Научная статья на тему 'Налогообложение при выполнении опционного контракта как финансового инструмента срочных сделок'

Налогообложение при выполнении опционного контракта как финансового инструмента срочных сделок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1209
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СРОЧНЫХ СДЕЛОК / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Е.С.

В настоящее время действующее законодательство не всегда успевает отвечать потребностями современного бизнеса, постоянное развитие и совершенствование правоотношений между субъектами неизбежно влечет за собой формирование новых видов правоотношений, требующих детальной нормативно-правовой регламентации. Цель. Провести анализ налогообложения опционных сделок в зависимости от их видов и участников; исследовать вопросы взимания налога на при-быль организаций и налога на добавленную стоимость при совершении опционных сделок, а также применения льгот при налогообложении данных сделок. Результаты. На основании проведенного анализа установлено, что для целей налогообложения платежи по опционным договорам должны быть обоснованными, а полученную премию следует учитывать в доходах налогоплательщика, вне зависимости квалификации такой сделки как финансового инструмента. Более того, установлено, что обложению налогом на добавленную стоимость подлежит лишь часть опциона, признаваемая реализацией. Выявлена необходимость закрепления на законодательном уровне критериев отнесения опционных контрактов к сделкам, подлежащим налогообложению, с определением особенностей порядка исчисления и уплаты налога. Заключение. Раскрыты понятия и определены виды опционных сделок, приведены их новые конструкции, обусловливающие необходимость совершенствования порядка налогообложения подобных сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение при выполнении опционного контракта как финансового инструмента срочных сделок»

Е. С. Николаева. Налогообложение при выполнении опционного контракта

Key words: social norms, individual rights and freedom, individual legal responsibilities, legal status of the individual, Constitution, constitutional duties of an individual.

References

1. Theory of state and law. Lectures. Ed. by N. I. Matuzov, A. V. Malko. Saratov, SVSH Interior Ministry, 1995. 559 p. (in Russian).

2. Radko T. N. Theory of state and law. Textbook for bachelors. Moscow, Prospect Publ., 2012. 495 p. (in Russian).

3. Theory of state and law. Textbook. Total. ed. by

O. V. Martyshin. Moscow, Norma, 2007. 496 p. (in Russian).

4. Marchenko M. N. Theory of state and law. Textbook. 2nd ed., rev. and add. Moscow, T.C. Welby, Prospect Publ., 2007. 752 p. (in Russian).

5. The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948). Russian newspaper, 1995, April 5 (in Russian).

6. The Constitution of the XXI century: a comparative legal research. Ans. ed. V. E. Chirkin. Moscow, Norma, INFRA-M, 2011. 655 p. (in Russian).

7. Avakyan S. A. Constitutional law of Russia. Training course. 2nd ed., rev. and add. In 2 vol. Vol. 1. Moscow, Jurist, 2006. 864 p. (in Russian).

8. Maltsev G. V. Socialist human rights and freedoms. Moscow, Lighted., 1968. 80 p. (in Russian).

9. Kapitonova E. A. Responsibilities as an integral part of the legal status of the child. Moscow University Russian Interior Ministry, 2009, no. 5, pp. 108-111 (in Russian).

10. Barzilova Yu. V. Legal responsibilities as an element of the legal status of the person. Ed. by N. I. Matuzov. Saratov, Saratov Univ. Press, 2008. 130 p. (in Russian).

11. Veliyev D. S. System of constitutional environmental rights and duties in the Russian Federation. Ed. by V. T. Kabyshev. Moscow, DMK Press, 2009. 220 p. (in Russian).

12. Mordovets A. S. Socio-legal mechanism for ensuring human and civil rights. Ed by N. I. Matuzov. Saratov, SVSH Interior Ministry, 1996. 288 p. (in Russian).

13. Ebzeev B. S. Personality and state in Russia: mutual responsibility and constitutional duties. Moscow, Norma, 2007. 384 p. (in Russian).

14. Matuzov N. I. Actual problems of the theory of law. Saratov, Saratov State Academy of Law Publ., 2004. 512 p. (in Russian).

