпидемий и эпизоотий), в целях регулирования видового состава объектов животного мира, для изучения запасов. Изъятие животных из среды обитания без взимания сбора допускается также для воспроизводства объектов животного мира в соответствии с разрешением органа исполнительной власти и в научных целях. По истечении срока действия лицензии на пользование объектами животного мира плательщик сбора имеет право на возврат суммы сбора по нереализованным лицензиям.

Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены отдельно для морских млекопитающих и для прочих объектов водных биологических ресурсов. Пониженные ставки в размере 15% от общих устанавливаются для градо- и посёлкообразующих российских рыбохозяйственных организаций при добыче в объёме установленных для них промышленных квот. Сбор уплачивается в виде разового взноса при выдаче лицензии и регулярных взносов. Размер разового взноса составляет 10% от общей суммы сбора. Регулярные взносы уплачиваются равными долями в течение срока действия лицензии.

2. Водный налог уплачивают организации и физические лица, осуществляющие специальное ил особое водопользование. Налогом облагаются такие виды водопользования, как забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики и лесосплава. Налог рассчитывается в зависимости от объема воды, забранной из водного объекта за квартал. Объём воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, а при их отсутствии - исходя из времени работы и производительности технических средств. Ставки налога устанавливаются в твёрдых размерах за

1 тысячу кубометров забранной воды по бассейнам рек, озёр, морей и экономическим районам. При использовании акваторий налог рассчитывается исходя из площади используемого водного пространства. При использовании воды в целях гидроэнергетики налогом облагается объём произведённой электроэнергии. На забор воды устанавливаются квартальные и годовые лимиты, при превышении которых ставка налога увеличивается в пять раз в части объёма превышения. От водного налога освобождаются некоторые виды водопользования, перечень которых установлен в ст. 333.9 НК РФ. К ним относится, например, использование акватории для строительства гидротехнических сооружений, для рыболовства и охоты.

3. Налог на добычу полезных ископаемых уплачивают организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями недр, то есть получившие в установленном порядке лицензию на разработку месторождений полезных ископаемых. Налогом облагаются добытые из недр полезные ископаемые: уголь, торф, углеводородное сырьё (нефть, газ, газовый конденсат), руды металлов, горнорудное неметаллическое сырьё, алмазы, сырьё радиоактивных металлов. Налог исчисляется исходя из стоимости добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (по показаниям измерительных приборов) или косвенным методом (расчётным способом, исходя из содержания полезного ископаемого в добытом минеральном сырье). При использовании прямого метода количество добытого полезного ископаемого уменьшается на сумму фактических потерь. Для оценки добытых полезных ископаемых при исчислении налога используется цена их реализации. Если налогоплательщик не реализует полезные ископаемые, налог исчисляют по их расчётной стоимости, которую подсчитывают как себестоимость их добычи. От налога освобождаются полезные ископаемые в части технологически обусловленных фактических потерь (в пределах нормативов, определяемых Правительством РФ), попутный газ, промышленные воды, минеральные воды, используемые в лечебных целях, и подземные воды, используемые в сельскохозяйственных целях. Освобождается от налога добыча полезных ископаемых из некондиционных или ранее списанных запасов. Снижение ставки налога в 0,7 раз применяется для налогоплательщиков, за счёт соб-

ственных средств осуществивших поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений, либо возместивших все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества полезных ископаемых.

4. Заключение соглашения о разделе продукции создаёт налоговые преимущества для пользователя недр. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусматривает возможность освобождения пользователей недр от некоторых видов налогов и сборов, в частности, от налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога, налога на имущество организаций и транспортного налога (в части имущества и транспортных средств, используемых для целей соглашения). А также, при исполнении соглашения о разделе продукции применяются другие правила исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций. При этом, часть добытых полезных ископаемых пользователь недр обязан передать в собственность государству.

5. Земельный налог взимается с земельных участков, принадлежащих гражданам и организациям. Плательщиками налога являются субъекты права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками. Налог исчисляется исходя из площади земельного участка и кадастровой стоимости земли, которая зависит от качества земли и её назначения. От налога освобождаются земли, используемые религиозными и благотворительными организациями, организациями инвалидов, организациями уголовно-исполнительной системы, законсервированные земли, а также земли, используемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ставки налога устанавливаются местными органами власти и не могут превышать 0,3% в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель жилищного фонда и 1,5% в отношении прочих земель.

Помимо налоговых платежей, российское законодательство устанавливает и некоторые другие обязательные платежи за природополь-зование[2]. Так, в соответствии со статьёй 43 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года, регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископае-

мых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Регулярные платежи не взимаются за пользование недрами для регионального геологического изучения, для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Платежи также не взимаются с пользователя недр за разведку полезных ископаемых на разрабатываемых им месторождениях. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Регулярный платеж за пользование недрами рассчитывается исходя из площади лицензионного участка. Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год. Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия. Предельные размеры ставок установлены Законом РФ «О недрах».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выб-

росы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со статьёй 16 данного Закона формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. При этом размеры платежей устанавливаются подзаконными нормативными актами. Так, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Предельные размеры и порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия определён постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Данные платежи в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О рассматриваются как платежи неналогового характера[3].

Субъекты права лесопользования вносят плату за лесопользование в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ и постановления Правительства от 19.02.2001 № 127, которым утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню[4].

Список использованной литературы:

1. Салина А.И., Налогообложение природных ресурсов, «Налоговый вестник», N 9, сентябрь 2001 г.

2. Петрунин В.В., Перспективы развития рентных платежей в сфере пользования природными ресурсами,»Налоговый вестник», N 2, февраль 2005 г.

3. Семенова О.В., Плата за загрязнение окружающей природной среды, «Налоговый вестник», N 4, апрель 2004 г.

4. Ильюшихин И.Н., Правовой режим платежей за природопользование, «Налоговый вестник», N 12, декабрь 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.