УДК 336.02; 336.22; 336.4; 251.72

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОПЦИОННОГО КОНТРАКТА КАК ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТА СРОЧНЫХ СДЕЛОК

Е. С. Николаева

кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права, Саратовский государственный университет Е-mail: niko_ekaterina@mail.ru

Введение. В настоящее время действующее законодательство не всегда успевает отвечать потребностями современного бизнеса, постоянное развитие и совершенствование правоотношений между субъектами неизбежно влечет за собой формирование новых видов правоотношений, требующих детальной нормативно-правовой регламентации. Цель. Провести анализ налогообложения опционных сделок в зависимости от их видов и участников; исследовать вопросы взимания налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при совершении опционных сделок, а также применения льгот при налогообложении данных сделок. Результаты. На основании проведенного анализа установлено, что для целей налогообложения платежи по опционным договорам должны быть обоснованными, а полученную премию следует учитывать в доходах налогоплательщика, вне зависимости квалификации такой сделки как финансового инструмента. Более того, установлено, что обложению налогом на добавленную стоимость подлежит лишь часть опциона, признаваемая реализацией. Выявлена необходимость закрепления на законодательном уровне критериев отнесения опционных контрактов к сделкам, подлежащим налогообложению, с определением особенностей порядка исчисления и уплаты налога. Заключение. Раскрыты понятия и определены виды опционных сделок, приведены их новые

конструкции, обусловливающие необходимость совершенствования порядка налогообложения подобных сделок.

Ключевые слова: опционный контракт, финансовые инструменты срочных сделок, налогообложение, объект налогообложения, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость.

DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-441-446

Введение

Вопрос налогообложения при совершении опционных контрактов как финансовых инструментов срочных сделок можно смело назвать малоисследованным как в кругу ученых-финан-систов, так и в правоприменительной сфере. Опционные сделки являются достаточно новым институтом гражданских правоотношений. Федеральным законом № 42-ФЗ от 8 марта 2015 г. [1] в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации [2] были внесены изменения, содержащие основные положения о таких сделках, как опцион на заключение договора и опционный

© Николаева Е. С., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4

договор. Так, в соответствии со ст. 429.2 ГК РФ в силу соглашения о предоставлении опциона на заключение договора одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом. За возможность реализовать это право нужно будет заплатить предусмотренную соглашением цену, так называемый платеж по опциону, или другое встречное предоставление права. Соответствующие договоры будут заключаться путем акцепта указанной оферты. При этом платеж по опциону не будет засчитываться сторонами как платеж по основному договору и не подлежит возврату в том случае, если оферта не будет акцептована. Согласно ст. 429.3 ГК РФ, по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий, в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество. За право заявить требование по опционному договору необходимо будет оплатить предусмотренную им цену. Таким образом, новая договорная конструкция опциона влечет за собой необходимость детальной проработки налогообложения данных сделок, а также анализ действующего налогового законодательства на предмет соответствия требованиям динамично развивающихся отношений хозяйствующих субъектов.

Цель

Целями настоящей статьи являются анализ налогообложения опционных сделок в зависимости от их видов и участников; исследование вопросов взимания налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при совершении опционных сделок, а также применения льгот при налогообложении данных сделок.

Результаты

Правовая сущность опциона на заключение договора и опционного договора в данном случае будет одинаковой: одна сторона платит за право требовать от другой стороны совершения каких-либо действий. При этом в обоих случаях имеется возможность предусмотреть в договорах особые условия, при наступлении которых у стороны возникает обязанность по исполнению обязательства.

Поскольку правовое регулирование опционов ранее отсутствовало в законодательстве и нормативное их определение появилось совсем недавно, для целей налогообложения их правовое регулирование осуществляется в соответствии со ст. 301 Налогового кодекса РФ [3].

Согласно указанной выше норме, финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» [4]. Перечень видов производных финансовых инструментов, в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты и другие, устанавливается Центральным банком Российской Федерации. В соответствии с Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 июня 2011 г. № 0308-05 [5] опционные контракты подразделяются на поставочные и расчетные. Однако в своем письме от 20 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/489 [6] Минфин РФ указывает на то, что налогоплательщик вправе с учетом требований ст. 301 НК РФ самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки, за исключением операций хеджирования, к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, опцион на заключение договора и опционный договор признаются разновидностью финансовых инструментов срочных сделок, которые представляют собой соглашения, определяющие права и обязанности сторон в отношении базисного актива или порядок взаиморасчетов между сторонами в зависимости от изменения рыночной цены на базисный актив, или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена сторонами при заключении такого соглашения.

Налогообложение опционных договоров как финансовых инструментов срочных сделок включает в себя взимание налога на прибыль, полученную организациями при их совершении, а также налога на добавленную стоимость, входящего в цену базисного актива. Следует пояснить, что под базисным активом понимается предмет срочной сделки, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие финансовые инструменты срочных сделок.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке ст. 302 и 303 НК РФ налогоплательщики обязаны учесть обо-

442

Научный отдел

Е. С. Николаева. Налогообложение при выполнении опционного контракта

снованные и документально подтвержденные расходы в виде премии, уплаченной по опционной сделке, в зависимости от того, обращается такой финансовый инструмент срочных сделок на организованном рынке или нет. При этом, учитывая положения ст. 271 и 272 НК РФ, датой признания расходов и доходов по опционной сделке в виде уплаченной или полученной премии признается дата расчетов по этой премии в соответствии с условиями заключенного контракта.

Порядок налогового учета операций с финансовыми инструментами срочных сделок при применении метода начисления установлен ст. 326 НК РФ. В соответствии с указанной статьей налогоплательщик на дату заключения сделки отражает в аналитическом учете сумму возникших требований или обязательств к контрагентам, исходя из условий сделки и условий таких требований в отношении базисного актива. Налоговая база должна быть определена им на дату исполнения срочной сделки. По сделкам, носящим длительный характер, налоговая база определяется по окончании отчетного налогового периода.

В случае, если налогоплательщик применяет учетную политику, в соответствии с которой опционная сделка не будет являться срочной сделкой, возникает вопрос с отнесением расходов по премии, уплаченной по такой опционной сделке. В данном случае при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса РФ. Расходами могут быть признаны любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, что обусловливает их обоснованность, а также подтверждены документально. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие «экономическая целесообразность» и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа

свободы экономической деятельности, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации [7], налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, если налогоплательщик определяет в своей учетной политике, что операциями с финансовыми инструментами срочных сделок признаются только расчетные срочные сделки и опционные контракты по своему содержанию предполагают их исполнение путем поставки ценных бумаг, то расходы в виде премии, уплаченной по опционному контракту, в том числе при отказе от исполнения опционного контракта, комиссионного вознаграждения, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов при условии их обоснованности и документальной подверженности.

Более того, ст. 326 НК РФ определяет порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления, согласно которой премия по опционному контракту в соответствии с соглашением сторон, независимо от его квалификации как финансового инструмента срочной сделки или как сделки с отсрочкой исполнения, признается в соответствующих доходах (расходах) единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.

При наступлении срока исполнения финансового инструмента срочной сделки налогоплательщик производит оценку требований и обязательств на дату его исполнения в соответствии с условиями ее заключения и определяет сумму доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу.

В отношении взимания налога на добавленную стоимость по опционным контрактам хотелось бы отметить, что в некоторых случаях налоговое законодательство предусматривает возможность освобождения срочных сделок от обложения НДС. Так, в частности, ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение срочных сделок от обложения НДС. Однако применительно к опционным сделкам это вовсе не означает, что все операции, совершаемые в рамках опционов, не подлежат обложению НДС. По своей струк-

Право

443

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4

туре опционная сделка состоит из двух частей: купля-продажа опционного права и совершение операции с базисным активом по заранее согласованным условиям сделки. В данном случае не будет облагаться НДС именно первая часть опционной сделки (т.е. реализация опциона). Данная позиция находит свое подтверждение в письме Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2005 № 03-04-11/336 [8]. Обложение налогом на добавленную стоимость второй части опционной сделки будет зависеть от вида самого опциона: поставочный или беспоставочный опцион.

Если опцион поставочный, то на основную часть сделки - поставку базисного актива - освобождение от обложения НДС распространяться не будет. Поэтому в данном случае порядок налогообложения опционной сделки будет зависеть от того, что именно является базисным активом опциона. Так, если им являются ценные бумаги, то обложения НДС не будет в силу ст. 149 НК РФ, в случае, если базисным активом будет являться товар, то операция по его реализации в рамках исполнения опционного контракта будет облагается НДС в общеустановленном порядке.

Беспоставочный опцион не предполагает поставки базисного актива, а значит, и не будет его реализации. По этой причине объекта обложения НДС в данном случае не возникнет. Следовательно, при получении от продавца опциона разницы между рыночной ценой на базисный актив и заранее установленной ценой у получателя будет отсутствовать обязанность по исчислению НДС.

Заключение

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что новая договорная конструкция опциона, появившаяся в гражданском законодательстве и предполагающая ее использование в виде опциона на заключение договора или опционного договора, несомненно, является положительным нововведением, которое позволит участникам современных гражданских правоотношений четко регламентировать цели и задачи опционных сделок, заключаемых ими на практике. Однако при исследовании налогообложения таких сделок было установлено, что для определения объекта налогообложения Налоговый кодекс Российской Федерации прибегает к отсылочной норме, предполагающей использование иных нормативно-правовых актов, не отвечающих на сегодняшний день требованиям детального регламентирования сложившихся отношений. Так, финансовым инструментом срочных сделок признается опционный договор. Однако, согласно гражданскому законода-

тельству, различаются опцион на заключение договора и опционный договор. Во избежание возникновения правовых проблем, выразившихся в образовании пробела в законодательстве, считается целесообразным закрепить в Налоговом кодексе РФ четкое указание на отнесение опциона на заключение договора и опционного договора к финансовым инструментам срочных сделок, а также дать прямое указание на единообразие их налогообложения при взимании налога на прибыль организаций, что позволит более четко определить объект налогообложения при совершении таких сделок. Более того, представляется обоснованным закрепить в ст. 149 НК РФ освобождение от уплаты НДС предмета опциона на заключение договора, так как им является намерение сторон совершить сделку в будущем и не может быть признано объектом обложения. Данные изменения, в частности, позволят более четко регулировать отношения налогообложения опционных договоров и будут способствовать совершенствованию российской налоговой системы в целом.

Список литературы

1. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации : федер. закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 10, ст. 1412.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301 ; 2015. № 29 (ч. I), ст. 4394.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340 ; 2015. № 29 (ч. I), ст. 4358.

4. О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1918 ; 2015. № 29 (ч. I), ст. 4357.

5. О налогообложении премии, выплачиваемой иностранной организации по опционному контракту в результате осуществления операций с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг : письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 июня 2011 г. № 03-0805 (Текст письма опубликован не был). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Вопрос: Вправе ли организация в целях налога на прибыль учесть расходы на выплату опционной премии и комиссионного вознаграждения по опционным соглашениям на покупку акций в прочих расходах при отказе от приобретения акций по указанным соглашениям, если согласно учетной политике положения ст. ст. 301-305 и 326 НК РФ применяются

444

Научный отдел

Е. С. Николаева. Налогообложение при выполнении опционного контракта

только в отношении расчетных срочных сделок : письмо Минфина России от 20.09.2012 № 03-03-06/1/489 (Текст письма опубликован не был). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от

30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от

21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

8. Вопрос: Организация собирается сдавать в аренду торговые места в строящемся здании торгового центра. До получения права собственности на это здание организация продает будущим арендаторам опцион на право заключения договора аренды торгового места (договор, в соответствии с которым арендатор приобретает право на заключение в будущем договора аренды с фиксированной арендной платой). Будут ли облагаться НДС операции по реализации опциона : письмо Минфина РФ от 29.12.2005 № 03-04-11/336 (Текст письма опубликован не был). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Taxation in the Perfomance Options Contracts as Financial Instruments of Futures Contracts

E. S. Nikolaeva

Saratov State University,

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: niko_ekaterina@mail.ru

Introduction. At present the legislation does not always have time to respond to the needs of modern business, the constant development and improvement of relations between subjects necessarily entails the formation of new types of relations, requiring detailed legal regulation. Purpose. Analyze the taxation of option transactions, depending on their types and participants. To investigate the levying of tax on profit of organizations and tax on added value when executing option transactions, as well as the use of incentives in the taxation of these transactions. Results. Based on carried out analysis it is established that for tax purposes payments on option contracts must be reasonable, and the award be included in the income of a taxpayer, regardless of the qualification of such transaction as a financial instrument. Moreover, it is established that the levying of value added tax shall be only part of an option recognized by the implementation. Identified the need to consolidate at the legislative level the criteria of option contracts for transactions subject to taxation, with the definition of the procedure for calculating and paying tax. Conclusion. Reveals the notion and the kinds of option transactions, are shown their new designs, causing the need for improving the tax treatment of such transactions.

Key words: option contract, financial instruments of term transactions, taxation, object of taxation, corporate income tax, value added tax.

References

1. O vnesenii izmenenii v chast’ pervuiu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii: federal’nyj zakon ot

08.03.2015 № 42-FZ [On amendments to part one of

the Civil code of the Russian Federation. Federal law of 08.03.2015 № 42-FZ]. Sobranie zakonodatel’stvaRF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2015, no. 10, art. 1412.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Chast’ per-vaja ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 13.07.2015) [Civil code of the Russian Federation. Part one of 30.11.1994 № 51-FZ (an edition of 13.07.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1994, no. 32, art. 3301; 2015, no. 29 (pt. I), art. 4394.

3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chast’ vtoraja ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 13.07.2015) [Tax code of the Russian Federation. Part second of 05.08.2000 № 117-FZ (an edition of 13.07.2015)]. Sobranie zakonodatel ’stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2000, no. 32, art. 3340; 2015, no. 29 (pt. I), art. 4358.

4. O rynke tsennykh bumag: federal’nyj zakon ot 22.04.1996 № 39-FZ (red. ot 13.07.2015) [On the securities market. Federal law of 22.04.1996 № 39-FZ (an edition of 13.07.2015)]. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of laws of the Russian Federation], 1996, no. 17, art. 1918; 2015, no. 29 (pt. I), art. 4357.

5. O nalogooblozhenii premii, vyplachivaemoi inostran-noj organizatcii po optsionnomu kontraktu v rezul’tate osushchestvlenija operatsii s finansovymi instrumentami srochnykh sdelok, ne obrashchaiushchimisja na organi-zovannom rynke tsennykh bumag: pis’mo Departamenta nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki Minfina RF ot 23 iiunia 2011 g. № 03-08-05 [On the taxation of premiums paid to a foreign organization for option contract in transactions with financial instruments of term transactions not traded on organized market of securities. Letter of the Department of tax and customs tariff policy of the Ministry of Finance of the Russian Federation of June 23, 2011 № 03-08-05 (The text of the letter wasn’t published)]. ATP «Consultant» [electronic resource].

6. Vopros: Vprave li organizatsiia v tseliakh naloga na pribyl’ uchest’ raskhody na vyplatu optsionnoi premii i komissionnogo voznagrazhdeniia po optsionnym so-glasheniiam na pokupku aktsii v prochikh raskhodakh pri otkaze ot priobreteniia aktsii po ukazannym sogla-sheniiam, esli soglasno uchetnoi politike polozheniia st. st. 301-305 i 326 NK RF primeniaiutsia tol’ko v otnoshenii raschetnykh srochnykh sdelok: pis’mo Min-fina Rossii ot 20.09.2012 № 03-03-06/1/489 [Question: The right institution for the purposes of income tax to take into account the expenses on payment of the option premium plus a Commission fee on option agreements for the purchase of shares in other expenses in case of refusal of acquisition of shares under the said agreements, if the accounting policy according to the provisions of articles 301-305 and 326 of the tax code apply only to the current term transaction. Letter of the Ministry of Finance of Russia of20.09.2012 № 03-03-06/1/489 (The text of the letter wasn’t published)]. ATP «Consultant» [electronic resource].

7. Konstituciia Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) (s uchetom popravok, vne-

Право

445

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4

sennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitucii RF ot

30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot

05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, of

21.07.2014 №. 11-FCZ)]. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398.

8. Vopros: Organizatsiia sobiraetsia sdavat’ v arendu tor-govye mesta v stroiashchemsia zdanii torgovogo tsentra. Do polucheniia prava sobstvennosti na eto zdanie orga-nizatsiia prodaet budushchim arendatoram optsion na pravo zakliucheniia dogovora arendy torgovogo mesta

(dogovor, v sootvetstvii s kotorym arendator priobretaet pravo na zakliuchenie v budushchem dogovora arendy s fiksirovannoi arendnoi platoi). Budut li oblagat’sia NDS operatsii po realizatsii optsiona: pis’mo Minfina RF ot 29.12.2005 № 03-04-11/336 (Question: The Organisation plans to lease retail premises in a newly built shopping center. Before obtaining ownership of this building sell future tenants the option for the right to conclude lease agreements for commercial spaces (contract, whereby the lessee acquires the right to conclude in the future a lease agreement with fixed rent). Will be subject to VAT transactions for the sale of the option. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 29.12.2005 № 03-04-11/336 (The text of the letter wasn’t published)). ATP «Consultant» [electronic resource].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 342.843.32

СОДЕРЖАНИЕ ТАЙНЫ ГОЛОСОВАНИЯ

КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНФОРМАЦИИ

В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Д. А. Кравец

аспирант кафедры конституционного и муниципального права,

Саратовский государственный университет E-mail: dariakr2004@mail.ru

Введение. Исследование содержания тайного голосования невозможно без определения понятия «тайна голосования». В законодательстве Российской Федерации общеправовое понятие «тайна» не закреплено, в связи с чем в правовой литературе встречается два основных подхода к указанному понятию: тайна как информация и тайна как правовой режим информации. Цель. Основная цель состоит в анализе тайного голосования как правового режима информации. Результаты. В связи с отсутствием законодательного закрепления понятия «правовой режим информации» для его исследования изучены понятия «информация» и «правовой режим». На основе анализа основных элементов правового режима информации сделан вывод о том, что все они присущи тайне голосования. Заключение. Сделаны выводы о содержании тайны голосования, на основании чего определена ценность скрываемых сведений. Ключевые слова: правовое понятие «тайна», информация, тайна голосования, информация ограниченного доступа, правовой режим информации.

DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-446-451

Введение

В современном мире информация вне зависимости от сферы ее распространения играет чрезвычайно важную роль для человека. В XXI в. информация, являясь значимой как для каждого индивида, так и для общества и государства в целом, приобретает глобальный характер. Любой человек может искать, получать, передавать и

распространять информацию любыми законными способами.

Однако в некоторых случаях информация в силу особенностей и значимости ее содержания не может быть доступна любому человеку. Для нее предусматривается ограниченный круг субъектов, которым она доступна в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, к информации ограниченного доступа относятся тайны. Важно отметить, что понятие «тайна» не закреплено в российском законодательстве, что, в свою очередь, привело к отсутствию единого подхода к данному понятию в науке.

С правовой точки зрения наиболее верным является определение А. Н. Прокопенко и А. А. Дрога: «... тайна - это охраняемая государством конфиденциальная информация, незаконное получение, разглашение, использование которой создает угрозу нанесения вреда правам и законным интересам граждан, общества, государства и влечет за собой привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1, с. 102].

Цель

Основная цель состоит в анализе тайного голосования как правового режима информации.

©4 Кравец Д. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.